Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ЦВЕТА И ЕГО РОЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ'

ПОНЯТИЕ ЦВЕТА И ЕГО РОЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
ЦВЕТ / СВЕТ / АРХИТЕКТУРА / ДИЗАЙН / НАУКА / ПОСТРОЙКА / ФАСАД / АРХИТЕКТОР / ДИЗАЙНЕР / COLOR / LIGHT / ARCHITECTURE / DESIGN / SCIENCE / CONSTRUCTION / FACADE / ARCHITECT / DESIGNER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Адигамова З. С., Грушина Е. И., Аубакирова Э. А.

Вопрос о цветовых решениях всегда волновал ученых и философов всех времен и народов на протяжении столетий. Человеку всегда хотелось сделать место, в котором он обитает, более уютным и эстетически приятным. Мы проанализировали то, как менялось представление о цвете, как об инструменте в строительстве, в процессе истории. Проанализированы взгляды, мнения и трактовки ученых и философов, влияние цвета на население городов и стран. В статье также представлены современные научные исследования о понятии цвета и его влиянии на организм человека и его настроение. Данный вопрос и по сей день является актуальным в связи с совершенствованием цветовых решений в сфере строительства. С помощью новых исследований проектирование домов изменилось в лучшую сторону, подбираются лучшие сочетания цветов на фасаде, серых и тусклых домов все меньше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR CONCEPT AND ITS ROLE IN ARCHITECTURE

The question of color solutions has always worried scholars and philosophers of all ages and nations for centuries. Man has always wanted to make the place in which he lives more comfortable and aesthetically pleasing. We analyzed how the idea of color changed, as a tool in construction, in the process of history. The views, opinions and interpretations of scientists and philosophers, the effect of color on the population of cities and countries are analyzed. The article also presents modern scientific research on the concept of color and its effect on the human body and its mood. This question to this day is relevant in connection with the improvement of color solutions in the field of construction. With the help of new research, the design of houses has changed for the better; the best color combinations on the facade are selected; gray and dull houses are getting smaller.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ЦВЕТА И ЕГО РОЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ»

УДК 72.017.4

ПОНЯТИЕ ЦВЕТА И ЕГО РОЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ

Адигамова З.С., кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой архитектуры, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: a3c@inbox.ru

Грушина Е.И., студент, направление подготовки 08.03.01 Строительство, Оренбургский государственный

университет, Оренбург

e-mail: ekaterina436grushina@mail.ru

Аубакирова Э.А., студент, направление подготовки 08.03.01 Строительство, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: aubakirovaelen@mail.ru

Аннотация. Вопрос о цветовых решениях всегда волновал ученых и философов всех времен и народов на протяжении столетий. Человеку всегда хотелось сделать место, в котором он обитает, более уютным и эстетически приятным. Мы проанализировали то, как менялось представление о цвете, как об инструменте в строительстве, в процессе истории. Проанализированы взгляды, мнения и трактовки ученых и философов, влияние цвета на население городов и стран. В статье также представлены современные научные исследования о понятии цвета и его влиянии на организм человека и его настроение. Данный вопрос и по сей день является актуальным в связи с совершенствованием цветовых решений в сфере строительства. С помощью новых исследований проектирование домов изменилось в лучшую сторону, подбираются лучшие сочетания цветов на фасаде, серых и тусклых домов все меньше.

Ключевые слова: цвет, свет, архитектура, дизайн, наука, постройка, фасад, архитектор, дизайнер.

COLOR CONCEPT AND ITS ROLE IN ARCHITECTURE

Adigamova Z.S., Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Architecture, Orenburg State University, Orenburg e-mail: a3c@inbox.ru

Grushina E.I., student, training direction 08.03.01 Construction, Orenburg State University, Orenburg e-mail: ekaterina436grushina@mail.ru

Aubakirova E.A., student, training direction 08.03.01 Construction, Orenburg State University, Orenburg e-mail: aubakirovaelen@mail.ru

Abstract. The question of color solutions has always worried scholars and philosophers of all ages and nations for centuries. Man has always wanted to make the place in which he lives more comfortable and aesthetically pleasing. We analyzed how the idea of color changed, as a tool in construction, in the process of history. The views, opinions and interpretations of scientists and philosophers, the effect of color on the population of cities and countries are analyzed. The article also presents modern scientific research on the concept of color and its effect on the human body and its mood. This question to this day is relevant in connection with the improvement of color solutions in the field of construction. With the help of new research, the design of houses has changedfor the better; the best color combinations on the facade are selected; gray and dull houses are getting smaller. Keywords: color, light, architecture, design, science, construction, facade, architect, designer.

В организации пространства цвет является ведущим компонентом. С одной стороны он решает функциональные задачи, с другой является средством эстетического, художественного воздействия на человека, способствует развитию гармонии в организации социума. Умело управляясь свойствами цвета можно открыть в нём удивительные способности, такие как: психическое воздействие

на людей, эстетическая роль в архитектуре и так далее.

Противопоставляя свет и тьму, белое и черное, философы античной Греции классифицировали цвета, выделяли главные и производные. Демокрит утверждал, что цвета состоят из атомов, которые сами по себе бесцветны. Аристотель считал, что свет - это эфир, то есть подвижное состояние про-

ШАГ В НАУКУ

4, 2019

зрачной среды. Она приводится в движение некоторым «огнем». Этот «огонь» и есть цвет.

Философия цвета Ренессанса вобрала в себя опыт прошедших веков. Из литературы эпохи Возрождения нам понятно, что все теоретики того времени, такие как, Л. Б. Альберти, Леонардо да Винчи, Д. Вазари, отводили главную роль рисунку и композиции, тогда как цвет уходил на второй план.

И. Ньютон стал основоположником физической науки о цвете. Он утверждал органическое единство света и цвета, их физическое тождество. К единому мнению о природе цвета до сих пор не могут прийти учёные всего мира. По мнению И. В. Гете, цвет объективно существует в природе. Им было сделано очень важное открытие, которым до сих пор пользуются все дизайнеры и архитекторы - цветовой круг. Он имеет огромное научное и прикладное значение. И. Ньютон же, исследовав цвет, утверждал, что существует только белый цвет, а остальные являются реакциями наших глаз на определенную длину волны [1].

С основание первых цивилизаций, цвет использовали не только в качестве убранства, но для выражения культурного и политического устройства города. Центры городов в античном полисе выделяли белым цветов, на фоне коричнево-красной застройки, что говорило о «прозрачности» политических решений. Так же в средневековых городах цвет перебрался с улиц во внутренний «мир» домов. С этого момента и вплоть до ХХ века, он оставался инструментом интерьера.

Городская палитра домов шла по пути наименьшего сопротивления. Дома оставались либо в своем натуральном виде, либо выкрашивались в светлые тона.

В XVII-XVIII веках в Дрездене, Риме, Турине, Париже и даже в Санкт-Петербурге были утверждены первые проекты цветовой организации города комиссией по каменному строительству в качестве закрепления тенденции сохранения и поддержания сложившейся гаммы. Только остров Бурано ожет похвастаться красочной архитектурой в те времена. Причиной тому служили моряки, которые раскрашивали дома, чтобы не потерять направление во время тумана.

В мусульманской культуре дела обстояли по-другому. Цвет изначально был важным элементом убранств, так как здесь играет роль религиозный запрет на изображение людей и животных, как в живописи, так и в скульптуре.

Первым, кто вынес цвет на фасад, стал А. Гауди. Теперь наступила эпоха модернисткой архитектуры - на первый план встали лаконичность и строгость форм, работа со светом и фактурой.

Раз за разом, постройка за постройкой, цвет перемещался с внутренних пространств на фасады зданий. Хорошим примером тому стала жилая

единица Ле Корбюзье 1952 года. В бетонном семнадцатиэтажном комплексе на 337 квартир, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого жителя, боковые стенки балконов были выкрашены в различные цвета.

Книга «Язык архитектуры постмодернизма», написанная в 1997 году Ч. Дженксом, стала началом новой эпохи. В этом же году в Париже появился Центр Дж. Помпиду - это стеклянный и современный параллелепипед Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса. Особенное в нем то, что все технические конструкции оказались снаружи здания. Конструктивное решение было таковым, что все арматурные соединения были выкрашены в белый, вентиляционные трубы - синим, водопроводные - зелёным, электропроводка - жёлтым, а эскалаторы и лифты -красным. Таким образом, цвет стал полноценным участником архитектурного процесса.

Основой зданий, построенных Ф. Хундертвас-сером, являются спиралевидные формы, «танцующие» стены и купола. В своих модернистских сооружениях он делал акцент не только на фигуры, но и на необычные цвета.

У А. Росси было свое мнение в градостроительстве. Он считал, что здание в первую очередь должно грамотно вписываться в «ткань» города. Поэтому всю смысловую нагрузку он переносил на фасады сооружений. Эту идею можно увидеть в здании газетного комплекса 1996 года, который стал комбинацией ярких цветов и классических форм.

В споре о внешнем виде городов рождались различные группировки, например, «Мемфис» 1981 года. Ее представитель Э. Соттсас считал цвет первичным элементом. От «разноцветной анархии» студии дизайнера осталась только цветовое зонирование и игровая эстетика.

Другой «лагерь» представляли деконструкти-висты. Их главным инструментом были гипертрофированные формы. Но как же цвет? О нем они тоже не забывали. Например, Бернар Чуми в своих постройках часто использовал красны цвет. Другой же представитель - Фрэнк Гери, поразил своим пластическим решением и богатой цветовой палитрой жителей Панамы в Вютшео. Здание покрыто пластинами желтого, зеленого, красного и синего цветов.

По всему миру в ХХ-ХХ! веках стали иметь популярность проекты, направленные на улучшение качества жизни людей. В Албании и Польше бедные районы были перекрашены в цветные кварталы. Коридоры Треллик Тауэр, построенного Эрно Гол-дфингером в 1972 году, выкрасили в желтый цвет. А в Мальме форму центрифуги с разноцветными перемычками приняло отделение реанимации, травматологии и инфекционных заболеваний [3-4].

В СССР дела шли иначе. Палитра города оставалась нейтральной. Отсутствие цвета в дизайнах

зданий имело значение стабильности и долговечности государства. Но в конце ХХ века архитектуре, все-таки, появились краски, только вот неумело. Бирюзовые, розовые и «кукольные» оттенки домов комплекса «Красные холмы» или же наоборот ярко-красное Дом-яйцо говорили о поисках новых русских дизайнеров [4].

По-другому цвет ворвался в многоэтажные постройки городов. Чтобы люди не путались в подъездах, дома раскрашивали во все цвета радуги, что только раздражало жителей. Сегодня цвет требует более обдуманного использования.

Но стоит заметить, что есть и удачные примеры. Жилой комплекс комфорт-класса «Северная палитра» в Санкт-Петербурге или же станция метро «Румянцево» в Москве [5].

Сегодня цвет - это не просто сопутствующий элемент архитектуры. Он самостоятельная единица, которая может изменить среду в лучшую сторону. Мы эмоционально зависимы от цветовой гаммы, окружающей нас. Использование цвета является одной из сложных и многогранных проблем в архитектуре. Требуются совместные усилия архитекторов, ученых, художников, так как потребности современного человека в цвете велики, подобно движению и развитию. Формообразующее действие цвета в архитектуре многообразно - это видоизменение геометрического вида и размеров сооружения, гармонизации цветового чередования его фрагментов, создание эмоционально-символического образа.

Литература

1. Потокина Т. М. Понятие цвета и роль в архитектуре // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 77-79.

2. Николаев И. С. Профессия архитектора // Стройиздат. - 1984. - № 63. - С. 384.

3. Стригалев А. А. Архитектурная полихромия в условиях типизации и стандартизации строительства // Стройиздат. - 1958. - № 3. - С. 97-111.

4. Щепляхина Т. В. Цвет в современной архитектуре. Влияние цвета на форму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/construction/00291627_0.html (дата обращения: 25.04. 2019).

5. Федорова Н. В. Известный архитектор Сергей Чобан рассказал о проблемах современной архитектуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dp.rU/a/2019/06/14/Akcii_vverh_Ка^^шрюш

(дата обращения: 25.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.