Научная статья на тему 'Цвет в архитектуре'

Цвет в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1733
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / COLOR / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА / ДИЗАЙН / DESIGN / ЦВЕТОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ / COLOR CONCEPTS / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА / COLOR INFLUENCE / USE OF COLOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальник Т.С., Жукова Л.Г.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме цвета в архитектуре. В ней представлены цветовые концепции разных времен, начиная с самых начальных этапов применения цвета и заканчивая современностью. Выявлены тенденции цветовых решений и конечно же рассмотрен вопрос о влиянии цвета на ощущение человека и восприятия окружающего мира в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR IN ARCHITECTURE

The article is devoted to the current problem of color in architecture. It presents color concepts of different times, starting from the very first stages of the application of color and ending with modernity. Tendencies of color solutions are revealed and, of course, the question of the influence of color on a person's perception and perception of the world as a whole is examined.

Текст научной работы на тему «Цвет в архитектуре»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / THEORY AND HISTORY OF ARCHITECTURE, RESTORATION AND RECONSTRUCTION OF HISTORICAL AND ARCHITECTURAL HERITAGE

DOI: https://doi.org/10.18454/mca.2018.10.5 Сальник Т.С.1, Жукова Л.Г.2

12Магистр,

Российский университет дружбы народов (РУДН) ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме цвета в архитектуре. В ней представлены цветовые концепции разных времен, начиная с самых начальных этапов применения цвета и заканчивая современностью. Выявлены тенденции цветовых решений и конечно же рассмотрен вопрос о влиянии цвета на ощущение человека и восприятия окружающего мира в целом.

Ключевые слова: цвет, архитектура, влияние цвета, дизайн, цветовые концепции, использование цвета.

Salnik T.S.1, Zhukova L.G.2

12Graduate student, Peoples Friendship University of Russia (RUDN University)

COLOR IN ARCHITECTURE

Abstract

The article is devoted to the current problem of color in architecture. It presents color concepts of different times, starting from the very first stages of the application of color and ending with modernity. Tendencies of color solutions are revealed and, of course, the question of the influence of color on a person's perception and perception of the world as a whole is examined.

Keywords: color, architecture, color influence, design, color concepts, use of color.

Email авторов / Author email: archss@mail.ru, lubochka_93@mail.ru

Что необходимо для хорошего использования цвета в архитектуре? Многие люди говорят, что выбор цвета -это просто вопрос вкуса, а это значит, что каждый одинаково квалифицирован, чтобы выражать и практиковать свои взгляды на цвет. Другие настаивают на необходимости художественного мастерства и утверждают, что цвет может быть выражен только в поэтической манере. Но цвет в архитектуре всегда имел особое значение как при строительстве отдельных зданий, так и при создании целостного архитектурного образа кварталов и городов.

С точки зрения психологии он используется для того, чтобы влиять на нас через наше поведение и настроение, заставляя нас двигаться быстрее или медленнее, чувствовать себя более расслабленно, есть больше, повышать производительность и даже тратить больше.

Цвет обычно является второстепенным аспектом архитектуры, но в XIX и в начале XX века он стал явным вопросом дебатов, вдохновленных экспериментами ученых и подпитываемых тесным взаимодействием между художественными и архитектурными авангардами.

В широком смысле, истоки современного цвета лежат в девятнадцатом веке с неуклонным совершенствованием научных теорий цветового восприятия и замечательной разработкой технологий для создания новых цветов и красочных материалов. Предыдущие цветовые практики были сформированы ограниченной палитрой доступных цветов и ограничены более медленными темпами инноваций и роста. Новые возможности были встречены на разных фронтах и включали в себя обратную связь между художниками, учеными и производителями. Революция в современной живописи - от Тернера до импрессионистов, нео-импрессионистов, Сезанна, кубизма и т. д. -непосредственно зависела от их чтения новых теорий визуального восприятия и их встречи с новыми цветами и приемами цветового производства.

Архитекторы участвовали в собственных экспериментах, начиная с монохромного спора 1830-х годов, они изучали цветовые эффекты и методы в проектах через «век цвета». Однако архитекторам не хватает явной цветовой палитры, используемой художниками, которая не только предоставляет физическое полотно для смесей и селекций краски, но и концептуальное пространство, независимо от живописи, где можно рассмотреть логику цвета. Как Витгенштейн проницательно наблюдал в своих усилиях по расшифровке современного теоретизирования цвета: «Мы не хотим устанавливать теорию цвета (ни физиологическую, ни психологическую), а скорее логику цветовых концепций. И это делает то, что люди часто несправедливо ожидали от теории».

Цветовые концепции формируются многими факторами: от запоминающихся цветовых различий, определяемых визуальным восприятием, до специфики материального производства, климата, географического положения и культуры, в том числе конкретную динамику коммерческих рынков и культурную эволюцию. Документирование такого разнообразия может быть сложным, но для архитектуры оно начинается с изучения взаимосвязи между формой и цветом.

В современном обществе роль архитекторов и дизайнеров в создании комфортных условий становится все более важной, поскольку города становятся переполненными, и мы тратим еще меньше времени на контакт с природой. Они часто могут напрямую влиять на жизнь миллионов людей каждый день по цвету, который они делают.

Понимание силы цвета и долгосрочных эффектов для тех, кто использует пространство, становится все более важным. Цветовой тон, комбинация, пропорция и размещение являются ключевыми в любом проекте как с точки зрения, так и с учетом общего влияния на поведение человека. Даже при использовании правильного цвета, но неправильным тоном, вы можете получить отрицательные эффекты.

В некоторых странах мы уже достигли точки погружения, где больше людей живет в городах, чем в сельской местности. В настоящее время мы переходим от сельского образа жизни к городскому, и к 2050 году это станет глобальным явлением. Роль архитекторов и дизайнеров в оказании помощи здоровью и благополучию мирового населения будет более важной и жизненно важной, поэтому текущие исследования цвета имеют важное значение.И мы несем ответственность за это.

Особенно в последние одиннадцать десятилетий эмпирические наблюдения и научные исследования доказали, что реакция человека и окружающей среды в архитектурной среде составляет большой процент, основанный на чувственном восприятии цвета. Эти исследования включают в себя дисциплины психологии, архитектурной психологии, цветовой психологии, нейропсихологии, визуальной эргономики, психосоматики и т. д. Короче говоря, это подтверждает, что реакция человека на цвет является полной - она влияет на нас психологически и физиологически.

Американский писатель Фабер Биррен, считавшийся отцом прикладной цветной психологии (создателем цветов OSHA) и первым в профессии цветного консультанта в 1936 году, провозгласил: «Изучение цвета - это, по сути, психическая и психологическая наука, на этот раз цвет сам по себе относится к ощущению».

Цвет - это чувственное восприятие, и, как и любое чувственное восприятие, он имеет эффекты, которые являются символическими, ассоциативными, синестетическими и эмоциональными. Эта очевидная логика доказана научным исследованием. Потому что тело и ум - это одна сущность, нейропсихологические аспекты, психосоматические эффекты, визуальная эргономика и психологические эффекты цвета - это компоненты эргономики цвета. Поэтому архитекторы и дизайнеры должны решать такую важную задачу как - создание наилучших условий для благополучия человека. Это имеет огромное значение для медицинскихи психиатрических учреждений, офисов, промышленных и производственных предприятий, учебных заведений, домов для престарелых, исправительных учреждений и т. д. Каждый из них имеет разные области задач и функций.

Например, так пастельно-желтая гамма создает впечатление солнечной, дружелюбной, мягкой обстановки. Ощущение во внутреннем пространстве стимулирует, обеспечивает яркость, уют.

Красный цвет возбуждает, страстно, провокационно, огненно, агрессивно. Ощущение в интерьере - агрессивное, продвигающееся, доминирующее.

Зеленый цвет балансирует, он естественный, спокойный с ощущением простоты, безопасности, баланса.

Белый цвет выражает открытость, обширную, нейтральную, стерильную обстановку. Ощущения представляются чистотой, стерильностью, пустотой и нерешительностью.

Очевидно, что это очень маленький пример, поскольку все цвета меняют свой характер, когда они изменяются по коэффициенту яркости (от света до темноты) и насыщению.

Кроме того, цвет часто используется для упорядочения здания в целом. Примером такого подхода является раскрашивание колонн на многоэтажной парковке в разные цвета, например, в красный цвет на одном этаже и синий -на другом, что позволяет водителям легче запомнить, где они припарковали автомобиль. Цвет часто используется таким же образом в общественных зданиях, где бывает много посетителей, которым необходимо найти правильный путь.

Но все же самый главный и распространенный способ использования цвета в архитектуре - это все же его использование не в качестве указательного элемента, а для обеспечения необходимой атмосферы и комфорта.

Частым использованием цвета и формы пользуются разные компании и фирмы, чтобы подчеркнуть свою тождественность и свою продукцию. Ярким примером этого является фасад «дышащего здания» в Милане, для которого была предоставлена система, поддерживающая цветную «кожу». Необычный, чувствительный к климату фасад является архитектурным эквивалентом «дышащей подошвы» обуви бренда Geox.

Кажется, существует неписаное, но подразумеваемое правило использования цвета в архитектуре: чем больше посетителей в определенном здании или месте, тем более интенсивным будут цвета. Так в среде, где большинство людей бывают чаще, но меньше по пребыванию - цвета зачастую являются более яркими (ресепшн), чем в среде, где люди проводят длительное время (кабинет в офисе).

Тенденция придания цвета искусственно созданной среде заметна повсюду. Сколько красных, синих или зеленый зданий могло быть найдено 20 лет назад и сколько их в наши дни? Количество таких зданий резко возросло.

Как-то Черчилль сказал: «Мы формируем наш дом, затем он формирует нас». Другими словами, привнося форму и цвет в создаваемую нами среду, мы привносим цвет и форму в нашу жизнь.

Подводя итог, можно сделать вывод, что цвет является неотъемлемым элементом нашего мира, не только в естественной среде, но и в искусственной, архитектурной среде. Цвет всегда играл роль в эволюционном процессе человека. Окружающая среда и ее цвета воспринимаются, и мозг обрабатывает и судит то, что он воспринимает на объективной и субъективной основе. Психологическое влияние, общение, информация и воздействие на психику являются аспектами наших процессов восприятия. Следовательно, цели цветового дизайна в архитектурном пространстве относятся не только к оформлению.

Список литературы / References

1. Джачинта Жан.Век современного цвета в архитектуре / Сохранение цвета в архитектуре 20-го века. -Ред. Лугано: SUPSI, 2013;

2. Потокина Т. М. Понятие цвета и его роль в архитектуре / философские проблемы культуры - 2009. - №1(9). -С. 77-79;

3. Мельнык У. В. Цвет в дизайне городской среды / Вестник славянских культур. - 2013. - С. 86-89;

4. Рыбников Ю.В., Кулага И.В. Архитектурная колористика / Цвет в интерьере. -Кострома: КГСХА, 2007;

5. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство / Ред. - Стройиздат, 1973. - С. 49-56;

6. Ефимов А.В. Цвет в архитектуре и градостроительстве. - Москва, 1981;

7. Габайдулина, С. Цвет как психологическая характеристика городской среды / С. Габайдулина //Колористика города: мат-лы междунар. семинара: - М., 1990. - Т. 1. - С. 175 - 160.;

8. Михайлов С. Кулеева Л. Основы дизайна: Учебник для специальности «Дизайн архитектурной среды», -Казань: «Новое Знание», 1999;

9. «Архитектура, строительство, дизайн» [электронный ресурс; режим доступа]: http://www.archjournal.ru;

10. «Использование цвета в архитектуре» [Электронный ресурс; режим доступа]: https://vitex.in.ua/post/ispolzovanie-cveta-v-arxitekture.html

Список литературы на английском языке / References in English

1. J. Jachinta Vek sovremennogo tsveta v arkhitekture [Modern Color in Architecture] / Preserving color in architecture of 20th century. - Ed. Lugano: SUPSI, 2013; [In Russian]

2. Potokina T.M. Ponyatiye tsveta i yego rol' v arkhitekture / filosofskiye problemy kul'tury [Concept of Color and Its Role in Architecture] / Philosophical problems of culture - 2009. - No. 1 (9). - P. 77-79; [In Russian]

3. Melnyk U.V. Tsvet v dizayne gorodskoy sredy / Vestnik slavyanskikh kul'tur. [Color in Design of Urban Environment] / Bulletin of Slavic cultures. - 2013. - P. 86-89; [In Russian]

4. Rybnikov Yu.V. Arkhitekturnaya koloristika [Architectural color] / Color in the interior. - Kostroma: KGSHA, 2007; [In Russian]

5. Freling G., Auer K. Chelovek - tsvet - prostranstvo [Man - Color - Space] / Ed. - Stroyizdat, 1973. - S. 49-56; [In Russian]

6. Efimov A.V. Tsvet v arkhitekture i gradostroitel'stv [Color in Architecture and Urban Planning]. - Moscow, 1981; [In Russian]

7. Gabaydulina, S. Tsvet kak psikhologicheskaya kharakteristika gorodskoy sredy [Color as Psychological Characteristic of Urban Environment] / S. Gabaidulina // Colonistics of the city: materials of the international. seminar - M., 1990. - V. 1. -P. 175 - 160 p.; [In Russian]

8. Mikhailov S. Kuleyeva L. Osnovy dizayna: Uchebnik dlya spetsial'nosti «Dizayn arkhitekturnoy sredy» [Fundamentals of Design: Textbook for Architectural Environment Design Specialty] - Kazan: "New Knowledge", 1999; [In Russian]

9. Arkhitektura, stroitel'stvo, dizayn [Architecture, construction, design] [electronic resource; mode of access]: http://www.archjournal.ru; [In Russian]

10. Ispol'zovaniye tsveta v arkhitekture [Use of Color in Architecture] [Electronic resource; mode of access]: https://vitex.in.ua/post/ispolzovanie-cveta-v-arxitekture.html [In Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.