Логистическая стратегия
ПОНЯТИЕ «ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ»
В ЛОГИСТИКЕ
П. А. ШУТОВА,
ассистент кафедры «Экономика, управление и логистика» E-mail: [email protected] Камская государственная инженерно-экономическая академия
Развитие логистики и управления цепями поставок в современных условиях, охватывающих организации разной отраслевой принадлежности, способствовало системному и комплексному изучению такой экономической категории, как трансакционные издержки в логистике. Несмотря на изученность определенного ряда вопросов, на сегодняшний день не имеется стройной научной теории трансакционных издержек в логистике. В статье проанализированы имеющиеся на сегодняшний день дефиниции понятия «трансакционные издержки» и предложено новое определение, отвечающее требованиям современного развития интегрированной логистики и управления цепями поставок.
Ключевые слова: трансакционный, издержки, логистический, затраты, логистика, управление, цепь поставок.
Актуальность исследования. Трансакционные издержки очень важны в логистической цепи поставок, т. к. оказывают влияние на управление материальным потоком и сопутствующими ему информационными и финансовыми потоками. Трансакционные издержки возникают в различных видах деятельности, поддерживающих логистический процесс.
По данным экспертов, доля логистических издержек на управление материальными потоками в мировой торговле в среднем составляет 11,7 % от валового национального продукта. В соответствии с этим показателем современный объем рынка логистических услуг в России с определенной долей погрешности можно оценить на уровне 100—120 млрд долл. США.
Более конкретно представить сегодняшнюю ситуацию с логистическими издержками и входящими в них трансакционными помогают следую-
щие цифры и факты. В табл. 1 и 2 представлен расчет логистических затрат на примере предприятий Республики Татарстан.
Расчет логистических затрат, представленных в табл. 1 и 2, показывает, что логистические затраты занимают немалую долю в структуре себестоимости продукции. Анализ с учетом оценки западных экспертов приводит к выводу, что удельный вес трансакционных издержек в совокупности затрат фирмы составляет на традиционных рынках от 1,5 до 5 %, а при выходе на новые рынки сбыта может увеличиваться до 10—15 %. Большое влияние на состав и структуру трансакционных издержек оказывают особенности рынков сбыта конкретной продукции.
Таблица 1
Расчет логистических затрат предприятия ОАО «Холод» г. Набережные Челны за 2007—2009 гг.
Показатель 2007 2008 2009 (оценка)
Себестоимость продукции 580 644 541 915 625 419
(в том числе коммерчес-
кие, общехозяйственные
расходы), тыс. руб.
Логистические затраты, 98 898 101 282 94 933
всего, тыс. руб.
В том числе, тыс. руб.:
— транспортные расходы 49 894 59 119 54 739
— складирование и грузопере- 44 296 36 751 33 519
работка
— хранение 4 709 5 412 6 676
Доля логистических затрат в 17,0 18,7 15,2
структуре себестоимости, %
Отгрузка готовой продукции, т 14 435 12 095 12 368
Сумма логистических затрат 6 851 8 374 7 676
на 1 т, руб.
Логистическая стратегия
31 (160) - 2009
Таблица 2
расчет логистических затрат предприятия оАо «кАМАз-Металлургия» г. набережные челны за 2006-2008 гг.
Показатель 2006 2007 2008
Себестоимость продукции (в том 10 965 11 287 12 260
числе коммерческие, общехо- 219 136 584
зяйственные расходы, руб.)
Логистические затраты, 31 437 171 514 37 395
всего, тыс. руб.
В том числе, тыс. руб.:
— тара 7 758 8440 9 184
— транспортные расходы 23 679 24916 28 211
— складирование и грузопере- - - -
работка
— хранение - - -
Доля трансакционных изде- 1,50 1,60 1,60
ржек в структуре логистических
затрат, %
Доля логистических затрат в 0,28 1,50 0,30
структуре себестоимости, %
Доля логистической составляющей в себестоимости продукции отечественного производства может достигать 40 %. В Европе затраты на все, что связано с доставкой, хранением и складированием, составляют в среднем 15 %. Причинами такого контраста являются завышенные из-за транспортных и складских расходов цены и срывы сроков поставок, ставшие типичным явлением в отношениях между российским поставщиком и потребителем.
Несмотря на то, что изучением трансакцион-ных издержек исследователи занимаются с нача-
ла XX в., на сегодня отсутствует единообразие в трактовке этого термина с позиций логистики и управления цепями поставок. Существует множество определений понятия «трансакционные издержки», но нет четкой систематизации.
Введение в экономический анализ понятия трансакционных издержек явилось важным теоретическим достижением современной науки. Признание «небесплатности» процесса взаимодействия между людьми позволило совершенно по-новому осветить природу экономической реальности.
Становление теории трансакционных издержек как целостной научной концепции связано в первую очередь с работами таких исследователей, как Р. Коуз, А. Алчян, Г. Демсец, О. Уильямсон, С. Чанг, Й. Барцель, М. Дженсен и др. На протяжении истории существования этого теоретического направления предлагались различные определения трансакционных издержек и предпринимались попытки дать их классификацию (табл. 3), но на сегодняшний день определение понятия «трансак-ционные издержки» в логистике отсутствует.
Такие специалисты в области изучения трансакционных издержек, как К. Эрроу, Я. Виницки, Д. Норт, Дж. Уоллис, Р. Коуз, А. А. Аузан, определяли трансакционные издержки с позиций институциональной экономики.
Трансакционные издержки имеют значение для объяснения очень многих явлений. Как отмечал Р. Коуз, «без понятия трансакционных издержек, которое по большей части отсутствует в современ-
Таблица 3
основные определения понятия «трансакционные издержки»
АВТОР определение
К. Эрроу [6] Издержки эксплуатации экономической системы
Я. Виницки [12] Издержки, связанные с созданием, изменением, закреплением и использованием институтов экономическими субъектами
Д. Норт [5], Дж. Уоллис Трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Издержки трансакции суть издержек, обусловленных характером производственных отношений
С. Чанг [8] В самом широком смысле трансакционные издержки состоят из тех издержек, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо
П. Милгром, Дж. Робертс [9] «Издержки торга» (переговоров) служат основанием для отказа от рынка в пользу фирмы, т. е. возможности рынка ограничиваются издержками торга, а возможности фирмы - издержками на централизованную систему контроля. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности
Р. Коуз Издержки (плата) за использование экономических и социальных институтов; организационные формы и размеры фирм выбираются из соображений экономии трансакционных издержек, административный контроль в распределении ресурсов обеспечивает экономию этих издержек
Окончание табл. 3
Автор Определение
О. Уильямсон Деление ресурсов на общие и специальные и таких признаков, как специфичность, повторяемость и неопределенность, позволяет определить уровень трансакционных издержек; фирмы отличаются механизмами регулирования контрактных отношений
К. Далман Издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению
У. Меклинг, М. Дженсен Фирма рассматривается как сеть контрактов, поэтому необходим оптимальный выбор контрактной формы, обеспечивающий экономию агентских издержек (издержек взаимодействия между руководителями и исполнителями)
Й. Барцель Издержки измерения — фирма представляет собой объединение нескольких последовательных стадий производственного цикла, на которых оценка по затратам является менее дорогостоящим способом измерения; где предельные издержки измерения по затратам равны предельным издержкам измерения по выпуску
Д. Крепс Неизбежная неполнота контрактов имеет критическое значение для фирмы и требует возможности свободного маневра и адаптации к неожиданным изменениям на основе набора принципов, определяющих «организационную культуру фирмы»
Н. К. Моисеева [4] Издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами
А. А. Аузан Ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций
Е. А. Бренделева Издержки, не связанные с процессом производства
ной экономической теории, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций» [2]. Тот же вывод можно сделать и сегодня в логистике и управлении цепями поставок. В неопределенной экономической обстановке менеджеры высшего звена заинтересованы в правильном управлении как внутренними издержками компании, так и трансакционными на взаимосвязи в цепи поставок.
Для определения издержек трансакции Дж. Уоллис и Д. Норт [11] пользуются следующим критерием:
— с точки зрения потребителя таковыми являются все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую им продавцу;
— с точки зрения продавца — все его затраты, которые он не нес бы, если бы «продавал» товар самому себе.
П. Милгром, Дж. Робертс, Е. А. Бренделева, Й. Барцель, определяя трансакционные издержки, не отделяют их от процесса производства. Изучение же трансакционных издержек с позиций логистики и управления цепями поставок определяет новые виды трансакционных издержек, которые могут принимать скрытый характер, не иметь стоимостной оценки и не зависеть от производственного процесса.
О. Уильямсон, К. Далман, У. Меклинг, М. Дженсен, Д. Крепс дают определение трансак-ционных издержек, используя такую категорию, как контракт. Этот инструмент позволяет исследовать не только фирмы и рынки. Однако данные
определения не учитывают элементы логистики и управления цепями поставок.
Н. К. Моисеевой в работе «Экономические основы логистики» дается общее определение транс-акционных издержек, не учитывающее развитие логистики и управление цепями поставок.
Проанализировав вышеприведенные определения, необходимо отметить, что ни одно определение не характеризует трансакционные издержки с позиций современной интегрированной логистики и управления цепями поставок. Несмотря на рост интереса к трансакционным издержкам в логистике за последние полтора десятка лет, эта тема недостаточно освещена в отечественной литературе. Поэтому попытка рассмотреть вопрос об уточнении и обобщении определений данного понятия представляется актуальной.
Итак, на наш взгляд, трансакционные издержки в логистике — издержки, которые могут принимать скрытый характер и возникают при любых вариантах организации трансакций, направленных на развитие логистики бизнеса посредством координации, интеграции или оптимизации логистической системы.
Выводы. Приведенное определение несколько отличается от широко распространенных. Во-первых, оно подразумевает, что экономический агент действует в условиях современной рыночной системы, что особенно актуально в условиях кризиса. Во-вторых, определение дано с позиций современной интегрированной логистики и управления цепями поставок и включает в себя неотъемлемые элементы логистики: координацию, интеграцию
и оптимизацию. В уточненном понятии транс-акционных издержек также указывается, что есть отдельные виды издержек, которые имеют скрытый характер, а также отсутствует их стоимостная
Список литературы
оценка, в связи с чем до сих пор не создано четкой методики учета и измерения данного вида затрат.
Данное определение может корректироваться при изменении объекта исследования.
1. Институциональная экономика: учебник / под общ. ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2009. 704 с.
2. КоузР. Фирма, рынок и право. М., 1993. С. 6.
3. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / под науч. ред. проф. В. И. Сергеева. М.: ЭКСМО, 2008. 982 с. (Полный курс МВА).
4. Моисеева Н. К. Экономические основы логистики: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 528 с.
5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С. 45.
6. Эрроу К Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 53.
7. Activity. Perspectives on Positive Political Economy. Cambridge, 1990.
8. Chueng S. The Myth of Social Costs. L., 1978. P. 52.
9. Milgrom P. Bargaining Costs, Influence Costs and the Organization of Economic
10. Organizing Framework // Acta Oeconomica. 2000/2001. № 5. P. 147.
11. WallisJ. J., North D. C. Measuring the transactional sector in American economy, 1870—1970 // Long-term factors in American economic growth / Ed. by S. Engerman. Chicago, 1986.
12. Winiecki J. Formal Rules, Informal Rules and Economic Performance: An.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации
V Всероссийский налоговый Форум
1 декабря 2009 г. в Конгресс-центре ТПП РФ (г. Москва, ул. Ильинка, д. 6) Торгово-промышленная палата Российской Федерации проводит V Всероссийский налоговый Форум.
Информационный партнёр - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».
Направления дискуссий:
• О состоянии налогового законодательства и практики в 2009 году. Пути реформирования в условиях финансового кризиса;
• Замена ЕСН страховыми взносами. Последствия для бизнеса. Как можно снизить финансовую нагрузку?
• О совершенствовании механизмов возмещения НДС;
• О международной конкуренция за налоговую базу в условиях кризиса.
• Вывод капитала в оффшоры.
К участию в Форуме приглашены представители органов законодательной и исполнительной власти, ведущие налоговые юристы, представители бизнеса. В ходе Форума будет представлен доклад ТПП России «О состоянии налогового законодательства и практики в 2009 году. Пути реформирования в условиях финансового кризиса».
По вопросам участия обращаться: тел. (495) 620-02-91, 620-03-71, факс: (495) 620-03-67 E-Mail: [email protected], [email protected]. Участие в Форуме бесплатное.