Научная статья на тему 'Понятие "террор" в отечественной науке'

Понятие "террор" в отечественной науке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие "террор" в отечественной науке»

Матвеев С.Р., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Н.М. Рычкова

Понятие «террор» в отечественной науке

В современном языке не так много слов, при употреблении которых мы понимаем общий смысл, но не знаем конкретного значения. Таким является термин «террор». Был проведен опрос на тему, что понимают люди под террором, и получены следующие результаты: люди старшего поколения говорили «об угнетении народа», о «злодеяниях Сталина»; представители среднего поколения говорили о терроре как о «массовом, силовом воздействии на людей», как об «особых акциях, целью которых является уничтожение народа»; опрошенные мной представители молодого поколения в первую очередь вспоминали о «террористических актах, международном терроризме», об «актах борьбы против конкретных государств» ... Из этого небольшого опроса легко понять, что со сменой поколений меняется и понимание некоторых терминов, хотя орфографический состав слова сохраняется.

Костяк понятия связан со смыслом перевода с латинского языка, где «terror» - страх, ужас.

В досоветской историографии, говоря о терроре, подразумевали не философский, юридический или социологический термин, а конкретный исторический период, относящийся к эпохе Великой французской революции. Это объясняется тем, что действия, попадающие под понятие террора, не были обыденными для периода досоветской историографии и имели в истории один однозначный пример, относящийся к событиям во Франции конца XVIII в. Профессор В.И. Герье в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона вывел понятие «террор» - «этим словом обозначается в истории первой французской революции эпоха, простирающаяся с 31 мая 1793 г., когда монтаньяры с помощью восстания, вызванного ими в Париже, изгнали из конвента партию жирондистов - до 9 термидора (27 июля) 1794 г., т.е. до падения Робеспьера» (Герье, 1905, с.69) Другие исследователи, аналогично В.И. Герье, не давали определение террору, а подменяли его ссылкой на период Французской революции и выделяли некоторые признаки террора. Так Н.И. Кареев писал, что террор - это участок Французской революции с сентябрьских убийств 1792 г., при апогее во второй половине 1793 г. и до середины 1794 г. (Кареев, 1918, с.315). Аналогичную ситуацию можно встретить в работах Н. Мирович (Мирович, 1905, с.160) и П.А. Кропоткина (Кропоткин, 1919, с.553).

Удивится тот, кто поинтересуется, какое определение террора дает уже Большая Советская Энциклопедия: «Террор - потухший вулкан в Антарктиде, на полуострове Росса...» (БСЭ, 1971, с.395). Другого определения просто нет. Если говорить о советской историографии, то необходимо отметить, что историки вообще, и исследователи Французской революции особенно часто, должны были оглядываться на события отечественной истории периода становления молодого советского государства. И события эти оказывали определенное воздействие на интерпретацию фактов истории зарубежной. Термин «террор» ха-

рактеризует деятельность нового якобинского правительства, широко использовавшего казни как метод уничтожения политических противников. Террор был составной частью революционной идеологии как основы действия и политики той эпохи, хотя явления, которые также можно было бы обозначить этим понятием, существовали на всем протяжении истории человечества (например, диктатура Суллы сопровождалась невиданными расправами в Риме; опричнина времен Ивана IV). Такие явления были характерны и для Советского государства. И поэтому историк А.З. Манфред говорит о терроре как о «чистке для установления революционного порядка» (Манфред, 1983, с. 152), притом чистка повсеместная. Необходимость такой «чистки» отмечалась многими советскими исследователями. Я.М. Захер писал, что «массовый революционный террор», наряду с «системой революционной диктатуры» есть не что иное, как «революционный порядок управления» (Захер, 1966, с. 105). Представитель третьего поколения советских историков В.Г. Ревуненков тоже говорит о «необходимости» и «объективных» причинах введения террора (ухудшение положения на фронтах, гражданская война), но в работе своей он говорит не о революционном, а о якобинском терроре, а о самих якобинцах - как о представителях буржуазии, называя их режим «буржуазной диктатурой» (Ревуненков, 1989, с.352, с.362).

Для современной науки характерен высокий уровень разработанности понятий, свобода рассуждений в самых различных направлениях. Современная энциклопедия обозначает террор как насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения (Современная энциклопедия, 2006). Аналогичные определения можно встретить и в других справочниках, где говорят о терроре, как об одной «из форм политических репрессий и политической борьбы» (Ви-кипедия), или как о «физическом насилии, вплоть до физического уничтожения, убийства политических противников» (Юридический словарь, 2004). Интересна позиция юриста В.П. Емельянова, который, рассматривая различные формы проявления политического террора, приходит к выводу, что «понятие террор олицетворяет собой акции массового физического, психического, идеологического насилия, осуществляемого общественно-политическими структурами, обладающими неограниченной властью над находящимся в их поле деятельности социальным контингентом» (Емельянов, 2000, с.67-68). Своеобразный подход сложился в современной социологии, где «террор» — способ управления социумом посредством превентивного устрашения в условиях «массовой истерии» (Одесский, Фельдман, 1997, с. 17). Для политологов «террор» — и основополагающий государственный принцип, и способ создания тоталитарного общества в условиях общества иного типа, авторитарного или демократического (Василик, 2001, с.339).

Ретроспекция политической составляющей террора возвращает нас во времена Французской революции XVIII века. Ведь «террор» как специальный термин, обозначающий средство насилия по отношению к политическим

врагам был впервые употреблен во время Французской революции в том смысле, в котором мы его употребляем сегодня.

В последнее время зачастую «террор» видят как синоним «терроризма», что, на мой взгляд, является упрощенным пониманием данных категорий. Криминолог Ю.М. Антонян под террором предлагает понимать «реализацию терроризма в течение достаточно длительного времени, на значительной территории и в отношении большого количества людей» (Антонян, 1998, c.l 1), а терроризм - это потребность в устрашении собственного населения (Антонян, 1998, с.11).

В.И. Замковой и М.З. Ильчиков считают, что правомерным и логичным будет относить понятие террора к политическим силам, находящимся во власти, опирающимся на властные структуры и репрессивный аппарат подавления, армию, то есть объективно являющимся более сильной стороной в противоборстве. Понятие же терроризм данные исследователи относят к оппозиционным силам, выступающим против официальной власти и объективно являющимся более слабой стороной в конфликте (Замковой, Ильчиков, 1996, с.8). Такой подход на различение террора и терроризма по признакам субъекта, совершающего некие террористические действия, на мой взгляд, оправдан. Подобное мнение, касательно разграничения этих двух понятий предлагает юрист H.H. Кудрина: «террор - государственная политика, как устрашение сильными (властью) слабых (оппозиции), а терроризм - устрашение слабыми сильных» (Кудрина. 2000, с. 12). По мнению же В.П. Емельянова, террор и терроризм - «разноуровневые явления по своей сущности и значимости последствий» для общества, которые они могут причинить (Емельянов, 2000, с.69). Понятия, наиболее близкие к террору, это «война», «агрессия» и «геноцид», но «война направлена против равных, а террор против бесправных». И если говорить о примерах, то убийство Марата Ш. Кордэ было не чем иным, как терроризмом, а казнь самой Корде, других жирондистов - это уже террор.

В современной отечественной науке закрепились и признаки «террора», которые иллюстрируются фактами из истории Французской революции: 1) террор не одноразово совершаемый акт или серия подобных актов, он носит массовый характер, воздействуя на неограниченно большой круг лиц, состоящий не только из политических противников, но и случайно подвернувшихся людей, стремится к достижению повиновения всей массы населения на данной территории; 2) террор применяется субъектами, которые обладают официально установленной (выборным путем) властью над определенным социальным контингентом; 3) террор - социально-политический фактор действительности (Комиссаров, Емельянов, 1999, с.38-40). Еще один, на мой взгляд, важный признак террора отметила A.JI. Сморгунова: «К террору чаще всего прибегают нестабильные режимы с низким уровнем легитимности власти, которые не могут поддерживать стабильность системы экономическими и правовыми методами» (Сморгунова, 2008).

Для современной науки неким содержательным эталоном в поисках определения «террора» являются события, относящиеся к периоду якобинской диктатуры во Франции конца XVIII века.

Подходы к понятию «террор» в отечественной науке далеко неоднозначны. Если досоветская историография была в этом плане недостаточно зрела, на советскую оказывали влияния события отечественной истории, то наука современная находится в благоприятных условиях, чтобы понять и дать адекватную оценку террору периода Великой французской революции.

Список источников

Антонин, Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование /Ю.М. Антонян. - М., 1998.

БСЭ. Т.15. М., 1971.

Герье, В.И. Понятие террор / В.И. Герье // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 65. - С.-Пб., 1905.

Емельянов, В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования / В.П. Емельянов. - М., 2000.

Замковой, В.И., Ильчиков, М.З. Терроризм - глобальная проблема современности /В.И. Замковой, М.З. Ильчиков. - М., 1996.

Захер, ЯМ. «Бешеные», их деятельность и историческое значение / Я М. Захер // Французский ежегодник 1964. М., 1966.

Кареев, Н.И. Великая французская революция / Н.И. Кареев. - М., 1918.

Комиссаров, B.C., Емельянов, В.П. Террор, терроризм, «государственный терроризм»: понятие и соотношение / B.C. Комиччаров, В.П. Емельянов // Вестник Московского университета. - Серия 11.- М., 1999.

Кропоткин, П.А. Собрание сочинений. Т.2. Великая французская буржуазная революция 1789-1793 /П.А. Кропоткин. - М., 1919.

Кудрина, H.H. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия / H.H. Кудрина. - СПб., 2000.

Манфред, А.З. Великая французская революция / А.З. Манфред. - М.,

1983.

Мирович, Н. Страница из истории Великой французской революции (г-жа Ролан) /' Н. Мирович. - М., 1905.

Одесский, М.П., Фельдман, Д.М. Поэтика террора и новая административная реальность: очерки истории формирования / М.П. Одесский, Д.М. Фельдман. - М., 1997.

Ревуненков, В.Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789-1799 гг./В.Г. Ревуненков. - Д., 1989.

Сморгунова, А.Л. Понятие государственного террора / А.Л. Сморгунова // h ttp :/Avww. edu-zone .net/show/78158. html

Современная энциклопедия // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enclp/47326

Юридический словарь // http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18794

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.