Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "СВЕРХЧЕЛОВЕК" В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ Н.Ф. ФЕДОРОВА'

ПОНЯТИЕ "СВЕРХЧЕЛОВЕК" В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ Н.Ф. ФЕДОРОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЗМ / Н.Ф. ФЁДОРОВ / ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА / ПСИХОКРАТИЯ / СВЕРХЧЕЛОВЕК / ТКАНЕТВОРЕНИЕ / БЕССМЕРТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осянина Е.Э.

Данная статья посвящена идеям родоначальника русского космизма Н.Ф. Фёдорова, касающихся понятия «сверхчеловек». В контексте его философского учения «общего дела» рассматривается путь и условия становления сверхчеловека, где русский мыслитель призывает ко всеобщей сплоченности, совместному познанию, труду и опыту, а также освоению бескрайнего космоса и его преображению. Данная философская тема остается актуальной и по сей день из-за неизменного стремления осмыслить конечную цель развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "СВЕРХЧЕЛОВЕК" В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ Н.Ф. ФЕДОРОВА»

1) развитие информационно-технологической инфраструктуры сферы образования. Данное направление включает оснащение образовательных организаций средствами информатизации, развитие сетевой инфраструктуры; разработку, внедрение и дальнейшее развитие информационно-коммуникационных ресурсов и сервисов;

2) развитие организационно-методического и правового обеспечения информатизации сферы образования;

3) формирование ИКТ-компетентности участников отношений в сфере образования (лиц, осуществляющих организационно-управленческие функции, педагогов, обучающихся и их родителей). ИКТ-компетентность -это способность индивидуума использовать информационные и коммуникативные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для ее продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы жить и успешно трудиться в условиях развивающегося информационного общества [4].

Использованные источники:

1 Ковешникова Л.Н. Внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в системе образования автономного округа в 2015 году [Электронный ресурс] - Режим доступа: Официальный сайт Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Совет по информатизации (дата обращения 12.03.2016).

2 Официальный сайт Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок».

3 Итоги социально-экономического развития отрасли «Образование» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа - Официальный сайт Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Деятельность (дата обращения 14.03.2016).

4 Концепция информатизации системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Официальный сайт Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Деятельность (дата обращения 16.03.2016).

Осянина Е. Э. студент 2 курса

Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск ПОНЯТИЕ «СВЕРХЧЕЛОВЕК» В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКИХ

УЧЕНИЙ Н.Ф. ФЕДОРОВА

Данная статья посвящена идеям родоначальника русского космизма Н.Ф. Фёдорова, касающихся понятия «сверхчеловек». В контексте его

философского учения «общего дела» рассматривается путь и условия становления сверхчеловека, где русский мыслитель призывает ко всеобщей сплоченности, совместному познанию, труду и опыту, а также освоению бескрайнего космоса и его преображению.

Данная философская тема остается актуальной и по сей день из-за неизменного стремления осмыслить конечную цель развития человека.

Ключевые слова: космизм, Н.Ф. Фёдоров, философия общего дела, психократия, сверхчеловек, тканетворение, бессмертие.

С давних времён и по сей день в мире остаются актуальными философские идеи о сверхчеловеке. В истории развития философской мысли представления о нём у философов отличались друг от друга, но неизменным лишь было и остаётся стремление осмыслить конечную цель развития человека. Одним из родоначальников такой эволюционной мысли в России является представитель русского космизма Н. Ф. Фёдоров - автор философского учения «общего дела». «Порожденный крошечною землею, зритель безмерного пространства должен сделаться их обитателем и правителем» [1, с. 8], своими словами русский философ заставляет задуматься нас о неведомых далях и призывает к колоссальным преобразованиям для человечества.

Рассмотрим, каким видит Н. Ф. Фёдоров сверхчеловека и путь его становления. Одним из самых главных определений понятия «сверхчеловек» согласно данной философской теории является «победитель смерти», бессмертие - это «привилегия сверхчеловеков», а все живущие люди, или, иными словами, люди, проживающие свою жизнь, которая когда-нибудь закончится, считаются ещё «недозревшими». Смерть для философа - это «самое крайнее выражение вражды, невежества и слепоты, т.е. неродственности». [4, с. 79-82] Вершина эволюции человека должна быть прежде всего в состоянии избавить человечество от тех условий, которые делают процесс старения и смерти неизбежным. Исходя из этого, сверхчеловек должен сам стать тем, кто будет в состоянии обеспечивать те условия, которые позволят совсем не умирать или, умерев, воскреснуть для новой вечной жизни, и это воскрешение должно быть не трансцендентным, а имманентным, т.е. делом человеческой активности.

Каким же видит Н. Ф. Фёдоров путь преображения человечества? Жизнь человека угасает, как минимум, по двум рядам причин: во-первых, внешним (стихийные, разрушительные явления природы и недостаточные знания и умения человечества, которые можно восполнить всеобщим познанием, трудом, регулированием природы), а, во-вторых, внутренним (само устройство тела человека не способно к бесконечному самообновлению, а значит ему не доступна возможность перерождения и вечной жизни). На сегодняшний день в управлении стихийной природой нам помогают преимущественно искусственные орудия [6], это различная техника

и машины, развитие которых за последние годы шагнуло далеко вперёд. В этом направлении достигнуты большие успехи, например, создаются и запускаются все новые ракеты и спутники на орбиты. Создавая различную технику, человек по сути не меняет себя, своей природы, так, по мнению Н. Ф. Фёдорова, он все еще остается ограниченным физически и умственно, раз его сила увеличивается в контроле над природой только за счет внешних механизмов. И большая разница, которая все растет со временем, между возможностями технологий и умственным и физическими способностями человечества начинает пугать, от того в свет выходят все новые фантастические истории о силе роботов, восстании машин, порабощении ими человечества. Но не нужно полностью отказываться от помощи новых технологий, стоит лишь понять, что это только вспомогательный инструмент, который должен иметь второстепенное значение. А главным путём развития должно быть расширение способностей самого человека, поэтому русский философ призывает все наши идеи направить на самих себя, чтобы, например, в будущем, изменив строение органов, люди смогли бы сами летать без помощи самолетов, или, например, отчетливо видеть в темноте как кошки, а также смогли бы, конечно, победить смерть. «Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, применять всякие формы». [5, с. 501] Н. Ф. Фёдоров делает акцент на изучении механизма питания растений, на основе которого может быть построено преобразование человечества. Людям необходимо прислушаться к своей внутренней природе, ее внутренним процессам и уже на более высоком, осознанном уровне начать преобразование организма, построение новых органов, т.е. необходимо овладеть тканетворением. В конечном итоге, русский мыслитель предсказывает возможность создавать такие органы, которые уже будут меняться в зависимости от среды обитания.

Другую причину, которая мешает человечеству достигнуть вершины эволюции, Н. Ф. Фёдоров видит в ограниченности в пространстве, т.е. изолированности Земли от Вселенной, а также в ограниченности во времени. «Ограниченность в пространстве препятствует повсеместному действию разумных существ на все миры Вселенной, а ограниченность во времени -смертность - одновременному действию поколений разумных существ на всю Вселенную». [3, с. 87] «Борьба с разъединяющим пространством» является одной из главных тем у Фёдорова, это первый шаг человечества на пути к преодолению «всепоглощающего времени» [2, с. 14-15], а значит и первый шаг на пути к бессмертию. Ведь бессмертие, как считает представитель русского космизма, возможно только при освоении космоса и регуляции космических явлений: «Каждый обособленный мир по своей ограниченности не может иметь бессмертных существ». [2, с. 274] Земля не может нам дать те высоты, к которым мы все время стремимся, все на земле рождается и угасает, нет ничего вечного и постоянного (ограниченность средств к жизни), а

пространством почти бессмертной жизни может служить только космос, он бесконечен и неисчерпаем, поэтому так важен для долгоживущих, а затем бессмертных созданий, какими бы могли стать люди в будущем.

Для исполнения грандиозной цели и преодоления всех возникших препятствий русский мыслитель призывает ко всеобщей сплоченности, совместному познанию и труду, освоению бескрайнего космоса и его преображению, получению новых знаний, которые необходимы для понимания неконтролируемых сил природы не только вокруг, но и внутри себя, а также для овладения ими впоследствии. И возможно это, по мнению философа, только с воплощением идеи «общего дела», при которой необходимо создание нового типа организации общества - «психократии». Психократия основана на духовном родстве всех людей на земле, все человечество, как считает Н. Ф. Фёдоров, должно состоять в родственном союзе, т. к. они произошли от одного прародителя. Отсюда одной из главных задач является восстановление в мире идеи родства, в данном процессе все внешние факторы должны потерять свою ценность для человечества, и замену им должны составить внутренние, духовные факторы.

Использованные источники:

1. Семенова С.Г., Гачева А.Г. (сост.) Русский космизм: Антология философской мысли - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.: ил.

2. Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том I. Составление, подготовка текста и комментарии А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - 518 с.

3. Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том II. Составление, подготовка текста и комментарии А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - 544 с.

4. Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том IV. Составление, подготовка текста и комментарии А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. - 688 с.

5. Фёдоров Н.Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982. - 710 с.

6. Балаклеец Н.А. Тело и власть в концепции органопроекции Э. Каппа // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2015. - № 1 (69). - С. 20-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.