Бизнес в законе
2’2014
10.5. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АНГЛИИ, США И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Баранникова Екатерина Сергеевна, руководитель направления производственных закупок. Соискатель кафедры международного частного и гражданского права Место работы: ЗАО «Д Дистрибьюшен»
Место учебы: МГИМО (У) МИД России
[email protected] Аннотация: Задача - исследование проводится для разработки эффективной системы гражданско-правового регулирования закупочной деятельности в РФ на основании сравнительно-правового анализа нормативного регулирования закупочных отношений в Англии и США и интеграции лучших англо-американских практик правового регулирования в законодательство РФ (в том числе, использованы научные труды Несбаум А, Харриса Д, Кэмбелла Д., Халь-сона Р, Чен-Вилшарт М, Унгера Р., Коффмана Л., Макдональда Е, Лангевурт Д., Льюиса Р.
Модель - раскрытие содержания и сущности закупочных правоотношений и выведение их определения путем использования методу дедукции и сравнительно-правового метода. Объектом исследования выступает сфера гражданско-правовых отношений при организации закупочных тендеров, участии в них и последующем исполнении сторонами принятых по итогам тендера обязательств по гражданскому праву РФ, Англии и США.
Выводы - в статье сформулировано понятие закупочного правоотношения; проведен анализ предмета, субъектов, их прав и обязанностей, а также объекта закупочных правоотношений по гражданскому праву Англии, США и РФ.
Рамки исследования - часть диссертационного исследования автора.
Практическое значение - рекомендации автора могут быть полезны для участников как российского бизнеса, так и иностранных контрагентов, участвующих в закупочных тендерах, организуемых российскими юридическими лицами и\или СП, либо самостоятельно проводящих международные тендеры среди российских и иных юридических лиц. Также, рекомендации автора могут быть использованы для совершенствования действующего гражданского права РФ. Социальные последствия - устранение злоупотреблений в закупочных тендерах, вследствие неопределенности их правового статуса.
Оригинальность/ценность для представителей законодательных органов, департаментов закупок ТНК и прочих коммерческих юридических лиц.
Ключевые слова: закупки, тендер, правоотношение
LEGAL NATURE OF COMMERCIAL TENDERS IN ENGLISH, RUSSIAN & US LAW
Barannikova Catherine Sergeevna, area manager of production purchases. Competitor of chair of the international private and civil law Work place: JSC D Distribyyushen Study place: MGIMO (At) the MFA of Russia
Annotation: Goal - study is intended for further application in civil law changes in Russian Federation for commercial tenders regulation based on best practices and case law of England & USA (Nussbaum A., Harris D, Campbell D, Halson R, Chen-Wishart M., Unger R. M., Koffman L., Macdonald E., Langevoort D. C., Lewis R, etc.).
Model - definition of legal nature of commercial tenders in English, US & Russian civil law.
Conclusion - purchasing relations in the form of commercial tenders are defined in the article.
Scope of the article - part of the thesis of the author.
Practical application - recommendation of the author can be of interest for business & legislation representatives.
Social impact - elimination of breaches in commercial tenders caused by their uncertain legal nature.
Value for purchasing professionals of multinational companies, as well as other legal entities, law-making bodies.
Keywords: procurement, purchasing, sourcing, tender
Воспользуемся методом дедукции для определения понятия закупочного правоотношения путем его выведения из определения правоотношения и далее из гражданско-правового отношения.
Круг правоотношений обусловлен деловым оборотом и подвержен изменениям во времени по мере усложнения данного оборота. Действительно, необходимость преобразования закупочных отношений в правоотношения возникла сравнительно недавно, когда воздействие глобализации экономических процессов усложнило закупочные тендеры и создало новые их виды, актуализировав потребность в их нормативном регулировании.
При этом нормативное регулирование придает новую форму общественным отношениям, но не меняет их сущность. Так, закупочные отношения с участием государственных компаний, урегулированные правом, и с участием коммерческих юридических лиц, почти не урегулированные российским гражданским правом, имеют одинаковую сущность, но отличаются наличием государственно-принудительных мер для защиты нарушенного права.
По мнению Хропанюка В.Н., правоотношение возникает при наличии соответствующих правовых норм, правосубъектности и юридических фактов [Хропанюк В. Н. Теория государства и права//М.: Изд-во Омега-Л. - 2006]. На наш взгляд, это спорное утверждение, так как выше указанные факторы связаны с действием правоотношения, но не являются предпосылками его возникновения. Например, российское гражданскоправовое регулирование закупочных отношений с участием коммерческих юридических лиц, не является достаточным, на наш взгляд, так как действующие нормы Гражданского Кодекса РФ (статьи 446-449) не охватывают многообразие закупочных отношений, развивающихся в усложняющемся деловом обороте, поэтому возникает необходимость дополнения и усовершенствования действующих норм для предотвращения злоупотреблений в закупочных тендерах. То есть, предпосылкой закупочного правоотношения выступает усложняющийся деловой оборот, а не наличие недостаточно совершенной действующей нормы гражданского права.
Правоотношение стабилизирует общественное и правовое развитие и имеет определенную нравственную ценность. Это утверждение логично для гражданского и торгового права Англии и США, где категории
160
Баранникова Е. С.
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
справедливости и доброй совести (good faith) играют ключевую роль в становлении и развитии закупочных правоотношений, при отсутствии в англоамериканской доктрине понятия «правоотношение» как такового. При этом, в английском праве понятие правоотношения наиболее четко прослеживается в обязательственных отношениях, к которым относятся и закупочные правоотношения.
Формой правоотношения, согласно Щеглову В.Н., являются субъективные права и обязанности, а содержанием - надлежащее поведение субъектов, в котором и применяются данные права и обязанности. [Щеглов В. Н. Соотношение гражданского процессуального правоотношения с другими правоотношениями //Тр. Томского ун-та. Вопросы экономики и права. -1963.]
С данной точкой зрения мы также не можем согласиться, так как субъективное право, обязанность наряду с субъектами и объектом правоотношения являются его содержанием, а форма является внешним выражением содержания. Так, формой закупочного правоотношения является тендер. В то же время, как заметила Балицка О., опираясь на положения О.А. Красавчикова и Б.Л. Назарова, «правоотношение в целом выступает как форма регулируемого нормами права общественного отношения, а последнее является содержанием правоотношения» [Балицка О. Ю. Влияние правовой социализации на усовершенствование правовых отношений/Яеория и практика общественного развития. - 2013. № 9]
На наш взгляд, наиболее полное определение гражданскому правоотношению дал Е.А. Суханов: «Гражданское правоотношение - это юридическое отношение, существующее в форме юридической связи равных, имущественно и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающейся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственнопринудительных мер имущественного характера.» [Суханов Е. А. Российское гражданское право //Учебник. В. - 2010.]
Субъектами гражданских правоотношений в РФ могут быть физические лица, юридические лица и публично-правовые образования. В настоящем исследовании мы более детально рассмотрим закупочные правоотношения с участием юридических лиц, однако и физические лица могут быть субъектами закупочных правоотношений (например, выбор физическим лицом подрядчика для осуществления ремонта квартиры) и публично-правовые образования, закупочная деятельность которых урегулирована нормативно, вследствие использования бюджетных средств налогоплательщиков на оплату выбранных в тендере ус-луг\работ\товаров.
Субъектами закупочного правоотношения являются организатор тендера или лицо, действующее по его поручению (агент), участники тендера и третьи взаимозависимые лица. Третьи взаимозависимые лица могут быть связаны либо с организатором, будучи членами одной с организатором транснациональной корпорации, либо с одним из участников тендера, будучи фактическим исполнителем будущего договора, заключаемого организатором тендера с победившим в тендере участником. В первом случае мы можем привести пример, когда крупная транснациональная кор-
порация в лице «штаб-квартиры», находящейся и зарегистрированной в Англии, проводит региональный тендер на закупку сырья для использования в производстве на заводах транснациональной корпорации, зарегистрированных и находящихся в 28 странах, включая Россию. Непосредственно не являясь организаторами тендера, данные заводы являются третьими взаимозависимыми с организатором лицами закупочного правоотношения. Во втором случае приведем следующий пример: в тендере выиграл участник, зарегистрированный и находящийся в Англии, а фактической стороной в договоре с организатором тендера на условиях, согласованных сторонами в тендере, будет выступать юридическое лицо, зарегистрированное и действующее в России и входящее «в состав» одной с участником транснациональной корпорации - третье взаимозависимое с участником лицо.
Сущность закупочного правоотношения раскрывается через субъективные права и обязанности субъектов правоотношения. Субъективным правом организатора тендера является организация тендера на условиях, не противоречащих гражданскому праву, и выбор по своему усмотрению победителя в тендере, предложившего организатору лучшие условия будущего договора. Субъективным правом участника тендера является право на равные условия тендера, применимые организатором к данному и другим участникам; предложение условий будущего договора в рамках тендера по своему усмотрению.
Руководствуясь субъективными правами, организатор закупочного тендера, являющийся представителем коммерческого юридического лица, самостоятельно определяет порядок проведения тендера в части его сроков, описания тендерного запроса, определения участников тендера, действуя при этом, в рамках закупочного регламента, если таковой принят в виде локального нормативного акта юридического лица, обязательного к применению его сотрудниками.
В свою очередь, приглашенные для участия в тендере коммерческие юридические лица имеют право отказаться от участия, либо предоставить коммерческое предложение, в соответствии с тендерным запросом и сохранением свободы воли по формированию коммерческого предложения. То есть, договор, впоследствии заключаемый с победившим в тендере участником, основан на условиях коммерческого предложения данного участника, если стороны не предусмотрели иное.
В российском гражданском праве не урегулировано правомочие требования в закупочных правоотношениях. Так, если участник тендера после подтверждения своего участия в тендере, в требуемый срок не предоставил коммерческое предложение, на которое рассчитывал организатор тендера, организатор может лишь напомнить участнику о таком обязательстве, но не требовать его исполнения.
Также, не урегулирован вопрос и о правомочии на защиту. Так, организатор тендера передал разработанную первым участником в ходе тендера модель (например, образец полезной модели) второму участнику, который, использовав разработку первого участника, предоставил более выгодную для организатора тендера цену и в итоге, получил подтверждение заключения договора. Каковы средства защиты нарушенного субъективного права первого участника? К сожалению, ответ не является очевидным, так как те-
161
Бизнес в законе
2’2014
кущее правовое регулирование имеет пробелы, и если права и обязанности субъектов договорных отношений определены, то в закупочных правоотношениях в настоящий момент имеется существенная правовая неопределенность.
Основной обязанностью организатора и победившего в тендере участника является заключение договора на согласованных в тендере условиях. Так, Брагинский М.И. задается вопросом, является ли приглашение к тендеру публичной офертой или же приглашением делать оферты участникам тендера [Брагинский-М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1998. С. 226], и приходит к выводу, что это оферта, обязывающая организатора торгов заключить договор с победившим в торгах участником.
Безусловно, у сторон есть и другие взаимные обязанности, включающие, например, неразглашение полученной в ходе тендера конфиденциальной информации. Также субъективными обязанностями организатора закупочного тендера коммерческого юридического лица являются следующие: направление участникам тендерного запроса, в котором указаны основные условия сделки, сроки получения коммерческих предложений и критерии выбора участника тендера, с которым будет заключен договор; принятие решения по выбору участника, коммерческое предложение которого отвечает в высшей степени ранее определенным критериям выбора участника тендера, с которым будет заключен договор, и информирование остальных участников о закрытии тендера в пользу иного участника. К сожалению, в настоящее время вышеуказанные обязанности являются скорее правом, которым на свое усмотрение, может воспользоваться организатор тендера, так как юридическая обязанность должна быть закреплена в гражданско-правовых нормах, которые в настоящее время недостаточно развиты для усложнившегося делового оборота закупочных отношений. Также, следует отметить, что регламенты по закупкам (иногда называемые политиками, стандартами, процедурами) достаточно редко принимаются в российских юридических лицах в виде локальных нормативных актов, а лишь являются принятыми корпоративными стандартами, за нарушение которых не предусмотрены дисциплинарные взыскания. В английском и американском праве такие взыскания могут быть предусмотрены для сотрудников регламентом, который действует в рамках корпорации, являясь частью ее корпоративной культуры и стиля управления.
Сущность закупочных правоотношений по-разному определяется авторами. На наш взгляд, закупочные правоотношения, включающие проведение тендера (торгов), заканчиваются с моментом заключения сторонами договора. Брагинский М. выделяет договор на проведение закупки, обязывающий организатора тендера провести его на определенных условиях и определить победителя в тендере, с которым в последующем будет заключен договор, откуда Турсунова Ю.С. выводит доказательство регулирования закупочных отношений предварительным договором, то есть, «путем проведения конкурса заключается предварительный договор, в соответствии с которым стороны (организатор и победитель конкурса) обязуются заключить в будущем договор на условиях, предусмотренных предварительным договором. Данный договор содержит условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия договора». [Юриди-
ческая природа конкурса и правовое положение организатора торгов / Ю. С. Турсунова. 2003]
Данное обоснование раскрывает сущность закупочных правоотношений и подкрепляется п. 5 ст.448 ГК РФ, где указано, что «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.» Однако, на наш взгляд, положение требует уточнения, в какой момент возникновения закупочных правоотношений такой предварительный договор считается заключенным. В случае если таковым считается подтверждение организатором тендера победы одному из участников, по-прежнему остается неурегулированным вопрос предотвращения злоупотреблений сторонами на момент предварительной квалификации участников, их оценки, соблюдения установленных сроков предоставления коммерческих предложений участниками и т.д. И наконец, в современном деловом обороте юридические лица проводят большое количество тендеров, не подписывая формальные протоколы по итогам тендера, а в лучшем случае обмениваясь электронными сообщениями.
Отсутствие правовой определенности российского тендера порождает тендерные запросы, объем ра-бот\услуг\товаров, по которым может меняться в ходе проведения тендера; а несформулированные заранее условия сделки (например, отсрочка платежа 60 календарных дней; использование типового договора организатора тендера, др.) приводят к изменению озвученного в тендере коммерческого предложения участника в момент заключения договора. Например, организатор тендера на закупку ячменя получил три коммерческих предложения от участников, где второй участник дал наименьшую цену 8000 рублей\тонна. Организатор принял решение в его пользу, и стороны начали переговоры по заключению договора, когда оказалось, что цена предложена при стопроцентной предоплате, на желаемую организатором тендера отсрочку платежа участник не готов, и в итоге, повысив цену до 11 800 руб\тонна, и зафиксировав в договоре отсрочку платежа в 20 дней (вместо требуемых организатором 60 дней), стороны заключили договор. При этом, первый участник тендера предложил в тендере цену 9 600 руб\тонна с отсрочкой в 25 дней.
На наш взгляд, объектом закупочных правоотношений является право на заключение договора о передаче вещи или иного имущества, включая имущественные права; осуществлении работ и\или услуг (тендер на генподряд по строительству завода); передаче интеллектуальных прав (тендер на разработку креативной концепции нового продукта). В англоамериканской доктрине объектом закупочных правоотношений является действие по заключению договора между организатором и победившим в тендере участником на условиях, согласованных сторонами в тендере [Nussbaum A. Comparative Aspects of the Anglo-American Offer-and-Acceptance Doctrine //Columbia Law Review. - 1936. - С. 920-929]
Итак, закупочное правоотношение - это гражданскоправовое относительное обязательственное отношение, складывающееся между имущественно и организационно обособленными организатором и участниками тендера по поводу права заключения договора на закупку между организатором и одним из участников тендера на условиях, согласованных сторонами в тендере.
162
Баранникова Е. С.
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Тендер на закупку - это конкурс, организованный закупающей стороной или по ее поручению, среди независимых участников по поводу заключения договора с участником, предложившим наилучшие условия для закупающей стороны.
Таким образом, закупочное правоотношение - это юридическое отношение, формой которого является тендер.
В английском договорном праве определено, что операции по деловому обороту (в том числе, закупочная деятельность), в отличие от социальных договоров, не преследующих извлечения коммерческой выгоды, всегда предполагают создание гражданских правоотношений, если не доказано иное. [Harris D., Campbell D., Halson R. Remedies in contract and tort. - Cambridge University Press, 2002.]
Некоторые английские ученые рассматривают данную доктрину как «поверхностную» и «надуманную» [Chen-Wishart M. Undue Influence: Vindicating Relationships of Influence'(2006) //Current Legal Problems. -2012. - Т. 59. - С. 231.]
Но несмотря на это английские суды активно используют доктрину в спорах субъектов закупочных правоотношений. Так, именно вокруг намерения сторон заключить по итогам тендера договор строится линия защиты в английском суде.
Как постановил Апелляционный Суд Англии в деле «Rose & Frank Co v JR Crompton & Bros Ltd» [KPP. Contract. Animus Contrahendi. Agreement Binding in Honour. Ousting the Jurisdiction. Repugnancy. Rose & Frank Co. v. JR Crompton & Bros., Ltd.[1923] 2 KB 261 //The Cambridge Law Journal. - 1925. - С. 219-221], правоотношение между лицами не возникает, если стороны договорились об этом. При этом, намерение сторон должно быть четко выраженным; в противном случае, сторона, утверждающая отсутствие правоотношения, несет бремя доказывания. По аналогии с прецедентом «Rose & Frank Co v JR Crompton & Bros Ltd» , можно предположить исключение правоотношения при проведении закупочного тендера путем указания в приглашении в тендер с описанием порядка проведения тендера, что отношение между организатором тендера и приглашенными к участию в тендере поставщиками не будет иметь исковой защиты в судах Англии, но стороны будут добросовестно исполнять свои обязательства в рамках тендера, согласно сложившимися между ними обычаями делового оборота. На наш взгляд, это спорная позиция, так как в случае злоупотреблений одной из сторон, которые не являются «добросовестным исполнением обязательств», пострадавшая сторона имеет право на исковую защиту. Так, по аналогии с договорным правом, где при указании в договоре о решении всех споров только путем переговоров сторон без обращения в суд, пострадавшая сторона все же имеет право на исковую защиту после исчерпания возможностей урегулирования спора путем переговоров.
Корпоративные закупочные отношения зародились в США в 1890-е годы с развитием транснациональных корпораций. Однако закупочная деятельность носила разрозненный характер, а функции снабжения, как правило, выполняли клерки. В России внимание к закупочным отношениям было впервые обращено в течение Первой и Второй Мировых Войн из-за возникшего дефицита сырья и, как следствие, критичности снабжения заводов. В 1950-70-е годы с дальнейшим
развитием транснациональных компаний в мире усложняется и их закупочная деятельность. С конца 1990-х годов увеличивается интеграция закупок в бизнес, и из поддерживающей функции на заре своего развития закупочная деятельность становится стратегической для компаний в Англии и США. В 1990-е годы в России зарегистрирована большая часть транснациональных компаний, которые развивают англоамериканские закупочные практики в РФ (например, интеграция положений американского закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes Oxley) в локальные корпоративные закупочные регламенты).
В настоящее время глобализации и высоких технологий продолжается повышение стратегической значимости закупочной деятельности, и увеличивается число комплексных сделок между корпорациями и их ключевыми поставщиками по разработке инноваций и построению взаимовыгодных партнерских отношений. Растущий денежный оборот в закупках и их интернационализация позволяют с уверенностью утверждать о необходимости их гражданско-правового регулирования в РФ, что также подтверждается эволюцией предмета закупочных отношений от поддерживающих бизнес функций клерков до создания департаментов «глобальных закупок» крупных транснациональных компаний.
В США и Англии, где возникли ведущие транснациональные корпорации, необходимость нормативного регулирования закупочной деятельности возникла раньше по сравнению с Россией. Так, в 1982 году в своей работе «Эмпирическое исследование тендерной практики на примере строительной отрасли» профессор Юридического Факультета Университета в городе Кардифф Ричард Льюис обосновал необходимость гражданско-правового регулирования строительных тендеров. По мнению профессора Льюиса, при получении тендерных предложений от строительных подрядчиков, организатор тендера вправе рассчитывать на их оферту и должен иметь средства правовой защиты, в случае возникновения убытков при отказе подрядчика, выигравшего тендер, от своей оферты в момент заключения договора, когда стороны еще не вступили в договор, но подтвердили взаимные условия сделки в тендере. То есть, стороны вступили в закупочные правоотношения, но еще не перешли к договорным правоотношениям, которые детально регулируются английским правом. Поэтому профессор Льюис предложил распространить действие норм английского договорного права на закупочные правоотношения в части обязательности соблюдения подрядчиком условий, указанных им в своем тендерном предложении, мотивируя это тем, что «договор заключается сторонами в тендере» [Lewis R. Contracts between Businessmen: Reform of the Law of Firm Offers and on Empirical Study of Tendering Practices in the Building Industry //JL & Soc'y. - 1982. - Т. 9. - С. 153].
Свою логику профессор Льюис основывает на общих принципах классического английского договорного права, которое «устанавливает абстрактные юридические принципы, применимые ко всем видам договоров, между всеми видами заключающих их сторон, в любое время и в любом месте. Английские юристы XIX века акцентировали общий характер данных правил, которые основаны на фундаментальных принципах добра и зла, проистекают из естественного и вечного права. Индивидуальный принцип может быть уточнен, в зави-
163
Бизнес в законе
2’2014
симости от конкретного случая, но его сущность останется неизменной.» [Lewis R. Contracts between Businessmen: Reform of the Law of Firm Offers and on Empirical Study of Tendering Practices in the Building Industry //JL & Soc'y. - 1982. - Т. 9. - С. 154].
Список литературы:
1. Хропанюк В. Н. Теория государства и права//М.: Изд-во Омега-Л. - 2006
2. Щеглов В. Н. Соотношение гражданского процессуального правоотношения с другими правоотношениями //Тр. Томского ун-та. Вопросы экономики и права. - 1963
3. Балицка О. Ю. Влияние правовой социализации на усовершенствование правовых отношений//Теория и практика общественного развития. - 2013. № 9
4. Суханов Е. А. Российское гражданское право //Учебник. В. - 2010
5. Брагинский-М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1998.
6. Юридическая природа конкурса и правовое положение организатора торгов / Ю. С. Турсунова. 2003
7. Nussbaum A. Comparative Aspects of the Anglo-American Offer-and-Acceptance Doctrine //Columbia Law Review. -1936.
8. Harris D., Campbell D., Halson R. Remedies in contract and tort. - Cambridge University Press, 2002
9. Chen-Wishart M. Undue Influence: Vindicating Relationships of Influence'(2006) //Current Legal Problems. - 2012. - Т. 59.
10. KPP. Contract. Animus Contrahendi. Agreement Binding in Honour. Ousting the Jurisdiction. Repugnancy. Rose & Frank Co. v. JR Crompton & Bros., Ltd.[1923] 2 KB 261 //The Cambridge Law Journal. - 1925.
11. Lewis R. Contracts between Businessmen: Reform of the Law of Firm Offers and on Empirical Study of Tendering Practices in the Building Industry //jL & Soc'y. - 1982. - Т. 9.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью Баранниковой Е.С. «Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации». Описание проблемы и вопросов, которым посвящена статья:
В статье сформулировано понятие закупочного правоотношения и раскрыта его сущность и содержание на основании материалов научных трудов английских и американских юристов. Детальное внимание уделено форме закупочного правоотношения - тендеру.
Актуальность рецензируемой статьи:
С возрастающей сложностью проводимых коммерческими юридическими лицами тендеров, в том числе осложненных иностранным элементом (консолидация в одном тендере крупномасштабных потребностей юридических лиц, зарегистрированных в разных странах, но относящихся к одной транснациональной компании), важность правового регулирования закупочных отношений с целью обеспечения надлежащей защиты прав участников и организаторов тендеров, а также недостаточная исследованность данной проблемы, подтверждают актуальность статьи.
Особенностью исследования автора является использование сравнительно-правового метода для анализа закупочных правоотношений коммерческих юридических лиц в Российской Федерации.
Выводы и заключение о возможности публикации статьи: Научная статья Баранниковой Е.С. «Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации» соответствует необходимым требованиям и может быть рекомендована к публикации.
Доктор юридических наук, профессор Московского Государственного Института Международных Отношений (Университет) МИД России,
Власов Анатолий Александрович
164