Научная статья на тему 'Понятие судебной власти: постановка проблемы'

Понятие судебной власти: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5503
947
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУД / ВЛАСТЬ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ПРИНЦИПЫ / ПРИЗНАКИ / THE COURT / THE POWER / THE JUDICIAL POWER / THE POWER OF THE STATE / THE SEPARATION OF POWERS / PRINCIPLES / INDICATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

В статье поднимается проблема определения понятия судебной власти. Автор предлагает свою трактовку этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of definition of the concept of judicial power. The author offers his own interpretation of this concept.

Текст научной работы на тему «Понятие судебной власти: постановка проблемы»

Матякин Евгений Евгеньевич

судья Северского районного суда Краснодарского края (e-mail: martinenko@bk.ru)

Понятие судебной власти: постановка проблемы

Аннотация

В статье поднимается проблема определения понятия судебной власти. Автор предлагает свою трактовку этого понятия.

Annotation

The article raises the problem of definition of the concept of judicial power. The author offers his own interpretation of this concept.

Ключевые слова: суд, власть, судебная власть, государственная власть, разделение властей, принципы, признаки.

Key words: the court, the power, the judicial power, the power of the state, the separation of powers, principles, indications.

Чтобы выработать понятие судебной власти, нам представляется необходимым сопоставить понятия "власть" и "суд".

Заметим, в этой связи, что общее определение власти трактуется довольно широко: в него включают способность и возможность оказывать определяющее воздействие на поведение людей с помощью следующих инструментов как: авторитет, правовое веление, принуждение, волевое влияние и т. д. Не случайно, С.И. Ожегов считал, что властью следует считать "право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле" [1].

Понимания государственную власть как системное явление, опирающееся на объективные процессы, имеющие своим источником волю народа, мы можем полагать, что одним из её необходимых элементов выступает судебная власть. Что есть судебная власть:

это частный случай проявления власти вообще, одна из форм публичной государственной власти, средство всеобщей связи для народа;

присутствие в симбиозе властеотношений народа, так как само существование судебной власти вне рамок народа - совершенно невозможно;

субъект, осуществляющий отправление судебной власти от имени народа, адресует свои приказы объекту - опять-таки к самому народу, сопровождаемые в обязательном порядке

угрозой применения негативных санкции в случае неповиновения;

подчинение народа субъекту, т.е. фактически господствующему в нем мнению, есть подчинение воле осуществляющего власть субъекта, на практике-это подчинение суду;

наличие правовых норм, устанавливающих, что отдающий приказы субъект - суд, имеет на это право, а объект - народ - обязан подчинится его приказам [2].

Это, в целом, довольно общий подход к пониманию судебной власти. Но есть и другие подходы.

Например, распространенным подходом выступает перечисление характерных для судебной власти функций и назначения. При этом сама власть представляется как независимая и самостоятельная ветвь государственной власти, созданная "для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний" [3].

Или же, судебная власть описывается как "самостоятельное публично-правовое образование", представляющее собой систему специальных государственных и муниципальных

_Z2.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)

органов, "обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости, разрешение споров и наказание виновных, решения которых обязательны к исполнению всеми лицами, которых они касаются" [4].

Другие теоретики определяют судебную власть через анализ форм и принципов её организации -деятельности. Такой подход позволяет рассматривать судебную власть как "особая форма деятельности государства, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами - судами, в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений" [5].

Актуальным выступает и подход, где сущность и содержание судебной власти определяются одновременно через её принципы, формы деятельности, стоящие перед ней цели и решаемые задачи. Суд рассматривается как самостоятельная ветвь государственной власти, осуществляемая "независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества в установленной форме реализации - предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства", путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного и судебного контроля над законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, "обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов в деятельности судейских сообществ, организационного обеспечения деятельности судов и участия в совершенствовании законодательства с использованием права законодательной инициативы" [6].

Существует и многое количество иных, зачастую противоречащих друг другу подходов к определению судебной власти. В этой связи, вполне закономерно возникает вопрос: возможно - ли выработать единый, так называемый универсальный подход?

К сожалению, это невозможно.

В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов,

образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин "судебная власть" употребляется в нескольких значениях:

1 - судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий.

2 - под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему.

В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, основное предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты как между членами общества, так и между человеком, и государством.

Судебная власть обладает целым рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов

73

Федерации. В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Более конкретно статус судебной власти закреплен в 7-й главе Конституции РФ "Судебная власть". В этой главе закреплены некоторые функции и полномочия, принципы судебной власти, статус высших судов и требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи.

В развитие этих норм приняты законы, где закреплена структура учреждений, наделяемых полномочиями по осуществлению правосудия в России, статус судьи, правовые основы каждого из видов процессуальной деятельности судьи.

Таким образом, три основополагающих признака судебной власти - производность от власти народа, публично-правовой характер и

наличие нормативно-правового содержания, как мы полагаем, определяют её место и роль в государственно-правовой системе любого государства. И судебная власть - одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве; представляет собой:

1-совокупность полномочий по осуществлению правосудия;

2-систему государственных органов, осуществляющих полномочия по осуществлению правосудия.

Следовательно, подводя итог наших рассуждений, мы можем предположить, что судебная власть есть неотъемлемый элемент государственно-правовой системы, для осуществления воли народа в сфере разрешения различных конфликтов. Иными словами или более широко - это предназначенная для обеспечения правового порядка, поддержания законности и привлечения нарушителей к ответственности разновидность государственной власти, реализуемая посредством различных видов судопроизводства, обладающими

исключительным полномочием на осуществление правосудия, самостоятельными и независимыми, специальными органами государства - судами.

1.Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. "-у изд., испр. и дополнен. М., 1995. С. 83.

2.Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномена в логосе. М., 2005. С. 102.

3.Судебная власть. // Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. С. 81.

4. Общая теория права и государства. // Под ред. В.В.Лазарева. М., 1994. С. 284.

5. Фоков А.П. Приоритеты судебной власти в системе разделения властей // Российская академия юридических наук. Научные труды. Вып.2. Т.1. М, 2002. С. 698.

6.Павловский В. Теоретико-правовые основы деятельности судебной власти.// Право и жизнь. 2002. № 50 (7). С. 37-38.

_Z4

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35) Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.