М.М. Шакирьянов
кандидат юридических наук
старший преподаватель КЮИ МВД России
ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ ОСУЖДЕННЫХ
В статье проведена систематизация и анализ имеющихся на сегодняшний день научных определений субкультуры осужденных. Предложена авторская дефиниция понятия субкультуры осужденных.
Производной основой понятия «субкультура» является понятие «культура». В связи этим важно определиться с понятием культуры вообще. Проанализировав имеющееся многообразие понятий культуры в научных источниках и соглашаясь с точкой зрения Н.П. Петровой [1], мы определяем культуру как совокупность ценностей и норм, продуктов материального и духовного производства и способов жизнедеятельности людей по их созданию, распространению и потреблению.
Приставка «суб» в русском языке образует слова (существительные и прилагательные) со значением вторичности, по-бочности, подчиненности, малости по сравнению с тем, что названо в производственной основе [2].Словарь иностранных языков определяет суб, как латинская sub (под.) - первая составная часть слов, обозначающая: 1) расположенность внизу, под чем-нибудь, около чего-либо; 2) подчиненный, подначальный; 3) не основной, не главный [3].
Впервые понятие «субкультура» как научный термин появилось за рубежом в 30е годы ХХ века, а на страницах отечественной литературы - в 60-е годы в связи с рассмотрением и критическим анализом молодежных движений на Западе.
Субкультуры представляют достаточно большой интерес для ученых - социологов, психологов, криминологов, поэтому существует множество подходов к определению термина «субкультура». Но в большинстве определений понимание субкультуры базируется на ее отличии от господствующей культуры.
Так, в Кратком словаре по социологии субкультуру определяют: 1) как культуру
какой-либо социальной и демографической группы; 2) как в чем-то ограниченную культуру социальной общности, обусловленную бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию [4].
В других подобных источниках по социологии субкультура - это «1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества; 2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей структуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; 3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную окраску» [5].
В современной культурологии «субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущих культурных традиций, являющихся в то же время прямым порождением последних» [6].
Неоднозначно понимание субкультуры и в зарубежной научной литературе. По мнению Х.-Ю. Кернера, субкультура - это «структурные и функциональные образования, отличающие лиц, принадлежащих к ним, от остальных членов общества и проявляющих чувство общности» [7].
С точки зрения западного криминолога Г. Шнайдера, «под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы» [8].
Некоторые ученные считают, что субкультура - это совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная культура). Под субкультурой также понимают форму организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры, получившей название молодежной культуры.
По мнению З.В. Сикевич, субкультура -это система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества [9]. Также существует мнение, что субкультура - это трансформированная профессиональным мышлением система ценностей
традиционной культуры, выступающая либо как позитивная (профессиональная субкультура), либо как негативная (делинквентная и некоторые молодежные субкультуры) реакция на социальные и культурные потребности общества [10].
С.А. Сергеев считает, что субкультура -это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной [11].
Другие ученые понимают субкультуру как особую сферу культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным целостным строем, обычаем, нормами [12].
В основе выделения субкультуры из общей культуры, помимо субъекта культуры, лежит конфликт ценностей и идеологии. Этот же конфликт становится «причиной того, что отдельные люди выбирают для себя ту или иную субкультуру. Но, став членом субкультуры, человек не замыкается в ее пространстве: он должен
взаимодействовать с общей культурой» [13]. Характерной чертой самосознания
представителей субкультуры является принцип непринадлежности к господствующей, официальной культуре, что ведет, в их понимании, к независимости от общества. В то же время любая субкультура невозможна без существования официального общества, так как они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и составляют одно целое - общую культуру.
Субкультура - особое явление. Можно утверждать, что это состояние, при котором многие индивиды пытаются самоопределиться и самореализоваться в определенной оторванности и относительной самостоятельности от общества. Их множество, но общая культура - основа, вокруг которой формируются субкультуры. Следовательно, субкультура - разновидность и составная часть общей культуры.
Анализ указанных определений позволяет сделать вывод о том, что субкультура - составная часть общей культуры, отличающаяся от нее, существующая внутри определенной социальной группы лиц, объединенных каким-то общим интересом (профессиональным или иным), и поддерживаемая всеми членами этой группы.
Субкультурные отношения присутствуют в каждом социальном срезе нашего общества. Возникновение субкультур всегда обусловлено сложным комплексом социальноисторических причин, ведущим из которых выступает социальный аспект. Выделение из общей массы определенной группы людей с особыми интересами и потребностями, особыми социальными ролями приводит к развитию специфической культуры, обслуживающей их духовно-эстетические, интеллектуальные запросы. Так, Х.-Ю. Кернер отмечает, что «субкультуры имеются во всех социальных слоях (начиная от художников и архитекторов и кончая бездомными и заключенными)» [14].
Существование такой социальной общности, как осужденные, лишенные свободы, с их особенными интересами и потребностями, влечет за собой возникновение специфической субкультуры - субкультуры осужденных. Для обозначения субкультуры осужденных к лишению свободы используются различные термины: «тюремная
субкультура», «неформальная жизнь», «теневая» или «скрытая жизнь» и т.д.
Она имеет существенные отличия от всех иных субкультур, так как во многом детерминирована рядом принципиально неустранимых условий, возникающих в пенитенциарных учреждениях.
«Во всякой общности, оторванной от широкой социальной среды, создаются предпосылки для формирования поведенческих норм и стандартов, отличающихся от действующих в обществе в целом. Когда же в условиях относительно социальной изоляции оказываются преступники - лица с искаженными нравственными представлениями и ориентациями - эта тенденция находит свое воплощение в создании специфической субкультуры с такими ее атрибутами, как особые микросоциальные нормы, искаженные принципы оценки личности, асоциальные способы самовыражения, специфическая мифология, символические татуировки, жаргон и т.п.» [15].
Субкультура осужденных четко и жестко регулирует деятельность преступников в исправительных учреждениях, их образ жизни, внося в них определенную упорядоченность, системность. В субкультуре осужденных ясно прослеживаются:
1) резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам;
2) внутренняя связь с преступными традициями;
3) конспиративный, нелегальный характер.
В целях уточнения понятия «субкультура осужденных» необходимо раскрыть и разграничить сходное понятие «криминальная субкультура», для того чтобы более точно определить указанный феномен и наметить основные пути и направления нейтрализации его негативных прояв -лений.
В теории уголовно-исполнительного права и криминологии нет однозначного подхода к соотношению терминов «субкультура осужденных» («тюремная субкультура») и «криминальная субкультура». Одни авторы отождествляют данные понятия, полагая, что это та же неформальная жизнь преступников, оказавшихся в местах лишения свободы [16]. Другие авторы называют тюремную субкультуру разно-
видностью криминальной (критерием классификации в данном случае выступает место ее действия) [17]. В связи с этим необходимо сформулировать понятие криминальной субкультуры.
Одним из основных факторов взаимной криминализации преступников в группах является криминальная субкультура. Иногда для ее обозначения используются и другие термины: «асоциальная культура», «социально-негативные групповые явления».
В современной научной литературе существует несколько подходов к понятию криминальной субкультуры. Так, ряд авторов под криминальной субкультурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей [18]. Другие исследователи полагают, что криминальная субкультура - это специфические жестокие и жесткие отношения преступного сообщества, порожденные и регулируемые всей системой искаженных ценностей «привычных преступников», в центре этой системы находятся «воровские» традиции и обычаи [19].
По мнению С.П. Мамонтова, «блатную» субкультуру следует отнести к характерным особенностям жизни и деятельности определенных исторических, географических и конъюнктурных человеческих общностей [20]. С точки зрения Ю.М. Антоняна, В.А. Верещагина и Г.Б. Калма-нова, «агрессивное проникновение криминально характеризующихся правил в социальную жизнь в процессе производства, распределения и потребления материальных благ определяет уровень криминализации общества, степень влияния на людей “другой” жизни, часто именуется субкультурой преступников» [21].
Преступный мир имеет вековую историю, свою субкультуру - язык, изобразительное искусство, законы, титулы, традиции.
Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой
криминальной деятельности, и предметные результаты деятельности преступных сообществ. К субъективным силам и способностям человека относятся знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтных ситуаций и управления преступными сообществами, криминальная мифология, привилегии для преступной «элиты», отношение к «своим» и «чужим» и т.д. Предметными результатами деятельности преступных сообществ являются орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и т.д. [22]
Так, В.Ф. Пирожков [23] полагает, что в зависимости от выполняемых функций все структурные элементы криминальной субкультуры можно разделить на несколько групп:
1) стратификационные (нормы и правила определения статуса личности преступника в конкретной группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для криминальной «элиты»);
2) поведенческие («законы», «наказы», «постановки», правила поведения для разных классификационных категорий, традиции, клятвы, проклятия);
3) идентификационные (татуировки, клички, уголовный жаргон);
4) кадровые (тюремная «прописка», определение сфер и зон преступного промысла, перемещение преступника по иерархической лестнице);
5) дисциплинарные («разборки», «правилки», «опускание», принудительное татуирование);
6) коммуникации (татуировки, уголовный жаргон, клички, конспиративное невербальное общение);
7) сексуально-эротические (любовь как ценность, насильственное мужеложство как способ снижения статуса неугодного, провинившегося лица);
8) материально-финансовые (создание общей кассы - «общака», азартные игры);
9) досуговые (своеобразная культура отдыха и развлечений);
10) отношения к здоровью (наркомания, алкоголизм, членовредительство и, напротив, активные виды спорта, культуризм, здоровый образ жизни в интересах криминальной деятельности).
Приведенная условная классификация позволяет сделать несколько выводов. Первый - многие элементы криминальной субкультуры полифункциональны (например, татуировки выполняют функции стратификации, коммуникации, идентификации и дисциплинарную). Второй - каждый элемент криминальной субкультуры самостоятелен и выполняет какую-либо основную функцию (уголовный жаргон - функцию коммуникации, татуировки - функцию стратификации). Третий - каждый элемент криминальной субкультуры по-разному воспринимается людьми (например, желание иметь определенную татуировку или стремление избавиться от нее). Несмотря на определенную условность, приведенная классификация позволяет моделировать элементы криминальной субкультуры для более глубокого и всестороннего изучения.
Таким образом, на основе проведенного анализа исследуемого явления и имеющейся на этот счет литературы можно сделать вывод, что криминальная субкультура - это явление, представляющее собой составную часть общей культуры, регламентирующее жизнедеятельность преступного сообщества, его отдельных членов, способствующее его существованию и противостоянию обществу, а также воспроизводству преступников.
Криминальная субкультура, представляя собой целостную культуру преступного мира, расслаивается на ряд подсистем (субкультуры: «воровская», осужденных, или тюремная, рэкетиров, мошенников и т.д.), противостоящих официальной культуре. Субкультура осужденных - одна из самостоятельных подсистем, тесно связанных с другими подсистемами преступной среды.
Следовательно, криминальная субкультура регулирует отношения в среде преступников. Таким образом, осужденные, до совершения преступления не имевшие связей с другими преступниками (напри-
мер, осужденные за преступления, совершенные на бытовой почве или по неосторожности), при поступлении в исправительное учреждение не являются носителями криминальной субкультуры. Криминальная субкультура до поступления в исправительное учреждение присуща лишь осужденным, до совершения преступления имевших в той или иной форме связи с другими преступниками. Кроме того, криминальная субкультура у них может быть разной в зависимости от характера связей и рода преступной деятельности.
Между тем отбывание наказания названными осужденными может быть назначено в одном исправительном учреждении. Очевидно, что через некоторое время все они станут носителями единой системы социальных норм, установок, ценностей (за исключением некоторых особенностей, зависящих от принадлежности к той или иной неформальной категории осужденных).
Мы согласны с точкой зрения Г.Ф. Хохрякова о том, что криминальная субкультура по своим принципам очень близка субкультуре осужденных. По его мнению, разница между осужденными и профессиональными преступниками в том, что первые при помощи нормативной системы пытаются компенсировать утраченные возможности, а вторые - расширить их, паразитируя на обществе. Разница носит чисто номинальный характер, так как и
первые, и вторые добиваются результата за счет других [24].
Все это позволяет нам сделать вывод, что субкультура осужденных - разновидность и структурный элемент криминальной субкультуры, которая сформировалась и сохраняется среди осужденных в местах лишения свободы.
Следовательно, в структуру субкультуры осужденных входят элементы криминальной субкультуры. Но вместе с тем необходимо отметить, что они преломляются через призму специфических условий мест лишения свободы. Более того, в местах лишения свободы возникают особые нормы поведения, не «работающие» в условиях свободы (например, некоторые нормы санитарно-гигиенического характера). В жаргоне осужденных появляются новые слова, отражающие атрибутику исправительных учреждений (например, «вертухай», «дорога», «конь», «шконка», «шнырь» и др.), которые также не употребляются среди преступников на свободе.
Изменения в состоянии субкультуры осужденных можно проследить, проанализировав такие ее основные элементы, как уголовный жаргон, татуировки, клички, невербальные средства общения, клятвы, развлечения и игры, криминальный фольклор («блатные» песни и поэзия). Все элементы субкультуры осужденных взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, способствуют единению криминальной общности, обеспечивают его живучесть.
СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Петрова Н.П. Роль подростковой субкультуры в социализации подростков: дисс. ...канд. соц. наук. -Уфа, 1994. - С.14.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Изд. АЗЪ, 1995. - С.766.
3. Словарь иностранных слов. - М., 1979. - С. 488.
4. Краткий словарь по социологии. - М., 1988.- С. 401.
5. Современная западная социология: словарь. - М., 1990. - С. 336.
6. Культурология. - М., 1993. - С.120.
7. Кернер Х.-Ю. Криминология. Словарь-справочник. - М.: Изд. НОРМА, 1998. - С.306.
8. Шнайдер Г.Й. Криминология / пер. с нем. - М., 1994. - С.284.
9. Социология молодежи: учебник / под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: СПбГУ, 1996. - С.332.
10. Культурология: краткий терминологический словарь/ под ред. И.Ф. Кефели. - СПб: ВШ МВД РФ, 1995. - С.49.
11. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. - 1998. - №
11. - С.95.
12. Культурология. ХХ век: словарь / под ред. А.Я. Левит. - СПб.: Изд. Университетская книга, 1997. - С. 450.
13. Година А.И. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанистов) // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. -СПб., 1999.
14. Кернер Х.-Ю. Криминология. Словарь-справочник. - М.: Изд. НОРМА, 1998. - С.306.
15. Поздняков В.И., Усс А.В. Особенности неофициальных взаимоотношений в среде осужденных и конфликты между ними // Социальные проблемы исправления и перевоспитания осужденных: сборник научных трудов. - М., 1984. - С.40.
16. См., напр.: Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (Криминальная субкультура). -Тверь: ИПП «Приз», 1994. - С. 9.
17. См., напр.: Анисимков В.М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. -СПб., 2003. - С. 33.
18. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Книга первая: психология подростковой преступности.-М.: Изд. ОСЬ-89, 1998. - С.73.
19. Анисимков В.М. Тюремная община: «вехи» истории. - М., 1993. - С.12.
20. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М.: Изд. РОУ, 1996. - С.6.
21. Антонян Ю.М. Верещагин В.А., Калманов Г.Б. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений // Государство и право.- 1996. -№ 10. - С.72.
22. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. - М., 2001. - С.120.
23. Там же. - С.123-124.
24. Хохряков Г.Ф. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 1999. - С.292-293.