Научная статья на тему 'Понятие «Стиль» как объект изучения гуманитарного знания'

Понятие «Стиль» как объект изучения гуманитарного знания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
536
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ДИАХРОНИЯ / СИНХРОНИЯ / ФИЛОСОФИЯ / РИТОРИКА / ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЯ / ФИЛОЛОГИЯ / STYLE / INTERDISCIPLINARITY / DIACHRONY / SYNCHRONY / PHILOSOPHY / RHETORIC / ART HISTORY / CULTURE / PSYCHOLOGY / PHILOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Манасян Лиана Юрьевна

В статье исследуется понятие «стиль» как междисциплинарный объект гуманитарных наук. Делается вывод о том, что диахронический аспект изучения понятия «стиль» отражает генезис его философского осмысления в период от античной эпохи до современности. Синхронический аспект исследования выявляет его интегративный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT “STYLE” AS AN OBJECT OF STUDY OF THE HUMANITIES

The article studies the concept of “style" as an interdisciplinary object of the humanities. It is concluded that the diachronic aspect of the “style" concept study reflects genesis of its philosophic comprehension from the ancient era to the contemporary times. The synchronic aspect of the research shows its integrative nature.

Текст научной работы на тему «Понятие «Стиль» как объект изучения гуманитарного знания»

УДК 009:7.01

Манасян Лиана Юрьевна

аспирант кафедры эстетики и этики Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

ПОНЯТИЕ «СТИЛЬ» КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Manasyan Liana Yurievna

PhD student, Aesthetics and Ethics Department, Institute of Philosophy of Human Nature, Herzen State Pedagogical University of Russia

THE CONCEPT "STYLE" AS AN OBJECT OF STUDY OF THE HUMANITIES

Аннотация:

В статье исследуется понятие «стиль» как междисциплинарный объект гуманитарных наук. Делается вывод о том, что диахронический аспект изучения понятия «стиль» отражает генезис его философского осмысления в период от античной эпохи до современности. Синхронический аспект исследования выявляет его инте-гративный характер.

Ключевые слова:

стиль, междисциплинарность, диахрония, синхрония, философия, риторика, искусствоведение, культура, психология, филология.

Summary:

The article studies the concept of "style" as an interdisciplinary object of the humanities. It is concluded that the diachronic aspect of the "style" concept study reflects genesis of its philosophic comprehension from the ancient era to the contemporary times. The synchronic aspect of the research shows its integrative nature.

Keywords:

style, interdisciplinarity, diachrony, synchrony, philosophy, rhetoric, art history, culture, psychology, philology.

Статья являет собой краткий обзор исследований понятия «стиль» в области гуманитарных наук. Живой интерес к изучаемому понятию, заданный еще в античную эпоху, не ослабевает и в настоящее время. В связи с этим оправдано и наше обращение к данной теме, отражающей интегративную область исследований, включающую философию, риторику, литературоведение, языкознание, культурологию, искусствоведение, психологию, социологию и др. Объект изучения -«стиль» как междисциплинарное понятие, а предмет - генезис понятия «стиль» в области гуманитарных наук. Цель работы - проанализировать понятие «стиль» во всем его многообразии в ин-тегративном пространстве истории науки, в котором стиль предстает как продукт духовной и материальной деятельности.

Гуманитарная область, исследующая проблему стиля, концентрирует антропоцентрический статус стиля (ср. афоризм Ж.-Л. Бюффона «Стиль - это человек» [1]). В каждой из областей гуманитарного знания понятие «стиль» занимает значительное место. Некоторые словосочетания входят в жизнь человека как элементы, указывающие на связь обыденной жизни с научной картиной мира: общие и частные понятия, знакомые нам со школьной скамьи из уроков русского языка и литературы («стили речи», «стиль поэта», «лирический стиль»), из культурологии и искусствоведения («стиль эпохи», «стиль барокко», «стиль импрессионистов»). Дальнейший опыт раскрывает понятия из области смежных наук - логики, психологии, теории коммуникации и др. («стиль общения», «когнитивный стиль мышления» и др.). Далее, мода как феномен культуры вводит сочетания слов «русский стиль», «этнический стиль», «стиль Кутюрье» и др. Общим понятием можно считать «стиль жизни» в целом как философскую категорию (ср. философия Дао), в частности как собственно образ жизни (ср. аскетизм, гедонизм) в области феноменологии.

К проблеме стиля обращались отечественные и зарубежные ученые, представляющие различные школы и направления. В связи с этим закономерно появление разных толкований сообразно общефилософским, обще- и частнонаучным подходам, а также многоаспектному его изучению в философии, культурологии, социологии (А.Ю. Карачун, Е.Н. Устюгова, Г.П. Федотов и др.), риторике (Аристотель, С.С. Аверинцев и др.), а также в искусствоведении, психологии, языкознании, литературоведении (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев и др.).

История возникновения и развития понятия «стиль» в эпоху Античности и Средневековья связана с зарождением и расцветом риторики. Как известно, этимологически слово «стиль» соотносится с предметом для письма и его процессом. Затем оно переосмысливается - название орудия переносится на то, что написано, далее выражает содержание и форму составленного и написанного текста. Последнее значение и становится предметом изучения в риторике. Античные греки (Исократ, Демосфен и др.) разрабатывали риторические тропы и фигуры [2]. В данную

эпоху слова «стиль» не существовало, само понятие передавалось словами «тип», «характер» (plasma, lexis). Современное же понятие «стиль» представлялось как качество формы языка.

Греки были великими спорщиками, и для них особое значение приобретало слово как элемент воздействия, управления общественным мнением. В связи с этим для софистов, первых исследователей общих принципов ораторского искусства, ценность представляла прежде всего «техника стиля» (techne) (мелодия, ритм, слог, смысл, уместность). К этому периоду относится процесс формирования и развития понятия «стиль» в художественном творчестве, устанавливается отношение зависимости между понятиями «стиль» и «жанр произведения». Аристотель составил наиболее систематизированное для своего времени учение [3], ставшее методологической основой изучения стиля. Римские ораторы наследовали и развивали учение греческих мыслителей (Цицерон, Квинтилиан, Вергилий; в частности, было создано «колесо Вергилия»). В теории стиля отмечается обусловленность стилевых различий окружающей действительностью.

В Средние века стиль становится объектом универсальных правил, канонов, культура и искусство обращаются к сфере Божественного. Эпоха Возрождения характеризуется гуманистическими идеалами, человек позиционируется как творец. Новое время и эпоха Просвещения диктуют развитие исследуемого понятия в новом качестве как объекта нового знания. Появляются такие науки, как эстетика и психология, перспективы развития связываются с языкознанием и литературоведением. В теории искусства «искусство» и «стиль» рассматриваются как взаимосвязанные понятия. В XVIII в. термин «стиль» соотносится с понятием «индивидуальная манера художника». В эпоху немецких романтиков (ХVШ-ХIХ вв.) стиль обретает статус высшей точки искусства, являя критерий красоты. Далее проблема развивается в формальном направлении. Предмет изучения - различные «исторические стили» (античный, романский, готический стили, а также классицизм, барокко, рококо и ампир). Появление каждого исторического стиля представляется закономерным процессом [4]. Стиль толкуется как подвижная субстанция, диктующая относительность восприятия искусства. Находясь в динамике, стили имеют тенденцию к смешиванию; справедливо мнение о том, что «чистых стилей» не бывает [5, с. 9]. Теоретики и художники ХХ в. увидели специфику стиля в ее «технологичности» (результат - «изобретение», ср. авангардное искусство) [6].

Современные представления о стиле имеют интегративный характер. В начале ХХ в. Г.П. Федотов в области философии вводит понятие «стиль мышления». При этом выделяются несколько аспектов его изучения: методологический, историко-научный, культурологический. Стиль утверждается как ориентир «эталона научной теории», формирующего парадигму определенного стиля научного мышления (ср. «кибернетический стиль мышления»). Прослеживается взаимосвязь стиля научного мышления и сферы научного познания. В философию вводится понятие «стиль мышления эпохи» с целью обеспечить целостность методологического комплекса [7]. В области феноменологического направления философии наука представляется частью культуры, соответственно, актуально ее исследование в интегративном пространстве формирующих аспектов - исторических и социокультурных. В сферу научного познания входит творческий субъект как двигатель данной системы [8, с. 105]. Модель общей теории стиля строится с референцией на историко-культурную типологию репрезентации стиля сообразно ее основным функциям (идентификации, организации, коммуникации) [9]. В теории языка раскрывается «уникальный эвристический потенциал стиля в системе гуманитарного знания» как «прототипической категории» [10].

Таким образом, современные трактовки феномена стиля демонстрируют многообразие методологических подходов к его обоснованию. Понятие «стиль» входит в категориальный научный аппарат философии в составе терминов «художественный стиль», «стиль эпохи / жизни / научного мышления» и др., значение которых по-разному понималось в зависимости от разного отношения философии к самому процессу познания. Диахронический аспект являет историческое развитие понятия «стиль» от античной науки до современной его интерпретации - от представления его как практического навыка говорения в античной риторике до философского осмысления стиля как научного понятия в искусствоведении, языкознании, литературоведении, психологии, культурологии, собственно философии. Синхронический аспект исследования понятия «стиль» отражает междисциплинарный характер его восприятия и объемлет интегративный статус его толкования. Таким образом, гуманитарная область, изучающая проблему стиля, объединена антропоцентрическим подходом, обусловливающим, с одной стороны, единое толкование понятия «стиль», с другой стороны, его дифференцированное понимание.

Ссылки:

1. Бюффон Ж.-Л. де. Речь при вступлении во Французскую академию // Новое литературное обозрение. 1995. № 13.

С. 27-36.

2. Ораторы Греции. М., 1985. 495 с.

3. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978. С. 15-164.

4. Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 2000. 211 с.

5. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь : в 2 т. СПб., 1998. Т. 2. 672 с.

6. Карачун А.Ю. Стиль как эстетическая категория : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Минск, 1992. 22 с.

7. Парахонский Б.А. Стиль мышления. Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и познания. Киев, 1982. 119 с.

8. Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура. М., 1984. 263 с.

9. Устюгова Е.Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2003. 260 с.

10. Павловская О.Е. Стиль как прототипическая категория гуманитарных наук (системно-терминологический аспект) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2007. 53 с.

References:

Aristotle 1978, 'Rhetoric', Antichnyye ritoriki, Moscow, pp. 15-164, (in Russian).

Buffon, JL de 1995, 'Speech at the introduction to the French Academy', Novoye literaturnoye obozreniye, no. 13, pp. 27-36, (in Russian).

Cohn-Wiener, E 2000, History of Fine Arts styles, Moscow, p. 211, (in Russian).

Karachun, AY 1992, Style as an aesthetic category: PhD thesis abstract, Minsk, p. 22, (in Russian).

Kukushkina, EI 1984, Cognition, language, culture, Moscow, p. 263, (in Russian).

Parakhonsky, BA 1982, The style of thinking. Philosophical aspects of the style analysis in the field of language, culture and cognition, Kyiv, p. 119, (in Russian).

Pavlovskaya, OE 2007, Style as a prototypical category of Arts (system-terminological aspect): D. Phil. thesis abstract, Krasnodar, p. 53, (in Russian).

Ustyugova, EN 2003, Style and Culture: Experience in the general theory of style, St. Petersburg, p. 260, (in Russian). Vlasov, VG 1998, Styles in Art: Dictionary: in 2 vols., vol. 2, St. Petersburg, p. 672, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.