УДК 7.08+32.019.51
Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2014. Вып. 1
М. С. Мельникова1, И. П. Яковлев2
ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ» В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ И ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКАХ
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
2 Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
Изучение виртуальных социальных сетей является актуальной темой, современное общество неразрывно связано с такими феноменами как глобализация и информатизация, причиной которых является повсеместное распространение различных информационных технологий. Данные технологии, в свою очередь, оказывают большое влияние на повседневную жизнь индивидов, создавая новые практики коммуникации. В этой статье мы сравним понятие «социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках. Библиогр. 6 назв. Табл. 1.
Ключевые слова: Интернет, социальная сеть, социальная структура, социальные связи.
THE TERM "SOCIAL NETWORK" IN SOCIOLOGICAL THEORIES AND INTERNET PRACTICES
M. S. Melnikova, I. P. Yakovlev
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48, nab. r. Moyki, St. Petersburg, 191186, Russian Federation
2 St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
Research of virtual social networking is a hot topic. Modern society is connected with the phenomena of globalization and informatization. Information technologies have a great impact on the daily lives of individuals, creating new communication practices. In this article we compare the concept of "social network" in sociological theories and the Internet practices. Refs 6. Table 1. Keywords: Internet, social network, social structure, social communication.
В исследовании применяется компаративный анализ, хотя в строгом смысле данный метод использован не полностью. Но сравнение научно-социологических работ, с одной стороны, и публицистических работ по проблематике Интернета — с другой, присутствуют.
Социальные онлайн-сервисы нового поколения отличаются наличием инструментов поиска новых контактов и установления связей между людьми без учета географических ограничений, возможностью обмена сообщениями и данными различного формата. Социальные сети стали одной из основных платформ для общения в Интернете.
Сегодня можно выделить два определения социальной сети как социальной структуры и ее специфической реализации в интернет-среде. В реальности любая социальная сеть объединяет людей, а в Интернете их персональные ресурсы [1, c. 102].
Уже в конце XIX в. Эмиль Дюркгейм и Фердинанд Теннис предвещали появление социальных сетей в своих научных теориях и исследованиях социальных групп. Теннис утверждал, что социальные группы могут существовать в форме личных и прямых социальных связей.
Одним из первых социологов, изучавших социальные связи посредством сетей, стал Якоб Леви Морено, который в своем Хадсоновском проекте использовал
термин «социограмма» для визуального представления коммуникационной сети. В этой сети узлы представляли индивидов, а ребра — отношения между ними.
Термин «социальная сеть» был введен в 1954 году английским социологом, представителем манчестерской школы, Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Барнс пришел к выводу, что размер социальной сети вокруг одного индивида составляет примерно 150 человек [2].
В социологии под социальной сетью понимают социальную структуру, состоящую из множества агентов (индивидуальных или коллективных) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами) [3, с. 4].
Известный социолог Марк Грановеттер в 1973 году заявил, что внутри социальных сетей слабые связи имеют гораздо большее значение, чем сильные. Он объяснял это тем, что через слабые связи информация «просачивается» быстрее. Это происходит, по его мнению, из-за того, что слабые связи «важнее для отдельных пользователей при их "вливании" и взаимодействии в сообществе, тогда как в результате сильных связей образуется тесная локальная группа» [4].
Применительно к Интернету понятие «социальная сеть» впервые использовал Тим О'Рейли — основоположник концепции Web 2.0 в 2005 году, в своей статье «Tim O'Reilly — What Is Web 2.0» [5].
Первая социальная онлайн-сеть Classmates.com появилась в 1995 году в США. В начале 2000-х годов были запущены MySpace, LinkedIn и Facebook, которые и положили начало массовому увлечению социальными сетями. В Рунете социальные сети начали завоевывать популярность с 2006 года, когда появились odnoklassniki. ru и vkontakte.com.
Особенностями социальной сети как структуры являются:
— сеть характеризуется как особый тип связей между позициями индивидов, объектов или событий, которые отбираются в зависимости от целей построения сети;
— акторы описываются атрибутами;
— определенный рисунок связей между акторами образует сетевую структуру;
— некоторые акторы могут быть связаны друг с другом сильнее, чем с другими;
— наиболее важными, с точки зрения изучения как отдельных элементов, так и системы в целом, являются структура отношений между акторами и местоположение отдельных акторов в сети [6, c. 13];
— управление малыми социальными взаимодействиями.
Социальные сети подразделяются на формальные и неформальные, вертикальные и горизонтальные. Неформальные социальные сети строятся на неформальных отношениях, в формальных социальных сетях четко определяются права и обязанности каждого в рамках сетевого объединения. В вертикальных сетях есть четкая иерархия участников, горизонтальные социальные сети представляют собой сообщество индивидов примерно одинакового социального статуса.
Рассмотрим также черты, присущие социальным сетям в Интернете. К ним можно отнести:
— управление своим аккаунтом (личной страницей);
— отражение образа человека в реальной жизни;
— ориентация на общение между пользователями;
— осуществление контроля связей между участниками;
— максимальное количеством личной информации (ФИО, вуз, место работы, фотографии, родственники, интересы и пр.);
— легкость поиска людей (по месту жительства, примерной дате рождения и имени);
— возможность обмена информацией (текст, фото, видео и т. д.), а также функция «отметить человека» на видео или фотографиях, на которых присутствуют пользователи онлайн-сети;
— добавление в «друзья» по принципу наличия реальной связи (друзья, знакомые, одноклассники, одногруппники, родственники и т. д.) или — по принципу схожести интересов (группы, сообщества и т. д.);
— комментирование различного контента.
В приведенной ниже таблице мы рассмотрели основные характеристики социальных сетей применительно к Интернету.
Табпица. Основные характеристики социальных сетей
Характеристики Социальная сеть как структура Виртуальная социальная сеть
Связь между позициями индивидов в зависимости от целей построения сети + +
Акторы описываются атрибутами + +
Социальный статус ка фактор поведения индивидов + -
Сетевая структура + +
Наличие сильных и слабых связей + +
Наличие горизонтальных и вертикальных, формальных и неформальных связей + +
Управление малыми сетевыми взаимодействиями + +
Предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией + + Доступ к информации и общению в любое время при наличии технической возможности
Осуществление контроля за участниками сети Контроль осуществляется не всеми участниками +
Таким образом, социальные сети в Интернете позволяют своим пользователям контролировать связи между своими «подписчиками» и «друзьями», создавать группы и сообщества по интересам, а также оставляют право «держателя аккаунта» открывать или закрывать информацию на своей странице от других пользователей.
Виртуальные социальные сети обладают рядом характеристик социальной сети как социологической структуры. Так, найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которую вы с ним связаны.
Мы приходим к выводу, что виртуальные социальные сети построены по принципу моделирования социальных сетей, обладают рядом схожих характеристик. Но основным отличием онлайн-сетей от реально существующих социальных групп являются следующие: социальный статус пользователей Интернета, участвующих в каком-либо обсуждении, перестает быть фактором, определяющим их поведение. В реальном же социальном пространстве любая социальная роль накладывает на действия актора различные формальные ограничения.
Литература
1. Силаева В. Л. Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 101-107.
2. Barnes J. A. Class and Committees in Norwegian Island Parish // Human Relations. New York: Hafner Press, 1975.
3. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010. 228 с.
4. Singh Shiv. Social Networks and Group Formation 2007. URL: http://www.boxesandarrows.com/ view/social-networks (дата обращения: 05.12.2013).
5. O'Reilly Tim What Is Web 2.0 2005. URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 05.12.2013).
6. Градосельская Г. В. Сетевые измерения в социологии: учеб. пособие. М.: Феникс, 2004. 184 с.
Статья поступила в редакцию 18 декабря 2013 г.
Контактная информация
Мельникова Мария Сергеевна — аспирант; е-mail: [email protected] Яковлев Игорь Петрович — доктор философских наук, профессор; [email protected]
Melnikova Maria S. — post-graduate student; [email protected] Yakovlev Igor P. — Doctor of Philosophy, Professor; [email protected]