Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ: ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ'

ПОНЯТИЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ: ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
618
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА / ПОНЯТИЕ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ЗДОРОВЬЕ / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мунтяну Павел Вадимович

В статье дано авторское определение понятия «санитарно-защитная зона». Объекты ионизирующего излучения при формировании определения не учитывались, так как имеют свою специфику и нуждаются в отдельном исследовании. Определение санитарно-защитной зоны дано через содержание её признаков, которые раскрыты через анализ и сравнение нормативно-правовых актов, проектов нормативных правовых актов и специальной литературы. В качестве признаков санитарно-защитной зоны выступают объект, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона; цель её установления; размер и границы зоны; месторасположение и конфигурация зоны; ограничения прав в границах зоны. Предложено объект определить общим термином «недвижимое имущество». Установлено, что целью закрепления санитарно-защитной зоны является отсутствие вредного воздействия на здоровье человека за пределами её границ. Размер санитарно-защитной зоны рассчитывается по восьми направлениям света с учётом химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух. Месторасположение санитарно-защитной зоны определяется вокруг производственного объекта и по конфигурации является полосой. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются геодезическим способом. Размер и границы зоны отображаются на картах градостроительного зонирования, публичной кадастровой карте. Ограничения в границах санитарно-защитных зон выражаются в запретах на строительство и обязанностях по соблюдению установленного режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мунтяну Павел Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE SANITARY PROTECTION ZONE: APPROACHES AND DEFINITIONS

The article gives an authorial definition of the sanitary protection zone. Sources of ionizing radiation were not taken into account when the definition was created as they have their own specifics and require individual investigation. The definition of the sanitary protection zone is given through the substance of its features, which are disclosed through analysis and comparison of regulatory acts, draft regulatory acts and literature. The features of the sanitary protection zone are the following: facility in respect of which the sanitary protection zone is established; the purpose of its establishment; zone size and boundaries; zone location and configuration; restriction of rights within the zone boundaries. It is proposed to define the facility in a general term “real estate”. It is defined that the purpose of establishing a sanitary protection zone is to ensure the absence of harmful impact on human health outside its boundaries. The size of a sanitary protection zone is calculated in eight cardinal directions taking into account the chemical, biological and physical impact on atmospheric air. The location of a sanitary protection zone is determined around an industrial facility and resembles a belt in configuration. The boundaries of a sanitary protection zone are determined by the geodetic method. The size and boundaries of a zone are shown in urban development zoning maps and in the public cadastral map. Restrictions within sanitary protection zones are expressed in prohibition on construction and obligations on compliance with the established regime.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ: ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ»

УДК 349 П.В. Мунтяну

ПОНЯТИЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ: ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В статье дано авторское определение понятия «санитарно-защитная зона». Объекты ионизирующего излучения при формировании определения не учитывались, так как имеют свою специфику и нуждаются в отдельном исследовании. Определение санитарно-защитной зоны дано через содержание её признаков, которые раскрыты через анализ и сравнение нормативно-правовых актов, проектов нормативных правовых актов и специальной литературы. В качестве признаков санитарно-защитной зоны выступают объект, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона; цель её установления; размер и границы зоны; месторасположение и конфигурация зоны; ограничения прав в границах зоны. Предложено объект определить общим термином «недвижимое имущество». Установлено, что целью закрепления санитарно-защитной зоны является отсутствие вредного воздействия на здоровье человека за пределами её границ. Размер санитарно-защитной зоны рассчитывается по восьми направлениям света с учётом химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух. Месторасположение санитарно-защитной зоны определяется вокруг производственного объекта и по конфигурации является полосой. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются геодезическим способом. Размер и границы зоны отображаются на картах градостроительного зонирования, публичной кадастровой карте. Ограничения в границах санитарно-защитных зон выражаются в запретах на строительство и обязанностях по соблюдению установленного режима.

Ключевые слова: санитарно-защитная зона, понятие, недвижимое имущество, здоровье, среда обитания, окружающая среда, благоприятные условия жизнедеятельности, ограничения прав.

Б01: 10.35634/2412-9593-2021-31-5-861-873

Земля является особым объектом земельных отношений. Для обозначения её уникальной роли в правовой жизни людей и общества в целом учёные используют самые разные характеристики, присущие земле.

М.М. Бринчук в качестве одной из многочисленных характеристик определяет, что земля -«это территория государства, предел его суверенной власти» [1]. Это свойство можно отнести к политической роли земли. Экологическая роль земли может быть выражена позицией Е.А. Галинов-ской, которая выделяет «ряд естественных качеств этого объекта: относительная воспроизводимость, непотребляемость, ограниченность в пространстве, наличие плодородного слоя, расположение земли над и под поверхностью природных ресурсов» [2. С. 108]. Н.Н. Аверьянова относит к земле, в том числе, такие качества, как «средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис в жилищном и промышленном строительстве» [3]. Данные качества могут отражать экономическую роль земли. Существуют и другие позиции учёных, расширяющие представление о земле1.

Вместе с тем, как обоснованно отмечал Г.А. Аксенёнок, «не земля сама по себе является объектом земельных правоотношений, а земля, в отношении которой установлен определенный правовой режим» [4. С. 138]. В связи с этим приведённое многообразие отличительных характеристик земли обусловливает установление особого правового режима по её охране и использованию.

Следует учитывать, что законодательное закрепление определения понятия «правовой режим» отсутствует. Кроме того, теоретические взгляды учёных в сфере земельного права не имеют однозначной трактовки данного понятия. Справедливым, на наш взгляд, является мнение О.И. Крассова о том, что правовой режим земель представляет собой «определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, посредством установления основного целевого назначения земель, территориального зонирования, ограничения прав, публичных сервитутов и установления разрешенного использования» [5]. Представляется верной позиция А.П. Анисимова и А.Я. Рыженкова, согласно которой правовой режим земель - «это особый дифференцированный порядок регулирования жизне-

1 См., напр.: Яковлев В.Н. Компоненты окружающей природной среды - не «вещь» и не «имущество», отношения по их использованию и охране - предмет регулирования экологической и природоресурсных отраслей права // Российская юстиция. 2010. № 8. С. 5-11; Крассов О.И. Земельный участок как объект природы и природный ресурс // Экологическое право. 2013. № 6. С. 8-16; и другие.

деятельности в границах категории земель, осуществляемый посредством установления субъектами стимулов и ограничений в области рационального использования и охраны земель, а также особенностей управления данной территорией в порядке, определяемом градостроительным, земельным, экологическим и иным законодательством Российской Федерации и ее субъектов, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления» [6]. Проведя анализ многочисленных точек зрения, Е.С. Пышьева делает вывод, что «под правовым режимом земель следует понимать набор специальных правовых средств и инструментов, направленных на упорядочение складывающихся отношений по поводу использования и охраны земли посредством закрепления права собственности и иных вещных прав на землю, оснований и порядка возникновения и прекращения этих прав, управления в сфере использования и охраны земли» [7]. Таким образом, по общему правилу, правовой режим земель подразумевает установление специального правового регулирования, который может быть определён и исследован в отношении всех земель, определённой категории земель, отдельного вида земель определённой категории и конкретного земельного участка2.

Важнейшей составляющей правового режима земель является деление земель на категории. Его по праву можно считать первоочередным способом уточнения общего правового режима. В земельном законодательстве определения понятия «категория земель» не содержится. По мнению В.В. Петрова, под категорией земель понимается «группирование земельных участков, площадей по каким-либо устойчивым признакам, которые в совокупности определяют правовой режим земли данной категории» [8. С. 141]. Основным критерием определения категорий земель, по мнению большинства учёных3, является целевое назначение земель. В то же время полагаем обоснованной позицию Н.Н. Мельникова, который также считает, что «перечень категорий земель определяется исходя из природных свойств земли и исторически сложившихся особенностей использования земельного пространства» [9. С. 10].

С развитием общественных отношений возникает необходимость в актуализации земельной политики, при которой законодателю требуется разработать новые, действенные элементы правового режима земель, в наибольшей степени соответствующих потребностям сегодняшнего периода. Одним из таких динамически развивающихся элементов выступает определение правового режима земель посредством зонирования территорий.

Термин «зона» (от греч. zone - пояс) обозначает полосу, пространство между какими-либо границами; территория, участок чего-либо, характеризующиеся определёнными признаками [10]. Равным образом зонирование можно определить как деятельность, процесс по разделению территории на зоны и установлению в отношении каждой из них особого правового режима земель4. В литературе выделяется несколько видов зонирования: экологическое, градостроительное, экономическое зонирование, зонирование территорий посредством установления зон с особыми условиями использования территорий [11]. Каждый из указанных видов зонирования имеет свои отличительные характеристики, которые в конечном итоге определяют особый правовой режим земель.

Отличительной чертой зонирования посредством установления зон с особыми условиями использования территорий является способ определения их границ. Такие границы связаны с природным либо неприродным объектом и выполняют функцию пространственного барьера, призванного защитить сам объект либо окружающую среду от воздействия объекта [12]. Поэтому площадь, конфигурация границ зоны и правовой режим каждого вида зон обладает своей спецификой.

ЗК РФ закрепляет 28 видов зон с особыми условиями использования территорий. К их числу относится санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ). Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждёнными постановлением Главного государст-

2 Об анализе правовых режимов различных видов земель см., напр.: Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений: учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2004. 296 е.; Абанина Е.Н., Аверьянова Н.Н., Анисимов А.П. и др. Актуальные проблемы теории земельного права России: монография. М.: Юстицинформ, 2020. 800 с.

3 См.: Боголепов Р. Д. Правовой режим земель промышленного и транспортного назначения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1964. С. 4; Краснов Н.И. Теоретические основы правового режима земель специального назначения в СССР: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1966. С. 6; Комментарий к Земельному кодексу РФ (постатейный) / под ред. С.А.Боголюбова, Е.Л.Мининой.М., 2002. С. 42. (Автор комментария Е.А. Галиновская).

4 См.: Борисов А. А. Значение зонирования территорий при определении правового режима земель: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 161 с.; Савельева Е.А. Правовое регулирование зонирования территорий: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 180 с.

венного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 745 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), дана характеристика СЗЗ. Так, согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»6 (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - до значений, установленных гигиеническими нормативами, и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. По нашему мнению, приведённая СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 характеристика СЗЗ является достаточной для понимания сути и необходимости существования её как зоны с особыми условиями использования территорий. Однако в целях содержательного наполнения характеристик СЗЗ, анализа и выявления новых особенных свойств представляется целесообразным определить понятие СЗЗ, содержание которого предлагается раскрыть через признаки его правового режима и правового режима земель, расположенных в границах СЗЗ. Поэтому рассматривать правовой режим зоны и правовой режим земель необходимо во взаимосвязи.

В диссертационном исследовании О. А. Золотовой выделяются такие признаки зон с особыми условиями использования территорий, как наличие объекта охраной зоны, цель её установления, месторасположение и конфигурация зоны, а также распространение правового режима охранной зоны на все земли и земельные участки, входящие в неё, вне зависимости от формы собственности на них и их категории, а также вида разрешённого использования [13. С. 25]. Распространение правового режима охранной зоны на все земли и земельные участки, входящие в неё, вне зависимости от категории земель и вида разрешённого использования, как признак охранной зоны является спорным в отношении СЗЗ. Кроме того, правовой режим зон с особыми условиями использования территорий составляют ограничения в осуществлении отдельных видов деятельности и обязанности совершить определённые действия для поддержания территории зоны в состоянии, пригодном для использования [13. С. 24-25]. Указанные признаки, наряду с приведёнными в п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 характеристиками СЗЗ, по нашему мнению, возможны к использованию для исследования содержания понятия СЗЗ.

Объект, в отношении которого устанавливается СЗЗ, определяется Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитар-но-защитных зон, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 2227 (далее - Правила), и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В качестве объекта СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 называет промышленные объекты и производства, предприятия, сооружения и иные объекты. В Правилах употребляется термин «объект капитального строительства». Как видится, используемый в Правилах термин более конкретен и современен, так как он органично входит в действующий понятийный аппарат градостроительного и земельного законодательства. Между тем в гражданском обороте чаще используется понятие «недвижимое имущество». Предпочтение, отданное субъектом правотворчества в пользу первого варианта, видится в следующем.

Отличие данных терминов друг от друга заключается, как минимум, в тех сферах отношений, в которых они используются для изложения правовых норм8. Гражданский кодекс Российской Федера-

5 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Сани-тарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» // Российская газета, 09.02.2008, № 28.

6 Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

7 Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» // СЗ РФ. 2018. № 11. Ст. 1636.

8 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 г. № 1160/13 по делу № А76-1598/2012 // СПС «Кон-сультантПлюс».

ции9 в ст. 130 к недвижимому имуществу относит, помимо искусственно созданных зданий, сооружений, также объекты недвижимости, являющиеся таковыми в силу природных свойств - земельные участки, участки недр. Градостроительный кодекс Российской Федерации10 (далее - ГрК РФ), напротив, в п. 10 ст. 1 к объектам капитального строительства относит исключительно созданные в процессе строительства, реконструкции здания, сооружения. Следовательно, не все объекты недвижимого имущества являются объектами капитального строительства. Кроме того, в науке гражданского права вопросы, связанные с понятием, видами, природой недвижимого имущества, в настоящее время актуальны для дискуссий11. Также в проекте Федерального закона № 47538-612 предусматривается концепция единого объекта, при котором земельный участок с находящимися на нём зданиями, сооружениями признается единым объектом недвижимости. Учитывая изложенные обстоятельства, использование термина «объект капитального строительства» можно считать правильным правотворческим решением, но только в том случае, если устанавливаться СЗЗ может исключительно от зданий и сооружений в процессе их создания, реконструкции и эксплуатации.

Определяющим критерием для принятия решения о необходимости установления СЗЗ является наличие вредного воздействия на атмосферный воздух за границами объекта, которое превышает санитарно-эпидемиологические требования. Так, согласно Правилам, СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (абз. 2 п. 2). К таким санитарно-эпидемиологическим требованиям относятся гигиенические нормативы показателей предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней количественного и качественного воздействия на среду обитания. В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 используется конкретный показатель - превышение 0,1 ПДК и/или ПДУ (абз. 2 п. 1.2). Приведённые положения не устанавливают каких-либо требований к виду деятельности, осуществляемой в объекте, виду выпускаемой продукции и прочие характеристики, а определяют общие требования к соблюдению гигиенических нормативов. В связи с этим объектом СЗЗ могут быть как кафе быстрого питания, так и крупный металлургический завод.

Исходя из данного показателя СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требует установления СЗЗ не только для объектов капитального строительства, но и для земельных участков, на которых происходят определённые виды деятельности: отвалы и шламонакопители, карьеры, разрезы, площадки, поля, кладбища и пр. Допускаем, что для некоторых видов использования земельных участков требуется размещение сооружений, на которые необходимо получить разрешение на строительство. Тем не менее на практике нередко возникают споры по поводу необходимости получения разрешения на строительство некоторых объектов, которые сложно отличить от осуществляемой деятельности, видов использования земельных участков. При этом очевидно, что данные объекты и виды деятельности, так же как и капитальные производственные объекты, негативно воздействуют на среду обитания.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»13 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), утверждённые, в том числе, взамен

9 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

10 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.

11 См.: Бевзенко Р. С. Земельный участок с постройками на нем: введение в российское право недвижимости [Электронное издание]. М.: М-Логос, 2017, 80 с.; Волков Г.А. Понятие недвижимого имущества: публично-правовой аспект // Экологическое право. 2018. № 4. С. 20-26.; и др.

12 Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/47538-6 (дата обращения: 11.09.2021).

13 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, ат-

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не закрепляют жёстких требований к определению видов объектов, в отношении которых могут быть установлены СЗЗ. Ими установлен аналогичный показатель для объектов в 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ (п. 72).

В п. 1 проекта Положения о санитарно-защитных зонах14 (далее - проект Положения), которым планируется заменить Правила, предусматривается установление СЗЗ в отношении объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, групп производственных объектов, объектов размещения отходов15.

В заключении об оценке регулирующего воздействия на проект Положения Минэкономразвития России выражает позицию о нецелесообразности установления СЗЗ в отношении некапитальных строений. По мнению уполномоченного органа, необходимость установления СЗЗ возникает каждый раз при перемещении объекта некапитального строения, что приведёт к дополнительным расходам хозяйствующих субъектов, связанных с возмещением убытков, причинённых ограничением прав третьих лиц. С указанной позицией стоит согласиться, так как исторически СЗЗ никогда не устанавливалась для временных объектов. Действительно, есть площадки с мобильным оборудованием, которые используются на длительный срок, например, строительные площадки. СЗЗ в отношении них не устанавливается, однако превышение санитарных требований по тем же шуму и пыли, безусловно, есть. Представляется, здесь нужны особые требования к осуществлению хозяйственной деятельности, но никак не регулирование посредством СЗЗ16.

О проекте Положения одним из хозяйствующих субъектов высказано замечание относительно использования в критериях определения объекта словосочетания «выполнение работ». По мнению данного субъекта, СЗЗ устанавливается для капитальных и некапитальных строений, а не в отношении видов деятельности. В ответ на данное замечание Роспотребнадзор в сводке предложений по итогам размещения текста проекта о подготовке нормативного правового акта возразил и указал, что СЗЗ устанавливается в случае проведения работ по добыче рудных и нерудных ресурсов на земельном участке. Исключение указанного положения не позволит обеспечить безопасность условий проживания граждан вблизи таких объектов, как угольные разрезы и карьеры по добыче. Таким образом, Роспотребнадзор не исключает возможности установления СЗЗ для земельных участков, на которых отсутствуют объекты капитального строительства.

Другим немаловажным аспектом остаётся вопрос о целесообразности установления СЗЗ в отношении линейных объектов: железнодорожных путей, автомобильных дорог, метрополитена, линий электропередач, магистральных и других трубопроводов. В первоначальной версии проекта Положения было предусмотрено установление СЗЗ в отношении железнодорожных путей, автомобильных дорог. В окончательной версии проекта Положения предусмотрено, что для данных объектов будет разработано отдельное положение о СЗЗ. При этом для линий электропередач, метрополитена, магистральных и других трубопроводов установление СЗЗ проектом Положения не предусмотрено. В отношении каждого из указанных объектов законодательством предусмотрены охранные зоны. С точки зрения права СЗЗ и охранные зоны преследуют различные цели, а поэтому могут существовать и устанавливаться для одного объекта. Однако на практике достаточность ширины охранной зоны для охраны и защиты жизни и здоровья человека от негативного воздействия линейных объектов может быть подтверждена либо опровергнута неюридическими исследованиями. На наш взгляд, включение либо исключение того или иного вида линейного объекта из списка обязательных к установлению СЗЗ должно быть обоснованно и выражено, как минимум, в пояснительной записке проекта Положения. Ни в одном официальном письме Роспотребнадзора, пояснительной записке к проекту Положения или другом официальном источнике не указано, почему сокращается список линейных объектов,

мосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.02.2021).

14 Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о санитарно-защитных зонах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=112129 (дата обращения: 11.09.2021).

15 В первоначальной версии проекта Положения СЗЗ предусматривались также для автомобильных дорог и железнодорожных путей.

16 См. Депутаты требуют строить без шума и пыли. Журнал Экология производства. Электронный ресурс. URL: https://news.ecoindustry.ru/2021/04/deputaty-trebuyut-stroit-bez-shuma-i-pyli/ (дата обращенияб 11.09.2021)

ранее предусмотренный СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Всё это лишний раз приводит к сомнению в правильности принятых решений и, как следствие, может стать поводом к судебным разбирательствам.

Следует отметить, что в законодательстве и научной литературе используются различные термины для обозначения объекта СЗЗ: «промышленные предприятия», «промышленные объекты и производства», «производственные объекты». Однако в большинстве случаев термин «промышленность» используется для обозначения предприятия как совокупности зданий и сооружений, объединенных единым технологическим процессом по производству продукции промышленным способом. Это справедливо, так как чаще всего СЗЗ устанавливается в отношении не одного объекта, а его группы, то есть предприятия - целого комплекса объектов, сосредоточенных на определённой территории для производства продукции. Под производственными объектами, напротив, понимаются отдельные составные части предприятия в виде цехов, зданий и сооружений. В термине «промышленное производство» слово «промышленное» по смыслу следует за тем, что определяется, то есть за словом «производство». Производство в свою очередь определяется как деятельность. Учитывая изложенное, а также то, что Правилами предусматривается возможность установления СЗЗ как в отношении одного объекта, так и группы объектов, далее будет употребляться общий термин «производственный объект».

В рассматриваемом вопросе представляется необходимым отметить правила, по которым от-считывается расстояние СЗЗ. Так, по Правилам расстояние отсчитывается от контуров объектов капитального строительства. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 расстояние определяет от границы промпло-щадки или от источника выбросов загрязняющих веществ. СанПиН 2.1.3684-21 и проектом Положения предусматривается установление СЗЗ от границ земельного участка, полосы отвода автомобильных дорог и железнодорожных линий, границ объекта недвижимости или участка недр. Из этого можно заключить, что при определении размера СЗЗ также учитываются три составляющих: объект капитального строительства, земельный участок, участок недр.

По итогам проведённого анализа можно сделать вывод о том, что объект, в отношении которого устанавливается СЗЗ, и границы, от которых рассчитывается расстояние СЗЗ, определяются в равной степени тремя видами объектов: объект капитального строительства, земельный участок, участок недр. Объекты капитального строительства размещаются на земельном участке и участке недр. При этом земельный участок и участок недр может выступать самостоятельным объектом, от которого устанавливается СЗЗ. Учитывая изложенные обстоятельства, считаем правильным определить в законодательстве объект СЗЗ единым термином - недвижимое имущество. Данное условие позволит привести в порядок законодательную терминологию и исключить возможность неоднозначного толкования норм.

Относительно цели установления СЗЗ считаем необходимым проанализировать совокупность нормативных правовых актов, являющихся основой для существования СЗЗ как зоны с особыми условиями использования территорий.

Конституция Российской Федерации17 закрепляет право каждого на охрану здоровья (ст. 41) и благоприятную окружающую среду (ст. 42). Одним из условий реализации данных конституционных прав является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым, в силу абз. 2 ст. 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Из данного определения следует, что основными показателем, характеризующими надлежащее здоровье населения и среды обитания, является совокупность двух факторов: отсутствие вредного воздействия на человека и благоприятные условия его жизнедеятельности. Для определения цели установления СЗЗ требуется раскрыть содержание терминов.

Термин «здоровье населения» в российском законодательстве не раскрывается. Однако очевидно, что оно выступает обобщающим понятием и предназначено для обозначения неопределённого круга лиц, находящихся на какой-либо территории страны. Согласно преамбуле Устава (Конституции) Всемирной Организации Здравоохранения18, здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Прак-

17 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

18 Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946) // СПС «КонсультантПлюс».

тически аналогичное определение дано в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»19 (далее - Закон об основах охраны здоровья), где здоровье определено как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Концептуальная модель показателей состояния здоровья состоит из четырёх уровней, одним из которых является состояние здоровья. Данный уровень состоит из четырёх подуровней: благополучие, санитарные условия, деятельность человека, смертность20.

Полагаем, что данное определение является не совсем корректным для применения, поскольку при таком подходе почти любого человека с незначительным нарушением работы организма можно считать нездоровым.

М.Н. Малеина даёт два определения здоровья исходя из представлений о нём как о нематериальном благе и благополучии. Здоровье как нематериальное благо представляет собой физическое и психическое состояние человека, как благополучие - отсутствие болезней либо патологии (неблагополучия), связанной с потерей, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функций организма человека [14]. Следовательно, здоровье как благополучие может быть обеспечено соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. Именно из такого понимания здоровья представляется наиболее правильным исходить при оценке состояния и благополучия здоровья конкретного человека.

Многочисленные исследования, проведённые и в нашей стране, и за рубежом, показали, что состояние здоровья определяется факторами образа жизни, то есть труда и быта (от 50 до 55 %), окружающей средой (от 20 до 35 %), генетическими факторами (от 15 до 20 %) и организацией медицинской помощи (от 10 до 15 %) [15]. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, здоровье отдельного человека не есть его сугубо личное дело [16]. В действительности болезнь может передаваться от одного человека к другому, состояние здоровья непосредственно влияет на способность человека выполнять ту или иную деятельность и т.д. Другие учёные не без оснований отмечают тенденцию на усиление приоритета в сохранении здоровья человека при разрешении проблем загрязнения окружающей среды [17].

Приоритетность в сохранении и улучшении состояния здоровья человека прослеживается в принимаемых национальных проектах (программах). В национальном проекте «Экология»21, в том числе федеральном проекте «Чистый воздух»22, определены целевые показатели, связанные со здоровьем. В национальном проекте «Жилье и городская среда»23 содержатся задачи по созданию механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населённых пунктов с учётом их качества городской среды. Программа «Охрана окружающей среды»24 в качестве ожидаемых результатов её реализации называет создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха, обеспечение снижения заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями, рост продолжительности жизни городского населения.

Другие рассматриваемые термины раскрываются в Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Так, среда обитания человека представляет собой совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющую условия жиз-

19 Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

20 Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/ТС 21667-2009 «Информатизация здоровья. Концептуальная модель показателей состояния здоровья» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.09.2009 г. № 399-ст // СПС «КонсультантПлюс».

21 Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16). URL: http://government.ru/info/ 35569/ (дата обращения: 11.09.2021).

22 Там же. Федеральный проект «Чистый воздух».

23 Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16). URL: http://government.ru/ info/35560/ (дата обращения: 11.09.2021).

24 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» // СЗ. 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2171.

недеятельности человека. Факторы среды обитания - это биологические, химические, физические и иные, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений. Вредное воздействие на человека определяется как воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо будущих поколений. Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие её факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

В Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»25 (далее - Закон об охране окружающей среды) содержится смежное понятие «окружающая среда», под которым понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. В данном законе также имеются родственные понятия «негативное воздействие на окружающую среду» и «благоприятная окружающая среда».

В правовой науке существуют различные точки зрения о соотношении понятий «благоприятные условия жизнедеятельности человека», «благоприятная среда обитания» и «благоприятная окружающая среда».

М.М. Бринчук, анализируя понятие «благоприятная окружающая среда», пришёл к выводу о том, что понятие «благоприятная среда обитания» более широкое по содержанию, чем понятие «благоприятная окружающая среда». В соответствующей части санитарное законодательство с помощью характерных для него средств участвует в обеспечении благоприятной окружающей среды [18].

М.И. Васильева, рассматривая вопрос о соотношении права на благоприятную окружающую среду со смежным правом на благоприятную среду обитания, пришла к выводу о том, что благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, в какой это связано с жизненными условиями человека [19].

А.П. Анисимов под благоприятной окружающей средой понимает такое состояние среды обитания человека, которое соответствует «нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия, способности удовлетворять потребности граждан в отдыхе, туризме, лечении, а также включать в себя эталонные участки природы, не тронутой человеческой жизнедеятельностью» [20. С. 75-76].

Кроме того, нельзя не учитывать, что санитарное законодательство имеет многочисленные гигиенические нормативы, позволяющие оценить степень оказания действительного вреда того или иного загрязняющего вещества на состояние здоровья человека. Напротив, экологическое законодательство не имеет своей системы экологических нормативов. В связи с этим при определении качества окружающей среды используются гигиенические нормативы, которые фактически разрабатывались для человека, а не для компонентов природной среды. Следовательно, можно предположить, что за пределами границ СЗЗ качество окружающей среды более высокое.

ГрК РФ в ст. 2 основывается на таком принципе, как ответственность органов власти за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Как верно отметил А.Я. Рыженков, принцип обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека носит межотраслевой характер и регулируется сферой экологического, санитарного и градостроительного законодательства. Благоприятные условия жизнедеятельности человека - это совокупность социальных, природных и инфраструктурных объектов, создающих для населения комфортные условия проживания [21]. Согласно ГрК РФ, благоприятные условия жизнедеятельности человека обеспечиваются в рамках категории устойчивого развития территорий, задачи которого решаются посредством региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Однако, по мнению А.В. Фокина, право человека на благоприятные условия жизнедеятельности не является составной частью права человека на благоприятную окружающую среду. Данный автор считает, что «природная» составляющая в праве человека на благоприятные условия жизнедеятельности невелика и не является непосредственной целью территориального планирования и градостроительного зонирования [22].

Следует также отметить, что в ранее действующем Градостроительном кодексе Российской Федерации от 07.05.1998 г. № 73-ФЗ закреплялось право граждан на благоприятную среду жизнедея-

25 Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ. 2002. № 2. Ст. 133.

тельности (ст. 7)26. Осуществление данного права предусматривало в себе возможность, в том числе, привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о градостроительстве. В контексте соотношения права на благоприятную окружающую среду и права на благоприятную среду жизнедеятельности М.И. Васильева отмечает, что соблюдение требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил рассматривается Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07.05.1998 г. № 73-ФЗ как необходимая, но не единственная группа мер по обеспечению права на благоприятную среду жизнедеятельности [23].

Таким образом, по мнению М.И. Васильевой, право на благоприятную среду обитания и право на благоприятную среду жизнедеятельности пересекаются с правом на благоприятную окружающую среду в природной сфере их действия и, соответственно, в этой части могут быть включены в круг экологических прав [23]. Дальше автор отмечает, что «практическое значение данного обстоятельства состоит в возможности использования многих норм санитарного и градостроительного законодательства в юридической защите общественного экологического интереса» (Там же).

Взаимосвязь между правом на благоприятную среду обитания, благоприятную среду жизнедеятельности и правом на благоприятную окружающую среду прослеживается также в действующей нормативно-правовой базе.

Так, в соответствии с абз. 4, 6 п. 1 ст. 2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, а также посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Пунктом 2 ст. 12 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Корреспондирует данной норме п. 1 ст. 23 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предусматривающий обязательное соответствие жилых помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона об основах охраны здоровья содержится норма, согласно которой организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Следовательно, право на охрану здоровья и право на благоприятную среду обитания можно соотнести как цель и средства. При этом положение ч. 2 ст. 41 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая санитарно-эпидемиологическому благополучию, можно рассматривать как причастность права на благоприятную среду обитания к гарантиям реализации права на охрану здоровья.

Пунктом 2 ст. 52 Закона об охране окружающей среды в редакции, действующей до 01.01.2020 г., было установлено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зелёные зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Аналогичные положения о необходимости создания СЗЗ были предусмотрены применительно к объектам сельскохозяйственного назначения (п. 3 ст. 42 Закона об охране окружающей среды в редакции, действующей до 01.01.2020 г.), городским и сельским поселениям (п. 3 ст. 44 Закона об охране окружающей среды в редакции, действующей до 01.01.2020 г.). Соотносится с данными требованиями норма абз. 2 п.1 ст. 44 Закона об охране окружающей среды в редакции, действующей до 01.01.2020 г., согласно которой здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учётом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. Указанные статьи в действующей редакции

26 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 г. № 73-ФЭ // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.

Закона об охране окружающей среды не потеряли, на наш взгляд, того же регулирования, несмотря на отсутствие более чёткой конкретики, которая имелась в предыдущей редакции.

Пунктом 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воз-духа»27 (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) закреплено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Принципиально важным является закреплённый в п. 8 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха запрет на размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.

Стоит также обратить внимание на то, что в состав словосочетания «санитарно-защитная зона» входит слово «защита». В научной литературе вопрос о соотношении понятий «охрана прав» и «защита прав» является дискуссионным. Одни учёные считают, что понятие «защита права» является более широким, чем «охрана права». Некоторые учёные, напротив, считают более широким понятие «охрана прав». Другие полагают, что данные понятия являются тождественными [24]. По нашему мнению, под защитой следует понимать выполняемую государством функцию, в данном случае функцию защиты права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Между тем в большинстве случаев под охраной понимается защита от действий, которые ещё не произошли, а защитой - действие, направленное против существующих негативных действий. Поэтому, если говорить о проектировании производственного объекта, установление СЗЗ выполняет функцию охраны, а установление СЗЗ в отношении действующих производственных объектов - функцию защиты.

Таким образом, из приведённого анализа нормативных правовых актов и литературы следует, что в составе цели установления СЗЗ присутствуют следующие основные элементы: охрана и защита жизни и здоровья человека. Поэтому можно однозначно сформулировать цель установления СЗЗ -отсутствие вредного воздействия на здоровье человека за границей СЗЗ. Отсутствие вредного воздействия на окружающую среду или снижение вредного воздействия на окружающую среду за пределами границ СЗЗ в составе цели не выделяется, поскольку, полагаем, это необоснованно без внесения соответствующих изменений в законодательство. Между тем исходя из разработанной О.А. Золото-вой классификации охранных зон СЗЗ относится ко второй группе второго типа охранных зон, установленных с целью защиты окружающей среды, жизни и здоровья населения.

Стоит обратить внимание на ещё одну цель установления СЗЗ, которая не ясно выражена в законодательстве. Так, должным образом рассчитанный размер СЗЗ служит одной из гарантий правомерного функционирования производственного объекта. В случае неустановления СЗЗ либо установления её в меньших границах есть риск изменения градостроительной ситуации, где вокруг территории производственного объекта появится возможность осуществления строительства жилья и других объектов, которые не могут находиться в границах СЗЗ. Следовательно, при необходимости увеличения мощности производства увеличивать размер СЗЗ станет затруднительно, так как это связано с выкупом таких участков либо возмещением убытков. В связи с этим уникальность объекта СЗЗ состоит в том, что он сам является источником негативного воздействия и сам же подлежит в какой-то мере охране.

Следующим признаком СЗЗ является её размер. Размер - это важнейший параметр СЗЗ. Расстояние от источника загрязнения (воздействия) или границы земельного участка до внешней линии СЗЗ является размером СЗЗ. Рассчитывается такое расстояние по восьми направлениям (юг, юго-запад, север и т.д.) и может быть неодинаковым, поскольку на предприятии либо имеется несколько источников загрязнения с разными характеристиками выбросов, либо оказывает влияние преимущественное направление ветра и другие факторы. При определении размера СЗЗ учитываются следующие виды воздействия, превышающие санитарно-эпидемиологические требования:

- химические (выбросы газообразных веществ и аэрозолей);

- биологические (загрязнение вредными микроорганизмами, продуктами микробного синтеза, органическими веществами растительного происхождения);

- физические (шумовое, вибрационное, тепловое, электромагнитное, ионизирующее излучение).

27 Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2222.

Указанные виды воздействия присущи практически каждому предприятию, что обусловливает многообразие сфер их деятельности, требующих установление СЗЗ. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, нормативный размер СЗЗ может быть от 50 до 1000 м, однако по итогам расчёта и исследований конкретного производственного объекта размер может отличаться и не совпадать с указанными рамками.

Месторасположение СЗЗ определяется вокруг производственного объекта. При этом расстояние по всем направлениям сторон света может отличаться. Поэтому СЗЗ по конфигурации представляет собой полосу, которая одновременно является её границей. Площадь как элемент, характеризующий СЗЗ, в нормативных правовых актах отсутствует. Как верно отметили Э.Н. Сокол-Номоконов и А.В. Макаров, принцип формирования зон с особыми условиями использования территорий как равноудалённых от границ объекта определяет геометрическую непрямолинейность границ этих зон, то есть границы зон являются замкнутыми кривыми линиями [12].

Следует отметить статичность границ СЗЗ. Требования к описанию местоположения и точности определения границ СЗЗ определяются геодезическим способом. Поэтому фиксация СЗЗ в Едином государственном реестре недвижимости происходит путём наложения и выделения части земельного участка либо наложения на весь земельный участок или часть территории земли в целом. Вместе с тем граница СЗЗ не может быть статичной и зафиксированной раз и навсегда. С изменением климата, появлением новых производственных объектов, изменением технологий производства и других факторов границы СЗЗ могут изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.

Общим принципом функционирования зон с особыми условиями использования территорий (СЗЗ не исключение) является отображение их размеров и границ на официальных картах органов власти. Доступ к публичной кадастровой карте, карте градостроительного зонирования конкретного населённого пункта - открытый и безвозмездный. Следовательно, любое заинтересованное лицо может ознакомиться с территориями, где качество окружающей среды ниже установленных требований для здоровья человека и природных компонентов в целом. В связи с этим возникает вопрос о возможности отнесения механизма фиксации границ СЗЗ и доступа к таким границам на официальных документах и ресурсах к способу реализации права на информацию о здоровье, окружающей среде.

Нормативно-правовая основа для решения данного вопроса следующая. Так, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды закреплено в ст. 42 Конституции РФ. В ст. 23 Закона об основах охраны здоровья закреплено право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания. Право граждан на получение в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг предусмотрено в ст. 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

М.М. Бринчук подчёркивает, что «теоретическое и практическое значение регулирования права граждан на экологическую информацию состоит в том, что реализация данного права человеком и гражданином служит необходимым средством достижения ряда целей: обеспечения права на благоприятную окружающую среду, участие в процедурах подготовки и принятия экологически значимых решений, защиты экологических прав и др.» [25. С. 176]. Таким образом, размещение информации о границах СЗЗ в общедоступных источниках можно обоснованно отнести к одному из способов реализации права граждан на получение информации о состоянии окружающей среды и факторов, влияющих на здоровье населения.

Определив существенные признаки СЗЗ, необходимо дать характеристику правового режима земель и других объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах её границ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЗЗ относится к планировочным экологическим ограничениям хозяйственной и иной деятельности [26. С. 8]. Правовой режим объектов недвижимого имущества, расположенных в границах СЗЗ, складывается из установления запретов и возложения обязанностей совершить определённые действия.

Запреты устанавливаются на размещение объектов капитального строительства с определёнными видами использования, которые не могут находиться в пределах СЗЗ. Е.С. Болтанова относит

СЗЗ к самой многочисленной группе зон, характеризующихся установлением требований, ограничивающим возведение определённых видов объектов капитального строительства [27].

Обязанность состоит в поддержании собственником производственного объекта установленных границ СЗЗ, то есть в непревышении негативного воздействия за пределами очерченных размеров. Так, согласно абз. 9 п. 1 ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать соблюдение режима СЗЗ объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух. Существуют и другие обязанности, например, по возмещению убытков, в проведении дополнительных исследований состояния атмосферного воздуха после ввода производственного объекта в эксплуатацию и пр.

Таким образом, санитарно-защитная зона - это зона с особыми условиями использования территории, устанавливаемая от недвижимого имущества, являющегося источником вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, в целях недопущения такого воздействия на здоровье человека за её границами, отображаемыми в официальных источниках информации, и в пределах которой устанавливаются ограничения в виде запретов и обязанностей по соблюдению особого режима использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник // СПС «КонсультантПлюс». 2008.

2. Галиновская Е.А. Особенности включения земли в правовые отношения в качестве объекта // Журнал российского права. 2012. № 8. С. 105-111.

3. Аверьянова Н.Н. Объекты земельных имущественных отношений // Нотариус. 2009. № 1. / СПС «Консуль-тантПлюс».

4. Аксененок Г.А. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения // Сельское хозяйство и право в СССР и Италии. М., 1977. 160 с.

5. Крассов О.И. Понятие и содержание правового режима земель // Экологическое право. 2003. № 1 / СПС «КонсультантПлюс».

6. Анисимов А.П. Актуальные проблемы теории земельного права России: монография. М.: Юстицинформ, 2020. 800 с. // СПС «КонсультантПлюс».

7. Пышьева Е.С. Мелиорация земель: земельно-правовой, аграрно-правовой и цивилистический подходы: монография. М.: Юстицинформ, 2018. 234 с. // СПС «КонсультантПлюс».

8. Земельное право России: учебник / под ред. В.В. Петрова. М., 1997. 300 с.

9. Мельников Н.Н. Проблемы соотношения и взаимосвязи категоризации земель и зонирования территорий в системе правовых регуляторов земельных отношений // Труды Института государства и права РАН. 2015. № 1. С. 5-26.

10. Толковый словарь С.И. Ожегова. Сайт: Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ogegova/69654 (дата обращения: 11.09.2021).

11. Савельева Е.А. Правовое регулирование зонирования территорий: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 180 с.

12. Сокол-Номоконов Э.Н., Макаров А.В. Проблемы законодательного регулирования территориальных статусов в Российской Федерации // Правовые вопросы строительства. 2011. № 1. С. 11-21.

13. Золотова О.А. Правовой режим охранных зон: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 207 с.

14. Малеина М.Н. Юридическая характеристика здоровья как нематериального блага // Медицинское право. 2014. № 4. С. 12-16.

15. Шашкова О.В., Хлистун Ю.В., Савина Л.В., Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / под ред. О. А. Слепенковой) // Специально для системы «ГАРАНТ», 2015.

16. Барулина А.В., Махонько Н.И., Савченко В.В., Акимова Т.Н. Экология и здоровье: медицинские и правовые аспекты // Медицинское право. 2012. № 1. С. 22-26.

17. Бобылев С.Н., Ревич Б.А. Экологизация экономики и здоровье населения // Экологическое право. 2018. № 5. С. 48-53.

18. Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права.

2008. № 9 // СПС «КонсультантПлюс».

19. Васильева М. И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. № 1 // СПС «КонсультантПлюс».

20. Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду // Гражданин и право.

2009. № 2. С. 72-80.

21. Рыженков А.Я. Принцип обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека в экологическом праве: вопросы теории // Юрист-Правовед. 2015. № 4. С. 77-82.

22. Фокин А.В. Экологические права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. 175 с.

23. Васильева М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. № 1 // СПС «КонсультантПлюс».

24. Смирнов А.П. Соотношение понятий «Охрана прав» и «Защита прав» // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 331. С. 123-125.

25. Права человека и процессы глобализации современного мира / Бринчук М.М., Воронина Н.А., Карташкин В.А., Колесова Н.С. и др. М.: Норма, 2005. 464 с.

26. Рысаева Ю.С. Экологические ограничения хозяйственной деятельности как источник градостроительных конфликтов (на примере Республики Татарстан): автореф. дис. ... канд. географ. наук. М., 2009. 24 с.

27. Болтанова Е.С. Ограничение прав в связи с установлением зоны с особыми условиями использования // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 5. С. 55-65.

Поступила в редакцию 16.09.2021

Мунтяну Павел Вадимович, аспирант кафедры экологического, природоресурсного и трудового права ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: muntyanupasha@mail.ru

P.V. Muntyanu

THE CONCEPT OF THE SANITARY PROTECTION ZONE: APPROACHES AND DEFINITIONS

DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-5-861-873

The article gives an authorial definition of the sanitary protection zone. Sources of ionizing radiation were not taken into account when the definition was created as they have their own specifics and require individual investigation. The definition of the sanitary protection zone is given through the substance of its features, which are disclosed through analysis and comparison of regulatory acts, draft regulatory acts and literature. The features of the sanitary protection zone are the following: facility in respect of which the sanitary protection zone is established; the purpose of its establishment; zone size and boundaries; zone location and configuration; restriction of rights within the zone boundaries. It is proposed to define the facility in a general term "real estate". It is defined that the purpose of establishing a sanitary protection zone is to ensure the absence of harmful impact on human health outside its boundaries. The size of a sanitary protection zone is calculated in eight cardinal directions taking into account the chemical, biological and physical impact on atmospheric air. The location of a sanitary protection zone is determined around an industrial facility and resembles a belt in configuration. The boundaries of a sanitary protection zone are determined by the geodetic method. The size and boundaries of a zone are shown in urban development zoning maps and in the public cadastral map. Restrictions within sanitary protection zones are expressed in prohibition on construction and obligations on compliance with the established regime.

Keywords: sanitary protection zone, concept, real estate, health, habitat, environment, favorable living conditions, limitation of rights.

Received 16.09.2021

Muntyanu P.V., postgraduate student at Department of Environmental, Natural Resources and Labor Law Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: muntyanupasha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.