Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "САМОСТИ" В ФИЛОСОФИИ Ж.-П. САРТРА'

ПОНЯТИЕ "САМОСТИ" В ФИЛОСОФИИ Ж.-П. САРТРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
362
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / СВОБОДА / СОЗНАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Халилова М.Г.

В данной статье рассматривается понятие «самости» ключевое для экзистенциальной философии Ж.-П. Сартра. Самость - это не субстанциальная сущность человека, а результат его свободного выбора. Человек не имеет своей самости, он её выбирает. Самость существует в публичном пространстве, которое требует ответственности за сделанный выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "SELF" CONCEPT IN THE PHILOSOPHY OF J.-P. SARTRE

The article focuses on the basic concept of Sartre’s existential philosophy - “Self”. Self isn’t substantial human essence, it is the result of his free choice. Human has not his “Self”, he chooses it. The “Self” exists in public space, which demands a responsibility for made choice.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "САМОСТИ" В ФИЛОСОФИИ Ж.-П. САРТРА»

УДК 1(091)

Халилова М.Г. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» СГМУ им. В.И. Разумовского научный руководитель: Чебан А. Г.

ассистент Россия г. Саратов ПОНЯТИЕ «САМОСТИ» В ФИЛОСОФИИ Ж.-П. САРТРА

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие «самости» ключевое для экзистенциальной философии Ж.-П. Сартра. Самость - это не субстанциальная сущность человека, а результат его свободного выбора. Человек не имеет своей самости, он её выбирает. Самость существует в публичном пространстве, которое требует ответственности за сделанный выбор.

Ключевые слова: самость, экзистенциализм, свобода, сознание, ответственность.

Khalilova M. G. Student, 2 course

Saratov State Medical University them V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Scientific director: Cheban A. G.

Assistant

THE "SELF" CONCEPT IN THE PHILOSOPHY OF J.-P. SARTRE

Abstract: The article focuses on the basic concept of Sartre's existential philosophy - "Self". Self isn't substantial human essence, it is the result of his free choice. Human has not his "Self", he chooses it. The "Self" exists in public space, which demands a responsibility for made choice.

Key words: Self, existentialism, freedom, mind, responsibility.

Жан-Поль Сартр - великий французский мыслитель XX века, принадлежавший к течению экзистенциальной философии. По мысли представителей экзистенциализма (к каковым, помимо Сартра, можно отнести таких философов, как Карл Ясперс, Альбер Камю, Габриель Марсель, Пауль Тиллих), философия должна заниматься основным вопросом человеческого существования, а не отвлечёнными проблемами теории познания или категорий рассудка. Центральное место в философии Сартра занимает проблема существования человека, «экзистенции». Альбер Камю написал об этом следующее: «с помощью науки можно улавливать и перечислять феномены, нисколько не приближаясь тем самым к познанию мира» [1, C. 235].

Основное положение экзистенциализма гласит: существование предшествует сущности. Это значит, что человек становится самим собой и

обретает свою сущность («essentia») в процессе существования («existentia»). При обратном варианте в человеке уже заложена сущность, которая может определяться психофизиологическими предпосылками и которую нельзя изменить. Она может проявляться или нет, но факт её существования кажется неоспоримым.

Именно на борьбу с таким отношением к человеку спорят экзистенциалисты («нет никакой природы человека» - говорит Сартр). В эссе «Экзистенциализм - это гуманизм» Сартр писал: «Что это означает: "существование предшествует сущности"? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется» [6, C. 323]. Этот центральный для экзистенциализма тезис восходит к известному утверждению М. Хайдеггера в «Бытии и времени»: «Сущность «присутствия» лежит в его экзистенции» [7, C. 42]. Следует заранее отметить, что сартровская экзистенциальная концепция самости во многих отношениях является рецепцией темпоральной трактовки человеческого бытия у Хайдеггера, то есть понимания природы Dasein как События, а не сущности [5, C. 143].

Жан-Поль Сартр считает, что человека определяет не внутренняя сущность, а его свобода. Это значит, что когда человек делает выбор, он, тем самым, выбирает самого себя. Чтобы проиллюстрировать это, мы могли бы привести следующий пример: человек не является лживым или правдивым от природы, он становится лживым или правдивым в зависимости от того, выбирает ли в конкретной ситуации путь лжи или путь правды.

Но мы не можем сказать, что Сартр отказывается от идеи о сущности человека: для её обозначения он вводит понятие «самости». У человека присутствует сознание, Эго (как известно, Сартр заимствовал некоторые моменты для своего учения из психоанализа Зигмунда Фрейда). В работе «Трансценденция Эго: набросок феноменологического описания» он даёт такое определение: «Я - это Эго как единство действий. Самость - это Эго как единство состояний и качеств» [4, C. 42]. То есть, «Я» сможет лгать или говорить правду, а самость связана с тем, что если я регулярно лгу, значит, ко мне применимо качество лживого человека.

Далее Сартр проясняет эту схему: самость человека не существует сама по себе вне каких-либо качеств - наоборот, она тесно с ними связана. «Эго», - пишет философ, - никогда не является безразличным к своим качествам, оно всегда "затронуто" ими» [4, C. 57-58]. Эго не характеризуется качествами пассивно, оно «поддерживает все эти качества благодаря реальному постоянному творению» [4, C. 59]. О человеке нельзя раз и навсегда сказать, что он, в нашем примере, лживый или правдивый: он не характеризуется этими качествами, а постоянно воспроизводит их в своей деятельности.

Чтобы утвердить новое понимание человеческого сознания, Сартр вводит понятие «спонтанности сознания». Это предполагает, что сознание есть то, что оно производит [4, C. 60]. В другом труде (Воображаемое.

Феноменологическая психология воображения) Сартр пишет: «сознание выступает как созидательное, не полагая, однако, этот свой созидательный характер в качестве объекта» [3, С. 68].

Но здесь возможны возражения: как же быть с такими ситуациями, когда мы подвластны неосознанному чувственному порыву? Каждому знаком такой опыт, когда мы не в силах разумно направлять свою деятельность и подвержены аффектам и чувствам. На это Сартр возражает следующим образом: «ничто не может действовать на сознание, поскольку оно является причиной самого себя» [4, С. 63].

Возможно, этот тезис покажется кому-то парадоксальным, но ему нельзя отказать в правоте внутренней логики. Моя свобода раскрыта настолько, что я выбираю не только тот или иной поступок - я выбираю и собственное сознание. Чтобы оказаться под властью аффекта, мне уже необходимо внутренне согласиться на подверженность этой власти. И если я вынесу решение о подвластности своего сознания аффектам, тогда действительно буду подвергаться их власти. Но, следует повторить, аффект возымеет силу только после моего решения о его силе: «Производящее Эго испытывает удар со стороны того, что оно производит» [Там же].

Итак, самость постоянно создаётся сознанием человека, тем, что он выбирает - и её нельзя ни от кого скрыть. Во-первых, самость доступна созерцанию того сознания, самостью которого оно является. То есть, я могу обратить внутренний взор на себя и сказать, применимы ли ко мне качества «лживости» или правдивости. Но, во-вторых, моя самость доступна созерцанию со стороны другого сознания.

Другой человек не в меньшей мере, чем я, может судить о том, применимы ли к моей самости качества «лживости» или «правдивости». Сартр пишет: «Чувство Пьера не более достоверно для Пьера, чем для Поля». И далее: «Самость Пьера доступна моему созерцанию так же, как и созерцанию Пьера» [4, С. 75].

Жан-Поль Сартр считает, что спонтанность сознания, которая производит самость, может быть не только радостью свободе, но и тяжёлым бременем. По его мысли, даже психические заболевания могут быть следствием того, что человек не справился со спонтанностью сознания, то есть, со своей свободой.

Для иллюстрации этого тезиса он рассматривает один невроз и приходит к заключению, что тот никак не связан ни с прошлым человека, ни с его образованием, ни с его средой. Человека опьяняет «головокружение от возможности». Человек осознаёт «чудовищную свободу», и эта «головокружительная свобода» выбирает себе предлогом тот или иной жест, которые окружающие определяют как невроз.

Психически больной человек, который постоянно воспроизводит одну и ту же фразу, не видит в ней смысла. Просто однажды перед ним раскрылась такая чудовищная свобода, согласно которой делать и говорить дозволено абсолютно всё, и, чтобы от неё закрыться, человек выбирает одно

действие или одну фразу.

Человек заболел не в силу психофизиологической определённости: он сознательно выбрал невроз, чтобы закрыться от всех возможностей, которые возникли перед его сознанием, перед его осознанным выбором. Несмотря на то, что это положение является крайне уязвимым, нам оно представляется в некоторой степени правдоподобным (по крайней мере, оно полностью согласовывается с философским учением Сартра). Итак, человек - это «существо, которое устремлено к будущему и сознаёт, что оно проецирует себя в будущее» [6, С. 323].

Учение о самости было дополнено Сартром в фундаментальном труде «Бытие и Ничто». В «Трансценденции Эго» Сартр рассматривал самость и её отношение к Эго, к бессознательному, к спонтанности сознания. Так или иначе, но речь шла только о структурах сознания. В книге «Бытие и Ничто» Сартр исследует, как Самость относится к миру.

«В самости моё возможное отражается в моём сознании и определяет его как то, что оно есть» [2, С. 198]. Мы можем истолковать это в том ключе, что перед самостью представлен целый мир в качестве его возможности; и, выбирая для себя ту или иную возможность, самость определяет себя. При этом мир определяется Сартром как «целостность существующих вещей», которая «существует в круговороте самости». Тезис философа не так парадоксален, как это могло бы показаться на первый взгляд: самость не содержит в себе все вещи.

Сартр желает подчеркнуть, что мир не является совокупностью безразличных вещей: все вещи уже вовлечены в заинтересованность со стороны самости, так как они являются его возможностью. В этом пункте Сартр расходится с другими представителями экзистенциализма. Альбер Камю, например, считал, что человек и мир отделены друг от друга, что мир полностью безразличен к человеку, и единственным отношением человека к миру можно назвать абсурд [1, С. 242].

Сартр не так пессимистичен в своих предпосылках, поэтому мир понимается им в отнесённости к человеческому существованию (к «экзистенции» человека). «Без мира нет самости, нет личности; без самости, без личности нет мира» [2, С. 199]. И далее: «мир мой, поскольку он преследуется возможностями... и именно эти возможности как таковые придают ему единство и его смысл мира» [2, С. 199-200].

С одной стороны, существование предшествует сущности: самость не заложена в нас, а формируется со временем нашими мыслями и действиями. С другой стороны, в процессе развития сознательности человек сам выбирает, в каком существовании он будет оказываться. Например, если человек попал в окружение плохих людей и стал лживым, это нельзя списать на действие «среды»: человек сам выбрал эту среду, согласился на то, чтобы находиться в ней и чтобы она оказывала на него дурное воздействие. Сартр отрицает какую бы то ни было пассивность сознания: сознание активно, и человек сам выбирает то, кем он станет. Пассивность и неосознанность -

тоже результаты активного и сознательного выбора.

Очень важно, что тот выбор, который делает человек, создаёт и формирует не только его собственную самость: то, что мы выбираем одно вместо другого, создаёт его ценность. То есть, выбирая поступок лжи, мы не только впускаем в нашу самость «лживость», но и объявляем, что ложь предпочтительнее правды. Это заставляет Сартра ввести момент ответственности за сделанный выбор. Сознание не просто спонтанно в выборе своей возможности - оно и ответственно за этот выбор: «Человек, будучи осуждённым на свободу, несёт весь груз мира на своих плечах; он ответствен за мир и за самого себя» [2, C. 819] .

Таким образом, мы можем подвести итог сказанному выше. Жан-Поль Сартр выделил производящее и обладающее спонтанностью сознание, результатом которого является самость. Самость - это совокупность того, каким возможностям мира я следую (и какие отвергаю). Эта самость - не внутренняя сущность человека; будучи свидетельством того, каким образом человек распоряжается своей свободой, она доступна его созерцанию не в большей мере, чем созерцанию со стороны других людей. Таким образом, самость существует в публичном пространстве, которое требует ответственности за сделанный выбор.

Использованные источники:

1. Камю. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю // Сумерки богов. Пер. с фр. А.М. Руткевича. - М.: Политиздат, 1989. - С. 222-318.

2. Сартр, Ж. -П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж. -П. Сартр. Пер. с фр. В.И. Колядко. - М.: АСТ: Астрель, 2012. - 925 с.

3. Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Ж.-П. Сартр. Пер. с фр. М. Бекетовой. - СПб.: Наука, 2002. -319 с.

4. Сартр, Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания / Ж.-П. Сартр. Пер. с фр. Дмитрия Кралечкина. - М.: Модерн, 2011. - 160 с.

5. Чебан А.Г., Мартин Хайдеггер: стратегии господства / А.Г. Чебан // Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества. -Воронеж: ООО «Издательство «Научная книга», 2006. - С. 139-145.

6. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. Пер. с фр. А.А. Санина. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

7. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - СПб.: «Наука», 2002. - 452 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.