Научная статья на тему 'Понятие «Рыночная стоимость при ограничении свободного обращения» при оценке наград'

Понятие «Рыночная стоимость при ограничении свободного обращения» при оценке наград Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НАГРАД / ОСОБЕННОСТИ СВОБОДНОГО ОБОРОТА НАГРАД / НАГРАДЫ КАК МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТОВ ПРИ ОГРАНИЧЕНИИ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ / EVALUATION OF THE COST OF AWARDS / FEATURES OF FREE CIRCULATION OF AWARDS / AWARDS AS MATERIAL ITEMS / THE MARKET VALUE OF OBJECTS WITH LIMITED FREE CIRCULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щепотьев Александр Викторович

Автор рассматривает награды как самостоятельные объекты оценки стоимости, на гражданский оборот которых имеются законодательно установленные ограничения, отмечает общественную потребность в оценке стоимости наград. Предлагает ввести в научный оборот и в практику оценки категорию «рыночная стоимость при ограничении свободного обращения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF «MARKET VALUE WHEN THE RESTRICTION OF FREE CIRCULATION» IN ASSESSING AWARDS

The author considers awards as independent objects of valuation, for civil circulation of which there are statutory limitations, notes the public need to evaluate the cost of awards. It proposes to introduce the category of «market value with restriction of free circulation» into the scientific circulation and practice of evaluation.

Текст научной работы на тему «Понятие «Рыночная стоимость при ограничении свободного обращения» при оценке наград»

 Понятие «рыночная стоимость при ограничении свободного обращения» при оценке наград

А.В. Щепотьев генеральный директор ООО «Консалтинговая группа «Новая Парадигма», член саморегулируемой организации аудиторов «Ассоциация «Содружество» дипломированный оценщик, член межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации «Общество профессиональных экспертов и оценщиков», доцент, кандидат экономических наук (г. Тула)

Александр Викторович Щепотьев, shepotevsv@mail.ru

Продолжая тему оценки стоимости наград как особого объекта гражданского оборота, рассмотрим такую оценочную категорию, как «рыночная стоимость при ограничении свободного обращения», которую целесообразно применять при анализе и оценке материальных объектов, свободное обращение которых ограничено, в частности, государственные награды, наградное оружие и т. д.

Рассматривая вопрос оценки наград, необходимо уточнить, о каком виде стоимости идет речь при их оценке. Отметим, что отдельные виды наград не могут участвовать в свободном обороте согласно законодательству Российской Федерации.

С точки зрения возможности свободного обращения предлагаем следующую классификацию наград:

1) награды, свободное обращение которых запрещено:

• государственные награды;

• иные награды, свободное обращение которых запрещено на законодательном уровне (например государственные премии и т. д.);

2) награды, свободное обращение которых не запрещено:

• награды федеральных органов государственной власти;

• награды органов власти субъектов Российской Федерации;

• награды местных органов власти и

местного самоуправления;

• общественные награды;

• награды коммерческих организаций;

• прочие награды (подробнее см. [11]).

Современные награды, знаки отличия

или власти (как материальный носитель) изготавливаются из недрагоценных металлов, печатаются на бумажном носителе и т. д. Однако наиболее значимые награды, фалеристические символы власти могут быть изготовлены из драгоценных и полудрагоценных металлов с использованием драгоценных и полудрагоценных камней (например Знак Президента Российской Федерации, Знак губернатора Тульской области, Звезда Героя Труда Российской Федерации).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 июля 1999 года № 906 «Об утверждении описания символа президентской власти - Знака Президента Российской Федерации и описания специального знака Президента Российской Федерации» «Символ президентской власти - Знак Президента Российской Федерации состоит из знака и цепи знака.

Знак из золота представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью... Цепь знака из золота, серебра и эмали состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба Российской Федера-

ции, 8 - в виде круглых розеток с девизом: «Польза, честь и слава»... Специальный знак Президента Российской Федерации представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами. Расстояние между концами креста - 45 мм. По краям креста - выпуклый рант шириной 2 мм, украшенный бриллиантами».

Согласно Указу губернатора Тульской области от 12 сентября 2016 года № 116 «О Знаке Губернатора Тульской области» «Официальный символ губернатора Тульской области - Знак губернатора Тульской области состоит из подвески Знака и цепи Знака.

Подвеска Знака выглядит как объемное изображение полной версии герба Тульской области, выполненное методом штамповки по комбинированному металлу (золото 585 пробы на серебряной подложке 925 пробы), которое расположено на стилизованном щите, обрамленном высокими бортами, выполненном методом литья из серебра 925 пробы, с покрытием золотом... Цепь Знака изготовлена из серебра 925 пробы, с покрытием золотом.».

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 29 марта 2013 года № 294 «Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации» «Золотая медаль «Герой Труда Российской Федерации» представляет собой звезду с пятью гладкими двугранными лучами на лицевой стороне. Длина луча - 15 мм. Медаль из золота, весом 15,25 грамма».

Исходя из изложенного можно с уверенностью утверждать, что награды могут (и имеют) определенную (иногда весьма значимую) стоимость. Известно немало случаев, когда люди ради того, чтобы заполучить награды (как материальные ценности), совершали уголовно наказуемые деяния.

Награды могут иметь материальную ценность не только для награжденного государством как форма государственной материальной поддержки, но и для иных лиц как сам материальный предмет. Как некая материальная ценность награда или

знак отличия, власти, изготовленные из драгоценных металлов с использованием драгоценных камней, могут определяться с учетом стоимости благородных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и т. д., из которого они изготовлены.

Но это «варварская» оценка, которая может быть проведена в том случае, когда полученные криминальным образом предметы (в анализируемой ситуации - награды) могут быть реализованы лишь на «черном» рынке или направлены на демонтаж, переплавку.

Однако в анализируемом аспекте (определение стоимости наград) может возникать оправданная необходимость определения рыночной стоимости наград, и здесь важно разобраться, в каких случаях возможно, а в каких запрещено их свободное обращение.

Награды (как материальные вещи), свободное обращение которых не ограничивается, могут быть оценены по рыночной стоимости.

Награды (как материальные вещи), свободное обращение которых законодательно запрещено, не могут быть оценены по рыночной стоимости в классическом понимании этого термина. В ряде случаев (рассмотрим их далее) возникает обоснованная и аргументированная потребность в определении стоимости наград, свободное обращение которых запрещено на законодательном уровне (подробнее см. [12]).

Рассматривая эту научную проблему, необходимо проанализировать термин «рыночная стоимость».

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» «под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо

чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

• одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

• стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

• объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки».

Соответственно, при анализе рыночной стоимости имущество, свободное обращение которого ограничено или, условно говоря, запрещено, целесообразно использовать определение рыночной стоимости с ограничивающими условиями оборота, ограничения рынка спроса и (или) рынка предложения, отчуждения имущества без совершения сделок купли-продажи и т. д. (подробнее см. [13]).

В связи с этим целесообразно ввести в научный оборот и в нормативные правовые акты понятие «рыночная стоимость при ограничении свободного обращения».

Соответственно, рыночная стоимость при ограничении свободного обращения -наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден или справедливая величина денежной компенсации за вероятную утрату объекта оценки в условиях, когда у одной из сторон сделки (факт отчуждения имущества) имеется необходимость в отчуждении имущества, могут существовать чрезвычайные обстоятельства, однако стороны сделки действуют с максимальной экономической или иной эффективностью для себя.

Рыночную стоимость при ограничении свободного обращения также целесообразно использовать при определении компенсации за утраченное имущества, в случае когда собственник объекта оценки не предполагал или не планировал лишиться этого объекта оценки, но был вынужден это сделать. В этом случае применение такой эко-

номической категории, как «определение рыночной стоимости при ограничении свободного обращения», вполне обоснованно и аргументированно.

Рыночная стоимость имущества, ограниченного для свободного оборота, может определяться в различных ситуациях. Приведем примеры:

1) определение стоимости имущественных потерь в результате криминальных действий (ограбление человека, имеющего на законных основаниях государственные награды (непосредственно награжденного человека, потомков (наследников) награжденного человека, чьи награды хранятся в семье) с целью определения величины компенсации при условии невозможности возвращения наград законному владельцу; определение величины ущерба в окончательном варианте осуществляется судом в ходе судебного разбирательства (см. пункт 4 части 1 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: «При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию . характер и размер вреда, причиненного преступлением»);

2) определение стоимости имущественных потерь в результате криминальных действий (кража, ограбление из музейных фондов наград и т. д.) с целью определения величины компенсации при условии невозможности возвращения имущества законному владельцу (хранителю); определение величины ущерба в окончательном варианте осуществляется судом в ходе судебного разбирательства (согласно пункту 4 части 1 статьи 73, пункту 13 статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости);

3) определение стоимости государственных наград при наследовании (физическими и юридическими лицами) с целью определения величины уплаты налогов, использования в регистрах бухгалтерско-

го учета, оформлении документации и т. д. (см. пункт 1 статьи 1172 Гражданского кодекса Российской Федерации: «По заявлению лиц ... должна быть по соглашению между наследниками произведена оценка наследственного имущества. При отсутствии соглашения оценка наследственного имущества или той его части, в отношении которой соглашение не достигнуто, производится независимым оценщиком за счет лица, потребовавшего оценки наследственного имущества, с последующим распределением этих расходов между наследниками пропорционально стоимости полученного каждым из них наследства»);

4) определение стоимости наград при их находке и получении нашедшим вознаграждения (согласно пункту 2 статьи 229 Гражданского кодекса Российской Федерации «Нашедший вещь, вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов от стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченно-го на ее получение, то размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом»);

5) определение стоимости наград (как мера стоимости) при осуществлении обмена между музеями (для определения адекватности и соизмеримости обмениваемых предметов из музейных фондов) (в соответствии с пунктом 87 приказа Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 года № 290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» «При приеме предмета в постоянное пользование указывается также его цена.»);

6) определение стоимости конфискованных наград на основании приговоров, определений и постановлений судов или по решениям других уполномоченных на то государственных органов;

7) определение стоимости наград, найденных в кладе (в соответствии с положениями статьи 233 Гражданского кодекса

Российской Федерации клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т. п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада);

8) определение стоимости наград, найденных в процессе поисковой деятельности на местах боев или захоронений воинов (см., например, п. 2 статьи 229, статью 233 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Анализируя отечественные награды, необходимо отметить, что, помимо самих награжденных людей, их родственников, награды ценны и для коллекционеров, музеев, исторических обществ, поисковых отрядов как экспонаты, и для ювелиров в качестве металла для ювелирных изделий.

Также следует отметить, что ограничение на приобретение и сбыт государственных наград РСФСР, СССР (1922-1991 годы) и Российской Федерации (с 1991 года по настоящее время) распространяется на взаимоотношения на территории Российской Федерации.

Когда говорится о государственных наградах СССР и Российской Федерации, можно четко и однозначно определить государство и период его существования, однако если речь идет о наградах РСФСР (нормы статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), то тут возникает неопределенность: речь идет о наградах

РСФСР (1918-1922 годы) как Российской Социалистической Федеративной Советской Республике - первом в мире социалистическом государстве (просуществовало до 1922 года, когда был создан СССР) или же о наградах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики - одной из республик СССР, то есть речь идет о приравнивании к статусу государственных наград поощрений и наград республики РСФСР (1918-1922 годы), входящей в состав СССР.

По мнению автора настоящей статьи, исходя из понимания общественной и социальной значимости речь идет именно о наградах государства РСФСР (1918-1922 годы).

Пунктом 4 Декрета «Объ уравненм въ правахъ всехъ военно-служащихъ» от 16 декабря 1917 года были отменены все ордена и прочие знаки отличия Российской империи, то есть существующее законодательство (в вопросах ограничения оборота государственных наград) не распространяется на государственные награды Российской империи до 1917 года включительно.

Отметим, что ограничения по обороту наград РСФСР, СССР, Российской Федерации по законодательству других государств, в том числе стран СНГ, отсутствуют, то есть на территории других стран возможна свободная торговля государственными наградами РСФСР, СССР и Российской Федерации.

Соответственно, ограничения по купле-продаже государственных наград РСФСР, СССР и Российской Федерации отсутствуют в других странах, где существуют устоявшиеся цены (изменяющиеся с учетом рыночной конъектуры) на советские и российские государственные награды, издаются соответствующие каталоги на такие награды и т. д. Государственные награды РСФСР, СССР и Российской Федерации за пределами территории нашей страны в качестве товара активно участвуют в обороте коллекционных рынков, так как являются предметами коллекционирования.

Отметим, что, несмотря на запрет, на территории России также существует рынок отечественных государственных наград («черный» рынок), однако участие в купле-продаже, мене или ином отчуждении государственных наград, как правило, является незаконным действием.

Государственные награды, найденные в кладах, поисковыми отрядами на местах боев или захоронений воинов, могут быть переданы государственным органам, музеям, родственникам погибших воинов. Родственники умерших людей, которые ранее были награждены государственными наградами, могут передать их, оформив соответствующие документы, в музеи или уполномоченным органам власти.

Конфискованные государственными органами (например таможенными органами при контрабанде государственных наград через границу, правоохранительными органами при изъятии материальных ценностей, в частности, государственных наград у криминальных лиц) государственные награды должны быть оценены для различных целей (в рамках правового поля).

Итак, можно сделать вывод о том, что в настоящее время может возникать обоснованная и аргументированная потребность в определении рыночной стоимости государственных наград РСФСР, СССР и Российской Федерации даже с учетом норм, запрещающих приобретение или сбыт государственных наград. Именно поэтому возникает потребность определения рыночной стоимости при ограничении свободного обращения, например, государственных наград.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что исходя из анализа вероятных взаимоотношений в современном обществе возникает общественно-государственная потребность в определении стоимости наград даже при условии законодательно предусмотренного ограничения на их оборот. По нашему мнению, в российское законодательство целесообразно ввести корректировки, которые предусматривали бы

рассмотренные аспекты оценки имущества, свободное обращение которого запрещено на законодательном уровне. В рамках соответствующих ограничений целесообразно ввести термин «рыночная стоимость при ограничении свободного обращения», который будет учитывать и ограничения в гражданском обороте, и потребность в определении разумной стоимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении описания символа президентской власти - Знака Президента Российской Федерации и описания специального знака Президента Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1999 года № 906.

2. О Знаке Губернатора Тульской области : Указ губернатора Тульской области от 12 сентября 2016 года № 116.

3. Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 201 3 года № 294.

4. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.

6. Гражданский кодекс Российской Фе-

дерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) : Федеральный закон от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ.

8. Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР : приказ Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 года № 290.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.

10. Объ уравненм въ правахъ всехъ военно-служащихъ : Декрет Совета народ-ныхъ комиссаровъ РСФСР от 16 декабря 1917 года.

11. Щепотьев А. В. Награды как особый объект гражданского оборота и предмет оценки // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 10.

12. Щепотьев А. В. Совершенствование наградной системы федеральных органов государственной власти Российской Федерации : монография. М. : Юстицинформ, 2017.

13. Щепотьев А. В., Вязьмов А. А, Карпова Т. Е. Учебное пособие по дисциплине «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)». Тула : НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», 2013.

В следующей статье по тематике оценки стоимости наград будут рассмотрены методические рекомендации по их оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.