Научная статья на тему 'Понятие "регион" и современные тенденции развития регионализма'

Понятие "регион" и современные тенденции развития регионализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5378
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛИЗМ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Василькова Евгения Андреевна

В статье рассмотрены проблемы трактовки понятия «регион» в контексте современных тенденций развития регионализма. Выявлены различные подходы (административно-территориальный, экономический, отраслевой) к определению понятия «регион». В результате анализа литературы выделены составляющие части понятия «регион» (физико-географическая структура, этническая и социокультурная составляющие и т.д.). Отмечено, что регионализм вобрал в себя преимущества, обусловленные территориальным разделением ресурсов и культурным разнообразием регионов, и именно регион является наиболее подходящим для роли самоуправляющейся территориальной общины. Он осмысливается не столько как территория, сколько как сообщество людей с выработанными на протяжении длительной исторической эволюции механизмами воспроизведения, с групповой идентичностью, правовыми и этическими нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Василькова Евгения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие "регион" и современные тенденции развития регионализма»

Е.А. ВАСИЛЬКОВА

Кандидат юридических наук Старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ПОНЯТИЕ «РЕГИОН» И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛИЗМА

В статье рассмотрены проблемы трактовки понятия «регион» в контексте современных тенденций развития регионализма. Выявлены различные подходы (административно-территориальный, экономический, отраслевой) к определению понятия «регион». В результате анализа литературы выделены составляющие части понятия «регион» (физико-географическая структура, этническая и социокультурная составляющие и т.д.). Отмечено, что регионализм вобрал в себя

преимущества, обусловленные территориальным разделением ресурсов и культурным разнообразием регионов, и именно регион является наиболее подходящим для роли самоуправляющейся территориальной общины. Он осмысливается не столько как территория, сколько как сообщество людей с выработанными на протяжении длительной исторической эволюции механизмами воспроизведения, с групповой идентичностью, правовыми и этическими нормами.

Регион, регионализм, региональное управление, административно-территориальное деление, территория государства.

Тематический рубрикатор e-Library: 10.00.00

E. VASILKOVA

THE CONCEPT OF «REGION» AND MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONALISM

In this article problems of interpretation of the concept «region» in the context of current trends of development of regionalism are considered. Various approaches (administrative-territorial approach, economic approach, branch approach) to definition of the concept «region» are revealed. As a result of the analysis of literature components of the concept «region» (physiographic structure, an ethnic component, a sociocultural component, etc.) are allocated. It

is also noted that the regionalism has incorporated the advantages caused by territorial division of resources and cultural diversity of regions, and the region is the most suitable for a role of the self-coping territorial community. It is comprehended not so much as the territory how many as community of people with the reproduction mechanisms developed throughout long historical evolution, group identity, legal and ethical standards.

Region, regionalism, regional government, administrative-territorial division, state territory

В современном мире наряду с такой тенденцией, как глобализация, приобретает все большее значение тенденция регионального самоуправления (регионализма). Интерес к этому вопросу расширяется пропорционально пониманию, осмыслению, переосмыслению каких-то граней этой концепции, ее отдельных частей. Многие ученые и политики лелеют надежду на активизацию человеческого потенциала, стимулирование мировой интеграции, экономических и демократических процессов, и все эти изменения они непременно связывают с процессом регионального структурирования мирового и национального пространства. Напрямую с современным развитием тенденций регионализма связано понятие «регион», поэтому так важно определить значение данного понятия в контексте современных региональных политических течений.

Традиционно регионализм связывали с противодействием модернизации, прогрессу депрессивных, структурно слабых (преимущественно сельских) регионов, которые пытались противостоять любым изменениям, сохраняя этническую и культурную

самобытность. В этой связи целесообразно выделить два главных направления регионализма:

- «bottom-up» - регионализм как рост политической и экономической активности субъектов региона;

- «top-down» - регионализм как формирование государственной региональной политики с учетом специфики развития регионов [1]. Заслуживают внимания и такие феномены, как

интеграционный регионализм - как желание модифицировать уровень регионального развития с целью интеграции регионов в национальную экономику в условиях игнорирования региональной специфики и политический регионализм - как желание регионов получить политическую автономию и содействие, совместить самоуправление с развитием экономической модернизации в условиях жесткой межрегиональной экономической конкуренции. Регионализм -сложный феномен, существующий, по крайней мере, в двух формах - в форме национальных региональных политических течений, которые сейчас оказывают дестабилизирующее влияние на развитие международных отношений вообще, и в прогрессивной

форме региональной экономической и политической мобилизации субъектов регионов.

Необходимость институционализировать региональные политические течения способствовала политизации регионального развития, в результате чего возросли противоречия между центром и регионами, а в регионах соединения появились новые социальные силы, склонные к модернизации на региональной основе и сменившие имидж регионализма с «архаичной» защиты старого на динамическую силу изменений. Следует отметить, что напряжение между местным регионализмом и регионализмом как политикой государства обострилось в конце 1970-х гг., поскольку центральное правительство, считало приоритетным соревнование на мировом рынке и начало постепенно уменьшать расходы на региональное развитие. Таким образом, регион становится ключевым уровнем политического диалога и действий, где национальные и глобальные силы сталкиваются с локальными требованиями и социальными системами, что в конечном итоге приводит к вынужденному приспособлению и уступкам [2].

Основным стимулом для переосмысления концепта регионализма и регионализации является новая культура глобализма, базисом которой должно стать осознание того, что наш мир является единым и все в нем взаимосвязано. Планету Земля можно рассматривать с разных ракурсов (как живой организм, как экосистему или как экономический консорциум), но в конечном итоге вывод будет один - ресурсы не безграничны, а угрозы имеют тенденцию к нарастанию. Поэтому если человечество хочет выжить, оно должно постоянно искать новые резервы для активизации социального капитала. Печальный исторический опыт ХХ века показал, что базу целесообразно искать на уровне конкретной территориальной общины, там, где легче всего формируются структуры гражданского общества. Именно таким является мезоуровень - уровень региона.

В научной литературе выделяют три основных понятия, которые все подпадают под определение «регион»: 1) зоны (зонирование); 2) на основе комплексности - комплексы; 3) на основе сочетания этих двух признаков - районы [3]. По мнению А.П. Кле-мешева, важным атрибутом региона является осознание общественных региональных интересов. При этом существенным фактором является взаимосвязь между экономическим опытом территорий, входящих в состав региона, и группами, выражающими те или иные интересы. Регион рассматривается как некая единица, которая определенным образом реагирует на изменяющиеся условия, воздействующие на экономический рост и благосостояние [4].

В общем этимологическом смысле регион (от лат. regio - страна, область) представляет собой определенную территорию, обладающую целостностью и взаимосвязью ее составных элементов [5].

Существует несколько трактовок определения «регион». Причем регион далеко не всегда выступает в качестве территориальной единицы государства. Например, в рамках географического понимания регион определяют как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными

физико-географическими параметрами, как географическую единицу, ограниченную географическими рубежами. Экономический подход понимает под регионом часть территории, где существует система связей между хозяйственными субъектами, подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой. Социально-политическое толкование подразумевает под регионом социально-территориальную общность, то есть совокупность социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик, в том числе и таких, как этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы и т.д. [6].

Согласно международным стандартам местного самоуправления, регион - это крупнейшее территориальное образование внутри государства, имеющее выборные органы и находящееся в административном плане между центральными и местными органами власти, пользующееся прерогативами самоорганизации, что обычно ассоциируется с центральной властью. В отличие от «естественно» образованных административно-территориальных единиц, относится к категории «искусственных», то есть образуется государством. В зависимости от внутренней доктрины местного самоуправления тот или иной регион государства может либо определяться территориальной общиной, либо нет [7].

Похожее мнение у американской исследовательницы А. Маркузен, которая определяет регион как синтетическое понятие, как компактное территориальное сообщество, которое исторически эволюционирует, обладает физическим содержанием, социоэкономической, политической и культурной средой, а также пространственной структурой, отличной от иных регионов и территориальных единиц, таких как город или нация [8]. При таком подходе именно региональная идентичность рассматривается как своеобразный ключ к конструированию региона как политического, социального и институционального пространства.

Наиболее часто употребляемыми критериями для институционализации понятия «регион» являются следующие:

- географический (расположение, величина территории и количество населения);

- производственно-функциональный (специфика преимущественных видов деятельности);

- градостроительный (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

- социологический (нормы общения, поведения). Представляет определённый интерес развитие

научных знаний в области регионализма в бывшем СССР. Следует отметить, что появление термина «регион» в СССР было прямо связано с новым направлением в экономической науке, которое появилось во второй половине ХХ в., - региональной экономикой. Ее определение дал академик Н.М. Некрасов еще в

1975г., он же выделил на территории бывшего Союза макрорегионы, или зоны (Урал, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток и др.), в состав которых входят регионы.

Согласно его доктринальной позиции, «под регионом следует понимать крупную территорию страны с более-менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой. Основной критерий выделения региона - общность народно-хозяйственных задач - основан на совокупности используемых или намечаемых к эксплуатации природных богатств, на исторически сложившейся структуре хозяйственной деятельности или плановой структуре экономического развития» [9]. Академик Н.М. Некрасов выделял в качестве регионов союзные республики (административно-территориальный подход - Е.В.) и экономические районы СССР (экономический подход - Е.В.), а также районы размещения отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта (отраслевой подход - Е.В.).

Наличие таких разнообразных критериев очень существенно затрудняет раскрытие и идентификацию сущности региона, потому что регион как элемент одновременно должен рассматриваться в нескольких смыслах: а) территориальной организации национального хозяйства; б) административного деления государства; в) системы расселения; г) территориальной организации общества; д) отраслевой структуры народного хозяйства.

Необходимо понимать, что любой из указанных элементов может быть исследован с помощью системного метода, ибо сам представляет относительно автономную систему функционирования или народно-хозяйственного комплекса, или публичной власти - как государственной, так и муниципальной, а также трудовых коллективов и территориальных общин. Понятие региона включает в себя несколько составляющих и носит системный характер.

Первой составляющей является физико-географическая структура региона. Уже отмечалось, что в экономической географии понятие «регион» означает то же, что и район; территория, часто очень значительная по своим размерам, которая не обязательно является таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения.

Второй составляющей понятия «регион» является экономическая. В экономической науке под регионом понимается крупная территория страны с более-менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической, производственной и социальной инфраструктурой. Таким образом, вокруг центра региона сосредоточены основная промышленность, сельское хозяйство, а плотность населения намного выше.

Третья составляющая обусловлена политико-административным делением территории региона,

его политико-административной структурой. Этот подход обосновывается тем, что властно-силовыми отношениями пронизаны все хозяйственные отношения, поэтому политико-административная структура региона совпадает с его экономической структурой (наложение двух систем - Е.В. ). Такое совпадение характеризуется высоким управленческим эффектом, поскольку именно уровни административного деления региона обеспечивают необходимые условия для надлежащего социально-экономического функционирования.

Четвертая составляющая понятия «регион» - это его этническая структура. Необходимо отметить, что долгое время эта составляющая практически не бралась в расчет при организации функционирования регионов, потому что соблюдался принцип единства политического, экономического и этнического. Однако в последние годы эта составляющая стала пристально изучаться национальными элитами, особенно после делимитации границ на постсоветском пространстве, центробежных процессов в России, на Кавказе, в Молдове и признания международным сообществом региона Косово в Сербии.

Пятой выступает социокультурная составляющая. Ее можно определить как систему социальных телео-логичных доминант, направленных на развитие двух групп факторов: во-первых, обусловливающих феномены культуры, в которых большинство действующих в социальной системе факторов представляют собой специфические человеческие способы деятельности; во-вторых, всех факторов, действующих в обществе или воздействующих на него (в том числе природных), даже в тех исторических ситуациях, когда они выходят на первый план, а потому опосредованы общественной психологией.

Шестой составляющей региона по ранжиру, но не по значению выступает нормативно-правовая составляющая. Ее существование и значение детерминированы тем, что, во-первых, управленческая деятельность в регионе обязательно подлежит правовому регулированию; во-вторых, законотворчество в регионах имеет большое значение для их стабильного существования и функционирования; в-третьих, именно нормативный фактор обеспечивает и сопровождает взаимодействие центральной и региональной власти, а также власти регионального и других уровней местного самоуправления; в-четвертых, благодаря нормативной составляющей обеспечивается как превенция конфликтов, так и ординарная повседневная жизнедеятельность региона.

Седьмая составляющая понятия «регион» - политическая. Это обусловливает общую политику функционирования региона как соответствующей региональной части общей политической системы государства (региональное политическое пространство - Е.В.). В структурном отношении последняя представляет собой целостную, упорядоченную совокупность политических институтов, ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества в регионах, подчиненных принятым в конкретном обществе политическим, социальным, юридическим, идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и установкам политического режима. Именно

политическая система в регионе организует системные отношения между обществом и государством, характеризует состояние политической деятельности, уровень политической мотивации и политического творчества в обществе, характер политического участия.

Подчеркивая роль понятия «регион» в управлении, некоторые исследователи даже происхождение термина «регион» начинают объяснять не только в традиционном ключе - от латинского regio (область), но и от regere (вести, направлять, руководить). Тем самым подчеркивается, что семантика данного понятия имеет две взаимосвязанные составляющие: основную - пространственную и метафорическую, которая предполагает элемент власти.

Кроме сугубо доктринальных подходов, представляет научный интерес и нормативное толкование исследуемого понятия. Согласно Указу Президента РФ от 16.01.2017 №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [10], под регионом понимается часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации. Также в данном документе дается понятие такой категории, как «макрорегион» (часть территории Российской Федерации, включающая в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке и реализации документов стратегического планирования), которое полностью повторяет определение, зафиксированное в Федеральном законе от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [11].

Деление территории на регионы принято называть районированием. Районирование проводится в соответствии с поставленными целями и всегда является целевым или проблемно ориентированным. Можно выделить несколько основных видов районирования в России: административно-территориальное и общее экономическое.

Административно-территориальное деление Российской Федерации закреплено в Конституции РФ [12]. Россия состоит из 88 регионов - субъектов Федерации, включающих 21 республику, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 9 автономных округов. Все регионы различаются по размеру территории, численности населения, экономическому потенциалу и другим показателям. Однако все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ. Существует деление Российской Федерации на федеральные округа (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский, Южный), которые не затрагивают административно-территориальное деление, закрепленное Конституцией РФ. Данное деление направлено на укрепление вертикали государственной власти.

Общее экономическое районирование осуществляется в соответствии с «Общероссийским классифи-

катором экономических регионов. ОК 024-95» [13]: Северный район, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Калининградский. Каждый экономический район включает в себя несколько смежных субъектов РФ. Исключение составляет Калининградский район, который состоит исключительно из Калининградской области.

Следует отметить, что большинство ученых в процессе определения исследуемого термина акцентируют внимание преимущественно на организационных структурах, на которые возложены функции управления на уровне регионов, уделяя большое внимание принципам и методам регионального управления.

Важную роль при определении понятия «регион» играет его классификация. В западной литературе при классификации регионов чаще других используются следующие три градации:

- регионы, выделяемые по единичным признакам. В этом случае речь идет об учете какого-то индивидуального явления, что, как правило, не требует дальнейшей дифференциации (например, участок с определенной крутизной склона или зона свеклосеяния в экономической географии). Такие регионы иногда называют простыми;

- регионы, выделяемые по нескольким признакам. Они отражают сочетание или симбиоз различных явлений. Их типичным примером могут служить ландшафтные регионы в физической географии, выделяемые с учетом климатического, гидрографического, почвенного, биотического и других факторов. Эти регионы получили название «сложные»;

- регионы, охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах данной территории. Обычно в них находит отражение тесная взаимосвязь между естественными (природными) и общественными индикаторами территории. Примером подобных регионов могут служить культурно-исторические регионы [14]. Часть ученых-географов настроена критически по

отношению к исследованию регионов, выделяемых с учетом целого комплекса факторов, считая, что при обобщении множества элементов может теряться достоверность выводов. Одно время по отношению к данному типу регионов использовались термины «тотальные» или «компажи» (лат. compages - соединение, структура). Независимо от критерия, на основании которого выделяются регионы, каждый из них может быть либо однородным (гомогенным), либо узловым (функциональным). Однородные регионы выделяются по принципу единственной присущей им особенности (или ассоциации нескольких особенностей), причем отличительные признаки внутри их проявляются повсеместно. Наглядным примером однородного региона является климатический регион. Узловые регионы представляют собой ареалы, характеризующиеся сходящимися или расходящимися из одной точки потоками вещества, энергии или информации [15].

Регионализм вобрал в себя преимущества, обусловленные территориальным разделением ресурсов и культурным разнообразием регионов. Учитывая кри-

териальные признаки и соответствующие составляющие, которые были названы и исследованы выше, именно регион является наиболее подходящим для роли самоуправляющейся территориальной общины. Он осмысливается не столько как территория, сколько как сообщество людей с выработанными на протяжении длительной исторической эволюции механизмами воспроизведения, групповой идентичностью, правовыми и этическими нормами.

Также регион характеризуется единством, взаимосвязанностью составляющих и, самое важное, целостностью, но наряду с этим ему присущ и достаточный динамизм, причем как в функционировании, так и в развитии. Поэтому в процессе разработки и реализации государственной региональной политики огромное значение имеет анализ опыта международного сообщества и тенденций и закономерностей развития отдельных регионов, их социально-экономический потенциал, определение перспектив развития каждого региона и др.

Понимание регионализма и региональности ориентировано на анализ множественности структур и уровней управления, сетей, потоков, открытых границ и соответствующее влияние на формирование программ регионального развития и локальных иден-тичностей. При этом поощряется и происходит на практике перераспределение власти между центральными и региональными уровнями в пользу последних. Следует отметить, что это ни в коей мере не равнозначно умалению роли национальных государств -они еще долго будут определять геополитическую структуру мира. Речь идет лишь о перенесении акцентов на другие уровни взаимодействия и в более широкое экономическое, политическое, культурное пространство, и шире - на осмысление тех новых явлений миросистемной конфигурации и социальной стратификации, которые ставят параметры цивилиза-ционного развития в прямую зависимость от активизации всех механизмов самоструктурирования социумов на разных уровнях и на всех континентах.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Витткэмпер Г.В. Стратегия регионального развития на основе региональной структурной политики/ Г.В. Витткэмпер //Муниципальные и региональные процессы в условиях глобализации и европеизации /под ред. Г.В. Витткэмпера, Г.Я. Козлова, В.С. Авдонина. - М.: КДУ, 2006.

2. Кш £ва. Регюнальна полтгика Европейського Союзу: стратепчш 1мперативи для Украни/ £ва Юш// Незалежний культуролопчний часопис «I». -Число 23/2001 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.allen.ua/~protez/n23texts/kish.htm

3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь/ Э.Б. Алаев. - М.: Слог-Пресс-Спорт, 2002.

4. Клемешев А. П. Регион в условиях глобализации/ А.П. Клемешев // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2009. - № 2.

5. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов: 2-е изд., испр. - М.: Мартин, 2008.

6. Регион// Википедия. Свободная энциклопедия [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/Регион

7. Нагребельний В.П. Репон: юридична енцикло-педiя: в 6 т. /редкол.: Ю.С. Шемшученко (голова редкол.) та ш. - Киев: Укр.енцикл., 2003. - Т.5.

8. Markusen A. Regions: economics and politics of territory/ A. Markusen. Rowman and Littlefield Publishers, 1987. Р. 28.

9. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы / Н.Н. Некрасов. - М.: Экономика, 1978.

10. Указ Президента РФ от 16.01.2017 №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?searchres=&bpas=cd00000&a3=&a3type=1&a3valu e=&a6=&a6type=1&a6value=&a15=&a15type=1&a 15value=&a7type=1&a7from=&a7to=&a7date=16.0 1.2017&a8=13 &a8type=1&a1=&a0=&a16=&a16typ e= 1 &a16value=&a17=&a17type=1&a17value=&a4= &a4type=1 &a4value=&a2 3=&a23type=1&a23value =&textpres=&sort=7&x=73&y=13

11. Федеральный Закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd0 0000&a3=&a3type=1&a3value=&a6=&a6type=1&a 6value=&a 15=&a15type=1&a15value=&a7type= 1 & a7from=&a7to=&a7date=16.01.2017&a8=13&a8ty pe=1&a1=&a0=&a 16=&a16type= 1&a16value=&a 1 7=&a17type= 1&a17value=&a4=&a4type= 1 &a4valu e=&a23=&a23type=1&a23value=&textpres=&sort= 7&x=73&y=13

12. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?searchres=&bpas=cd00000&a3=&a3type=1&a3valu e=&a6=&a6type=1&a6value=&a15=&a15type=1&a 15value=&a7type=1&a7from=&a7to=&a7date=12.1 2.1993&a8=&a8type=1&a1=%CA%EE%ED%F1%F 2%E8%F2%F3%F6%E8%FF%0D%0A&a0=&a16= &a16type=1&a16value=&a17=&a17type=1&a17val ue=&a4=&a4type= 1 &a4value=&a23=&a2 3type=1 & a23value=&textpres=&sort=7&x=58&y=13

13. Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_115583/0ea00b4142e612de60c5290 a5a547b654573e76d/

14. Scott A.J. Regional Push: Towards a Geography of Development and Growth in Low-and Middle-Income Countries/ A.J. Scott // Third World Quarterly, Vol. 23, 2002, № 1, pp. 137-161.

15. Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география зарубежных стран/Ю.Н. Гладкий. - М., 2008.

© Евгения Андреевна Василькова, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.