Научная статья на тему 'Понятие пролетариата в контексте историко-социологических исследований глобальной капиталистической системы'

Понятие пролетариата в контексте историко-социологических исследований глобальной капиталистической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЛЕТАРИАТ / РАБОЧИЙ КЛАСС / ГЛОБАЛЬНАЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МИРСИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / PROLETARIAT / WORKING CLASS / GLOBAL CAPITALIST SYSTEM / WORLDSYSTEM ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малюк А.Н.

В статье представлен анализ понятий пролетариата и рабочего класса. На основе использования историко-социологического подхода показано, что капитализму присуще множество способов эксплуатации коммодифицированной рабочей силы. На основании этого предложена реконцептуализация пролетариата как класса, который, помимо групп наемных рабочих, включает в себя и группы работников, подвергающихся эксплуатации капиталом посредством методов внеэкономического принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the proletariat in the context of historical sociological studies of the global capitalist system

The article presents an analysis of the concepts of the proletariat and the working class. On the basis of the historical sociological approach, it is demonstrated that many ways of exploiting the commodified labor force are inherent in capitalism. For these reasons the reconceptualization of the proletariat as a class that includes besides the groups of wage workers the groups of workers subjected to exploitation by capital through noneconomic coercion methods is proposed.

Текст научной работы на тему «Понятие пролетариата в контексте историко-социологических исследований глобальной капиталистической системы»

УДК 316.42

А. Н. МАЛЮК,

кандидат социологических наук, Институт социологии НАН Украины, г. Киев

понятие пролетариата в КОНТЕКСТЕ историко-социологических исследований глобальной капиталистической системы

В статье представлен анализ понятий пролетариата и рабочего класса. На основе использования историко-социологического подхода показано, что капитализму присуще множество способов эксплуатации коммодифицированной рабочей силы. На основании этого предложена реконцептуализация пролетариата как класса, который, помимо групп наемных рабочих, включает в себя и группы работников, подвергающихся эксплуатации капиталом посредством методов внеэкономического принуждения.

Ключевые слова: пролетариат, рабочий класс, глобальная капиталистическая система, мир-системный анализ.

A. N. MALIUK,

Candidate of Sociology, Institute of Sociology of NAS of Ukraine, Kiev

the concept of the proletariat in the context of historical sociological studies of the global

capitalist system

The article presents an analysis of the concepts of the proletariat and the working class. On the basis of the historical sociological approach, it is demonstrated that many ways of exploiting the com-modified labor force are inherent in capitalism. For these reasons the reconceptualization of the proletariat as a class that includes besides the groups of wage workers the groups of workers subjected to exploitation by capital through non-economic coercion methods is proposed.

Keywords: proletariat, working class, global capitalist system, world-system analysis.

В западной социологии широко распространены представления о конце рабочего класса или пролетариата в классическом смысле. Это явление западными социологами объясняется переходом индустриально-развитых стран (ИРС) к постиндустриальному обществу. Утверждения об исчезновении рабочего класса не новы и постоянно воспроизводились последние 60 лет. Тем не менее они не подтверждаются ни теоретически, ни эмпирически [1].

Однако социология сталкивается с трудностями при определении в современных условиях понятий «рабочий класс» и «пролетариат», необходимостью уточнения как их самих, так и соотношения между ними вследствие несовпадения капиталистического наемного труда вообще с капиталистическим

материально-производительным наемным трудом и несовпадения категории капиталистически эксплуатируемых наемных работников вообще с наемными работниками, занятыми материально-производительным трудом. Отнесение всех наемных работников к рабочему классу ведет к неправомерному расширению и размыванию понятия рабочего класса. Возникает необходимость в дифференциации понятий пролетариата и рабочего класса. Кроме того, вследствие накопления научных знаний о капиталистической системе растет осознание того, что свободный наемный труд является не единственным способом соединения работников со средствами производства при капитализме и не единственной формой капиталистической эксплуатации.

Существенным для определения пролетариата является указание на ком-модификацию, то есть превращение в товар, рабочей силы. Капитализм вообще определяется как ступень развития товарного производства, при котором товаром становится рабочая сила. Исходя из этого, Ф. Энгельс в работе «Принципы коммунизма» дал известное определение пролетариата [2, с. 322], фактически отождествляющее пролетариат с классом наемных рабочих. Аналогичным образом пролетариат понимается в «Манифесте коммунистической партии» [3, с. 430] и в «Капитале» [4, с. 628].

Классические социальные мыслители - К. Маркс, а вслед за ним и М. Ве-бер, рассматривали господство наемного труда как сущностную характеристику капитализма. Маркс понимал пролетариат как крупную общественную группу занятых непосредственным производством лично свободных наемных работников, отчужденных как от средств производства, так и от продукта собственного труда, продающих свою рабочую силу и создающих прибавочную стоимость, присваиваемую капиталом. С точки зрения Вебера, важнейшей предпосылкой современного капитализма помимо рационального расчета капитала выступает свободный наемный труд [5, с. 256].

Коммодификация, то есть превращение в товар рабочей силы, действительно является базовой характеристикой пролетариата. Считается, что есть только один капиталистический способ превращения рабочей силы в товар - ее продажа свободным наемным рабочим. На этом основано понятие пролетариата: если товаром становится только рабочая сила свободного наемного рабочего, то пролетариат может состоять только из таких рабочих. Такое общепринятое понимание пролетариата основано на противопоставлении свободного и несвободного труда, исходящем из предположения, что отличительной чертой капиталистического наемного труда является отсутствие внеэкономического принуждения. Кроме того, только наемный труд рассматривается как единственная подлинно капиталистическая форма труда. И только эксплуатация наемного труда выступает подлинно капиталистической эксплуатацией. Все формы, не связанные с наймом, являются аномальными и обреченными на исчезновение.

Однако коммодификация рабочей силы при капитализме не сводится только к одной форме - свободному наемному труду, и наемный труд

при капитализме далеко не всегда свободен. Например, работодатели могут ограничивать свободу нанимаемых работников путем опутывания их долговой зависимостью, заключаемым контрактом (здесь можно вспомнить о так называемых контрактных рабочих, договорах об ученичестве), изъятием документов и физическим принуждением. В исторической реальности капитализма присутствует множество форм коммодификации и эксплутатации рабочей силы. Границы между ними подвижны и относительны. Как отмечает исследователь рабочего класса М. Ван дер Линден, «опыт современного мира говорит нам, что различия между классическим наемным рабочим и некоторыми другими подчиненными группами являются на самом деле нечеткими. Чистые наемные рабочие составляют меньшинство в рабочей силе многих стран глобального Юга... Большинство из этих наемных рабочих не распоряжается свободно собственной рабочей силой, например, потому, что эти рабочие опутаны долгами или не имеют формальных (законно признанных) договорных отношений со своими работодателями. Кроме того, наемный труд на Юге, а часто также и на Севере, выполняется домохозяйствами и семьями, выживание которых часто зависит также и от натурального труда в домашнем хозяйстве, осуществляемого в особенности. женщинами, и от независимого производства товаров на рынок и т. д.» [6, р. 74]. Две наиболее известные формы коммодификации и эксплуатации рабочей силы - рабство и наемный труд - фундаментально совместимы с капитализмом. Не случайно развитие капитализма сопровождалось в ХУИ-ХУШ вв. интенсивным развитием рабства на его периферии. Рабство, наряду с наемным трудом, было и в XIX в. одним из экономических столпов капиталистической системы. Ориентированное на мировой рынок плантационное рабовладельческое хозяйство было доминирующим укладом в американских колониях европейских держав. Рабство являлось важной составляющей экономического развития США до второй половины XIX в. Что касается других принудительных форм труда, то такое явление, как кропперство, форма издольщины, при котором арендаторы-издольщики были лишены почти всех прав, находясь фактически в крепостной зависимости от владельцев плантаций, существовало в США еще и в ХХ в. Свободный наемный труд - только один из капиталистических способов превращения рабочей силы в товар и только одна из форм капиталистической эксплуатации. Но капитализм развивается на основе множества их форм, включая основанную на внеэкономическом принуждении эксплуатацию. Наряду с наемным трудом использовались и продолжают использоваться другие - система рабского и различных форм принудительного, зависимого и кабального труда, крепостничество, оброчное невольничество, издольщина, самозанятость, аренда. Эти формы не являются пережитками докапиталистических отношений, они созданы капитализмом и воспроизводятся им. Примером может послужить описанная Лениным личная зависимость юридически свободных крестьян от помещиков после отмены крепостного права [7, с. 196, 198]. Иными словами, системе капиталистической эксплуатации

присуще и экономическое, и так называемое внеэкономическое принуждение. Различие между капиталистическим и докапиталистическими способами производства заключается не в том, что первому свойственно исключительно «экономическое», а последним - «внеэкономическое» принуждение. Оно в том, что само экономическое принуждение в докапиталистических обществах осуществляется без превращения рабочей силы в товар, то есть не опосредствовано товарно-денежными отношениями и коммодификацией рабочей силы эксплуатируемого работника. Эксплуатация выступает здесь как отчуждение и присвоение прибавочного труда и продукта эксплуатируемых работников в виде потребительной стоимости. То есть, в докапиталистических обществах доминирует потребительно-стоимостный тип эксплуатации: и прибавочный труд, и прибавочный продукт выступают в виде потребительной стоимости, принимающей форму ренты. В силу всеобщности господства товарно-денежных отношений, капиталистический тип эксплуатации основан на отчуждении и присвоении капиталистами прибавочного труда работников в виде прибавочной стоимости. Это прибавочно-стоимостный тип эксплуатации [8, с. 16-17]. Таким образом, вводится различение докапиталистической эксплуатации на основе производства потребительной стоимости в условиях господства натурального хозяйства и капиталистической эксплуатации на основе производства стоимости.

Широкое использование принудительных форм труда в современном мировом капиталистическом хозяйстве находит отражение в исследованиях, а также документах и материалах Международной организации труда (МОТ). По данным исследования К. Бейлза, в мире насчитывается 27 млн рабов [9]. В 2005 г. МОТ опубликовала доклад, в котором количество людей, занятых принудительным трудом, в мире оценивалось в 12,3 млн человек. Однако семь лет спустя эти оценки были признаны заниженными. Новое исследование, проведенное МОТ в 2012 г., показало, что минимальное обнаруживаемое с помощью усовершенствованной методологии количество лиц, принуждаемых к труду, составляет 21 млн человек. Прибыль от эксплуатации принудительного труда достигает 150 млрд долларов в год [10]. По словам Б. Андрес, возглавляющей Специальную программу действий МОТ по борьбе с принудительным трудом, хотя и отмечается прогресс в сокращении принудительного труда, навязанного государством, необходимо сосредоточиться на социально-экономических факторах, делающих людей уязвимыми перед принудительным трудом в частном секторе. При этом доклад МОТ признает, что в настоящее время отсутствуют надежные данные, на основе которых можно было бы получить более точные оценки положения с принудительным трудом в мире [10]. Вероятно, и новые данные МОТ являются заниженными, поскольку, по данным ООН, в одном только Пакистане кабальный труд охватывает от 3 до 8 млн человек [11]. Поэтому появляются альтернативные оценки, стремящиеся более точно определить масштабы применения принудительного труда. В 1990-х гг. в некоторых отчетах количество рабов на планете оценивалось

в 100 млн человек. По данным организации Anti-Slavery International, в эти годы принудительный труд охватывал 200 млн человек в мире [12, p. 38]. Как признано на страницах журнала «Foreign Affairs», современное рабство является продуктом тех же политических, технологических и экономических сил, которые питают глобализацию [13, p. 103]. Актуальность проблемы рабства еще раз подчеркнул судебный иск группы жителей штата Калифорния против корпорации «Нестле» за то, что она не информирует потребителей об использовании рабского труда при изготовлении корма для домашних животных. Не секрет, что в производственных цепочках корпораций нередко имеются звенья, в которых используется принудительный и рабский труд. Как справедливо отмечает автор одной интернет-публикации, «по сути, все ТНК сегодня в той или иной степени стимулируют, поддерживают и при этом являются главными бенефициарами модели жестокой эксплуатации труда в отсталых странах, ставших классическими сырьевыми и производственными придатками золотого миллиарда» [14].

Историко-социологические исследования также свидетельствуют, что историческая реальность капитализма характеризуется множеством гибридных и переходных от рабства к наемному труду форм эксплуатации, и границы между этими формами - рабами, крепостными, издольщиками и наемными рабочими - довольно подвижны. Во многих случаях эти формы представляли собой такое подчинение труда капиталу, при котором продажа рабочей силы опосредствовалась и сочеталась с отношениями иного рода. Например, издольщина в южных штатах США в XIX в. являлась «замаскированной формой трудового контракта», а издольщики представляли собой наемных рабочих, заработной платой которых была доля урожая. То же можно сказать и об издольщиках Тосканы XVIII в. И надо отметить, что издольщики и сейчас производят значительную долю мирового селькохозяйственного продукта, а издольщина как форма эксплуатации возрождается в сельском хозяйстве США [6, p. 74]. Аренда также может быть иррациональной формой, за которой скрывается иная сущность - наемный труд, и притом труд несвободный. Ленин в самом конце XIX в. описывал отработочную аренду как способ изживания барщинного хозяйства, переходящего в «капиталистическую систему обеспечивать имение сельскими рабочими посредством наделения их кусочками земли». Эта аренда, по словам Ленина, выражает не отказ владельца от собственного хозяйства, а развитие частновладельческих запашек и превращение крестьянина в сельского рабочего. Надел, получаемый крестьянином, представляет собой форму натуральной заработной платы. При этом громадную важность «имеет то обстоятельство, что последний вид работ всегда предполагает личную зависимость нанимающегося от нанимателя, предполагает всегда большее или меньшее сохранение "внеэкономического принуждения"» [7, с. 194-198]. И в Африке, и в Америке в конце XIX - начале ХХ в. известны категории рабов, работавших и как самозанятые ремесленники, и как квалифицированные наемные рабочие, получавшие зар-

плату, часть которой они отдавали своим хозяевам. Можно вспомнить также, что в голландских, французских и английских колониях Северной Америки проблема нехватки рабочей силы разрешалась путем насаждения кабальной системы «законтрактованных слуг», при которой работники-европейцы, вынужденные подписать контракт, попадали на много лет в кабалу, не отличавшуюся от рабства, в качестве возмещения расходов по транспортировке из Европы в Америку. В России XIX в. известна категория крестьян-отходников, крепостных крестьян, уходивших на заработки, становившихся, в том числе, и наемными рабочими, и плативших из своих заработков оброк помещикам. В Южной и Юго-Восточной Азии кули представляли собой категорию, промежуточную между «новой формой рабства» и «почти свободным» наемным трудом [6, р. 75]. И в самой Европе так называемые свободные рабочие были на деле лично зависимыми вплоть до XIX в. Законы о хозяевах и слугах, договоры об ученичестве делали рабочих лично зависимыми от работодателей, и они, как отмечает М. Ван дер Линден, «имели значительно меньше законных прав, чем ранее предполагалось» [6, р. 75]. Эти формы эксплуатации отнюдь не являются аномалией, которая исчезает по мере развития капитализма. Наоборот, они постоянно воспроизводятся капитализмом. И хотя сам Маркс характеризовал их как аномальные для капиталистической системы [15, с. 505], однако именно классики марксизма выявили неразрывную связь этих явлений с развитием капитализма [4, с. 760-761]. Говоря о современной ему капиталистической экономике, Маркс отмечал, что «прямое рабство является такой же основой нашей современной промышленности, как машины, кредит и т. д. ... Современные народы сумели лишь замаскировать рабство у самих себя и ввести его открыто в Новом свете» [16, с. 408].

В наше время одним из первых И. Валлерстайн предпринял попытку разрешить проблему, связанную с использованием категории свободного наемного труда как определяющей характеристики капитализма. Как отмечает Валлерстайн, «капитализм. совершенно точно означает труд как товар. Но в эпоху аграрного капитализма наемный труд - лишь один из способов привлечения и возмещения труда на рынке труда. Рабство, принудительное производство урожая на продажу (мое название для так называемого "второго феодализма"), издольщина и аренда - все это альтернативные способы» [17, с. 36]. Валлерстайн дал новую дефиницию пролетариата, включив в него всех тех, кто производит стоимость, присваиваемую другими. Основной критерий выделения пролетариата - продукты его труда коммодифицированы, и эта коммодификация может осуществляться множеством способов. Поэтому в капиталистической мир-экономике (КМЭ) существует разнообразие способов контроля над трудом (рабство, принудительное сельскохозяйственное товарное производство, то есть крепостничество, издольщина, самозанятость, наемный труд, аренда, рост механизации). Поскольку взаимодействие ядра и периферии, включенных в единую капиталистическую систему мирового разделения труда как два ее противоположных и взаимосвязанных момента,

делает их экономическое положение в КМЭ различным, различными являются и капиталистические отношения, свойственные ядру и периферии, включая и способы контроля над трудом. Зона ядра характеризуется интегрированной экономикой с высокопроизводительным капиталоемким производством, в котором преобладает наемный труд. Периферия же отличается слабо развитым внутренним рынком и экспортоориентированным трудоемким производством, при широком распространении рабства и крепостничества. Различия в преобладающих способах контроля над трудом выступают сущностной характеристикой КМЭ. Как отмечает Валлерстайн, свободный труд «является определяющей чертой капитализма, но не свободный труд на всех производственных предприятиях. Свободный труд является формой контроля над трудом, используемым для квалифицированного труда в странах ядра, в то время как принудительный труд используется для менее квалифицированного труда в периферийных зонах. Эта комбинация является, соответственно, сущностью капитализма» [18, р. 127]. В 1980-х гг. Валлерстайн усовершенствовал свою аргументацию, дополнив концепт способов контроля над трудом концептом товарных цепочек, посредством которого интерпретировалось разделение труда между ядром и периферией, с характерными для них способами контроля над трудом. Товарные цепочки представляют собой сети взаимосвязанных последовательных производственных процессов, охватывающих производство сырья, промежуточную обработку, транспортировку, конечную обработку, обеспечение рабочей силой, посредством которых производится продукт конечного потребления. Производственный процесс, основанный на наемном труде и создающий конечный продукт, является только конечным пунктом совокупности звеньев, в начале которой могут находиться производственные процессы, использующие ту или иную форму принудительного труда. Посредством товарных цепочек большинство населения планеты вовлекается в КМЭ.

Таким образом, капитализм действительно определяется стремлением к присвоению прибавочной стоимости, извлекаемой из эксплуатации живого труда. Однако форма этой эксплуатации вторична и исторически обусловлена. Спецификой капитализма является комбинация форм эксплуатации, среди которых наемный труд - компонент необходимый, но не единственный. Эти формы отражают гибкость структурирования накопления капитала и гибкость способов подчинения труда капиталу. Собственно, такое понимание капитализма мы находим у Маркса, полагавшего, что «для скрытого рабства наемных рабочих в Европе нужно было в качестве фундамента рабство без оговорок в Новом Свете» [4, с. 769]. Маркс различал капиталистическую природу производства и конкретную форму, в которой отношения производства существуют и выступают на поверхности, о чем свидетельствует его характеристика рабовладельческого плантационного хозяйства в Америке как капиталистического: «В колониях второго типа - плантациях, - которые с самого начала рассчитаны на торговлю, на производство для мирового рынка -

существует капиталистическое производство, хотя только формально, так как рабство негров исключает свободный наемный труд, то есть самую основу капиталистического производства. Но здесь перед нами капиталисты, строящие свое хозяйство на рабском труде негров. Способ производства, вводимый ими, не возник из рабства, а прививается ему. В этом случае капиталист и земельный собственник - одно лицо» [19, с. 329]. В «Капитале» он также характеризует плантационную рабовладельческую систему как капиталистическую [20, с. 368]. Хотя самих рабов Маркс относил скорее к основному капиталу, то есть к средствам производства, и для «рабовладельца, заплатившего за раба наличными, выручка от рабского труда представляет лишь процент на капитал, затраченный на его покупку» [20, с. 174]. Как средство производства, «при системе рабства работник имеет капитальную стоимость, именно покупную цену. И если его отдают внаем, то наниматель должен, во-первых, уплатить процент на его покупную цену и, кроме того, возмещать износ капитала» [20, с. 8]. Но случалось, что Маркс аналогичным образом характеризовал и положение рабочего в системе капиталистического производства: «Сами рабочие при таком понимании представляются тем, чем они и являются в капиталистическом производстве - простыми средствами производства, а не самоцелью и не целью производства» [19, с. 608]. Не только Маркс, но и другие классические социальные мыслители типа Зомбарта описывали плантации XVII в. как «первую подлинно крупную капиталистическую организацию» и как «первые крупные предприятия, носящие капиталистический характер» [21, с. 196].

Указанное единство многообразия коммодифицированных форм труда, составляющих «многоголовую гидру» [22] рабочей силы при капитализме, побуждает по-новому поставить вопрос о соотношении понятий пролетариат, рабочий класс и класс наемных работников. Представляется целесообразным реконцептуализировать понятие пролетариата так, чтобы с его помощью можно было охватить единство разнообразия форм коммодификации и эксплуатации рабочей силы капиталом. В этом случае критерием выделения пролетариата как класса выступит принудительное экономическое и «внеэкономическое» превращение в товар рабочей силы и ее эксплуатация капиталом с целью извлечения прибавочной стоимости. Пролетариат тогда представляет собой общественный класс, охватывающий все виды коммодифицированной рабочей силы, подвергающейся капиталистической эксплуатации, независимо от формы последней, а класс наемных работников - часть пролетариата, специфика которой обусловлена спецификой исторической формы капиталистического наемного труда. Это труд лично свободных работников, опосредствованный главным образом экономическим принуждением. Работник под действием экономических обстоятельств продает свою рабочую силу и включается, под контролем капиталиста, в процесс труда, результат которого, как и средства производства, принадлежат капиталисту. Эта часть пролетариата состоит из работников, занятых как в производственной, так

и в непроизводственной сферах, то есть наемных работников, занятых в сферах производства идей, услуг и материальных благ. Основания для такого понимания дает сам Маркс, говоривший о совокупном рабочем, охватывающем работников, играющих в процессе общественного производства различную роль, и включающем в себя работников умственного и физического труда. По словам Маркса, «уже самый кооперативный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного рабочего. Теперь для того, чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно прилагать свои руки; достаточно быть органом совокупного рабочего, выполнять одну из его подфункций» [4, с. 517]. Класс наемных работников включает в себя рабочих различной квалификации, инженерно-технических работников, участвующих в организации процесса производства, научных работников, занятых научными исследованиями, НИР и НИОКР, наемных работников в сфере торговли, осуществляющих труд по обращению и реализации товаров, офисных работников («конторский пролетариат»), осуществляющих делопроизводство, и т. п. Наконец, в составе класса наемных работников можно выделить рабочий класс, включающий в себя наемных рабочих, занятых непосредственным производством материальных благ. Рабочий не просто непосредственно занят в материальном производстве, как, например, инженер или управляющий, но, в отличие от них, непосредственно создает материальные блага, преобразуя вещество и энергию. В этом смысле его труд является непосредственно материально-производительным трудом, основой всех остальных видов трудовой деятельности. Непосредственно материально-производительный труд является тем критерием, в соответствии с которым рабочий класс выделяется из всех других групп наемных работников, эксплуатируемых капиталом [23].

Дифференцированный подход к различным группам работников, образующим пролетариат, важен с точки зрения более точного понимания социальной структуры современного общества, как на национальном, так и глобальном уровне. Высказанные соображения носят исключительно предварительный характер. Их цель - не столько предложить окончательное решение указанной проблемы, сколько стимулировать продолжение дискуссии по вопросам, актуальность которых в условиях кризиса глобального капитализма и провоцируемого им обострения классовой борьбы будет только возрастать.

Список использованных источников

1. Roberts, М. De-industrialisation and socialism [Electronic recourse]. - Mode of access: https:// thenextrecession.wordpress.com/2014/10/21/de-industrialisation-and-socialism/. - Date of access: 14.08.2014.

2. Энгельс, Ф. Принципы коммунизма / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1955. - Т. 4. - С. 322-329.

3. Маркс, К. Манифест коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1955. - Т. 4. - C. 419-459.

4. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I, кн. I : Процесс производства капитала / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1960. - Т. 23. - 920 с.

5. Вебер, М. История хозяйства. Биржа и ее значение / М. Вебер. - М. : Гиперборея, 2007. -432 с.

6. Van der Linden, M. Who is the Working Class? Wage Earners and Other Labourers / M. Van der Linden // Workers and Labour in a Globalised Capitalism: Contemporary Issues and Theoretical Perspectives / ed. M. Atzeni. - Basingstoke : Palgrave, 2014. - P. 70-84.

7. Ленин, В. И. Развитие капитализма в России / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - М. : Политиздат, 1971. - Т. 3. - 831 с.

8. Илюшечкин, В. П. Эксплуатация и собственность в сословно-классовых обществах (Опыт системно-структурного исследования) / В. П. Илюшечкин. - М. : Наука, 1990. - 436 с.

9. Bales, K. Disposable People: New Slavery in the Global Economy / K. Bales. - Berkeley : Univ. of California Press, 2012. - 336 p.

10. ILO. Questions and answers on forced labour [Electronic recourse]. - Mode of access: http:// www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/comment-analysis/WCMS_181922/lang-en/index.htm. -Date of access: 19.01.2016.

11. Кабальный труд в Пакистане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ridus.ru/news/78431/. - Дата доступа: 22.01.2016.

12. Hathaway, J. The Rights of Refugees under International Law / J. Hathaway. - Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2005. - 1238 p.

13. Kapstein, E. B. The New Global Slave Trade / E. B. Kapstein // Foreign Affairs. - 2006. -Vol. 85, N 6. - Р. 103-115.

14. Корнеенко, С. Нормальное капиталистическое рабство [Электронный ресурс] / С. Кор-неенко. - Режим доступа: http://comstol.info/2015/08/obshhestvo/11548. - Дата доступа: 22.01.2016.

15. Маркс, К. Критика политической экономии (черновой набросок 1857-1858 годов) / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1969. - Т. 46, ч. 1. - 618 с.

16. Маркс, К. Письмо П. В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1962. - Т. 27. - С. 401-413.

17. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. - СПб. : Унив. книга, 2001. - 416 с.

18. Wallerstein, I. The Modern World-System I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century / I. Wallerstein. - Berkeley : Univ. of California Press, 2011. - 336 p.

19. Маркс, К. Теории прибавочной стоимости / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - 2-е изд. - Т. 26, ч. 2. - М. : Политиздат, 1963. - 618 с.

20. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. III, кн. III : Процесс капиталистического производства, взятый в целом / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1962. - Т. 25, ч. 2. - 558 с.

21. Зомбарт, В. Собрание сочинений : в 3 т. / В. Зомбарт. - СПб. : Владимир Даль, 2008. -Т. III : Исследования по истории развития современного капитализма. - 480 с.

22. Linebaugh, P. The Many-Headed Hydra: The Hidden History of the Revolutionary Atlantic / P. Linebaugh, M. Rediker. - Boston : Beacon Press, 2013. - 442 p.

23. Золотов, А. В. Философия производительного труда / А. В. Золотов, М. В. Попов. -Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2006. - 160 с.

Поступила 25.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.