Научная статья на тему 'Понятие, признаки и правовой статус диаспоры'

Понятие, признаки и правовой статус диаспоры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1155
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ДИАСПОРА / МИГРАЦИЯ / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лужнов Сергей Дмитриевич

Установлены признаки, функции и классификация диаспор на основе работ представителей отечественной и зарубежной науки, а также рассмотрены особенности формирования диаспор на постсоветском пространстве. По результатам изучения современного статуса диаспор, установлено отсутствие их юридического статуса. Понятие «этнос» рассмотрено с точки зрения биологического, инструменталистского и конструктивистского подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие, признаки и правовой статус диаспоры»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИАСПОРЫ

Лужнов С.Д.

Лужнов Сергей Дмитриевич — бакалавр, кафедра международных отношений, направление: мировая политика, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: установлены признаки, функции и классификация диаспор на основе работ представителей отечественной и зарубежной науки, а также рассмотрены особенности формирования диаспор на постсоветском пространстве. По результатам изучения современного статуса диаспор, установлено отсутствие их юридического статуса. Понятие «этнос» рассмотрено с точки зрения биологического, инструменталистского и конструктивистского подходов.

Ключевые слова: этнос, диаспора, миграция, дезинтеграция, правовой статус.

Одной из важнейших особенностей современной глобализации является усиление миграционных процессов. В связи с распространением указанного явления люди в поисках лучшей жизни покидают свою страну и переезжают в другие страны. Согласно расчетам, проведенным Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, за 50 лет число международных мигрантов увеличилось более чем в три раза [13]. В современных условиях развития мирового хозяйства тема международной миграции приобретает особую актуальность и требует исследование всех взаимосвязанных с ней элементов и процессов.

В рамках настоящей научной статьи нами будут исследованы основные теоретические аспекты образования диаспор. Таким образом, целью настоящей научной статьи я вижу изучение теоретических аспектов формирования диаспор в современных условиях глобализации мирового хозяйства. Для реализации настоящей цели исследования планирую решить следующие задачи:

1. Изучить понятийный аппарат и теоретические аспекты формирования этноса и диаспор.

2. Изучить основные признаки современных диаспор, их функции и классификации.

Структурно настоящая статья будет поделена на три части: в рамках первой (вводной части)

нами обозначена актуальность, цель и задачи настоящей научной статьи. Вторая часть настоящей работы будет посвящена непосредственно решению обозначенных во вводной части статьи задач, которая, в свою очередь, будет поделена на четыре подчасти, представляющих собой собственно задачи работы. Третья (заключительная) часть статьи представляет собой совокупность основных выводов, сделанных мной в рамках настоящей работы.

«Этнос» как понятие охватывает все социальные этнические общности. Стоит отметить, что универсальной точки зрения на это понятие нет, так как оно имеет биологическое, политическое, культурное и лингвистические основания[ 1 ].

Существует три подхода к определению этноса. Сторонники первого подхода, например Ю.В. Бромлей, рассматривают этносы в качестве биологических сообществ, понимая его как изначальную характеристику человечества, то есть как данность [14].

Второй подход объясняет этнос как стремление человечества к преодолению отчуждения и социальный инструмент реализации групповых интересов. Такой подход известен также как инструменталистский (А.Коэн) [14].

Согласно конструктивистскому подходу (В.А. Тишков, Э.Геллнер) этнос - искусственное образование и результат деятельности интеллектуальной элиты, которая использует определенные культурные черты в качестве этнических символов [14].

Термин «этнос» в отечественной литературе появился в начале 20 века, так как первая его характеристика была дана в 20-х годах С.М. Широкогоровым, русским этнографом. Согласно данному определению, этнос - группа людей, говорящих на одном языке, обладающих обычаями, жизненным укладом и отличительными традициями. [15]

Дальнейшая научна разработка, проводимая советскими этнографами и, прежде всего Ю.В. Бромлеем, привела к формированию в 60-х годах «теории этноса». Здесь отмечается, что каждый этнос сопряжен с определенной биологической общностью. С популяцией могут быть сопряжены государство, религиозная община, так как биологическая общность живет по социальным законам

[15]. Согласно Ю.В. Бромлею - этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей с общими особенностями зыка и культуры, сознанием единства и отличительным самосознанием[ 15].

Теперь перейдем к рассмотрению термина «диаспора» в отечественной и зарубежной науках.

Согласно утверждению кандидата философских наук Назарова Р.Р., «этнические процессы, система межэтнических взаимодействий и межгосударственных отношений, тесно связаны с формированием и развитием такого социокультурного феномена как «этнические диаспоры» [5]. Следует отметить, что в настоящее время термин «диаспора» получил широкое распространение и стал употребляться значительно чаще, чем это наблюдалось ранее. В связи с расширившимся употреблением указанного понятия его смысл также подвергся значительным изменениям. Данная тенденция может быть объяснена тем, что трактовка указанного понятия разрабатывается не только социологами, политологами, этнологами, но и также режиссерами и журналистами. В настоящее время в термин «диаспора» включает в себя совокупность следующих понятий: беженцы, национальные и этнические меньшинства, трудовые мигранты и ряд других. В связи с этим указанный термин требует уточнений, на что указывает российский филолог и лингвист Милитарев А.О.: «В современной литературе термин этот достаточно произвольно применяется к самым разным процессам и явлениям, с вкладыванием в него того смысла, который считает нужным придать ему тот или иной автор или научная школа» [6]. В целом, в настоящее время большинство ученых считают, что диаспора представляет собой часть этноса, которая проживает за пределами своего национального государства [1]. Другие ученые, например, доктор философских наук, социолог Тощенко Ж.Т. считает, что к диаспорам следует относить народы, которые проживают на территории России, но за пределами ее «титульных» республик с выполнением самых простейших функций поддержания как социальных, так и духовных контактов. Еще один ученый (Полоскова Т.В.), исследовавший проблему формирования понятия «диаспора» считает, что понятия диаспора включает в себя следующие аспекты:

• этническая общность, которая находится в иноэтничной среде;

• население той или иной страны, которое этнически или культурно принадлежит к другому государству [2].

Исходя из анализа представленного термина, определение понятия «диаспора» может быть представлено в виде следующего определения: Диаспора - это часть народа, которая проживает вне страны своего происхождения, а также имеет общие этнические корни и духовные ценности [1]. Таким образом, на основании трудов авторитетных российских ученых-социологов нами были изучены основные элементы понятия «диаспора», а также дано наиболее полное определение указанного понятия.

Как и было сказано выше, согласно приведенному нами плану, следует рассмотреть современные признаки, функции и классификации диаспор. В данной работе мы рассмотрим признаки, так называемых, «современных» диаспор. В свою очередь, данное понятие -«современные диаспоры», в первую очередь, связано с возникновением волн трудовых миграций в индустриально развитые страны. По мнению большинства ученых - социологов принято выделять четыре основных признака «современных» диаспор:

1. Пребывание этнической общности за пределами своей исторической родины. Этот признак является исходным, без которого невозможно рассматривать сущность феномена диаспоры.

2. Диаспора рассматривается как этническая общность, обладающая основными характеристиками культурной самобытности своего народа. Если этническая группа выбирает стратегию ассимиляции, то она не может быть названа диаспорой.

3. В качестве третьего признака называются организационные формы функционирования диаспоры, например, такие как землячества, общественные или политические движения. Таким образом, если у этнической группы отсутствуют организационные функции, то это предполагает и отсутствие диаспору.

4. Осуществление диаспорой социальной защиты конкретных людей [7].

Взаимосвязанным аспектом с признаками «современных» диаспор являются их функции.

Выделяют следующие функции современных диаспор:

• сохранение этнического самосознания (четкое понимание собственной принадлежности к определенному этносу);

• защита социальных прав членов диаспоры;

• экономическая функция;

• политическая функция.

Рассмотрим каждую из указанных функций. Сохранение этнического самосознания принято считать ключевой функцией. Данную функцию следует понимать, как своеобразное противопоставления себя другой нации, на территории которой в настоящее время проживают, так называемая модель «мы - они». Еще одной важной функцией является защита социальных прав членов диаспоры. Данная функция заключается в оказании помощи в профессиональном самоопределении, а также в регулировании занятости и миграции. Следующей функцией диаспоры, которая нуждается в анализе, является экономическая функция. Исходя из трактовки данной функции, принято выделять те виды экономической деятельности, которые наиболее «специфичны» для конкретной диаспоры. Заключительной функцией, требующей нашего внимания, является политическая функция. В рамках данной функции речь идет о лоббировании политических прав и свобод диаспоры, а также возможности получения диаспорой дополнительных гарантий, прав и возможностей для своего этноса.

Рассмотрим классификации, применяемые в изучении «современной» диаспоры. В первую очередь следует отметить, что ряд исследователей, например, Арутюнов С.А. и Козлов С.Я. различают диаспоры по времени их возникновения. В группу старых они включают те, которые существовали со времен древности или Средневековья: это еврейские, греческие, армянские диаспоры в странах Европы и Западной Азии, китайские и индийские в странах Юго-Восточной Азии. Относительно молодыми авторы считают следующие диаспоры: турецкие, польские, алжирские, марокканские, корейские, а также японские; совсем новыми - диаспоры, которые формируются гастарбайтерами (выходцами из Палестины, Индии, Пакистана, Кореи) в нефтяных государствах Персидского залива и Аравийского полуострова с начала 1970-х годов [4].

Рассмотрим разработанность проблематики в зарубежной науке.

Другим исследователем - Р. Брубейкером - было введено в научный оборот новое понятие -«диаспоры катаклизма», которое ученый связывает с современной дезинтеграцией и распадом крупных государственных образований, который, в свою очередь, приводит к изменению политических границ. Таким образом, главной мыслью, которую Р. Брубейкер вкладывал в свое исследование, является не физическое перемещение людей через границу, а перемещение самих границ. Рассматриваемый вид диаспор, по мнению исследователя, возникает мгновенно в результате резкого изменения политического режима в стране вопреки желанию населения [8], [9].

Интерес представляет классификация диаспор, предложенная британским ученым Уорвиком Р. Коэном. Согласно предложенной им методологии выделяют четыре типа диаспор: диаспоры-жертвы, к котором относятся следующие диаспоры: еврейская, африканские, армянская, палестинская; трудовые диаспоры, среди которых он выделил индийскую, торговые (в лице китайской диаспоры) и имперские, к котором он отнес британскую, французскую, испанскую, а также португальскую [9].

Еще одна классификация диаспор предложена американским ученым Дж. Армстронгом. В своей классификации он опирается на характер взаимодействия с, так называемым, мультиэтичным государством, в котором они образовались. Им выделяются два типа диаспор: «мобилизованные» и «пролетарские». История указанных видов диаспор складывалась веками. К «мобилизованным» диаспорам относятся еврейская и армянская диаспоры. К «пролетарским», по мнению ученого, следует относить молодые диаспоры. Эти диаспоры Дж. Армстронг считает «неудачным продуктом современной политики» [10].

Широкую известность также получила классификация диаспор израильского ученого Шеффера Г. Согласно предложенной им классификации, существуют следующие типы диаспор:

• диаспоры с глубокими историческими корнями, к которым относятся армянская, еврейская и китайская диаспоры;

• «дремлющие» диаспоры, которым относятся американцы, проживающие в Европе и в Азии, а также скандинавы, живущие в США;

• «молодые» диаспоры, в которые принято включать греков, поляков и турок;

• «зарождающиеся» диаспоры, те, которые в настоящее время находятся на начальной стадии своего становления и развития находящиеся лишь в начальной стадии своего становления, среди которых следует выделять корейцев, филиппинцев, а также русских в бывших советских республиках;

• «бездомные» диаспоры - те, которые не имеют своего государства, например, курды, палестинцы или цыгане;

• «этнонациональные» диаспоры представляют собой самый распространенный тип диаспор. Основной особенностью данного типа диаспор является постоянное собственное ощущение наличия поблизости «своего» государства;

• «рассеянные» диаспоры и диаспоры, которые «живут компактно» [11].

Таким образом, в рамках данного раздела нами были рассмотрены основные классификации диаспор в современной социологии. Следует отметить, что классификаций - великое множество, мы же рассмотрели те взгляды, которые свидетельствует о взглядах социологов на данный вопрос с точки зрения континентальных различий во взглядах социологов на этот вопрос.

Следующим важным вопросом, согласно предложенному нами плану, является изучение правового статуса диаспор в современном мире. Что касается понятия «диаспора», но оно не имеет фактического правового статуса. Получить правовой статус диаспорам возможно, если их приравнять к НКО, обеспечив, таким образом, ее легальный статус, а также обозначив ее цели и источники финансирования.

Интерес также представляет изучение особенностей формирования диаспор, возникших на постсоветском пространстве. По мнению Тощенко Ж.К., этнические процессы на постсоветском пространстве весьма противоречивы и сложны. Дезинтеграция СССР выявила целый ряд проблем национальных диаспор, которые в советский период не имели такой актуальности. Рассмотрим некоторые наметившиеся тенденции образования диаспор на постсоветском пространстве:

1. Проживание разных этнических общностей на единой территории, а также массовое переселение этносов и отрыв от традиционных территорий.

2. Появление новых диаспор в связи с проведением ряда экономических преобразований, которые потребовали большого количества трудовых ресурсов, например, США, Канада, Индия, Австралия и ЮАР.

3. Организованное оформление диаспор таких народов, которые возникли после распада СССР в ходе образования самостоятельных государств (Украина, Молдова, Узбекистан и ряд других).

4. Появление диаспор, как результатов региональных противостояний (например, армянская, азербайджанская и грузинская диаспоры).

5. Образование диаспор, которые образуют собственно народы России, например, на территории Москвы, а также на территории следующих республик: Бурятии, Чечни, Чувашии, Адыгеи и Дагестана, а также ряда других.

6. Особая группа диаспор, существующих в неком полуоформленном виде, которые отражают сложные геополитические процессы прошлого и настоящего, например, корейская диаспора, являющая переселенцами с Дальнего Востока, а также афганская диаспора, образовавшая в результате эмигрировавших или детей, выросших в СССР и России; болгарская диаспора, которая продолжила трудиться на освоении лесных и нефтегазоносных богатств Севера и после разрыва советско-болгарских связей); месхетинская диаспора, которая после насильственного выселения этого народа из Грузии почти 40 лет жила в Узбекистане, и, пережив ферганскую трагедию 1989 г., ее представители до сих пор не могут вернуться на свою родину.

Таким образом, в рамках настоящей научной статьи нами был изучен понятийный аппарат формирования диаспор на основе трудов российских и зарубежных ученых. Кроме того, в рамках настоящей нами были изучены признаки диаспор, а также их основные функции и классификации, предложенные учеными из разных стран. В заключительной части проведенного исследования нами были рассмотрены особенности формирования диаспор на постсоветском пространстве, что имеет беспрецедентную значимость для проведения современных исследований.

Список литературы

1. Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М., 2015. 170 с.

2. Полоскова Т.В. Современные диаспоры: внутриполитические и международные проблемы. М., 2016.

3. Иларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М., 2014.

4. Арутюнов С.А., Козлов С.Я. Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс // Независ. газ.- М., 2015.- 23 нояб.

5. Лысенко Ю.А. Этнические мосты. Диаспоры как фактор международных отношений // Ех Hbris НГ (Прилож. к «Независимой газете»). М., 2013. 15 окт.

6. Милитарев А.Ю. О содержании термина «диаспора» (к разработке дефиниции) // Диаспоры. М., 2016. № 1. С. 24-33.

7. Семёнов Ю.М. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение. М., 2015. № 2. С. 6474. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://scepsis.ru/library/id_160.html/ (дата обращения: 21.05.2018).

8. BrubakerR. Accidental diasporas and external «homelands» in Central and Eastern Europe: Past a. present. Wien., 2013. 19 p.

9. Brubaker R. The "diaspora" diaspora //Ethnic and racial studies. N.Y., 2015.- Vol. 28, №1.- P.1-19.

10. Cohen R. Global diasporas: An introduction // Global diasporas /Ed. by R. Cohen.-Second edition. N.Y., 2014. 219 p.

11. Sheffer G. Diaspora politics: At home abroad. Cambridge, 2013. 208 p.

12. Trends in international migrant stock: The 2014 Revision. CD-ROM Documentation. [Электронный ресурс]. Режим доступа: P0P/DB/MIG/2014-July2014//http://www.un.org/esa/population/ migration/UN_MigStock_2014.pdf/ (дата обращения: 21.05.2018).

13. Trends in total migrant stock: The 2005 revision. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://esa.un.org/migration/ (дата обращения: 21.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.