Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №1. С. 56-73
УДК 993 иерей Владислав Баган (Баган Владислав Владимирович) Смоленская православная духовная семинария
Понятие, природа и специфика канонического права в Римско-католической церкви
Аннотация. Представленная статья посвящена исследованию природы и структуры «канонического права», его категориального аппарата и онтологии. Учитывая, что категория «канонического права» существует практически во всех христианских деноминациях, в рамках данной статьи основное внимание будет уделено исследованию понятия, особенностей и направлений церковноправовой области преимущественно в Римско-католической церкви. Такая конкретизация связана с тем, что сфера канонистики лучше всего проработана римско-католическими правоведами, в свою очередь сравнительно-правовой подход может очень полезен для наших исследовательских целей. На основании анализа программных исследований крупнейших зарубежных канонистов XIX - XX вв. была представлена сложная картина существования области канонического права в Римско-католической церкви. «Каноническое право» на сегодняшний момент содержит множество информационных лакун (в сравнении с предыдущими эпохами), а также массу этических дилемм и сложных социальных прецедентов, обусловленных новыми этическими вызовами. Это является нравственным вызовом для дальнейшего развития и изучения канонического права. В статье представлена концепция взаимодействия теологии и науки канонического права. Здесь были затронуты два проблемных поля: онтологическое (теологическая и правовая обусловленность канонического права) и церковно-историческое (история «канонического права» в Римско-католической церкви). Далее отражена сложность указанной проблематики при изучении состояния канонического права на современном этапе. Намечаются контуры неисследованных областей канонического права в целокупной системе богословского знания.
Ключевые слова: каноническое право, церковное право, теология, теория права, традиция интерпретации, компаративистика.
Проблематика места канонического права в системе богословских наук Римско-католической церкви остается до сих пор актуальной. Несмотря на давнюю историю существования сферы церковных канонов и норм, большая часть экспертного сообщества до сих пор затрудняется идентифицировать положение канонического права в системе теологического знания. Продолжительное время каноническое право находилось на стадии теоретического оформления и определяло собственные концептуальные рамки, но только в XX столетии каноническое право стало расцениваться как предмет всестороннего научного анализа. Каждый, кто приступает к изучению системы канонического права, будь то исследователь православного исповедания в России, католической или протестантской конфессиональной направленности в Западной Европе, с удивлением для себя обнаружит многообразие статей,
публикаций, монографий, посвященных означенной теме. Более того, стоит отметить, что уже период в XVII - XVIII вв. с момента начала самостоятельного существования секулярных гуманитарных наук зафиксирован факт заинтересованности в предметной сфере канонического права со стороны светских исследователей. На основании анализа фундаментальных исследований крупнейших зарубежных ученых XIX - XX вв. будет представлена картина функционирования «канонического права» в Римско-католической церкви.
Понятие «каноническое право» в Римско-католической церкви
В первую очередь обратимся к различным вариантам определения понятия «каноническое право» в Римско-католической церкви. В научной литературе приводится множество определений данного термина, рассмотрим некоторые из них.
Самым простым определением канонического права является следующее: каноническое право - это совокупность правил и норм, которыми руководствуется христианское сообщество1. В более широком смысле область «канонического права» включает в себя нормы божественного, естественного и позитивного права, включенные в соответствующие церковные кодексы и сборники2.
В энциклопедическом определении О. Будиньон рассматривает «каноническое право» как свод «норм и постановлений», посредством которых Церковь осуществляет управление паствой, регулирует взаимоотношение между членами Церкви . Далее О. Будиньон поясняет, что некоторые нормы и принципы канонического права могут быть «позаимствованы Церковью из гражданского права», изначально не обладая правомочностью «в церковном сообществе»4. По мнению П.Дж. Хейса, «каноническое право» обусловлено системой ценностей, лежащих на стыке теологии и гражданского права5.
В свою очередь Л. Орси понимает под «каноническим правом» систему норм, выработанных «нормотворческим» органом Церкви6. К примеру, в Римско-католической церкви «нормотворческим» органом могут быть Вселенские церковные Соборы, нормы и постановления которых регулируют множество аспектов жизнедеятельности христиан и сообществ; Поместные церковные Соборы, трактующие законотворчество Римского предстоятеля; непосредственно само законодательство Римского понтифика (буллы, энциклики); исторические прецеденты договоров светских властей отдельных
1 Laschuk A. The Role of Canon Law in the Catholic Tradition and the Question of Church and State. - Hamilton: Cardus Religious Freedom Institute, 2019. P. 4.
2Orsy L.M. Canon law / Encyclopedia Britannica // <https://www.britannica.com/topic/canon-law>. - 2019.
3cm. Boudinhon A. Canon Law // The Catholic Encyclopedia. Vol. 9.- New York: Robert Appleton Company, 1910
4 Ibid.
5Hayes P.J. Catholic ecclesiastical law // The Encyclopedia of Christian Civilization. First Edition // Ed. by G.T. Kurian. - Hoboken (New Jersey, USA): Blackwell Publishing, 2011. P. 1.
6Orsy L. Theology and Canon Law. New Horizons for Legislation and Interpretation. - Collegeville, 1992. - P. 160.
стран и Ватикана, характеризующие церковно-государственные отношения на конкретных территориях.
Каноническое право, составляющее основу нормативного порядка в рамках Римско-католической церкви, включает в себя различные принципы и правила, регулирующие функционирование Церкви как независимого общества, имеющего свои собственные цели, не совпадающими с целями и задачами политических или общественных организаций7. Каноническое право устанавливает порядок внешней жизни Церкви и является правовой артикуляцией религиозной веры. Каноническое право трансформируется сообразно изменениям, происходящим в рамках самой Церкви8. Таким образом, каноническое право можно описать как совокупность норм, законов, постановлений, правил, предписаний, обычаев, толкований и иных актов, изданных или, по крайней мере, одобренных компетентным церковным органом для обеспечения надлежащего устройства церковного общества9.
В практическом смысле под «каноническим правом» в Римско-католической церкви могут понимать ключевой церковноправовой документ, а именно «Кодекс канонического права», корпус юридических норм, изданный в 1983 году10.
Прежде чем перейти непосредственно к исследованию природы и структуры канонического права в Римско-католической церкви, следует обратиться к терминологическому соотношению категорий «церковного» и «канонического» права. Как хорошо известно, понятия «церковного» и «канонического» права в определенных случаях используются как тождественные термины, но в большинстве случаев имеют смысловые различия и употребляются в разных контекстах.
Западное разделение категорий было вполне объяснимым, учитывая, что Римско-католическая церковь претендовала на государственный статус. Как указывает Огюст Будиньон, западная концепция предполагала, что в «каноническое» право входили все установления, исходящие от Церкви и касающиеся как внутрицерковных, так и гражданских отношений. Каноническое право, имея в своем происхождении голос соборной Церкви, выражает посредством норм и постановлений христианскую богословскую истину и евангельскую этическую ценность11. Под «церковным» правом понимались все нормы и постановления касательно церковного предмета, исходящие как от государства, так и от церкви. То есть «церковное право» относится ко всем нормам и постановлениям, принятым в отношении церкви12.
7Kuttner S. Natural Law and Canon Law // Natural Law Institute Proceedings. - 1950. - Vol. 50. - P. 86.
8 Rights in The Church // Notes for Canon Law. - 2006. - № 2. P. 2.
9Coughlin J.J. Canon law // Notre Dame Law School Legal Studies Research Paper. - 2007. - № 07-27. P. 1.
10 Rights in The Church // Notes for Canon Law. - 2006. - № 2. P. 2.
11 The Principles of Canon Law Common to the Churches of the Anglican Communion. - London: The Anglican Communion Office, 2008. P. 95-96.
12 Boudinhon A. Canon Law // The Catholic Encyclopedia.Vol. 9. - New York: Robert Appleton Company, 1910.
Соответственно мы видим, что основными характеристиками норм церковного (или канонического) права были аспекты происхождения и объекта. Православный Восток, учитывая тысячелетнюю церковно-государственную симфонию, не знал разделения на церковное и государственное законодательство; западное различие в данном случае не имело значения. Поэтому в дальнейшем в представленной статье мы будем придерживаться традиционного западно-христианского понимания дифференциации церковного и канонического права.
Краткий исторический экскурс «канонического права» в Римско-
католической церкви
История канонического права еще не представлено должным образом по разным причинам. Почти двухтысячелетняя история христианства («Дидахе» кон. I в. можно признавать памятником канонического права) предполагает гигантский массив церковноправовых свидетельств, многие из которых еще ждут научной интерпретации. Этот документальный массив канонического права до сих пор по-настоящему не систематизирован. По мнению современного западного исследователя Л. Орси в области каноники, при устоявшихся ныне представлениях о чётком различении богословия и
13
канонического права, «так было не всегда» . В период Вселенских Соборов вплоть до позднего Средневековья эти две дисциплины строго не дифференцировались и еще не обладали статусом законченного научного знания. Более того, данные сферы церковного знания «пересекались и смешивались». Такие разные для современной церковной действительности проблемные поля, как доктринальное вероучение благодати (систематическая теология) и правовые нормы приема согрешивших в лоно Церкви (каноническое право), не рассматривались изолированно, и для святых отцов и учителей Церкви являлись органичной частью одной реальности. Таким образом, можно говорить об едином не дифференцированном доктринальном поле, включавшем теологическую и церковноправовую проблематику.
Уже древнехристианские общины руководствовались некоторыми дисциплинарными нормами, зафиксированными документально и приписываемыми авторству святых апостолов («Апостольские правила»). С IV в. инстанция Вселенских и Поместных церковных соборов стала играть ведущую роль в создании канонов и формировании основ канонического права. С кон. IV в. в Римской Церкви источником канонического права стали папские декреталии. Указанные каноны и декреталии авторитетными специалистами объединялись в особые сборники (например, канонический свод Дионисия Малого (V в.).
В трактате «Этимологии» за авторством Исидора Севильского есть раздел, посвященный каноническому праву. В представленном документе
13 Orsy L. M. Theology and Canon Law // The Furrow. - 1965, Mar. - Vol. 16. - № 3. - P. 149
анализировался в том числе материал римского права. Римское право и его положении в дельнейшем использовались многие ученые-канонисты при составлении сборников канонического права: Ансельм Луккский, Бонизон Сутрийский, Гинкмар Реймсский, Ив Шартрский. Большое влияние на каноническое право оказало восприятие западноевропейскими правоведами в XI в. «Дигест» Юстиниана I. Таким образом, каноническое право Римско-католической церкви созидалось не только на внутрицерковных источниках (каноны Вселенских и Поместных церковных соборов, или папские декреталии), но и на гражданском римском (и византийском) праве.
«Каноническое право», как и в восточнохристианской традиции, в римско-католической церкви обусловлено дисциплинарными нормами ранней Церкви. Но с периода развитого средневековья (XII в.) «каноническое право» отделилось от теологии. В высших учебных заведениях Болоньи, Парижа и др. дисциплина «канонического права» стала преподаваться отдельно от комплекса богословских наук.
Первой системой «канонического права» стал Декрет болонского монаха монастыря св. Феликса Грациана (сер. XII в.). До появления этого ключевого документа болонские правоведы занимались кодификацией римского права, выявляли связи канонического права со светским, и занялись исследованием канонов Церкви и папских постановлений. Декрет Грациана представляет собой развитую попытку этих исследований, пытавшихся устранить противоречия между различными нормами и постановлениями. Метод, использованный Грацианом, заключался в определении правовых принципов и доказательстве их через привлечение юридических текстов. Декрет Грациана имел теоретическое назначение рассмотреть накопившиеся противоречия в каноническом праве и попытаться устранить их. Целью создания Декрета Грациана была систематизация нормативных церковных документов14.
Церковноправовой материал разделялся на несколько частей, исходя из источника происхождения: божественное право (выражение божественной воли); естественное право (артикуляция универсальных положений человеческого разума); позитивное право (право, выработанное человеческими сообществами)15.
Декрет Грациана завершил формальное отделение «канонического права» от теологии. Принятие Декрета Грациана, первого свода «канонического права», придало импульс развитию новой науки «канонического права» с собственной методологией. Система канонического права вскоре стала отдельной отраслью со своими юристами, практиками, учебными заведениями, судами и огромным количеством случаев правоприменения в различных сферах
14 Boudinhon A. Canon Law // The Catholic Encyclopedia. Vol. 9.- New York: Robert Appleton Company, 1910.
15Coughlin J.J. Canon law // Notre Dame Law School Legal Studies Research Paper. - 2007. - № 07-27. P. 19.
общественных отношений16. Таким образом, «каноническое право» как
17
самостоятельная наука возникло в XII в.17
В 1234 г. при папе Григории IX издано собрание декретов в 5-ти книгах, ставшее впоследствии примером систематизации преподавания в университетах и научных работ по «каноническому праву», со следующим делением (iudex, indicium, cterus, connubia, crimen). В дальнейшем университеты классифицировали церковноправовой материал, разделяя его три части: Лица (церковное управление), Вещи (церковное имущество), Действия «церковное судопроизводство). Данная классификация стала доминирующей впоследствии в структуре «канонического права», в дальнейшем дополняясь и обогащаясь. Причем надо отметить, что она ориентировалась на принципы частного права. Отсылки к своду папы Григория IX стали обозначаться как «extravagantes» (каноны, не вошедшие в состав Декрета Грациана). В 1298 году папа Бонифаций VIII внес дополнения к сборнику декретов Григория IX и утвердил их как «Liber Sextus». В 1317 году при Клименте V вышла новая официальная редакция сборника канонического права, т. наз. «Constitutiones Clementinae» (Клементины). В дальнейшем эти и другие сборники вошли в основной документ, который впоследствии стал известен как Corpus iuris canonici» (Корпус канонического права), утвержденный в 1580 году.
Главным методом комментирования юридических текстов было составление глосс, а также учебников канонического права в виде сумм. Особым направлением были «quaestiones disputatae», заключавшиеся в исследовании конкретных проблем канонического права. Каноническое право находилась в тесной связи с гражданским правом, с которым ее соединяла не только рецепция римского права, но и методы исследования.
1917-й год стал началом современного периода развития канонического права Римско-католической церкви и отмечен принятием новой редакции «Кодекса канонического права». Представленный кодекс переработал все предыдущие авторитетные сборники и приобрел вид законченной системы с
четкими формулировками. Он состоял из пяти книг: Общие положения; Лица;
18
Вещи; Процедуры; О преступлениях и наказаниях . Одновременно с обнародованием данного кодекса была назначена Папская комиссия по толкованию, обеспечивавшая конвенциальное толкование «канонического
19
права» .
В настоящее время действует Кодекс канонического права от 25 января
20
1983 года . Данный документ был правовым следствием реформ II Ватиканского собора. В 1990 году был принят Кодекс канонов Восточных
16Bassett W.W. Canon Law and the Common Law // Hastings Law Journal. - 1978. - Vol. 29. - № 6. -P. 1392.
17Coughlin J.J. Canon law // Notre Dame Law School Legal Studies Research Paper. - 2007. - № 07-27. P. 19.
18Gorecki D.M., Wajenberg A. Canon law: history, sources, and a proposed classification scheme // Law Library Journal. - 1982. - Vol. 75. P. 394.
19Ibid.
20 См. Кодекс канонического права. - M.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007.
Церквей. «Кодекс канонического права» имеет юридическую силу для всех католиков латинского обряда. В свою очередь Кодекс канонов Восточных Церквей направлен на католиков греческого обряда. Нормы «Кодекса канонического права» являются т наз. «нормами прямого действия», они не требуют введения дополнительных норм. Соответственно «Кодекс канонов Восточных Церквей» предполагает каноническое наполнение общих норм «Кодекса канонического права» специфическим правовым содержаниям, свойственным церковно-историческим традициям Восточных Церквей.
Характерные особенности «канонического права» в Римско-католической церкви
В данном параграфе мы обратимся к характерным чертам «канонического права» в Римско-католической церкви.
Многие исследователи сравнивают систему «канонического права» с
21
концепцией естественного публичного права . Как отмечает Джон Кафлин, концепция правового позитивизма в идеале не может быть применима к «каноническому праву», поскольку требует автономии права от любого подхода к человеческой личности или обществу, что не соответствует строгим правилам рационализма. Истинный позитивист избегает ценностей, внешних по
отношению к закону, таких как ценности, которые могут быть выведены из
22
религиозной истины . А «каноническое право», как мы знаем, глубоко укоренено в своих источниках - Священного Писания и Предания. Эта детерминированность указывает на дифференциацию источников «канонического права».
О. Будиньон выделяет следующие классификации «канонического права», возможные в рамках канонистики Римско-католической церкви. Происхождение «канонического» источника может подразделять право на «божественное» (свидетельство Божественного Откровения) и «человеческое» (сформулированное лицом, наделенным нормотворческими полномочиями и соотносящимся с «божественным» правом. Форма выражения «канонического права» подразделяет нормы на «писаные» и «неписаные». Также в «Кодексе канонического права» от 25 января 1983 года обозначены нормы как универсального, так и партикулярного характера (соответственно «публичное» и «частное» каноническое право). Дифференциация «публичного канонического права» на «внешнее» и «внутреннее» возможна для «канонического права» любой из христианских конфессий, и не только свойственно Римско-католической церкви. «Внутреннее» право регламентирует взаимоотношения между верующими внутри церковной организации разной степени (община, приход, братство, монастырь, епархия, Поместная церковь). «Внутреннее» право Римско-католической церкви связано с организационной структурой, реализацией иерархически выстроенных отношений,
21 Kuttner S. Natural Law and Canon Law // Natural Law Institute Proceedings. - 1950. - Vol. 50. P. 109.
22 Coughlin J.J. Canon law // Notre Dame Law School Legal Studies Research Paper. - 2007. - № 07-27. P. 22.
осуществлением властных полномочий. «Внешнее» право определяет взаимоотношения церкви как социального института с другими сообществами - светскими органами и организациями (церковно-государственные отношения) и другими религиозными организациями (межконфессиональные отношения). В конечном счете, «каноническое право» как сложно формируемый исторический феномен юриспруденции, может, как и светское право, выделять отдельные отрасли (семейное право, церковный суд, пенитенциарная система, и
2 3
пр.) . С. Каттнер указывает, что существование «канонического права» является уникальным феноменом в силу уникальной природы самой Церкви: сообщество, созданное для «надмирных» целей, однако организованное в форме видимой структуры со своими органами управления, нормативными документами, судами, имущественными правами, дипломатическими отношениями. При этом «Церковь несоизмерима со всеми иными формами
24
социального существования» .
О. Будиньон считает, что фундаментальным источником «канонического права» является Господь Бог, воля Которого проявляется в природе вещей («естественное божественное право») и в Божественном Откровении («позитивное божественное право»). О подобной дифференциации свидетельствовали еще раннехристианские апологеты. Современные исследователи-правоведы обращают внимание на согласованность «позитивного божественного права» с «естественным божественным правом», последнее не просто не противоречит первому, но и делает его более оправданным и определенным25. Природа вещей (замысел Божий) лишь подтверждает свидетельства Божественного Откровения. Соответственно «Позитивное каноническое право» будучи человеческой институцией не должна противоречить принципам божественного и естественного права26. Можно говорить о принципе иерархичности «канонического права», по которому «позитивное каноническое право» является актуализацией
27
положений «божественного» и «естественного» канонического права . В каноническом праве, регламентирующем функционирование церковного
сообщества, есть фундаментальная часть, «божественное позитивное право»,
28
которая находится за пределами естественного права28. Церковные нормы призваны не закрепостить христианина, но напротив предназначены помочь членам Церкви достичь «надмирных» целей, а именно Царства Небесного, хотя сами церковные нормы по своему происхождению связаны с «надмирной» сферой лишь опосредованно (через принцип иерархичности)29. Более того,
23 Boudinhon A. Canon Law // The Catholic Encyclopedia. Vol. 9.- New York: Robert Appleton Company, 1910.
24 Kuttner S. Natural Law and Canon Law // Natural Law Institute Proceedings. - 1950. - Vol. 50. P. 88-89.
25 Boudinhon A. Canon Law // The Catholic Encyclopedia. Vol. 9.- New York: Robert Appleton Company, 1910.
26Coughlin J.J. Canon law // Notre Dame Law School Legal Studies Research Paper. - 2007. - № 07. P. 20.
27Ibid.
28Kuttner S. Natural Law and Canon Law // Natural Law Institute Proceedings. - 1950. - Vol. 50. P. 90.
29Ibid. P. 91.
принцип иерархичности обеспечивает взаимосвязанность и взаимозависимость
30
компонентов «канонического права».
Характеристика «канонического права» не ограничивается принципом иерархичности. В частности, «каноническое право» недвусмысленно признает
31
«фундаментальное равенство» всех членов Церкви . «Принцип законности» является основополагающим и неотъемлемым для «канонического права», так как он относится к реализации управленческих полномочий на всех уровнях
32
иерархической структуры Церкви . Центральной характеристикой «принципа законности» является классическое деление власти на законодательную судебную, исполнительные ветви. Данный принцип касается взаимодействия клира (осуществляющие управление церковным сообществом) и паствы (рядовые верующие, в отношении которых это управление осуществляется)33.
Как известно, «каноническое право» вызревала с учетом исторических обстоятельств34. Она пытается отражать социальные, политические,
35
экономические, культурные и церковные изменения35. Современный канонист Л. Орси считает, что корпус канонического права будет вовлечен в ряд долгосрочных изменений, происходящих в мире36. При этом данные изменения должны сообразовываться с двумя самостоятельными стратегическими направлениями: охранительная функция защиты универсальных религиозных
ЗУ
ценностей и этический ответ на вызовы современного светского общества . Таким образом, можно утверждать, что нормы канонического права есть результат исторического развития в контексте изменяющихся условий, но они могут не достигать своих целей в случае утраты своей актуальности и
38
востребованности текущему развитию общества . Опасность оставаться не востребованной и пребывать в социальной изоляции хорошо известна истории Римско-католической церкви. К примеру, в период позднего Средневековья феномен канонического права с институциональной точки зрения выродился в бюрократизированный механизм аппарата папской администрации, заботящийся не о выработке эффективных церковноправовых норм, но лишь действующий в рамках достижения собственных материальных целей39.
30 Rights in The Church // Notes for Canon Law. - 2006. - № 2. P. 3.
31 Ibid.
32 Daniel W.L. The Principle of Legality in Canon Law // The Jurist: Studies in Church Law and Ministry. - 2010. -Vol. 70. - № 1. P. 29.
33 Ibid. P. 31.
34Coughlin J.J. Canon law // Notre Dame Law School Legal Studies Research Paper. - 2007. - № 07. P. 20.
35Orsy L.M. Canon law / Encyclopedia Britannica // <https://www.britannica.com/topic/canon-law>. - 2019.
36Ibid.
37Orsy L. Theology and Canon Law. New Horizons for Legislation and Interpretation. - Collegeville, 1992. P. 189.
38 Kuttner S. Natural Law and Canon Law // Natural Law Institute Proceedings. - 1950. - Vol. 50. P. 92.
39Ibid. P. 88-89.
Современное состояние «канонического права» в Римско-католической церкви
В настоящее время в Римско-католической церкви действует Кодекс канонического права от 25 января 1983 года. Данный церковноправовой документ является органичной частью всего двухтысячелетнего комплекса церковных норм и постановлений. В конечном итоге, его необходимо трактовать в свете предыдущих кодексов разной степени авторитетности и
40
значения .
Большое влияние на современное состояние «канонического права» в Римско-католической церкви оказали документы II Ватиканского собора. В «Sacrae disciplinae leges», провозгласившей новый Кодекс канонического права от 1983 г., Папа Иоанн Павел II указал на необходимость выразить языком канонического права новый образ Церкви, сформулированный в учении II Ватиканского собора о Церкви как о народе Божием и о власти, понимаемой как служение, а также конкретизировать формы участия всех христиан в триедином служении Христа как Священника, Пророка и Царя.
«Каноническое право» отражает иерархическую структуру Римско-католической церкви, обеспечивая организационный порядок и определяя особенности ее функционирования, (к примеру, такие частные положения, как порядок назначения епископов, осуществления полномочий высшими церковными органами, правила приобретения и отчуждения имущества)41. «Каноническое право» пытается обеспечивать надлежащее осуществление
42
Римско-католической церковью своих религиозных обязательств . Каноническое право отражает пастырскую, доктринальную и административную философию Римско-католической церкви43.
Для осуществления своей этической и религиозной миссии Римско-католическая церковь обязана обеспечивать надлежащее функционирование церковных институций (в частности, обеспечение законного и честного управления материальными ресурсами, справедливого урегулирования конфликтов между членами сообщества, защиты прав верующих христиан). Каноническое право не ограничивается соблюдением чисто религиозных требований (например, законное отправление церковных таинств), но также и регулирует типично гражданско-правовые вопросы, связанные с обеспечением и сохранением общих и индивидуальных интересов, сопряженные с деятельностью Церкви именно как сообщества44.
40Serritella J.E. The Code of Canon Law and Civil Law // The Catholic Lawyer. - 1984, Spring. - Vol. 29. - № 2. P. 198.
41 Laschuk A. The Role of Canon Law in the Catholic Tradition and the Question of Church and State. - Hamilton: Cardus Religious Freedom Institute, 2019. P. 7.
42 Ibid.
43Gorecki D.M., Wajenberg A. Canon law: history, sources, and a proposed classification scheme // Law Library Journal. - 1982. - Vol. 75. P. 382.
44Kuttner S. Natural Law and Canon Law // Natural Law Institute Proceedings. - 1950. - Vol. 50. -P. 91-92.
Каноническим правом предусматривается обеспечение
функционирования организационной структуры Церкви45. Так, Часть II Книги II «Кодекса канонического права» от 25 января 1983 года озаглавлена «Иерархическое строение Церкви» и содержит нормы, касающиеся осуществления верховной власти в Церкви, организационной структуры и полномочий отдельных церквей, а также осуществления определенных
46
должностей в их рамках .
В настоящее время выделяют три направления канонического права: «акты универсального характера», изложенные в таких обязательных для любого католика документа, как «Кодекс канонического права»; «территориальные акты», действие которых распространяется на какую-либо конкретную территорию; «институциональные акты», действие которых распространяется на лиц, являющихся членами конкретного религиозного учреждения, независимо от места их проживания.
Первые положения «Кодекса канонического права» (канон 1) ограничивают действительность норм данного документа границами Римско-католической церкви. Сам текст «Кодекса канонического права» (титул 1 книги 1) содержит общие принципы принятия, применения и толкования норм канонического права. Например, в соответствии с Канонами 7-8 «Кодекса канонического права», предусматривается необходимость официального опубликования принимаемых актов канонического права. При этом церковные законы универсального характера вступают в силу через три месяца после опубликования, отдельные акты могут вступать в силу через один месяц после их публикации. Канон 8 «Кодекса канонического права» устанавливает принцип, в соответствии с которым акты канонического права не имеют обратной силы, если иное не предусматривается прямо. В соответствии с Каноном 11, сугубо церковные законы имеют обязательную силу для тех, кто был крещен в Католической церкви или был принят в нее, способны в достаточной мере разумно рассуждать и, если прямо не предусмотрено иное, достиг семилетнего возраста. Канонами 12-13 устанавливаются пределы юрисдикции «Кодекса канонического права». В частности, выделяются следующие категории актов: акты универсального характера, не ограничивающиеся конкретной территорией, действие которых распространяется на всех субъектов канонического права; акты универсального характера, действие которых ограничено определенной территорией; партикулярные акты, действие которых распространяется исключительно на лиц, проживающих на конкретной территории. Также выделяются такие виды актов, как территориальные и персональные.
45Laschuk A. The Role of Canon Law in the Catholic Tradition and the Question of Church and State. - Hamilton: Cardus Religious Freedom Institute, 2019. P. 8.
46 См. Кодекс канонического права. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007.
«Кодекс канонического права» состоит из 7 книг: Книга I «Общие нормы»; Книга II «Народ божий»; Книга III «Учительское служение Церкви»; Книга IV «Святительское служение Церкви»; Книга V «Имущество Церкви»;
47
Книга VI «Санкции в Церкви»; Книга VII «Процессы» . Структура «Кодекса канонического права» Римско-католической церкви по своему характеру является скорее институциональной, несмотря на наличие первой книги, содержащей в себе некоторые нормы общего характера.
В рамках Римско-католической церкви реализован принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. Законодательная
48
власть в рамках Римско-католической церкви связана с принятием актов48.
Каноническое право Римско-католической церкви может сказать многое об отношениях между вышестоящими лицами и подчиненными в церковном контексте, а также о способах и формах осуществления власти. Хотя члены религиозных учреждений являются сторонами иерархически выстроенных отношений, действия вышестоящих лиц не могут быть произвольными, должны
49
уважаться права, признанные и регламентируемые каноническим правом49.
Каноническое католическое право признает три типа лиц: физические лица, принявшие крещение; организации или сообщества, созданные не по решению какого-либо органа (например, Святой престол); юридические лица, предусмотренные каноническим правом для обеспечения выполнения миссии Римско-католической церкви 50.
Как и любая другая правовая система, каноническое право обеспечивает защиту определенных категорий лиц, нуждающихся в этом. К одной из таких категорий относятся несовершеннолетние. Степень их защиты измеряется соответственно возрасту и опыту51.
Каноническое право устанавливает права, обязанности и способы разрешения споров, возникающих в рамках Римско-католической церкви. Члены Римско-католической церкви (физические и юридические лица) наделены определенными правами и обязанностями, которые четко закреплены в рамках системы канонического права. Для обеспечения надлежащего осуществления таких прав и обязанностей системой канонического права предусмотрена система разбирательств и рассмотрения обращений. Также предусматривается возможность применения определенных санкций52.
47 См. Кодекс канонического права. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007.
48Hall E.G. Reflections of a Common Law Lawyer on the Canon Law // Studies: An Irish Quarterly Review. - 2013,
Spring. - Vol. 102. - № 405. P. 81.
49 Glyn J.E.A. The right to administrative justice in religious institutes. - 2018. P. 1.
50 Morrisey F.G., Carter T.S. Canon Law Meets Civil Law in the Operation of Religious Institutes: Outline of Select Issues to Consider / Association of Treasurers of Religious Institutes, 31st Annual Conference Toronto - September 30, 2018 //- 2018. - 16 p. - P. 5.
51Martin T. Minors in Canon Law // Marquette Law Review. - 1965, Summer. - Vol. 49. - № 1. - P. 87-107. - P. 87.
52Laschuk A. The Role of Canon Law in the Catholic Tradition and the Question of Church and State. - Hamilton: Cardus Religious Freedom Institute, 2019. P. 7-8.
Каноническое право предусматривает возможность налагать различные санкции для защиты соответствующих ценностей в тех случаях, когда того требует благо Римско-католической церкви. Необходимо обеспечивать целостность богослужения и управления, а также ценности особой человеческой и христианской трансцендентности.
Интересно, что в рамках канонического права представлена такая отрасль, как уголовное каноническое право. Р. Доминго отмечает, что с технической точки зрения, каноническое уголовное право корнями уходит в традицию гражданского права, а не уголовного публичного права. Такие элементы и концепции уголовного публичного права, как mens rea, actus reus (элементы состава преступления в англо-саксонской системе права), а также институт строгой ответственности, не имеют отношения к каноническому праву. Вместе с тем, применяются и многие светские принципы и стандарты уголовного публичного права, такие как, например, презумпция невиновности и принцип соразмерности. При этом конкретные правонарушения и наказания отличаются от предусмотренных публичным правом, поскольку цель католической церкви в основном духовная, а не политическая, и ее деятельности направлена на достижение целей Римско-католической церкви как «терапевтической, спасительной, целительной, милосердной и пастырско-
53
ориентированной системы» .
Взаимоотношения «канонического права» и теологии в Римско-
католической церкви
Сложная картина взаимообусловленности теологии и канонического права может быть описана посредством артикуляции следующих утверждений.
Теология с точки зрения своей доктринальной компоненты является аксиологической и этической доминантой развития канонического права. Теология выступает ценностно-нравственным фундаментом канонического права. Она задает категориальные и догматические рамки для канонического права, и является исходным носителем христианского знания, позволяющим правильно понять и истолковать каноническое право. Теология вырабатывает образец правильной трактовки церковноправовых прецедентов. Каноническое право осуществляет охранительную, защитную функцию теологических оснований, упреждая попытки расшатывания церковных основ и этического порядка, не позволяя силам хаоса нарушать незыблемые устои Церкви. Кроме того, каноническое право осуществляет функцию социальной актуализации вероучительных и этических императивов христианской Церкви. Такое вплетение церковных оснований в социальную ткань государства и общества осуществляется с помощью действия церковноправовых норм. Таким образом, каноническое право выступает способом формализации теологических
53 Domingo R. Penal Law in the Roman Catholic Church // Ecclesiastical Law Journal. - 2018. - Vol. 20. P. 5.
императивов и репрезентации их в доступной для понимания пользователей нормативной форме.
Каноническое право, как юридическая наука, хотя и является дисциплиной, отдельной от теологии, однако в целом достаточно тесно с ней связано. Каноническое право функционирует как своего рода мост между теологией и нормами чисто практического характера, опираясь на практические причины и юридическую методологию для разработки внешнего языка для закона, выражающего его внутреннее богословское значение54. В тех случаях, когда каноническое право касается вопросов исключительно светского характера, оно связано с религиозной доктриной, разделение между ними невозможно55. Хотя каноническое право тесно связано с теологией, нравственностью и верой, его цель заключается не в том, чтобы определять то, как следует думать верующим, а скорее - в том, как они должны действовать56.
Как указывает Л. Орси, теология и каноническое право представляют собой разные дисциплины, и в то же время органически связаны в силу следующих факторов и особенностей. Теология утверждает церковные таинства, каноническое право обеспечивает организацию церковного сообщества, в котором совершаются таинства. Каноническое право функционирует в строго определенных рамках, в то время как теология безгранично занимается изучением положений Веры. Теология и каноническое право обладают собственными специфическими герменевтическими правилами, хотя пользуются идентичной терминологией. Теология и каноническое право являются результатов внутреннего стремления Церкви к более глубокому пониманию церковной жизни. Решения, предлагаемые каноническим правом, вытекают из видения ценностей, предусматриваемого теологией. Соответственно в рамках теологии возможно оценивать
57
каноническое право .
Теология является аксиологическим и этическим ориентиром становления канонического права. Она выступает ценностно-нравственным фундаментом системы канонического права, и задает содержательные рамки, удерживая христианскую Церковь от обмирщения, воздействия мирской социальной напряженности, сохраняя церковный организм от влияния «модных трендов», идеологических установок и современных культурных тенденций. Теология конструирует понятийные и содержательные рамки канонического права, и является исходным носителем этического и вероучительного субстрата. Она вырабатывает методологию оптимальной интерпретации церковноправовых прецедентов. Сложность природы и онтологии канонического права обусловливается трудностью исторического погружения в
54Coughlin J.J. Canon law // Notre Dame Law School Legal Studies Research Paper. - 2007. - № 07. P. 23.
55 Perciaccante M. Courts and Canon Law // Cornell Journal of Law and Public Policy. - 1996. - Vol. 6. - № 1. P. 174.
56 Rights in The Church // Notes for Canon Law. - 2006. - № 2. P. 2.
57 Orsy L. Theology and Canon Law. New Horizons for Legislation and Interpretation. - Collegeville, 1992. - P. 173.
канонические истоки христианской Церкви. Древность канонического права предопределяет специфическую многоступенчатость толкования, прежде всего с точки зрения телеологического и историографического аспектов. Теология образует концептуальные рамки онтологии канонического права, поэтому вникнуть в сущность и природу этой области можно только с помощью терминологического инструментария теологии. Некоторые авторы рассматривают каноническое право, как по существу теологическое, а дисциплину канонического права как богословскую субдисциплину. Каноническое право реализует охранительную миссию теологических основ, не позволяя расшатывать церковные основы и социальный миропорядок посредством оградительных церковноправовых норм и правил. Причем каноническое право по сути своей осуществляет контроль что называется «в режиме реального времени», достраивая церковноправовую систему сообразно вновь возникающим вызовам современности. Каноническое право занимается социализацией доктринальных и нравственных установок христианской Церкви. Данный процесс происходит с помощью введения и функционирования церковноправовых норм. Система канонического права осуществляет формализацию теологических императивов и репрезентацию их в доступной для понимания пользователей нормативной форме.
Заключение
Римско-католическая церковь представляет собой историческую институцию со сложной иерархической структурой, деятельность которой, а также отдельные категории отношений между лицами, к ней относящимися (относящими себя), подлежат специальному нормативному регулированию в рамках системы т. наз. «канонического права». «Каноническое право» на сегодняшний момент содержит множество информационных лакун (в сравнении с предыдущими эпохами), а также массу этических дилемм и сложных социальных прецедентов, обусловленных новыми этическими вызовами. Это является нравственным вызовом для дальнейшего развития и изучения канонического права.
Теологическая обусловленность канонического права является незыблемым утверждением. Теология является аксиологической и этической доминантой существования канонического права; она задает категориальные и содержательные его рамки, парадигму для оптимальной интерпретации церковноправовых прецедентов. Каноническое право осуществляет функцию социальной актуализации вероучительных и этических императивов Церкви с помощью действия церковноправовых норм. Каноническое право осуществляет охранительную миссию христианских основ веры.
Таким образом, в представленной статье были затронуты два проблемных поля: онтологическое (понятие, природа и специфика канонического права канонического права; взаимодействие и взаимообусловленность теологии и
канонического права) и церковно-историческое (генезис и современное состояние канонического права в Римско-католической церкви).
Литература
1. Антонио М. Абате (О. P.) - Положение о браке в новом каноническом законодательстве. М.: Паолине, 2000. 463 с.
2. Джероза Л. Каноническое право в католической церкви / Либеро Джероза; Пер. с ит.- Г. Вдовина. - М.: Христиан. Россия, [1999]. - 379 с.
3. Казбекова Е. В. Вклад Иннокентия IV в развитие канонического права XIII в.: (На мат-ле Новелл) // СВ. 2003. Вып. 64. С. 105-126.
4. Казбекова Е. В. Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право: Канд. дис. / ИВИ РАН. М., 2004
5. Каноническое право о народе божием и о браке / Сост. священник И. Юркович. - 2. изд., испр. - М. : Истина и Жизнь, 2000. - 622.
6. Кодекс канонического права. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. - 621 с.
7. Формирование понятий ius publicum и ius privatum в каноническом праве // Древнее право = Jus antiquum. М., 2005. Вып. 2(16). С. 133-142.
8. Bassett W.W. Canon Law and the Common Law // Hastings Law Journal. - 1978. - Vol. 29. -№ 6. - P. 1383-1419.
9. Boudinhon A. Canon Law // The Catholic Encyclopedia. Vol. 9. - New York: Robert Appleton Company, 1910.
10. Code of Canon Law: A Text and Commentary. NY., 1985.
11. Coughlin J.J. Canon law // Notre Dame Law School Legal Studies Research Paper. - 2007. -№ 07-27. - 26 p.
12. Daniel W.L. The Principle of Legality in Canon Law // The Jurist: Studies in Church Law and Ministry. - 2010. - Vol. 70. - № 1. - P. 29-85.
13. Domingo R. Penal Law in the Roman Catholic Church // Ecclesiastical Law Journal. - 2018. -Vol. 20. - 22 p.
14. Glyn J.E.A. The right to administrative justice in religious institutes. - 2018. - ii; 45 p.
15. Gorecki D.M., Wajenberg A. Canon law: history, sources, and a proposed classification scheme // Law Library Journal. - 1982. - Vol. 75. - P. 381-402.
16. Hall E. G. Reflections of a Common Law Lawyer on the Canon Law // Studies: An Irish Quarterly Review. - 2013, Spring. - Vol. 102. - № 405. - P. 81-94.
17. Hayes P.J. Catholic ecclesiastical law // The Encyclopedia of Christian Civilization. First Edition // Ed. by G.T. Kurian. - Hoboken (New Jersey, USA): Blackwell Publishing, 2011. - 6 p.
18. Kuttner S. Natural Law and Canon Law // Natural Law Institute Proceedings. - 1950. - Vol. 50. - P. 85-116.
19. Kuttner S. The History of Ideas and Doctrines of Canon Law in the Middle Ages. L., 1980.
20. Laschuk A. The Role of Canon Law in the Catholic Tradition and the Question of Church and State. - Hamilton: Cardus Religious Freedom Institute, 2019. - 21 p.
21. Martin T. Minors in Canon Law // Marquette Law Review. - 1965, Summer. - Vol. 49. - № 1. - P. 87-107.
22. Örsy L. M. Theology and Canon Law // The Furrow. - 1965, Mar. - Vol. 16. - № 3. - P. 149153.
23. Orsy L.M. Canon law / Encyclopedia Britannica // <https://www.britannica.com/topic/canon-law>. - 2019.
24. Orsy L. Theology and Canon Law. New Horizons for Legislation and Interpretation. -Collegeville, 1992.
25. Perciaccante M. Courts and Canon Law // Cornell Journal of Law and Public Policy. - 1996. -Vol. 6.- № 1. - P. 171-209.
26. Rights in The Church // Notes for Canon Law. - 2006. - № 2. - 16 p.
27. Serritella J.E. The Code of Canon Law and Civil Law // The Catholic Lawyer. - 1984, Spring. - Vol. 29. - № 2. - P. 195-206.
28. The Principles of Canon Law Common to the Churches of the Anglican Communion. -London: The Anglican Communion Office, 2008. - 128 p. - P. 95-96.
Priest Vladislav Bagan (Bagan V. V.) Smolensk Theological Orthodox Seminary
The concept, nature and specificity of canon law in the Roman Catholic Church
Abstract: Presented article is devoted to the study of the nature and structure of "canon law", its categorical apparatus and ontology. Considering the category of "canon law" exists in almost all Christian denominations, the article is focused on the study of church law field concept, features and directions in the framework of the Roman Catholic Church mostly. This specification is due to the fact that the sphere of canonistics is best elaborated by Roman Catholic legal scholars and the comparative-legal approach can be very useful for our research purposes. Analysis of the studies belonged to the most significant foreign canonists of the 19th-20th centuries allowed to represent complex picture of the canon law field in the Roman Catholic Church. Nowadays "Canon Law" contains many information gaps (in comparison with previous eras), as well as a lot of ethical dilemmas and complicated social precedents conditioned by new ethical challenges. This means a moral challenge for the further development and study of canon law. The article presents the concept of interaction between theology and the science of canon law. Two problem areas are touched upon here: ontological (the theological and legal conditionality of canon law) and ecclesiastical-historical (the history of "canon law" in the Roman Catholic Church). Also this article shows the complexity of the issue relating to canon law state study at the present stage. The contours of unexplored areas of canon law outline in an integral system of theological knowledge.
Keywords: canon law, ecclesiastical law, theology, legal theory, tradition of interpretation, comparative studies.
References
Antonio M. Abate (O. P.) - Regulation on marriage in the new canon law. Moscow: Paoline, 2000.463 p.
Djeroza L. Canon law in the Catholic Church / Libero Djeroza; Per. with it. - G. Vdovin. - M .: Christian. Russia, [1999]. - 379 p.
Kazbekova EV The contribution of Innocent IV to the development of canon law in the 13 th century: (On the Mat-le Novell) // SV. 2003. Issue. 64.S. 105-126.
Kazbekova EV Novels of Pope Innocent IV (1243-1254) and their impact on canon law: Cand. dis. / IVI RAS. M., 2004
Canonical law about the people of God and about marriage / Comp. priest I. Yurkovich. -2nd ed., Rev. - M.: Truth and Life, 2000 .-- 622.
Code of Canon Law. - M .: Institute of Philosophy, Theology and History of St. Thomas, 2007 .-- 621 p.
Formation of the concepts ius publicum and ius privatum in canon law // Ancient law = Jus antiquum. M., 2005. Issue. 2 (16). S. 133-142.
Bassett W.W. Canon Law and the Common Law // Hastings Law Journal. - 1978. - Vol. 29.
- № 6. - P. 1383-1419.
Boudinhon A. Canon Law // The Catholic Encyclopedia. Vol. 9. - New York: Robert Appleton Company, 1910.
Code of Canon Law: A Text and Commentary. NY., 1985.
Coughlin J.J. Canon law // Notre Dame Law School Legal Studies Research Paper. - 2007.
- № 07-27. - 26 p.
Daniel W.L. The Principle of Legality in Canon Law // The Jurist: Studies in Church Law and Ministry. - 2010. - Vol. 70. - № 1. - P. 29-85.
Domingo R. Penal Law in the Roman Catholic Church // Ecclesiastical Law Journal. - 2018.
- Vol. 20. - 22 p.
Glyn J.E.A. The right to administrative justice in religious institutes. - 2018. - ii; 45 p. Gorecki D.M., Wajenberg A. Canon law: history, sources, and a proposed classification scheme // Law Library Journal. - 1982. - Vol. 75. - P. 381-402.
Hall E. G. Reflections of a Common Law Lawyer on the Canon Law // Studies: An Irish Quarterly Review. - 2013, Spring. - Vol. 102. - № 405. - P. 81-94.
Hayes P.J. Catholic ecclesiastical law // The Encyclopedia of Christian Civilization. First Edition // Ed. by G.T. Kurian. - Hoboken (New Jersey, USA): Blackwell Publishing, 2011. - 6 p.
Kuttner S. Natural Law and Canon Law // Natural Law Institute Proceedings. - 1950. - Vol. 50. - P. 85-116.
Kuttner S. The History of Ideas and Doctrines of Canon Law in the Middle Ages. L., 1980. Laschuk A. The Role of Canon Law in the Catholic Tradition and the Question of Church and State. - Hamilton: Cardus Religious Freedom Institute, 2019. - 21 p.
Martin T. Minors in Canon Law // Marquette Law Review. - 1965, Summer. - Vol. 49. - № 1. - P. 87-107.
Örsy L. M. Theology and Canon Law // The Furrow. - 1965, Mar. - Vol. 16. - № 3. - P. 149-153.
Orsy L.M. Canon law / Encyclopedia Britannica // <https://www.britannica.com/topic/canon-law>. - 2019.
Orsy L. Theology and Canon Law. New Horizons for Legislation and Interpretation. -Collegeville, 1992.
Perciaccante M. Courts and Canon Law // Cornell Journal of Law and Public Policy. - 1996.
- Vol. 6.- № 1. - P. 171-209.
Rights in The Church // Notes for Canon Law. - 2006. - № 2. - 16 p. Serritella J.E. The Code of Canon Law and Civil Law // The Catholic Lawyer. - 1984, Spring. - Vol. 29. - № 2. - P. 195-206.
The Principles of Canon Law Common to the Churches of the Anglican Communion. -London: The Anglican Communion Office, 2008. - 128 p. - P. 95-96.