СТАТЬИ
Л. 11. Соколов., JI.3. Коткоеский
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ,
ПРОТИВОРЕЧИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
В статье анализируются вопросы, связанные с проблемами и противоречиями в отечественной юриспруденции относительно понятия правового государства. Даются рекомендации по преодолению этих негативных явлений.
Ключевые слова: правовое государство, право, господство права, незыблемость прав и свобод человека и гражданина, гражданское общество, демократический режим, правовая система, свобода, равенство, справедливость, типологическая сущность.
A.N. Sokolov., L.E. Kotkovsky
THE DEFINITION OF THE RULE-OF-LAW STATE: PROBLEMS, DESCREPANIES, TRENDS AND WAYS TO RESOLVE THEM
The paper analyzes the issues related to the problems and discrepancies in the domestic jurisprudence on the concept of the rule-of-law state. Recommendations to overcome these negative phenomena are given.
Key words: rule-of-law state, law, rule of law, invilobality of rights and freedoms of man and citizen, civil society, democratic regime, legal system, freedom, equality, justice, typological essence.
Определение понятия правового государства имеет весьма существенное значение, поскольку должно вводить в его суть. В.И Даль раскрывает научное определение как краткое изложение
7
сущности, признаков предмета .
В современной отечественной юридической литературе правовое государство определяется неоднозначно, с различными акцентами в его сущностной характеристике, имеет место очень большой разброс мнений.
Как известно, термин «правовое государство» является чисто немецким словообразованием. Языки других наций не имеют подобного адекватного выражения, где бы так органически соединялись право и государство. Возьмем за основу для дальнейшего исследования немецкое определение правового государства, которое ведет свое начало от трудов И.Канта и сохранило свою
7 Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. I,
II. - М., Олмамедиагрупп, 2007. С.567.
значимость и поныне8. Так, понятие правового государства выражает связанность государства правом, прежде всего, демократической конституцией и правовыми законами, изданными на основе конституции. Особую роль в этой связанности и ограничении государства правом играет заложенная во всяком истинном праве нравственная идея справедливости и иные гуманные принципы (свобода, равенство), т.е. общечеловеческие ценности по вопросам предоставления и гарантии прав и свобод личности.
Это определение дополнено Конституцией ФРГ 1949 года (ст.20 ч.З): «законодательная власть связана конституционным строем, исполнительная и судебная власть законом и правом». Четкое определение сущности
современного правового государства
8Соколов А.Н. Современное правовое государство
Федеративной Республики Германии: Монография. -
Рига: Рижский авиационный университет, 1992.
w
(й ш
проводится в научном исследовании германских ученых9. По их мнению, принцип правового государства не сводится к защите человека от государственных притязаний, а преследует двойную цель: в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать достоинство человека, свободу, справедливость и правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и между индивидами.
В отечественной теории имеется поливариантность определения, правового государства. Разброс мнений
отечественных ученых - юристов по вопросу определения понятия правового государства обусловлен тем, что одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона (а не господство права и верховенство правового закона); другие - суверенитет народа, третьи - разделение ветвей власти, четвертые - основные права человека, пятые - отношение власти с индивидами на основе права. Есть и другие подходы к определению понятия правового государства. Думается, что этот разброс мнений обусловлен недостаточным знанием первоисточников и сущности правового государства. Так правовое государство, по В.Ф. Яковлеву, это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона. По В.Д. Зорькину, правовое государство представляет собой разумный способ соединения начала власти и свободы под углом зрения гуманизма10.
В учебниках по теории государства и права нового поколения правовое государство также трактуется
неоднозначно. Так, по B.C. Нерсесянцу, правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично - политической власти и ее взаимоотношений с
9Изенее Й., Кирххоф П. Государственное право Германии. Т.1 - М., 1994. С.54.
10Дробрязко С.Г., Козлов B.C. Общая теория права: Учебное пособие. - Минск: Амалфея, 2009. С.128.
индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод гражданина11.
С точки зрения В.Н. Хропанюка, правовое государство - «такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и их
различными объединениями на основе
12
норм права» . По мнению A.B. Малько, правовое государство такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него
13
реализуется . Причем A.B. Малько в идее правового государства выделяет два главных, основных момента: 1) свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом государственной власти.
Несколько иначе трактует понятие правового государства JI.A. Морозова14. По ее оценке, «правовое государство предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических
институтов». С.А. Комаров полагает, что «правовое государство есть форма осуществления народовластия,
политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности»15. Л.И. Спиридонов коротко определяет понятие правового государства как государства, которое поставлено обществом под контроль права16. В.Д. Перевалов характеризует правовое государство как государство, построение и деятельность которого основываются на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина,
"Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник. - М.: Норма-Инфа, 1999. С.106.
12Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. -М.: Омега-Л.,2011. С.80.
13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. A.B. Малько. - М.: Кнорус, 2011. С.96.
14 Морозова JI.A. Теория государства и права: Учебник. -М.: Эксмо, 2007. С.419-422. '
''Комаров С.А. Общая теория права: Учебник. - СПб.: Питер, 2006. С.206.
10 Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М., 1995. С. 112.
единства права и закона17. P.A. Ромашов определяет правовое государство, как государство, формирование и
функционирование которого
осуществляются на основании и в соответствии с правовыми
предписаниями18. Это свое определение автор посчитал необходимым
прокомментировать. По его мнению, правовым может быть признано государство, в котором действует система юридических гарантий, посредствам которых, с одной стороны, обеспечивается баланс и консенсус интересов государства, общества, личности, а с другой, оказывается эффективное противодействие противоправным посягательствам как в сфере публичного, так и в сфере частного права.
Интерес представляет определение правового государства, данное
С.Н. Кожевниковым. По его мнению, это такая форма организации и деятельности госвласти, которой свойственны демократический режим
конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей, их взаимоконтроль, признание и
гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности19.
Весьма характерно определяет правовое государство А.Б. Венгеров. По его мнению, правовое государство - это живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально -
демократическим политическим
20
режимом .
Анализируя определения понятия правового государства, невольно
Перевалов В. Д. Теория государства и права: Учебник. -М.: Юрист, 2012. С.402.
18Ромашов P.A. Теория государства и права: Учебник. -СПб.; Питер, 2008. С.93.
19 Кожевников С.Н. Правовое государство. В учебнике по теории государства и права. Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юрист, 2004. Глава 8.
20 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. -
М., Омега, М. 2006. С.601.
обращаешь внимание на то, что часть авторов владеет знанием первоисточников (немецких и отечественных
дореволюционных) сущности правового государства, его принципов, знанием, что доминантой правового государства является развитое гражданское общество. Так, В.М. Сырых понимает правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируется права и свободы человека и гражданина21. Здесь мы воочию видим, что четко представлены основные принципы правового государства: господство права, верховенство закона (точнее было бы -«правового закона» - A.C. и Л.К.), разделение властей, признание и гарантия прав и свобод человека. На наш взгляд, в данном определении не выражены четко такие аспекты принципов господства права и верховенства закона (правового) как их действие во всех сферах общественной жизни: и публичной и частной. Кстати это присуще определениям понятия правового государства у рассмотренных в предшествующем изложении авторов В.В. Яковлева, В.Д. Зорькина,
B.Н. Хропанюка, JI.A. Морозовой, Л.И. Спиридонова, В.Д. Перевалова,
C.Н. Кожевникова, А.Б. Венгерова, В.М. Сырых и некоторых других.
Продолжая анализ определения понятия правового государства, данного отечественными учеными - юристами, следует подчеркнуть, что в большинстве из них ничего не говорится (и в комментариях к определениям также) о том, что доминантой правового государства является развитое
гражданское общество (кроме
Л.И. Спиридонова). Так, О.В. Старков понимает правовое государство как такое государство, где все люди имеют равные и гарантированные права, власть
формируется на основе волеизъявления большинства избирателей, отражает
" Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. - М.: Юстициинформ, 2012. С.538.
[Hfe. Ш
интересы всех слоев населения и
22
обеспечивает в обществе правопорядок . В определении В.В. Оксамытного сделан упор на эффективное противодействие противоправным посягательствам как в сфере публичного, так и в сфере частного
23
права . Однако минусом определения О.В Старкова, на наш взгляд, является то, что в первой части определения, где говорится о балансе и консенсусе законных интересов государства, общества, личности, автор отсылает к безликой «системе юридических гарантий».
«Усеченным» является определение понятия правового государства у А.Ю. Ларина.24 Так, по автору, правовое государство - это такая организация политической власти, которая создает условия наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Как видим, здесь дана только половина сущности понятия правового государства.
Весьма своеобразное определение правового государства дает группа авторов25. Согласно их определению, правовое государство - это его качественная характеристика государства, которая возникает вследствие системной реализации его принципов. Как видим, прямого определения правового государства здесь нет, а действует отсылочный прием. Сущность понятия определения правового государства дается в пространном комментарии. Это, конечно, выход из положения, но без комментария определение остается «неработающим», пустым.
Односторонним является, на наш взгляд, и определение понятия правового государства, данное
А.Н. Головастиковой26. Так, по мнению
22 Старков О.В., Упоров И.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Дашков и К, 2012. С.90.
23Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник. - .М.: Юнисти, 2011. С. 105.
24 Ларин А.Ю. Теория государства и права: Учебник. -М., Книжный мир, 2011. С.263.
25 Смоленский М.Б., Борисов Г.А., Мархгейм М.В.,
Тонков Е.Е. Теория государства и права: Учебник.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. С. 197.
2оТеория государства и права: Учебник / Под ред. Проф. A.C. Пиголкина. - М.: Юрист, 2011. С.404;
данного автора, правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Как видим, это определение может подойти к любому государству, в том числе недемократическому, потому что в нормах права может быть выражен узаконенной произвол, т.е. юридический позитивизм. Определение не выражает сущности правового государства. К нему автор, правда, прилагает краткий комментарий. Согласно данного комментария, право при этом играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и его государства. Это, безусловно, меняет «картину», но двусмысленность определения остается.
Весьма своеобразно выглядит определение правового государства, данное Т.Н. Радько. Так, согласно данному автору, правовое государство - это прежде всего государство демократическое, оно является государством гуманным, отвергающим жесткие, деспотические методы воздействия на общество. Права и свободы в таком государстве получают подлинное признание и законодательное закрепление" . Как видим, в данном определении, «страдающем» описательной формой, четко выражена только одна сторона сущности правового государства -гарантия прав и свобод личности, т.е. определение - половинчатое.
Положительным, на наш взгляд, фактором в развитии отечественной юриспруденции является то, что часть авторов - исследователей правового государства (хоть и небольшая) четко отражает в своих определениях понятия правового государства то, что оно является производным от гражданского общества. Так, Л.Н. Завадская считает, что правовое
Головастикова А.Н., Дмитриев Ю.А, Теория государства и права: Учебник. - М.: Эксмо, 2007. С.314. 27 Радько Т.Н.Теория государства и права: Учебник для бакалавров. -М.: Проспект, 2012. С.470.
государство - политический институт гражданского общества, где высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина, где общество -
самостоятельный субъект политических
»-»28
отношений . Созвучно этому
определению и определение понятия правового государства, данное авторами
»-»29
В.М. Власовым и Г.Б. Власовой . Весьма характерно, на наш взгляд, также определение правового государства,
30
данное С.А. Жинкиным . В его интерпретации, правовое государство - это государство, деятельность которого подчинено праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина. Правовое государство призвано правовыми средствами обеспечить условия для сосуществования и успешного
функционирования гражданского
общества. Здесь налицо связь главных принципов правового государства -господства права и защищенности прав и свобод личности - с институтом гражданского общества.
Характерно, что в последнее время чаще стали появляться новые подходы к понятию и сущности правового государства. Весьма удачным, на наш взгляд, является определение понятия правового государства, данное
профессором Ф.М Раяновым. По его мнению, правовое государство - это учреждаемая и контролируемая
гражданским обществом власть, призванная использовать свои институты для эффективной организации
общественной жизни в подлинно народных интересах31. Такое понятие правового государства существенно отличается от тех, которые распространены в литературе,
28 Завадская Л.Н. Теория государства и права: Учебное пособие.-М. 2011. С.105.
29 Власов В.М., Власова Г.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. - Ростов - на-Дону: Феникс, 2011 С.120.
30Жинкин С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. - Ростов -на-Дону: Феникс, 2011. С.61.
31Раянов Ф.М. Доклад на тему «Актуальные проблемы
теории и практики правового государства в России» //
Правовое государство: теория и практика. 2010. №1. С.7.
посвященной правовому государству. В предложенном профессором
Раяновым Ф.М. определении в качестве основных характеризующих правовое государство признаков указывается на его учреждение гражданским обществом и подконтрольность ему же. Отсюда и сущность правового государства сводится не только к связанности его правом и правовым законом и реальному обеспечению правовым средствами прав и свобод человека и гражданина, а к непосредственной подчиненности
гражданскому обществу, поскольку учреждается им.
Заслуживают внимания наработки в отношении правового государства белорусских ученых. Так, по П.М. Рабиновичу, правовое государство -это государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и
32
защита основных прав человека . Несколько иначе определяет правовое государство С.Г. Дробязко. По его мнению, социальное правовое государство - это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права народа и международно признанные права человека, баланс интересов всех социальных групп, личности и общества на основе господства права33.
Как видим, в определениях белорусских ученых акцент делается на один из главных принципов правового государства - незыблемость,
гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина.
Заслуживает внимания определение правового государства, данное
А.Н. Соколовым. В его трактовке правовое государство - это государство, учреждённое гражданским обществом и подконтрольное ему, в котором вся публично - политическая и частно -правовая деятельность осуществляется в
32 Дробязко С.Г., Козлов B.C. Общая теория права: учебное пособие. - Минск: «Амалфия», 2009. С.128. 33Дробязко С.Г., Козлов B.C. Общая теория права: учебное пособие. - Минск: «Амалфия», 2009. С.131.
№
строгом соответствии с правом и законом и правовыми средствами (правовым законом) реально обеспечены права и свободы человека и гражданина.
Новое определение понятия правового государства предложено Л.Э. Котковским. По его мнению, правовое государство - это государство, учреждаемое гражданским обществом и подконтрольное ему, в котором вся публично- политическая и частно-правовая деятельность неуклонно соответствует праву и закону, в котором также обеспечены незыблемость,
гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина, правовая безопасность личности, взаимная ответственность личности и государства, а также принцип разделения властей как конституционный политический и институциональной принцип.
Как видим, по мере развития теории правового государства отечественными учеными его определение становится все более сущностным, причем именно с позиции типологической сущности, присущей только ему. В определении органически сочетаются характерные особенности правового государства как учреждение его гражданским обществом, подконтрольность этому обществу, а также основные сущностные принципы: господства права и верховенства правового закона, равенство индивидов, гарантии и реальность прав и свобод
человека и гражданина, разделение властей, взаимная ответственность индивида и государства и др.
Эволюция идет от ссылки на гуманизм, на нормы права, как основу правового государства, на
демократический режим, и
демократическое устройство всего государства, прогрессивную правовую систему к констатации факта, что правовое государство учреждается развитым гражданским обществом, подконтрольно ему и четко выдерживает в проведении в жизнь его основных принципов: господства права и верховенства правового закона, свободы, равенства, правовой безопасности и других. Теория правового государства - не застывшая догма. Теоретическое содержание понятия правового государства не может быть выражено в однозначной и простой дефиниции. Оно складывается из различных качественных и структурных элементов. Для их понятия существенный материал представляет конституционный текст. Однако, как понятийный материал, он недостаточен. Для более четкого сущностного выражения правовой государственности, кроме конституционно - правовых определений, важны нормы обычного законодательства, а также конкретные данные, касающиеся традиции правовых представлений, и обычаи.
Пристатейный библиографический список:
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник,- М.: Омега - М., 2006.
2. Власов В.М., Власова Г.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. -Ростов - на-Дону, Феникс, 2011.
3. Головастикова А.Н., Дмитриев Ю.А, Теория государства и права: Учебник. - М.: Эксмо, 2007.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. I, II - М.: Олмамедиагрупп, 2007.
5. Дробрязко С.Г., Козлов B.C. Общая теория права: Учебное пособие. - Минск: Амалфея, 2009.
6. Жинкин С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. - Ростов -на-Дону: Феникс, 2011.
7. Завадская Л.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М. 2011.
8. Изензее И., Кирххоф П. Государственное право Германии. - М., 1994. Т. 1.
9.Кожевников С.Н. Правовое государство. В учебнике по теории государства и права. Под ред. В.К. Бабаева. - М., Юрист, 2004.
10. Комаров С. А. Общая теория права: Учебник. - СПб.: Питер, 2006.
11. Ларин А.Ю. Теория государства и права: Учебник. - М.: Книжный мир, 2011.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М.: Эксмо, 2007.
13. Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник. М., Норма-Инфа. М.: 1999.
14. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник. - М., Юнисти, 2011.
15. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юрист, 2012.
16. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. - М., Проспект, 2012.
17. Раянов Ф.М. Доклад на тему «Актуальные проблемы теории и практики правового государства в России» // Правовое государство: теория и практика. 2010. №1.
18. Ромашов P.A. Теория государства и права: Учебник. - СПб., Питер, 2008.
19. Смоленский М.Б., Борисов Г.А., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Теория государства и права: Учебник. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.
20. Соколов А.Н. Современное правовое государство Федеративной Республики Германии: Монография. - Рига: Рижский авиационный университет, 1992.
21. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М., 1995.
22. Старков О.В., Упоров И.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Дашков и К,2012.
23. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. - М.: Юстициинформ, 2012.
24. Теория государства и права: Учебник / Под ред. A.B. Малько. - М., Кнорус, 2011.
25. Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. A.C. Пиголкина. - М.: Юрист, 2011.
26. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Омега - Л., 2011.
A.A. Тарасов
ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ - ВАЖНЫЙ ПРИЗНАК ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
В статье формулируется определение понятия «транспарентность правосудия» применительно к уголовному судопроизводству, доказывается, что открытость, принципиальная подверженность общественному контролю - необходимая черта судебной и правоохранительной деятельности в правовом государстве. Применительно к современному российскому правосудию подчеркивается, что его транспарентность - это доступность для общественного контроля не только собственно судебного, но и досудебного производства по уголовным делам.
Ключевые слова: транспарентность, правосудие, гласность, открытое судебное заседание, конституционные права и свободы, правовое государство, досудебное производство, судебное производство по уголовным делам.
A.A. Tarasov
TRANSPARENCY OF JUSTICE - ESSENTIAL FEATURE OF THE RULE-OF-LAW STATE
The article formulates the definition of the notion of "transparency of justice" with regard to the criminal procedure, it is proved that openness, fundamental subjection to the public control are the necessary features of court and law-enforcement activities within the rule-of-law state. In relation to the present-day Russian justice it is stressed that its transparency means availability to the public control of not just the court procedure, but the pre-trial procedure of criminal cases also.
Key words: transparency, justice, publicity, open court hearing, constitutional rights and freedoms, rule-of-law state, pre-trial procedure, criminal procedure.
Одним из сущностных,
имманентных свойств правового государства является ответственность
государства перед обществом и перед каждым отдельным человеком и гражданином за все, что это государство