Научная статья на тему 'Понятие «Правовая защита»'

Понятие «Правовая защита» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7041
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИНСТИТУТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА / LEGAL PROTECTION OF A PERSON / LAWMAKING ACTIVITIES / LAW ENFORCEMENT / LEGAL MONITORING / INTERDISCIPLINARY INSTITUTE FOR THE LEGAL PROTECTION OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сологуб Альбина Юрьевна

В статье рассматривается правовая защита человека как научная проблема. На основании анализа различных подходов к содержанию и определению правовой защиты человека автор попытался сформулировать оптимальное определение понятия «правовая защита человека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION CONCEPT

The article considers legal protection of the person as a research problem. Basing upon the analysis of the several interpretations of the content and definition of the legal protection, the author makes an attempt to formulate the optimum definition of the ‘legal protection of the person’.

Текст научной работы на тему «Понятие «Правовая защита»»

УДК 346.9 Сологуб Альбина Юрьевна

старший преподаватель кафедры административного права и таможенного дела Забайкальского государственного университета [email protected]

ПОНЯТИЕ «ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА»

Sologub Albina Yuryevna

Senior Lecturer of the of Administrative Law and Customs Department, Trans-Baikal State University [email protected]

LEGAL PROTECTION CONCEPT

Аннотация:

В статье рассматривается правовая защита человека как научная проблема. На основании анализа различных подходов к содержанию и определению правовой защиты человека автор попытался сформулировать оптимальное определение понятия «правовая защита человека».

Ключевые слова:

правовая защита человека, правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правовой мониторинг, межотраслевой институт правовой защиты человека.

Summary:

The article considers legal protection of the person as a research problem. Basing upon the analysis of the several interpretations of the content and definition of the legal protection, the author makes an attempt to formulate the optimum definition of the ‘legal protection of the person’.

Keywords:

legal protection of a person, lawmaking activities, law enforcement, legal monitoring, interdisciplinary institute for the legal protection of the person.

В текст отечественных законов термин «правовая защита» вошел еще в 1977 г., после включения его в ст. 35 Конституции СССР [1] и затем в ст. 33 Конституции РСФСР 1978 г. [2], которые провозглашали равные права и обязанности женщины и мужчины и правовую защиту материнства и детства. Широкое распространение в законотворчестве указанный термин получил в постсоветский период и сегодня содержится во многих законах Российской Федерации. При этом норма - дефиниция рассматриваемого понятия отсутствует и лишь в отдельных специальных законах закрепляются меры и гарантии правовой защиты узкого круга субъектов [3]. Такое положение во многом объясняется относительной новизной феномена правовой защиты человека и, следовательно, требует более глубокого научного осмысления на общетеоретическом уровне.

Проблема правовой защиты человека сложна и многогранна, поэтому обозначим лишь основные подходы, которые, как представляется, наиболее перспективны и практически значимы. Так, по мнению З.В. Ромовской правовая защита всегда состоявшийся акт, главное в правовой защите составляет то, что она является реализацией избранной правоприменительным органом меры государственного принуждения. Правовая защита невозможна помимо деятельности специальных государственных или общественных органов [4, с. 8-9].

Л.Н. Завадская считает правовую защиту деятельностью определенных органов, направленную на восстановление нарушенных или оспариваемых субъективных прав, охраняемых законом интересов [5, с.222].

О.В. Иванов, Б.Ю. Тихонова под правовой защитой понимают применение юрисдикционным органом специальных мер, направленных на обеспечение управомоченному лицу реальной возможности осуществления его права [6, с. 44; с. 11-15].

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что правовая защита понимается авторами как деятельность органов, направленная на восстановление нарушенных прав и законных интересов.

Несколько иначе подходят к этому вопросу Н.В. Витрук [7, с. 361] и А.В. Стремоухов [8, с. 17]. Ученые рассматривают правовую защиту не только как деятельность компетентных органов, направленную на устранение препятствий в реализации правового статуса личности, восстановлении нарушенных прав и обязанностей и наказании виновных за правонарушение, но и деятельность самого лица, то есть самозащиту прав. Полагаем, что такой подход вполне оправдан, поскольку самозащита как конституционный вид деятельности осуществляется лицом в не запрещенных для этого формах, актуализирует выполнение соответствующими государственными органами вмененных им обязанностей [9, с. 69].

Имеются и иные точки зрения по проблеме правовой защиты. Так, А.А. Баукен рассматривает правовую защиту как особое правоотношение (систему правоотношений), выделяя основное отношение - между потерпевшим и причинителем вреда по поводу пресечения нарушения и восстановления нарушенных прав и законных интересов (самозащита), и факультативные, возникающие между компетентными органами и причинителем вреда, между компетентными органами и

потерпевшим [10, с. 12]. Позиция автора объясняется тем, что правовая защита как правовая деятельность в любой из своих форм реализуется только через правоотношения.

С точки зрения формы существования правовая защита человека может являться и правовым поведением. В.Н. Кудрявцев определяет его как «социально значимое поведение индивидуальных и коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия» [11, с. 41]. Следует заметить, что правовая защита как правовое поведение, должно выступать в форме правомерного поведения, под которым понимается осознанное поведение субъектов, соответствующее правовым нормам и гарантированное государством.

Правовая защита - это всегда юридический процесс, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле правовая защита - это система взаимосвязанных правовых форм деятельности органов государства и общественных объединений. В узком смысле она есть система взаимосвязанных, специально упорядоченных, следующих друг за другом операций, подчиненных общей цели и приводящих с помощью соответствующих приемов и средств к конкретному результату [12, с. 8, 51-64].

Анализ изложенных точек зрения показал, что одной из важнейших форм существования правовой защиты является юридическая деятельность, которая включает правотворческую и правоприменительную деятельность. Такой подход достаточно распространен в юридической науке.

Правотворческая деятельность в рамках правовой защиты представляет собой разработку, издание, отмену и совершенствование уполномоченными на то органами нормативноправовых актов, в которых закрепляются гарантии охраны и защиты прав человека, устанавливаются полномочия субъектов правозащитных отношений, процессуальный порядок реализации права на защиту и ответственность субъектов за нарушение прав.

Правоприменительная деятельность - есть организационное выражение применения норм права полномочными органами и должностными лицами, представляющие собой систему правоприменительных действий, осуществляемых с целью охраны и защиты правового статуса личности. Правоприменение завершается принятием индивидуально-властного, юридически значимого решения, в котором дается не только юридическая оценка определенной ситуации, но и определяется поведение ее участников. Тем самым правотворческая деятельность носит нормативный характер, а правоприменительная - подзаконный и индивидуализированный.

В процессе правозащитной деятельности недостаточно только защитить или восстановить права человека, необходимо исследовать ситуацию, чтобы определить истинные причины нарушения этих прав и найти наиболее эффективные способы их защиты, при которых возможно отстоять права и предотвратить новые нарушения. Полагаем, что решению данной правовой проблемы будет способствовать осуществление постоянного и системного правового мониторинга.

Опираясь на исследования, сделанные в этой области, можно выдвинуть ряд аргументов в пользу обозначенного подхода. Во-первых, разработана концепция правового мониторинга. Во-вторых, подготовлена методика его организации и проведения, успешно применяемая в системе органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов [13]. В-третьих, формируется нормативно-правовая база о правовом мониторинге на федеральном и региональном уровне, где ведущая роль отводится Указу Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» [14]. Приведенные доводы, безусловно, не являются исчерпывающими, но убедительно свидетельствуют о становлении и институализации нового вида юридической деятельности - правового мониторинга как обязательной функции органов государственной власти.

В юридической литературе отмечается, что формирование и функционирование правового мониторинга должно включать, во-первых, деятельность субъектов мониторинга; во-вторых, наличие регламентных норм и введение процедур; в-третьих, использование информационного блока, включая социальную информации; в-четвертых, введение аналитико-оценочного блока; в-пятых, реализацию выводов мониторинга и корректировки. Такое понимание правового мониторинга позволяет широко трактовать его объекты: динамику правовой сферы, законодательства и иных правовых актов, государственных и общественных институтов, юридических коллизий, правомерного и неправомерного поведения граждан, объективные процессы, в ход и содержание которых «встроены» институты и правовые нормы [15, с. 93-94].

Правовой мониторинг - это методически обоснованная комплексная систематическая деятельность уполномоченных субъектов, дающая возможность анализировать и оценивать:

1) результаты нормотворческой деятельности, прежде всего законопроектной; 2) качество нормативных правовых актов, принятых тем или иным правотворческим органом в соответствии с представленной ему правотворческой компетенцией; 3) эффективность их практического действия, реализации, целью которой является повышение качества принимаемых законов, со-

вершенствование на основе законодательной и правоприменительной деятельности системы выработки, принятия и реализации государственно-политических решений и в конечном счете -обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина [16, с. 30]. Таким образом, правовой мониторинг призван выявлять недостатки нормотворческой и правоприменительной деятельности и может рассматриваться как один из главных инструментов повышения уровня эффективности правового регулирования, обеспечения должного качества принимаемых нормативных правовых актов и их реализации.

В практическом плане целесообразно проводить правовой мониторинг по разным направлениям. При этом мониторинг прав человека является одним из основных и определяется как система деятельности по наблюдению за состоянием, оценке, разработке прогноза развития системы прав человека, их отдельных разновидностей, правовых обязанностей, стимулов, правовых запретов и правовых ограничений, отражающих конкретные правомочия субъектов права [17, с. 16].

Следует отметить, что важную роль в процессе совершенствования механизмов и инструментов правотворчества и правоприменения в Российской Федерации играют ежегодные доклады Совета Федерации, являющиеся итоговой формой подведения результатов совместной деятельности Совета Федерации с органами конституционного партнерства по осуществлению мониторинга законодательства и правоприменительной практики в РФ. Они определяют перспективы и практические формы дальнейшего развития диалога власти и общества в процессе реализации стратегии правового развития России.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что правовой мониторинг как форма юридической деятельности выступает в виде специфической системы получения и анализа правовой информации, которая с содержательной стороны фиксируется в аналитических документах в форме рекомендательного заключения о возможностях или необходимости изменения либо сохранения состояния предмета мониторинга.

Проявляли интерес к исследованию проблем правовой защиты и специалисты в области отраслевых юридических наук, особенно конституционного, гражданского и уголовного права. Основные отрасли права в своем большинстве обязательно включают институты правовой защиты человека, комплексные отрасли - правозащитные нормы. Совокупность же однородных правозащитных институтов различных отраслей права образует межотраслевой институт правовой защиты человека. Существование данного правового явления объясняется следующим.

В последние годы наметилась тенденция к более пристальному вниманию со стороны представителей науки конституционного права к проблеме правовой защиты человека, в том числе ребенка. А.А. Макушин в системе российского права конституционную защиту прав и свобод человека и гражданина выделяет в качестве основного института [18, с. 22]. Аналогичной позиции придерживается и А.В. Стремоухов [19, с. 32]. По мнению С.А. Авакьяна, такой приоритет определяется учредительной функцией Конституции РФ [20, с. 12-13]. Далее, Конституция РФ, являясь политико-программным документом, определяет не только основные направления развития общества, государства и личности, но и основные принципы, формы юридической защиты человека. В связи с этим следует согласиться с высказыванием Ю.А. Тихомирова о том, что в Конституции РФ находит свое выражение функция защиты прав и свобод человека, поскольку именно публичное право устанавливает механизм процедуры юридической защиты всех субъектов права [21, с. 5]. Кроме того, конституционная защита мобилизует правозащитный потенциал всех отраслей права, активизируя весь процесс защиты человека и вовлекая в него все институты общества и субъекты права, в том числе и международные. Тем самым правозащитному институту конституционного права отводится ведущая роль в системе защиты прав и свобод человека.

Институт правовой защиты гражданского права включает нормы, регулирующие: подведомственность гражданских дел, способы защиты гражданских прав, порядок признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, и его последствия, требования к самозащите гражданских прав, защиту прав собственника и владельца и другие.

Правозащитный институт уголовного права составляют основополагающие нормы, предусматривающие уголовную ответственность лиц за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против конституционных прав и свобод человека, семьи и несовершеннолетних. Аналогичные институты правовой защиты имеют и другие отрасли права.

Наконец закономерно возникает вопрос, какие критерии могут быть положены в основу обособления отдельных норм и институтов отраслей права в межотраслевой институт правовой защиты человека? На наш взгляд, позиция А.В. Стремоухова по этому вопросу вполне приемлема и заслуживает внимания. Автор выделяет следующие критерии: 1) единство содержания,

которое выражается в таких общих положениях, как цель, принципы и правовые понятия;

2) общий метод правового регулирования - правозащитные отношения; 3) общие функции: охранительные и защитная; 4) сфера регулирования - нормы, входящие в институт правовой защиты, регулируют сферу взаимоотношений государства и общественных объединений, с одной стороны, и человека - с другой; 5) субъект правовой защиты - в качестве субъекта межотраслевого института правовой защиты выступает человек, личность как таковая вне связи с каким-либо правовым статусом; 6) невозможность пересмотра без принятия новой Конституции норм, составляющих основу правовой защиты человека [22, с. 33-35]. Это позволяет считать межотраслевой институт правовой защиты человека уникальным, недублируемым другими структурными компонентами права.

Итак, правовая защита может осуществляться в самых различных формах - юридической деятельности, правоотношении, правовом поведении, юридическом процессе и других. Одной из основных форм существования правовой защиты является юридическая деятельность, которая включает не только правотворческую и правоприменительную деятельность, но и правовой мониторинг как специфический вид государственной деятельности.

Правовая защита как межотраслевой институт есть совокупность норм и институтов, принадлежащих различным отраслям права, но имеющих одинаковую правозащитную направленность. При этом основой межотраслевого института правовой защиты человека является правозащитный институт конституционного права.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно дать следующее определение: правовая защита человека - это основанная на системе нормативных правовых актов деятельность субъектов права, осуществляемая в различных формах, посредством разнообразных средств, направленная на устранение препятствий в реализации правового статуса человека с целью достижения состояния его полной правовой защищенности.

Ссылки:

1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (ред. от 14.03.1990) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (ред. от 10.12.1992) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

3. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ.1998. № 22. Ст. 2331 ; О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. 1992. № 39; О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

4. Ромовская З. В. Защита в советском семейном праве. Львов, 1985.

5. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / отв. ред. Лукашева Е.А. М., 1983.

6. Иванов О.В. Защита гражданских прав как правовой институт и как научная проблема. Вопросы советского государства и права. Труды Иркутского университета. Т. 45, вып. 8, ч. 3. Иркутск, 1967 ; Тихонова Б.Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1972.

7. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.

8. Стремоухов А.В. Правовая защита человека. СПб., 2007.

9. Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в современной России: системная конституционная модель, проблемы ее функционирования и совершенствования. Ростов н/Д., 2005.

10. Баукен А.А. Правовая защита собственности в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.

11. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

12. Теория юридического процесса / под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985.

13. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики [Электронный ресурс]: Черногор Н.Н. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

14. О мониторинге правоприменения в Российской Федерации (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации): Указ Президента РФ от 20.05.2011 г. № 657 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 21. Ст. 2930.

15. Правоприменение: теория и практика / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2008.

16. Горохов Д.Б., Спектр Е.И., Глазкова М.Е. Правовой мониторинг: концепция и организация // Журнал российского права. 2007. № 5.

17. Невеселов А.А. Правовой мониторинг и государственная политика: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009.

18. Макушин А.А. Конституционная защита прав и свобод человека: подходы к понятию // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4.

19. Стремоухов А.В. Указ. соч.

20. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.

21. Тихомиров Ю.А. Публично - правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. № 5.

22. Стремоухов А.В. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.