Научная статья на тему 'Понятие, правовая природа и сущность партнерского финансирования'

Понятие, правовая природа и сущность партнерского финансирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
партнерское финансирование / исламский банкинг / этическое право / банки / некредитные финансовые организации / перспективы развития / partnership finance / Islamic finance / etic law / banks / non-banking financial institutions / prospects of development

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Игоревич Филимонов

В связи со значительными изменениями в геополитической обстановке все большее значение приобретает изучение международные практик построения финансовых инструментов, структурированных в том числе с некоторыми отличительными особенностями от финансовых услуг, предлагаемых банками, некредитными финансовыми организациями. Среди них особое внимание обращает на себя финансирование, основанное на этических стандартах ведения бизнеса, характерных для стран Ближнего Востока. Изучение тех или иных этических принципов, их отражение в национальных законодательствах таких стран позволяет расширить границы правового регулирования, позволяя создать надежную основу для взаимодействия как в широком смысле государства и общества, так и в рамках гражданско-правовых сделок между сторонами, не нарушая сущностную природу гражданского законодательства. Анализ общих характеристик моделей построения сделок, соответствующих этическим принципам, целесообразно начать на примере сделок, характерных для стран, основной религией в которых является ислам, ввиду яркой выраженности отражения религиозного начала, а также наличия сформулированных стандартов, соответствующих этическим принципам и правилам поведения. В статье отмечается отличительная особенность норм права и норм религии, раскрывается идея, лежащая в основе норм исламского права. Также в статье анализируются правовые условия для реализации в Российской Федерации норм права, основанных на тех или иных этических принципах, содержащихся в различных религиях, с точки зрения возможности удовлетворения потребности в правоотношениях, основывающихся на этических принципах поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept, legal nature and essence of partnership finance

Due to current major changes of the geopolitical climate studying of international practices of providing financial environment, which differs from ordinary financial products of banks and non-banking financial organizations, is becoming increasingly important. There is a need to focus special attention to the financing based on etic standards of doing business, which are common for most countries of Middle East region. The exploration of one or another etic standards as well as its reflection in the domestic legal systems of such countries allows extending the legal boarders in order to create a strong fundamental basis for cooperation between the state and the society, as well as between the legal parties, keeping consistent the essential nature of the civil law. The analysis of the main characteristics of transactional models, which are consistent with the etic principles, is advisable to make on the basis of the transactions common for the countries of the Islamic region. This article shows the main distinctive feature of the legal and religious rules, as well as it shows the main idea of the Islamic law. This article also shows the legal environments for the implementation of the legal norms consistent with ethical standards into the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Понятие, правовая природа и сущность партнерского финансирования»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2023. Т. 64. № 4

частное право

Научная статья уДК 347

м.и. Филимонов*

понятие, правовая природа и сущность партнерского финансирования

Аннотация. В связи со значительными изменениями в геополитической обстановке все большее значение приобретает изучение международные практик построения финансовых инструментов, структурированных в том числе с некоторыми отличительными особенностями от финансовых услуг, предлага-емъа банками, некредитными финансовыми организациями. Среди них особое внимание обращает на себя финансирование, основанное на этических стандартах ведения бизнеса, характерных для стран Ближнего Востока. Изучение тех или иных этических принципов, их отражение в национальных законодательствах таких стран позволяет расширить границы правового регулирования, позволяя создать надежную основу для взаимодействия как в широком смысле государства и общества, так и в рамках гражданско-правовых сделок между сторонами, не нарушая сущностную природу гражданского законодательства. Анализ общих характеристик моделей построения сделок, соответствующих этическим принципам, целесообразно начать на примере сделок, характерных для стран, основной религией в которых является ислам, ввиду яркой выраженности отражения религиозного начала, а также наличия сформулированных стандартов, соответствующих этическим принципам и правилам поведения. В статье отмечается отличительная особенность норм права и норм религии, раскрывается идея, лежащая в основе норм исламского права. Также в статье анализируются правовые условия для реализации в Российской Федерации норм права, основанных на тех или иных этических принципах, содержащихся в различных религиях, с точки зрения возможности удовлетворения потребности в правоотношениях, основывающихся на этических принципах поведения.

Ключевые слова: партнерское финансирование, исламский банкинг, этическое право, банки, некредитные финансовые организации, перспективы развития.

* Максим Игоревич Филимонов — кандидат юридических наук; заместитель директора Юридического департамента, Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (Москва, Россия); fmi@cbr.rii © Филимонов М. И., 2023.

Для цитирования: Филимонов М. И. Понятие, правовая природа и сущность партнерского финансирования // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2023. № 4. С. 21-38.

БОТ: 10.55959/М^Ш130-0113-11-64-4-2

В связи со значительными изменениями в геополитической обстановке все большее значение приобретает изучение международные практик построения финансовых инструментов, структурированных, в том числе с некоторыми отличительными особенностями от финансовых услуг, предлагаемых банками, некредитными финансовыми организациями.

Среди них особое внимание обращает на себя финансирование, основанное на этических стандартах ведения бизнеса, характерных для стран Ближнего Востока.

Еще в 2015 г. отдельными авторами отмечалось, что в складывающейся геополитической ситуации, в условиях введения антироссийских санкций со стороны Запада, сотрудничество со странами Азии и Востока приобретает особую значимость для нашей страны1. Как следствие, создание действенных правовых механизмов, возможность адаптации традиционных для таких стран финансовых продуктов в правовой системе Российской Федерации имеет весьма значимые перспективы как с точки зрения предоставления финансовых услуг населению, создание условий доступности финансового рынка, так и с точки зрения привлечения дополнительных инвестиций в Российскую Федерацию со стороны стран-инвесторов, уделяющих достаточно большое значение этическим принципам при осуществлении инвестиций.

Изучение тех или иных этических принципов, их отражение в национальных законодательствах таких стран позволяет расширить границы правового регулирования, позволяя создать надежную основу для взаимодействия как в широком смысле государства и общества, так и в рамках гражданско-правовых сделок между сторонами, не нарушая сущностную природу гражданского законодательства. Такой основой призвано служить партнерское финансирование.

В целях обеспечения правовой возможности широкого распространения финансовых услуг на принципах партнерского финансирования в Российской Федерации прежде всего следует

1 См.: Мусаев Р., Магомедова Ю. Тенденции развития исламских финансовых институтов в условиях глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 11. С. 39-48.

изучить их правовую природу и, как следствие, достаточность арсенала правовых норм, содержащихся в действующем законодательстве Российской Федерации. Такой подход позволит использовать принцип минимизации вмешательства в действующую правовую систему Российской Федерации, меняя ее и создавая новые сущности для реализации механизмов партнерского финансирования только в тех случаях, где это действительно необходимо.

Анализ общих характеристик моделей построения сделок, соответствующих этическим принципам партнерского финансирования, целесообразно начать на примере сделок, характерных для стран, основной религией в которых является ислам, ввиду яркой выраженности отражения религиозного начала, а также наличия сформулированных стандартов, соответствующих этическим принципам и правилам поведения.

Когда идет речь о построении банковских моделей в странах, основной религией которых является ислам, наиболее часто встречаются такие понятия, как «исламский банкинг» или «исламское финансирование», — другими словами, исламское финансирование представляет собой систему операций и транзакций профессиональных финансовых посредников, базирующуюся на нормах исламского права.

Здесь следует определить, что понимается под нормами исламского права. Так, в доктрине отмечается, что в юридическом смысле исламским правом могут быть названы не все положения шариата, а лишь те из них, которые отвечают правовым критериям и по своему содержанию могут рассматриваться как право2 как таковое.

Принимая во внимание такой подход к оценке норм исламского права становится очевидно, что нормы исламского права не должны и не могут отождествляться с религией, поскольку юридические правила и основанные на вере предписания имеют различных адресатов: правовые нормы обращены к субъектам права, а религиозные — к верующим3.

Другими словами, суть исламского права состоит в тех целях, на реализацию которых оно направлено, а именно установление правил поведения, которые позволили бы верующим пользоваться всеми благами социальной жизни, не нарушая своих этических убеждений. Такой подход, как представляется, справедлив в пер-

2 См.: Сюкияйнен Л. Р. Исламское право в диалоге культур в современном мире. М., 2021. С. 89.

3 Там же. С. 58.

вую очередь и для гражданско-правовых отношений, складывающихся на рынке предоставления финансовых услуг.

Здесь следует отметить, что «исламское право» относится российскими правоведами скорее к юридическому феномену, нежели к части религии ислама4. В действительности необходимо принимать во внимание фундаментальную отличительную особенность норм права и норм религии — нормы права фиксируют правила поведения в социальных взаимоотношениях на принципах равенства, а нормы же религии напротив, основаны на своего рода вертикально ориентированной системе взаимоотношений человека с Богом.

Следовательно, в рамках правовой основы партнерского финансирования следует рассматривать исключительно правовые, а не религиозные категории, хотя последние и могут время от времени приводиться в пример как описание того или иного явления.

Так, представляется весьма уместным определить, какая идея лежит в основе норм исламского права.

Исламское право по своему содержанию имеет много общего с так называемым «фикхом». Под «фикхом» понимается как наука о шариатских правилах внешнего поведения, так и непосредственно сами нормы шариата. Среди этих предписаний имеются такие, которые отвечают юридически критериям, а потому являются нормами исламского права в точном научном значении5. Тем не менее было бы не совсем корректно отождествлять акты толкования религии, которыми де-факто является фикх, и непосредственно саму правовую систему. Скорее возможно утверждать, что фикх находит свое отражение в нормах права, имея общую конечную цель, фикх и нормы права различны по своей природе и способу применения. Иное приводило бы к неверному толкованию значения права как такового и религии, а также подмене понятий в социально-экономических отношениях.

Указанное справедливо для развития партнерского финансирования не только в странах, основной религией которых является ислам, но для его развития в странах с любой иной религией и этическими принципами. Так, справедливым можно признать тезис о том, что «интеграция права и религии ... создает основу для законности интегративного правоприменения, что в свою очередь позволит эффективно и справедливо разрешать дела, связанные с взаимодействием религиозных и правовых норм»6.

4 Там же. С. 13.

5 Там же. С. 57.

6 Малышкин А. В. Интеграция права и религии в конституционно-правовом регулировании: сравнительно-правовое исследование // Государство и право. 2020. № 10. С. 53.

Итак, мы приходим к выводу, что нормы исламского права, хотя и содержат правила поведения, во многом перекликающиеся с нормами ислама7, но сами по себе не являются религиозными предписаниями.

Такой подход позволяет рассматривать возможность внесения самостоятельных изменений в национальное законодательство для отдельных правил поведения, что, как следствие, создает правовые возможности для создания в законодательстве Российской Федерации условий для реализации механизмов партнерского финансирования.

Вышеизложенное приводит нас к выводу, что для формирования правовой основы партнерского финансирования законодательство должно быть изменено таким образом, чтобы были созданы правовые условия для успешного применения содержащихся в религиозных и (или) этических нормах механизмов, а не имплементация (даже частичная) таких норм в законодательство, например какое-либо закрепление норм шариата непосредственно в законодательстве РФ. Как указал Конституционный Суд РФ8, многоконфессиональность российского общества и разнообразие вероисповеданий требуют от законодателя, обязанного обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, максимальной сдержанности и деликатности.

Тем самым предлагаемый подход по созданию правовой основы для партнерского финансирования в Российской Федерации не вступает в противоречие с конституционными принципами, гарантирующими светский характер государства в Российской Федерации, такими как:

— обладание на территории Российской Федерации каждым ее гражданином всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации (ст. 6 Конституции

РФ);

— невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной (ст. 14 Конституции РФ);

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Запрет

7 Abu Ghuddah A. S. Researches on Islamic transactions and banking modes. P. 19.

8 Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 51. Ст. 7324.

на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции РФ);

— гарантия свободы совести, свободы вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ);

— запрет пропаганды расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29 Конституции РФ).

Более того, такой подход универсален и в конечном итоге позволяет учитывать в модели партнерского финансирования при необходимости подходы любых других правовых систем, основанные на этических принципах.

Теория права к этическим (моральным) нормам относит «... правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах»9.

Более того, рассматриваемый подход к созданию правовых условий для реализации в Российской Федерации норм права, основанных на тех или иных этических принципах, способствует реализации одной из важнейших функций права — социальной функции.

Здесь и далее автор предпочел бы придерживаться светской, не религиозной оценки тех или иных явлений, поскольку термин «партнерское финансирование», как следует из самого его содержания, нельзя признать связанным с какой-либо религией. Скорее, при его оценке речь должна идти об этических нормах поведения.

Еще Аристотель с полным основанием испытывал ненависть к ростовщичеству как к «противному природе» денег, так как оно «делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег»10.

В иудаизме ростовщичество рассматривается как грех, тем не менее позволяя давать деньги в рост человеку, исповедующему иную религию. Вместе с тем с учетом приоритетности иудаизма

9 Сыры/хВ.М. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 2012. С. 96.

10 Холопов А. В. История экономических учений: учеб. пособие. М., 2021. С. 24.

в Израиле, в израильских банках применяется сделка «этер-ис-ка», представляющая собой договор о партнерстве (разделении прибыли), исключающий начисление процента11.

В православном христианстве ростовщичество также является грехом12. С учетом этого в научной литературе были даже сформированы принципы «православного банкинга», основанные на православных этических принципах, в том числе исключение процента с предоставлением денежных средств под часть прибыли будущего предприятия, отказ банка от участия в деятельности, касающейся производства табачной и алкогольной продукции, игорного бизнеса13.

С точки зрения финансовых услуг, соответствующих нормам исламского права, в первую очередь необходимо выделить следующие основополагающие принципы14:

— запрет процента или ростовщичества — как фундаментальная составляющая финансовых услуг;

— участие клиента в прибыли финансового учреждения на фактически равных, «партнерских» началах без предварительной договоренности о величине вознаграждения, как это принято, например, в привычной банковской деятельности.

Изложенное приводит к выводу о том, что применение этических принципов, содержащихся в различных религиях, в полной мере должно учитываться при формулировании правил осуществления партнерского финансирования, поскольку основной его задачей является предоставление правовой возможности, законное, легальное участие в финансовой системе субъектов, чье участие в привычном предоставлении финансовых услуг существенным образом затруднено в силу тех или иных этических ограничений.

Следует, однако, отметить, что в п. 5 ст. 809 Гражданского кодекса РФ содержится понятие «ростовщические проценты», под которыми понимаются чрезмерно обременительный для должника процент за пользование займом по договору займа, который в два и более раза превышает обычно взимаемые в по-

11 См.: Косарев В. Е., Авис О. У. О социальном банкинге религиозного типа // Банковское дело. 2020. № 5. С. 11.

12 «Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Библия, втор 23:16).

13 См.: Косарев В. Е., Авис О. У. Указ. соч. С. 14.

14 См. подробнее: Алексеева Д. Г., Михеева И. Е. Партнерский банкинг: проблемы правового регулирования, защиты прав участников, перспективы внедрения // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 12(73). С. 202.

добных случаях проценты. Размер процентов за пользование займом по договору займа на этом основании может быть уменьшен судом до размера процентов, обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах. Действие данной нормы распространено не только на отношения между гражданами, но и на отношения между юридическим лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, и заемщиком-гражданином. Кроме того, исходя из содержания используемой трактовки, в любом случае должна оцениваться их чрезмерная обременительность для должника15.

Указанное понятие, однако, не исключает взимание процента как таковое, тем самым не в полной мере может быть признано удовлетворяющим потребности в правоотношениях, основывающихся в первую очередь на этических принципах поведения.

В качестве характерных особенностей партнерского финансирования можно выделить как невозможность взимания процентов в качестве вознаграждения финансовой организации путем предоставления отсрочек (рассрочек) платежа, так и финансирование потребностей клиента путем участия его в прибыли предоставляющей услуги финансовой организации. Кроме того, заслуживают внимания также этические аспекты невозможности участия финансовой организации в «партнерских отношениях» с клиентом, осуществляющим не соответствующий данным принципам вид деятельности. С этой точки зрения, в целях формирования правовой основы для партнерского финансирования целесообразно рассмотреть вопрос об анализе отдельных положений Гражданского кодекса РФ на предмет их уточнения.

Кроме того, если оценивать сущность явления партнерского финансирования с точки зрения экономической, обращает на себя внимание морально-этический аспект в экономике, а также место партнерского финансирования в экономической системе.

Так, например, отдельные авторы16 определяют «моральную экономику» как экономику, в которой экономические факторы уравновешиваются этическими нормами во имя социальной справедливости. Точно так же в определении понятия «партнерское финансирование» имеет смысл отталкиваться в первую очередь от моральной его составляющей.

15 См.: Шерстобитов А. Е. Правовое регулирование займа и кредита в свете модернизации Гражданского кодекса Российской Федерации // Гражданское право: современные проблемы науки, законодательства, практики: Сб. ст. к юбилею д-ра юрид. наук, проф. Е. А. Суханова. М., 2018. С. 545.

16 См.: Журавлев А. Ю. Исламский банкинг М., 2017. С. 9.

Важно отметить, что крайне необоснованным представляется вывод о появлении системы партнерского финансирования в Российской Федерации в качестве параллельной финансовой системы и о возможном сосуществовании двух принципиально отличных финансовых систем. Финансовая система представляет из себя самостоятельный механизм и наличие в рамках данного механизма иных правил проведения финансовых транзакций вовсе не означает, что имеет место появление новой финансовой системы. Скорее, правильным было бы вести речь о сегменте финансовой системы и об урегулировании правил заключения сделок в рамках этого сегмента на уровне федерального законодательства, что является логичным путем развития правового регулирования в Российской Федерации с целью выявления и урегулирования излишних законодательных барьеров (в том числе, в отношении круга субъектов, предоставляющих такие услуги) без возможности создания какой-либо отдельной системы или подсистемы распределения финансовых потоков, в том числе каких-либо ограничений по религиозному признаку для потребителей. Напротив, целью партнерского финансирования является расширение экономических и правовых возможностей в рамках существующей финансовой системы и, как следствие, расширение доступности финансовых услуг для потребителей как по религиозному, так и по географическому признаку.

Операционная модель института партнерского финансирования в части привлечения средств на срок имеет существенное концептуальное сходство с деятельностью иных профессиональных финансовых посредников. Ключевым фактором, определяющим это сходство, является то, что партнерство строится на получении институтом партнерского финансирования денежных средств непрофессиональных участников финансового рынка в целях эффективного управления этими средствами при условии принятия их владельцами сопряженного инвестиционного риска.

Таким образом, привлечение средств производится с помощью инвестиционного инструмента, основные риски по которому несет клиент и доходность которого зависит от финансового результата размещения этих денежных средств институтом партнерского финансирования. Соответственно, размер выплат по данному инструменту не может быть заранее установлен в виде фиксированного договорного обязательства. Более того, этические нормы, которым следует партнерское финансирование, запрещают заблаговременную договоренность по вопросу доходности.

В действительности присущий гражданско-правовой системе Российской Федерации фундаментальный принцип свободы договора17 позволил юридическим лицам в отсутствие специального регулирования структурировать отдельные сделки таким образом, чтобы обеспечить формальное соответствие условий договоров, на основании которых гражданам предоставляются соответствующие услуги, основным принципам исламского права.

Так, например, такой исламский финансовый продукт, как «Мурабаха», представляющий собой «продажу товара, основанную на доверии, в которой раскрывается цена»18, в условиях действующего законодательства РФ оформляется в гражданско-правовых договорах в качестве покупки и последующей продажи товара с условием о рассрочке (отсрочке платежа).

Однако такой подход имеет существенные недостатки. Фактически из числа лиц, способных предложить населению такого рода услуги, исключены кредитные и некредитные финансовые организации в связи с действующими ограничениями в законодательстве об их деятельности.

Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»19 кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Согласно указанной статье, данные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре, а также на заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента и оператора товарных поставок в соответствии с Федеральным законом «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»20. Кроме того, такие ограничения не распространяются также на продажу имущества, приобретенного кредитными организациями в целях обеспечения своей

17 В соответствии с п. 2 статьи 1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В соответствии с п. 2 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

18 См.: Шариатские стандарты. Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений. М., 2022. С. 128.

19 СЗ РФ.1996.№ 6. Ст. 492.

20 Там же. 2011. № 7. Ст. 904.

деятельности, и на продажу имущества, реализуемого кредитной организацией в случае обращения взыскания на предмет залога в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом имущества, либо полученного кредитной организацией по договору в качестве отступного, и, на куплю-продажу драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов и на куплю-продажу обработанных природных алмазов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»21 микрофинансовая компания не вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, а также указывать на возможность заниматься производственной и (или) торговой деятельностью в учредительных документах.

Указанное непосредственно свидетельствует о том, что, невзирая на тот факт, что гражданское законодательство Российской Федерации допускает возможность заключения договоров, формально соответствующих принципам партнерского финансирования, оказание некоторых услуг, свойственных традиционно для партнерского финансирования, кредитными организациями и отдельными некредитными финансовыми организациями фактически не представляется возможным в рамках действующего правового поля. Приведенные выше аргументы послужили предпосылками создания самостоятельного правового регулирования в Российской Федерации.

Развитие правового регулирования партнерского финансирования в Российской Федерации можно формально разделить на следующие этапы.

Рабочая группа, целью которой являлось изучение партнерского финансирования, была создана при Банке России еще в 2015 г. В ее состав вошли представители Банка России, федеральных органов государственной власти (в частности, Государственной Думы, Минфина России, Минэкономразвития России), банков, небанковских кредитных организаций и иных организаций, а также научного сообщества. За время своей деятельности рабочей группой был проведен анализ законодательства Российской Федерации и международного законодательства в сфере финансовой деятельности, основанной на партнерских подходах и выявлены системные подходы к развитию данного направления в российской правовой системе.

Так, 29 ноября 2022 г. Банком России на своем сайте был размещен документ «Основные направления развития финан-

21 Там же. 2010. № 27. Ст. 3435.

сового рынка на 2023—2025 годы», в котором, в частности, отмечено, что «наряду с развитием традиционного рынка капитала в изменившихся условиях может усилиться роль партнерского финансирования как еще одного способа финансирования экономического развития, а также повышения благосостояния населения. Российское законодательство не запрещает предоставление услуг партнерского финансирования. В то же время в некоторых случаях оказание таких услуг затруднено без специального законодательного регулирования. Этим отчасти объясняется то, что такие услуги остаются ограниченными как по объемам, так и по географии распространения»22.

В рамках создания специального регулирования в целях апробирования практик партнерского финансирования в отдельных регионах Российской Федерации Минфином России совместно с Банком России был разработан проект федерального закона № 98584—823 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации» (далее — законопроект).

Заслуживает внимания тот факт, что законопроект предусматривает не установление перманентного регулирования, но проведение эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию. Согласно законопроекту, по результатам оценки эффективности и результативности проведения эксперимента правительством РФ может быть принято решение о целесообразности внесения изменений в законодательство РФ в целях создания системы норм, регулирующих партнерское финансирование в РФ.

Следует отметить, что в законодательной практике Российской Федерации отсутствует единый подход к установлению экспериментальных правовых режимов, в связи с чем практика регулирования проведения тех или иных правовых экспериментов не однородна. Отсутствие федерального закона (на основании которого принимаются федеральные законы по проведению эксперимента на территории одного или нескольких субъектов РФ) не исключает возможности принятия федерального закона,

22 Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023-2025 годы: URL:ww.cbг.гu/content/document/file/143773/onfг_2023-2025.pdf. (дата обращения: 20.02.2023).

23 Проект федерального закона № 198584-8 принят в 1 чтении 21 декабря 2022 г.: Доступ из СПС «Консультант Плюс: Версия Проф» (дата обращения: 01.06.2023).

непосредственно предусматривающего проведение такого эксперимента.

При этом, например, механизм Федерального закона от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»24 не мог быть использован для установления эксперимента по партнерскому финансированию, поскольку предметом его регулирования являются отношения в сфере цифровых инноваций, которые могут использоваться в финансовой сфере для пилотирования новых финансовых сервисов с применением высоких технологий.

Не мог быть использован в качестве рабочей модели и Федеральный закон от 06.03.2022 г. № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»25, поскольку он хотя и ввел новое регулирование, тем не менее является специальным по отношению к общему регулированию, предусмотренному Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»26.

Таким образом, наиболее близкими к законопроекту правовыми конструкциями можно признать экспериментальные, введенные Федеральным законом от 26.07.2019 г. № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»27 и Федеральным законом от 24.04.2020 г. № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»28, которые устанавливают изъятия из требований федерального законодательства и специальное регулирование при отсутствии общих норм федерального законодательства, предусматривающих возможность принятия соответствующих законов по проведению экспериментов.

Законопроект предполагает проведение эксперимента на территориях Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Башкортостан, Республики Татарстан с возможностью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. 1). Ст. 5017.

25 Там же. 2022. № 10. Ст. 1391.

26 Там же. 2021. № 27 (ч. 1). Ст. 5124.

27 Там же. 2019. № 30. Ст. 4097.

28 Там же. 2020. № 17. Ст. 2701.

расширения территории проведения эксперимента Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Интересно, что в законопроекте впервые для законодательства Российской Федерации дается определение понятия «деятельность по партнерскому финансированию». Согласно законопроекту под деятельностью по партнерскому финансированию понимается совершение участником эксперимента сделок (операций), предусмотренных законопроектом.

В части осуществляемых сделок законопроект определяет следующий перечень сделок, которые при соблюдении осуществляющих и лицом предусмотренных законопроектом требований могут быть отнесены к деятельности по партнерскому финансированию:

1) привлечение денежных средств и (или) иного имущества физических и юридических лиц в форме займа, путем размещения облигаций, передачи имущества в доверительное управление и (или) внесения вклада в уставный (складочный) капитал участника эксперимента;

2) предоставление денежных средств в форме займа;

3) финансирование деятельности физических и юридических лиц путем купли-продажи товаров (в том числе недвижимого имущества) с рассрочкой (отсрочкой) платежа на условиях, соответствующих ст. 823 Гражданского кодекса РФ, с взиманием вознаграждения (иных денежных сумм) за предоставление рассрочки (отсрочки) платежа, предоставления имущества по договору финансовой аренды (лизинга), внесения вклада в уставный (складочный) капитал юридических лиц, осуществления совместной деятельности по договору простого товарищества;

4) выдачу поручительств за третьих лиц.

Очевидно, что перечень осуществляемых сделок в рамках деятельности по партнерскому финансированию является закрытым. Такой подход представляется оптимальным как с точки зрения организации надзора за деятельностью финансовых посредников, так и с точки зрения защиты прав потребителей данного вида услуг.

При этом само по себе формальное определение списка фактически уже существующих в гражданском законодательстве сделок не могло бы рассматриваться в качестве специального вида деятельности — деятельности по партнерскому финансированию без определения соответствующих ограничений.

Так, участники эксперимента при совершении сделок в рамках осуществления деятельности по партнерскому финансированию не вправе взимать вознаграждение в виде процентов по фиксированной ставке, финансировать деятельность, связанную с производством табачной и алкогольной продукции, оружия, боеприпасов, торговлей такими товарами, игорным бизнесом. Участники эксперимента обязаны соблюдать иные требования к осуществлению деятельности по партнерскому финансированию, предусмотренные нормативными актами Банка России и решениями экспертного совета.

В законопроекте в качестве ограничений нашли свое отражение этические принципы, о которых шла речь выше в данной статье. Кроме того, законопроект оставляет возможность с помощью регуляторов, наделенных соответствующими полномочиями, осуществлять тонкую настройку ограничений деятельности участников эксперимента с точки зрения этических норм и правил поведения.

Как отмечалось выше, включение в законопроект непосредственно запретов, отражающих религиозные аспекты, невозможно, так как это противоречило бы светскому характеру российского государства.

Кроме того, решение вопросов организации деятельности, выходящих за пределы регулирования, возможно, как в рамках действующего корпоративного права, путем установления хозяйствующим субъектом соответствующих самоограничений и внутренних корпоративных процедур.

Важно отметить, что осуществление участником эксперимента — кредитной организацией и некредитной финансовой организацией операций, предусмотренных законопроектом, не является нарушением ограничений, установленных в отношении торговой деятельности федеральными законами, регулирующими деятельность кредитных и некредитных финансовых организаций.

Указанное позволяет урегулировать в рамках правового поля, хотя бы и в эксперементальном режиме, возможность предоставления кредитными и некредитными финансовыми организациями такого продукта, как «мурабаха», о котором говорилось выше.

В том же случае, если участником эксперимента осуществляется иная деятельность, не связанная с партнерским финансированием, имущество, привлеченное и размещенное участником эксперимента в рамках осуществления деятельности по партнерскому финансированию обособляется от иного имущества, привлекаемого и размещаемого участником эксперимента в рамках осуществления иной деятельности, а также от имущества

участника эксперимента. Особенности учета имущества участником эксперимента в рамках осуществления деятельности по партнерскому финансированию устанавливаются Банком России.

Таким образом, с точки зрения относимости тех или иных сделок к категории деятельности по партнерскому финансированию необходимо определить не только сущность осуществляемых сделок, но и их субъектный состав.

С точки зрения специальной правосубъектности лиц, осуществляющих деятельность по партнерскому финансированию, в соответствии с законопроектом приобрести статус участника эксперимента вправе кредитная организация, некредитная финансовая организация, юридическое лицо, зарегистрированное в форме потребительского общества, фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества, если местом нахождения указанного юридического лица и (или) его филиала, осуществляющего деятельность по партнерскому финансированию, является территория проведения эксперимента.

Для кредитной организации предусмотрено исключение — в том случае, если она имеет внутреннее структурное подразделение, открытое в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности на территории проведения эксперимента и через него осуществляет деятельность по партнерскому финансированию — регистрация на территории проведения эксперимента такой кредитной организации не требуется. Очевидно, однако, что на стороне кредитной организации необходимость доказывания надзорному органу факта наличия на территории проведения эксперимента внутреннего структурного подразделения, специально организованного для осуществления деятельности по партнерскому финансированию.

Второй немаловажный аспект определения круга лиц, которые могут вести деятельность по партнерскому финансированию — условие их допуска на рынок. Так, в соответствии с законопроектом юридическое лицо приобретает статус участника эксперимента со дня внесения сведений о нем в реестр участников эксперимента и утрачивает статус участника эксперимента со дня исключения указанных сведений из этого реестра. Внесение сведений о юридическом лице в реестр участников эксперимента осуществляется Банком России при условии его государственной регистрации в качестве юридического лица.

Вместе с тем понятие «партнерское финансирование» по-прежнему остается не определенным с позиций jus scriptum, и требует в своем изучении большой последующей правовой работы.

Тем не менее можно констатировать, что российское законодательство сделало в этом направлении решительный шаг, а великое, как известно, начинается с малого.

Список литературы

1. Алексеева Д. Г., Михеева И. Е. Партнерский банкинг: проблемы правового регулирования, защиты прав участников, перспективы внедрения // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 12(73). С. 200—212.

2. Журавлев А. Ю. Исламский банкинг. М., 2017.

3. Косарев В. Е., Авис О. У. О социальном банкинге религиозного типа // Банковское дело. 2020. № 5. C. 10-15.

4. Малышкин А. В. Интеграция права и религии в конституционно-правовом регулировании: сравнительно-правовое исследование // Государство и право. 2020. № 10. С. 45-54.

5. Мусаев Р., Магомедова Ю. Тенденции развития исламских финансовых институтов в условиях глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 11. С. 39-48.

6. Сюкияйнен Л. Р. Исламское право в диалоге культур в современном мире. М., 2021.

7. Шерстобитов А. Е. Правовое регулирование займа и кредита в свете модернизации Гражданского кодекса Российской Федерации // Гражданское право: современные проблемы науки, законодательства, практики: Сб. ст. к юбилею д-ра юрид. наук, проф. Е. А. Суханова / Под ред. В. С. Ема, П. В. Крашенинникова, А. Г. Долгова. М., 2018. С. 539-550.

8. Abu Ghuddah A. S. Researches on Islamic transactions and banking modes. Jeddah. 2009.

Статья поступила в редакцию 28.02.2023; одобрена после рецензирования

24.03.2023; принята к публикации 25.08.2023.

Original article Maxim I. Filimonov*

concept, legal nature and essence of partnership finance

Abstract. Due to current major changes of the geopolitical climate studying of international practices of providing financial environment, which differs from ordinary

* Ph. D. (Law); deputy head of legal, Central bank of Russian Federation (Moscow, Russia).

financial products of banks and non-banking financial organizations, is becoming increasingly important. There is a need to focus special attention to the financing based on etic standards of doing business, which are common for most countries of Middle East region. The exploration of one or another etic standards as well as its reflection in the domestic legal systems of such countries allows extending the legal boarders in order to create a strong fundamental basis for cooperation between the state and the society, as well as between the legal parties, keeping consistent the essential nature of the civil law. The analysis of the main characteristics of transactional models, which are consistent with the etic principles, is advisable to make on the basis of the transactions common for the countries of the Islamic region. This article shows the main distinctive feature of the legal and religious rules, as well as it shows the main idea of the Islamic law. This article also shows the legal environments for the implementation of the legal norms consistent with ethical standards into the legislation of the Russian Federation.

Keywords: partnership finance, Islamic finance, etic law, banks, non-banking financial institutions, prospects of development.

For citation: Filimonov, M.I. (2023). Concept, legal nature and essence of partnership finance. Lomonosov Law Journal, 4, pp. 21-38 (in Russ.).

Bibliography

1. Alexeeva, D.G. and Mikheeva, I.E. (2016). Partnership banking: problems of legal framework, protection of consumers' rights, perspectives of implementation. Actual problems of Russian law, 12(73), pp. 200—212 (in Russ.).

2. Juravlev, A.Yu. (2017). Islamic banking. Moscow (in Russ.).

3. Kosarev, V.E. and Avis, O.U. (2020). About social banking of religious type. Banking, 5, pp. 10-15 (in Russ.).

4. Malyshkin, A.V. (2020). Integration of law and religion into the constitutional legal regulation: the comparative legal research. State and Law, 10, pp. 45-54 (in Russ.).

5. Musaev, R. and Magomedova, Yu. (2015). Development trends of Islamic financial institutions in conditions of globalisation. Problems of theory and practice of management, 11, pp. 39-48 (in Russ.).

6. Syukiyainen, L.R. (2021). The Islamic Law in the dialogue of cultures in the modern world. Moscow (in Russ.).

7. Sherstobitov, A.E. (2018). Legal regulation of loans and credits in the light of the reform of the Civil code of the Russian Federation. In: V.S., Em, P. V. Krash-eninnikov and A.G., Dolgov (Eds.). The Civil law: modern problems of science, regulation and practice: the collection of essays for the anniversary of the Dr. Sci (Law), Professor E. Sukhanov (pp. 539-550). Moscow (in Russ.).

8. Abu Ghuddah, A.S. (2009). Researches on Islamic transactions and banking modes. Jeddah.

The article was submitted 28.02.2023; approved 24.03.2023; accepted 25.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.