Научная статья на тему 'Понятие организационной культуры'

Понятие организационной культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1753
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / МЕТАФОРЫ / ПОНЯТИЕ / CORPORATE CULTURE / ORGANIZATIONAL ANALYSIS / METAPHOR / CONCEPT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лапина Татьяна Александровна

В статье рассматриваются вопросы использования в организационном анализе понятия культуры. Описаны возможности использования метафоры культура, проведен анализ толкования определения культуры применительно к организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate culture

The article considers culture concept within corporate analysis, showing the ways to employ "culture" metaphor and interpreting definitions of culture concerning company.

Текст научной работы на тему «Понятие организационной культуры»

УДК 65.01

ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ CORPORATE CULTURE

Т.А. Лапина T.A. Lapina

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В статье рассматриваются вопросы использования в организационном анализе понятия культуры. Описаны возможности использования метафоры культура, проведен анализ толкования определения культуры применительно к организации.

The article considers culture concept within corporate analysis, showing the ways to employ “culture” metaphor and interpreting definitions of culture concerning company.

Ключевые слова: организационная культура, организационный анализ, метафоры, понятие.

Key words: corporate culture, organizational analysis, metaphor, concept.

Появление в организационном анализе такого понятия, как культура связано с использованием в науке и практике метафор. «Суть метафоры - это понимание и переживание сущности одного вида в терминах сущности другого вида» [1, с. 27]. То есть в нашем случае понимание организации и протекающих в ней процессов предполагается через использование концепта культуры применение культурологических терминов и обозначений, адаптации структурных элементов культуры, выявление типов и особенностей существования культур.

Использование метафор в организационном анализе имеет, безусловно, ряд преимуществ [2, с. 58-60]. Во-первых, это «способность формировать новые идеи и направлять анализ в новое русло» [2, с. 58]. Во-вторых, «метафоры облегчают взаимопонимание» [2, с. 58], т. е. являются коммуникативным средством передачи опыта и собственного понимания проблемы. В-третьих, метафоры задают границы анализа проблемы: информируют, что все выводы основаны на определенной идее. Такое преимущество позволяет, с одной стороны, снизить субъективизм и предвзятость исследователя, так как полученные им результаты ограничены исходной идеей (метафорой). А, с другой - «способствовать терпимости к альтернативным точкам зрения и обеспечит открытость и критичность» [2, с. 59]. В-четвертых, использование некоторого числа метафор позволяет обобщать полученные на их основе

© Т. А. Лапина, 2010

знания и глубже проникать в сущность организационных процессов и явлений.

Несмотря на указанные преимущества, использование метафор порождает и ряд недостатков [2, с. 60-64]. Первая проблема связана с выбором неудачной метафоры. «С литературной точки зрения метафора может быть «неэлегантной», но зато обеспечивать точность значения и наоборот» [2, с. 60]. Вторая трудность обусловлена недостатком описательной силы метафоры. Зачастую метафора подчеркивает лишь одну из сторон (свойств) изучаемого объекта, в то время как другие стороны остаются «за кадром». Третья проблема подчеркивает возможность поверхностного анализа организационной действительности. Так «излишняя концентрация на метафорах может отвлечь внимание от более глубоких и фундаментальных уровней социальных исследований» [2, с. 62]. «Четвертая проблема - это излишнее упрощение» [2, с. 62]. Данная проблема может возникнуть в случае использования слишком ограничивающих метафор либо сложности изучаемого объекта. Кроме того, ряд проблем возникает из-за ограниченных возможностей языка.

Рассмотренные проблемы использования метафор обусловливают осторожность в их выборе и применении. Далеко не все метафоры, которые использовались в организационном анализе, прижились в научной литературе. Примером удачной метафоры для организации является культура. Почему именно культура? Дело в том, что данная метафора максимально со четает все преимущества метафор и при этом практически не имеет недостатков. Последнее

замечание относится скорее к не всегда корректному использованию понятия «организационная культура» в практической деятельности менеджеров, нежели к научным исследованиям. Если оценивать рассмотренные преимущества метафор вообще применительно к метафоре «культура», то следует отметить следующие результаты ее использования. Безусловно, появление данной метафоры обусловило появление целого направления в организационном анализе. Термин «организационная культура» («корпоративная культура», «культура организации») является устоявшимся: он широко используется как в научной литературе (например, [3; 4]), в том числе в словарях и справочниках (например, [5; 6]), так и в практических изданиях (например, [7; 8; 9]). При этом количество публикаций только в России растет. Кроме того, раздел, посвященный вопросам культуры организации, обязательно присутствует в современных учебниках по менеджменту и организационному поведению (например, [10; 11; 12]), а дисциплина «Организационная культура» является дисциплиной государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 062100 «Управление персоналом». Второе преимущество метафор - облегчение передачи опыта - также нашло отражение в применении метафоры «культура». Так, ряд организационных явлений, которые ранее тяжело идентифицировались и поддавались классификации, были удачно вписаны в концепцию организационной культуры. В качестве таких примеров можно привести общность языка сотрудников компании, использование специфических символов и знаков, важность участия в определенных ритуалах и др. Если раньше (до появления метафоры «культура» при описании организаций) указанные примеры не могли быть включены ни в одну из подструктур (подсистем) организации, то с появлением данной концепции они прочно заняли свое место в организационном анализе. Что касается ограниченности в применении метафор в смысле использования конкретной идеи, то в данном случае широта возможностей, которые предоставила исследуемая метафора, безусловно, способствовала ее закреплению. Здесь необходимо отметить, что такая «удачность» метафоры основана на том факте, что жизнь человека в организациях является частью его жизни в обществе. То есть, если термин «культура» применим к описанию жизни общества в целом, он также должен «работать» и в отдельных частях этого целого, в данном случае - для организации. Несмотря на возможность критики любой из метафор, в данном случае такое яв-

ление практически отсутствует. Конечно, в ряде работ, например [2, с. 424-433], присутствует описание трудностей и опасностей, которые могут возникнуть при использовании исследуемой метафоры, но в целом критические замечания в данном случае сведены к минимуму. При этом наряду с другими метафорами, такими как механизм, живой организм, мозг, политическая система и т. д. [13], используемыми в организационном анализе, культура позволяет глубоко заглянуть в сущность организаций, выявить закономерности и тенденции их развития. Кроме того, термин «культура» с литературной точки зрения достаточно «элегантен» и скрывает за собой достаточно сложное образование, что отнюдь не упрощает описание организационной действительности, а, скорее, содержательно расширяет ее, позволяя провести в прямом смысле культуральный анализ всей организации. Таким образом, использование метафоры «культура» позволяет удачным образом не только проводить выразительные образные сравнения межорганизационных различий, но и выявлять суть организации.

Использование метафор предполагает трансляцию их свойств и особенностей на объект анализа. В нашем случае логично начать с определения культуры. В специальной литературе выделяют четыре основных смысла слова «культура» [14, с. 11]:

• абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

• обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.; в этом смысле слово «культура» совпадает с одним из значений слова «цивилизация»;

• абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

• абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности.

Перечисленные значения слова «культура» связаны между собой, хотя и имеют определенные различия. Такая разнородность в трактовке термина «культура» была перенесена и в организационный анализ, что выразилось в многообразии подходов к рассмотрению понятия «организационная культура».

Так, трактовка культуры как процесса интеллектуального, духовного и эстетического развития нашло отражение в отечественных понятиях «культура производства» и «культура труда» [15, с. 74]. «Культура труда понималась как составная часть культуры народа, оп-

ределяемая культурным уровнем работника, его профессионализмом, образованностью, компетентностью, соблюдением дисциплины, норм и правил работы, формами общения с другими людьми. Культура труда как явление относилась к личности работника. Культура производства воспринималась как сложное явление, включающее человека, культуру, науку, технику, производство» [15, с. 74]. То есть прежде всего анализировалась степень развитости элементов культуры производства (наиболее полно данные элементы представлены в работах А.А. Погорадзе). Таким образом, культура рассматривалась как процесс изменения элементов производственного процесса. Данный подход долгое время доминировал в отечественной научной мысли.

Второе толкование слова «культура» связано с обозначением состояния общества, которому присущи определенные характеристики. Такая трактовка также нашла отражение в ор-

ганизационном анализе. Так, ряд авторов (например, [16]), признавая безусловное существование культуры организации, типизируют ее качественные состояния исходя из степени развитости отдельных элементов.

Рассмотрение культуры как способа существования организации свойственно работам Э. Шейна [4]. При этом особенности культуры каждой организации вытекают из особенностей способа существования - поведения членов организации.

Наиболее распространенным подходом к рассмотрению организационной культуры является изучение многообразия форм и продуктов деятельности организации. К безусловным преимуществам данного подхода следует отнести максимальный учет элементов культуры организации. Сравнительный анализ толкования определения культуры применительно к организации приведен в таблице.

Сравнительный анализ толкования определения культуры применительно к организации

Смысл слова «культура»

Абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития Обозначение состояния общества Абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни Абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности

Содержание термина «организационная культура»

Составная часть культуры народа, определяемая культурным уровнем работника, его профессионализмом, образованностью, компетентностью, соблюдением дисциплины, норм и правил работы, формами общения с другими людьми Обозначение состояния организации Способ существования организации, адаптации к внешней среде и внутренней интеграции Совокупность разнородных элементов материального и нематериального характера

Используемая терминология

Культура труда, культура производства, социокультура, корпоративная культура, культура бизнеса Организационная культура, корпоративная культура, предпринимательская культура Организационная культура, корпоративная культура Организационная культура, корпоративная культура, культура организации

Соотношение понятий «организация» и «культура»

Культура - элемент организации (качество присущее элементам организации) Организация - есть культура Организация - есть культура Культура - элемент организации

Конечно, рассмотренные подходы не существуют изолированно друг от друга. Как правило, в конкретной работе по данной проблеме одновременно присутствует несколько подходов. Например, в работе Э. Шейна [4] нашло отражение культуры как способа существования организации и как совокупности элементов. Но каждый из подходов задает специфику дальнейших направлений исследования куль-

туры организации. А именно определяет предмет диагностики культуры, выбор инструментов и методик диагностики, обусловливает набор субъектов управления организационной культурой, их цели и задачи, сущность управленческой деятельности и т. д.

Такое деление подходов не является единственным. В настоящее время в литературе представлены различные классификации воз-

можных подходов к анализу культуры организации (например, [3; 4; 16; 17]), основанные как на общенаучных подходах, так и исходя из специфики той отрасли знаний, из которой они заимствованы.

Разнообразие подходов к изучению организационной культуры предопределяет еще большее разнообразие ее определений. И с этой точки зрения, не существует единственно верного определения. Все определения отражают специфику того подхода, в рамках которого работает исследователь.

Таким образом, понятие организационной культуры в настоящее время отражает многообразие не только толкования слова «культура», понимания соотношения понятий «культура» и «организация», но и методологических подходов к исследованию организационной сущности. Последнее дополнение основано на доминировании при анализе организации психологического или социально-экономического подходов. Так, в первом случае понятие организационной культуры может трансформироваться в понятие организационного климата [18], что предопределит дальнейшие направления исследования: другой набор элементов, субъектов управления и т. д. Хотя речь будет идти о тех же самых процессах, которые анализируются с точки зрения культуры. Именно поэтому ряд работ в этой научной плоскости организационную культуру и организационный климат рассматривают одновременно (например, [19; 20]).

В целом в настоящее время понятие организационной культуры, несмотря на все разнообразие толкований, прочно заняло свое место в структуре организационного анализа.

1. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. / под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.

2. Элвессон М. Организационная культура: пер. с англ. - Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2005. - 460 с.

3. Тевене М. Культура предприятия: пер. с франц. / под ред. В.А. Спивака. - 3-е изд. -СПб.: ИД «Нева», 2003. - 128 с.

4. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство: пер. с англ. / под ред. В.А. Спивака. - СПб.: Питер, 2002. - 336 с.

5. Культура организации // Управление персоналом: энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1998. -453 с.

6. Хофстеде Г. Организационная культура // Управление человеческими ресурсами:

энциклопедия / под ред. М. Пула, М. Уорнера.

- СПб.: Питер, 2GG2. - 12GG с.

7. Магура М.И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений // Управление персоналом. - 2GG2. - № 1. - С. 24-29.

S. Мизелева Г.С., Балакина И.В., Эйдель-ман Я. Л. Корпоративная культура: взгляд изнутри // Справочник по управлению персоналом. - 2GG4. - № 3. - С. 14-32.

9. Петрова Н. Корпоративная культура современной российской компании: case study на примере ИТ-рынка // Кадровик. - 2GG3. -№ 11.- С. 24-33.

1G. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. - 2-е изд. - М.: Фирма «Гарда-рика», 199б. - 41б с.

11. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2GGG.

- 6G2 с.

12. Лютенс Ф. Организационное поведение: пер. с англ. 7-го изд. - М.: ИНФРА-М, 1999. - б92 с.

13. Морган Г. Имиджи организации: восемь моделей организационного развития: пер. с англ. под ред. Н. Лапиной. - М.: Вершина, 2GG6. - 41б с.

14. Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Издат. корпорация «Логос», 199S. - 2SG с.

15. Спивак В.А. Корпоративная культура.

- СПб.: Питер, 2GG1. - 41б с.

16. Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности G6 11GG «Менеджмент организации». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2GG4. - 2SS с.

17. Апенько С.Н. Роль социокультурных ценностей в процессе оценки личности в организации // Личность. Культура. Общество. -2GG4. - Т. VI. - № 4. - С. 225-234.

1S. Полецкий О.В. Организационная культура: актуальность изучения, подходы и определения // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2GG5. - № 1. - С. 4S-51.

19. Половинко В.С., Косьмина Е.А. Поведение экономических агентов как функция культурноценностных систем // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2GGS.

- № 2. - С. 5-S.

2G. Handbook of organizational culture and climate / edited by Neal M. Ashkanasy, Celeste P.M. Wilderom and Mark F. Peterson. Sage Publications, Inc. 2GGG. - б29 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.