© 2005 г. В. Т. Гайков, А.В. Косарев
ПОНЯТИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ, И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
В процессе пресечения общественно опасных деяний при устранении опасности, создаваемой иными источниками, возможно причинение физического, материального и иного вреда создавшему опасность лицу или интересам других лиц. Такие действия формально подпадают под признаки отдельных преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса. Однако при определенных условиях они не признаются противоправными, ибо не содержат материального признака преступления - общественной опасности. Более того, действия, направленные на устранение опасности общественным отношениям, являются социально полезными, так как препятствуют причинению им вреда [1].
Таким образом, обстоятельствами, исключающими преступность деяния в силу отсутствия противоправности и вины, признаются действия (бездействие), хотя внешне и сходные с деяниями, предусмотренными уголовным законом, и выражающиеся в причинении вреда правоохраняемым интересам, но совершенные лицом при осуществлении своего субъективного права, выполнении юридической обязанности или исполнении служебного долга с соблюдением условий их правомерности.
В УК РФ 1996 г. впервые появилась отдельная гл. 8, посвященная регулированию обстоятельств, исключающих преступность деяния. Их количество возросло по сравнению с УК 1960 г. с двух до шести. Сегодня уголовное право относит к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, необходимую оборону (ст. 37 УК); причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК); крайнюю необходимость (ст. 39 УК); физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК); обоснованный риск (ст. 41 УК); исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК).
Названные в гл. 8 институты можно охарактеризовать как нормы-исключения из общих правил. Практически совершение таких действий общественно полезно, хотя формально они могут подпадать под признаки отдельных преступлений. Другими словами, действия, совершенные при данных обстоятельствах, внешне реализуются как преступление. Однако таковыми не становятся, поскольку в силу своего социального содержания они оказываются полезными для общества и по закону расцениваются как правомерное поведение, заслуживающее поддержки.
Указанные обстоятельства, в той или иной мере связанные с причинением определенного вреда, компенсируются социально полезными последствиями совершенного деяния для интересов личности, общества и государства. Тем более, что все они подкреплены Основным законом РФ - Конституцией, ее основными положениями, защищающими права и свободы человека как не отчуждаемые и принадлежащие гра-
жданину от рождения. Реализация конкретных конституционных прав и обязанностей в некоторых случаях может сопровождаться и причинением вреда конкретным людям, организациям, объединениям. В обычных условиях при правомерном поведении интересы этих субъектов охраняются законом. Однако если они действуют вопреки интересам личности, общества, государства, то закон регламентирует определенные основания, позволяющие во имя справедливости и общего порядка пресекать такие действия жесткими способами, сопряженными с реальным причинением вреда, ущерба [2].
Обстоятельства, исключающие преступность деяния, образуют собой определенную совокупность (множество). Однако правомерные и общественно полезные поступки, внешне подпадающие под признаки кого-либо преступления, взятые в своей взаимосвязи, могут быть рассмотрены в виде определенной правовой системы [3].
Системообразующим фактором объединения правомерных поступков, исключающих преступность деяния, в единую систему является социально-правовой результат. Этим результатом выступает совершение указанных поступков как основания исключения общественной опасности и противоправности, а тем самым и наказуемости деяния, а, следовательно, и уголовной ответственности лица за причиненный вред. Каждое из обстоятельств, исключающих преступность деяния, представляет собой правомерный поступок, совпадающий по внешним признакам с определенным кругом преступлений [4].
Всякий поступок, исключающий наказуемость деяния, характеризуется рядом общих признаков, что делает их однопорядковыми, однородными и совместимыми друг с другом. В то же время каждый из них характеризуется своими специфическими основаниями и признаками (условиями). Это, однако, не означает, что данные поступки имеют разную юридическую природу, как иногда утверждают [5]. Напротив, социально-юридическая природа едина. Она определяется их общей социально-правовой характеристикой, местом в системе правовых явлений, выполняемыми функциями и тому подобное, что, собственно, и позволяет их объединять в единую систему. Различие же в совокупности оснований и признаков (условий) свидетельствует лишь об индивидуальности и неповторимости рассматриваемых поступков, своеобразии их проявления в той или иной сфере общественных отношений, т.е. об их индивидуальной предметности и относительной самостоятельности, автономности.
Действия, совершенные при других обстоятельствах, перечисленных выше, вовсе не вызывались необходимостью устранить общественную опасность, ибо ее зачастую в них и не было. Их появление обусловлено совершенно иными причинами. В зависимости
от социально-политической и юридической природы все перечисленные обстоятельства можно подразделить на пять групп:
1) обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния;
2) устраняющие общественную опасность, характерную для преступления, или противоправность деяния;
3) иные, исключающие общественную опасность и противоправность деяния на основании особых полномочий субъекта;
4) освобождающие от уголовной ответственности с учетом такого поведения лица, совершившего преступление, которое соответствует условиям, названным в общей и специальных нормах уголовного кодекса;
5) обстоятельства, освобождающие от уголовной ответственности или наказания.
К первой группе относятся необходимая оборона, крайняя необходимость и задержание преступника. В отличие от других групп обстоятельства этой группы исключают общественную опасность в момент совершения деяния. Объединение указанных обстоятельств в одну группу обусловлено тесной связью правовой природы включенных в нее понятий. Так, при необходимой обороне, крайней необходимости и мерах по задержанию преступника совпадают объект защиты, общие условия правомерности - предотвращение общественно опасного посягательства или вреда, реальность посягательства, общая цель - предупреждение причинения вреда охраняемым законом государственным, общественным и личным интересам [6].
Отдельные авторы к группе обстоятельств, исключающих общественную опасность и противоправность, относят и другие, например: добровольный отказ от преступления, согласие потерпевшего, малозначительность правонарушения, изменение закона, изменение социально-политической обстановки, истечение сроков давности уголовного преследования и давности исполнения судом обвинительного приговора, физическое принуждение, влияние непреодолимой силы и т.п. [2]. С таким расширительным толкованием круга рассматриваемых обстоятельств нельзя согласиться по следующим причинам: во-первых, обстоятельства, указанные данными авторами, имеют иную юридическую природу. В отличие от необходимой обороны, крайней необходимости, задержания преступника правомерность действий граждан при исполнении закона или приказа, выполнении профессиональных функций и других определяется нормами государственного, административного, гражданского и других отраслей права, но не уголовного права; во-вторых, при исполнении приказа, выполнении профессиональных функций, осуществлении своего права и принуждении к повиновению действия определяются особыми полномочиями субъекта; при необходимой обороне, задержании преступника и крайней необходимости субъект какими-то особыми полномочиями не наделен; в-третьих, истечение сроков давно-
сти уголовного преследования и исполнения судом обвинительного приговора, изменение социально-политической обстановки относятся к институту освобождения от уголовной ответственности и наказания. Этот институт отличается от того, в который входят обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния, именно тем, что в первом случае деяние содержит состав преступления, а во втором - нет. Лишь необходимая оборона, крайняя необходимость и задержание преступника являются полезными действиями в момент их совершения; в-четвертых, при необходимой обороне, крайней необходимости и задержании преступника действия направлены на предотвращение общественно опасного деяния или вреда.
Ко второй группе относятся деликты, не являющиеся преступлениями (дисциплинарные проступки, административные и гражданские правонарушения). В них либо отсутствует общественная опасность, либо по своему характеру и степени она незначительна, не характерна для преступления, либо деяние хотя и общественно опасное, но не противоправное. В первом случае в деянии отсутствуют общественная опасность и противоправность. Во втором - формально содержатся признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но не представляющие общественной опасности. В третьем случае действия могут быть общественно опасными, но не противоправными. Юридическая природа обстоятельств, включенных в эту группу, состоит в том, что действие лица с самого начала лишается признаков преступления, поскольку деликты предусмотрены не уголовным кодексом, а другими правовыми нормами.
К третьей группе относятся иные обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния: согласие потерпевшего, выполнение профессиональных функций, производственный риск, исполнение обязательного приказа, осуществление своего права, исполнение закона. Правомерность действий при этих обстоятельствах определяется не уголовным законом, а главным образом нормами государственного, административного и гражданского права, а также особыми полномочиями субъекта.
К четвертой группе относятся обстоятельства, при наличии которых исходя из морально-политических соображений, названных в общей и специальных нормах уголовного кодекса, предусмотрено освобождение лиц от уголовной ответственности. Это добровольный отказ от совершения преступления; дача взятки, если в отношении взяткодателя имело место вымогательство или если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся; добровольная сдача лицом огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, хранившихся без соответствующего разрешения.
К пятой группе относятся обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее предусмотренное уголовным кодексом деяние, подлежит освобождению от уголовной ответственности и наказания. Это -освобождение от уголовной ответственности и нака-
зания лица, совершившего в возрасте до 18 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, с применением принудительных мер воспитательного характера; за истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности; вследствие изменения обстановки, когда совершенное виновным деяние потеряло характер общественной опасности или это лицо перестало быть общественно опасным; применением мер административного воздействия; условным осуждением; отсрочкой исполнения приговора; за истечением сроков давности исполнения обвинительного приговора; ввиду утраты ко времени рассмотрения дела в суде общественной опасности данного лица, доказанной безупречным поведением; в связи с условно-досрочным освобождением от наказания; условным освобождением из мест лишения свободы; освобождением от наказания вследствие тяжелой болезни. Совокупность обстоятельств этой группы характеризуется тем, что освобождение применяется только к лицам, в деяниях которых имеется состав преступления, кроме того, отдельные их виды применяются по усмотрению следственных и судебных органов [5].
Итак, подводя итоги, следует отметить, что такая классификация перечисленных обстоятельств имеет практическое значение. В частности, при наличии их установлен определенный процессуальный порядок прекращения производства, что влечет различные правовые последствия для лиц, совершивших деяния. Если действия совершены при обстоятельствах, входящих в первую - третью группы, то уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению за отсутствием события преступ-
ления (дисциплинарное, административное, гражданское правонарушение) или за отсутствием в деянии состава преступления (во всех остальных случаях). При наличии обстоятельств первой - четвертой групп прекращение производства - обязанность работников дознания, следователей, прокуроров и судей, при наличии же некоторых обстоятельств пятой группы освобождение от уголовной ответственности и наказания - их право.
Литература
1. Перекрестов В.Н. Борьба с социально-негативным поведением как способ предупреждения преступности: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ростов н/Д, 2000.
2. Галиакбаров Р.Р. Уголовное право. Общая часть. Краснодар, 1999. С. 45, 83.
3. Орешкина Т. Спорные вопросы института необходимой обороны // Уголовное право. 1998. № 3. С. 12.
4. Михайлов В.И. О социально-юридическом аспекте содержания обстоятельств, исключающих преступность деяния // Государство и право. 1995. № 12. С. 23.
5. Слуцкий И.И. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Л., 1956. С. 64, 68.
6. Сахаров А.Б. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность // Советское уголовное право. 1987. № 11. С. 18.
Ростовский государственный университет 16 марта 2005 г