Научная статья на тему 'ПOНЯТИE O МOТИВAЦИИ В ПСИХOЛOГИИ'

ПOНЯТИE O МOТИВAЦИИ В ПСИХOЛOГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5899
960
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суровицкая Юлия Юрьевна, Мадимухаметов Мухаят Нуржанович

Проблема изучения мотивации - одна из важнейших в современной психологии, она сложна и многомерна, что определяет множественность понимания ее сущности, природы и структуры. В данной статье изложены общие понятия мотивации в психологии, виды мотивации. Определена роль мотивации в жизни человека, ее влияние на ход деятельности. В соответствии с концепциями многих ученых также выборочно изложена содержательная теория мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПOНЯТИE O МOТИВAЦИИ В ПСИХOЛOГИИ»

УДК 337. 48 Научная статья

ПOНЯТИE O МOТИВAЦИИ В ПСИХOЛOГИИ

Суровицкая Ю.Ю., Мадимухаметов М.Н. Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация: Проблема изучения мотивации - одна из важнейших в современной психологии, она сложна и многомерна, что определяет множественность понимания ее сущности, природы и структуры. В данной статье изложены общие понятия мотивации в психологии, виды мотивации. Определена роль мотивации в жизни человека, ее влияние на ход деятельности. В соответствии с концепциями многих ученых также выборочно изложена содержательная теория мотивации.

Ключевые слова: мотивация, мотивационная деятельность, мотивационная готовность, формирование мотивационной готовности.

Для цитирования: Суровицкая, Ю.Ю. Понятие о мотивации в психологии / Ю.Ю. Суровицкая, М.Н. Мадимухаметов //Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 36-40.

Мотивация - понятие, широко используемое в современной культуре и гуманитарных науках, близкое к значению слов «намерение», «толчок», «вклад», «поощрение», «энтузиазм». Эта концепция впервые была рассмотрена немецким философом иррационального добровольчества А. Шопенгауэром как одна из четырех основ, достаточных для его философской работы. Moveo - это латинское слово, означающее «двигаться, действовать», поэтому мотивация буквально означает «двигаться, действовать». Но в современной культуре он используется в основном в многомерном, расширенном, преобразованном смысле, а не в буквальном смысле [1].

Мотивация - это система внутренних и внешних мотивов, которые заставляют человека действовать определенным образом.

Мотивация зависит от наших интересов и потребностей. Так что это личное. Он также определяет стремления человека, и в то же время он связан с психофизиологическими свойствами, когда вы чувствуете потребность, которая стимулирует действие, а затем покрывает его.

Мотивация влияет на все сферы жизни: обучение, самооценку, достижение результатов и внутреннее счастье. Страх начать что-то и слабая мотивация влияют на ваше выживание и удовлетворенность жизнью, а также на силу что-то изменить.

Понятие мотивации очень тесно связано с проблемой этой управленческой деятельности, т. к. новые экономические отношения предъявляют новые требования к сотрудникам в связи с прошедшим временем это не просто выбор, это умение обучать и размещать кадры и мыслить по-новому.

В настоящее время основным мотивирующим фактором работников при переходе к рыночным отношениям является получение гарантированной заработной платы. При этом не принимаются во внимание преданность делу и качество работы. Часто средняя работа-это обычная работа с большой зарплатой. В настоящее время на рынке работают работники,

которые выполняют работу тщательно и в основном по обычаям. Там у них мало надежды найти хорошую работу из-за своего возраста, часто потому, что они моложе или старше 50 лет) или из-за отсутствия предложения. Потребности и мотивация сотрудников должны быть дополнительно изучены и систематизированы.

Что такое мотивация?

Мотив (психология) - динамический процесс физиологического и психологического плана, который управляет поведением человека, определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость. В российской науке это во многом определяется как «объективная необходимость». Но что означает слово «мотивация» и каково его определение? Мы выбрали 3 основных понятия слова «мотивация»:

- Мотивация - это сознательное влечение человека, проявление стремления человека к достижению определенной цели, которое может быть компенсировано материальными и духовными ценностями, способностью ставить перед собой высокие цели;

- Мотивация - стремление к достижению результата, психофизиологический процесс, контролирующий поведение, эмоции и действия человека, проявляется в изменении внутренних и внешних состояний;

- Мотивация - способность и желание удовлетворять материальные, биологические и духовные потребности, добиваться хороших результатов.

Оказывается, мотивация - сложное и сугубо личное понятие. Стремление к успеху проявляется у человека в разных ситуациях, соответственно, способы достижения результата будут разными. Основные элементы мотивации: цели, задачи, политика, методы, средства, программы, силы [2].

Мотивация - одна из основных проблем отечественной и зарубежной психологии.

В настоящее время для изучения в психологии его значимость связана с анализом источника деятельности человека, его деятельности, движущей силы поведения.

Мотивация - тоже психофизиологический процесс. То есть психоэмоциональные реакции человека тесно связаны с физиологией. Гормон дофамин, вырабатываемый нашим организмом, также называют гормоном удовольствия. Я что-то делал, развлекался. Это происходит на подсознательном уровне-гормон выделяется при стимуляции. Его воздействие на организм похоже на тренировку: встаньте на задние лапы-возьмите кусочек сахара. Процесс мотивации также «зависит» от воздействия дофамина на центральную нервную систему. Независимо от того, как мы стимулируем себя, но с низким содержанием дофамина в организме, добиться успеха будет очень сложно. Ниже в статье мы рассмотрим классификацию и типы мотивации, как мотивировать себя и других.

Мотивационная сфера личности представляет собой совокупность доступных человеку мотивационных структур: диспозиций( мотивов), потребностей и целей, интересов и т.д. мотивы формируют мотивационно-ценностную структуру профессиональной деятельности военнослужащих, представляют собой взаимосвязанный набор их потребностей, интересов, ценностных ориентаций, представляющих определенную направленность мотивов и деятельности человека обеспечивает.

Мотивационная подготовка-это целостная, относительно устойчивая система психологических знаний личности, которая, будучи актуальной в определенных ситуациях, порождает соответствующие психические состояния и стимулирует, регулирует поведение и деятельность военнослужащего. Мотивационная готовность к профессиональной деятельности определяется соответствующим направлением, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными взглядами личности.

Формирование мотивационной готовности - динамический процесс, обусловленный внешними обстоятельствами. Требования к профессии на этапе профессиональной

подготовки, структура основных мотивов ее освоения, профессиональный менталитет, духовные ценности, оперативно-техническая сфера в связи с появлением инновационных технологий и т. формирование будущего специалиста зависит и от внутренних условий: меняются представления человека о профессии, критерии ее оценки и способы ее самореализации в ней.

В процессе освоения профессии, обучения и работы происходит развитие и изменение мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие происходит в двух направлениях: Во-первых, общие мотивы личности становятся мотивами труда; во-вторых, с изменением уровня профессионализации меняется и система профессиональных мотивов.

Каждый вид деятельности человека характеризуется своими конкретными мотивами. Стимулирование военной службы и профессиональной деятельности - это процесс субъективного изменения человеком условий и факторов социальной и профессиональной среды, в результате принятия и принятия их содержания и значимости к активным мотивирующим силам, лежащим в основе мышления, поведения и действий военно-профессиональной деятельности. Суть мотивации состоит в том, чтобы найти действия, соответствующие основным действиям, закрепленным в жизни человека.

Проблема изучения мотивации - одна из важнейших в современной психологии, она сложна и многомерна, что определяет множественность понимания ее сущности, природы и структуры. Существует много литературы, и при изучении мотивации в психологии был разработан ряд подходов. Хотя единого и общепринятого определения понятия Мотивация еще не существует, и различные авторы описывают мотивацию с учетом специфики научного направления, в котором они работают, несомненно, что мотивация является основной движущей силой в поведении и действиях человека.

Мотивация понимается как совокупность мотивационных факторов, определяющих деятельность человека, в которую входят мотивы, потребности, стимулы, определяющие деятельность человека [3]. Основные направления психологии мотивации сформировались в первой половине ХХ века в работах таких известных авторов, как З. Фрейд, К. Левин, И. П. Павлов, В. Макдугалл, В. Джеймс, Э. Торндайк и др., что было определяющим фактором в действиях любого живого существа. Таким образом, они заложили основу для научного изучения причин человеческой деятельности и их выявления [4].

Важный этап изучения мотивации начался в XIX веке. О бессознательном и человеческой привлекательности благодаря появлению учения о З. Фрейде. С точки зрения автора теории психоанализа решающую роль в поведении играет бессознательное ядро психической жизни, образованное сильными половыми или агрессивными влечениями, требующими удовлетворения. В отличие от функционалиста У. Джеймса, который считал, что Мотивация в основном связана с принятием сознательных решений, З. Фрейд и его последователи считали, что решающая роль принадлежит бессознательному [5].

В 20-е годы ХХ века в западной психологии появились первые теории мотивации таких авторов, как К. Левин, г. Олпорт и др., в которых биологические, вторичные или психогенные потребности возникают в процессе обучения и воспитания (Мюррей). В ХХ веке, как и прежде, понятие «Мотивация» тесно связано с понятием «необходимость». В 1954 году А. Маслоу предложил широкую классификацию потребностей. Согласно его теории, человек не может чувствовать потребности более высокого уровня, не удовлетворяя основные потребности. А. Маслоу ставит физиологические потребности на дно пирамиды, а потребность в самоактуализации - на самый высокий уровень [6].

Однако теории мотивации бросили вызов взглядам бихевиористов. Например, Э. Торндайк считает, что поведение развивается по схеме «стимул — реакция», говоря о стимуле как активном источнике реакции организма. В целом, для бихевиористов

мотивация не была проблемой, поскольку, по их мнению, динамическим условием поведения является реактивность организма, то есть его способность определенным образом реагировать на раздражители.

Во второй половине ХХ века появились новые концепции мотивации, особенностью которых стало признание ведущей роли сознания в определении поведения человека. Благодаря когнитивным теориям мотивации появились новые мотивационные концепции, такие как социальные потребности, жизненные цели, ценности, ожидания успеха, страх неудачи. Значительный вклад в развитие теории мотивации внесли такие отечественные психологи, как П. К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Р. С. Немов, Е. П. Ильин и др., которые определили, что именно мотивация объясняет цель деятельности, а также организацию и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. В теории мотивации, разработанной в отечественной психологии, считается, что именно эту потребность необходимо учитывать, когда речь идет о причинах действия. А. Н. Леонтьев, автор психологической концепции действия, отмечал, что, являясь мотивом, объект действия может быть материальным и идеальным, но, что более важно, за ним всегда стоит потребность [7]. Кроме того, А. Н. Леонтьев, долгое время занимавшийся разработкой проблем мотивации в психологии, дает представление о личностном значении деятельности и приходит к выводу, что «формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии его мотивационной сферы» [6]. В книге «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейн рассматривал мотивы, связанные с определенными видами деятельности. Кроме того, мотивы были связаны с социально-историческим развитием, социальной природой человеческой деятельности, подчеркивалось, что деятельность человека является сознательной, в отличие от инстинктивного поведения животных. Также С. Л. Рубинштейн разработал в своих книгах подход к рассмотрению мотивов, основанный на необходимости [8].

Психологические механизмы мотивации человека исследовал Х. Хекхаузен. По мнению автора, мотивация - это взаимодействие трех основных факторов, которые коррелируют друг с другом через механизм когнитивного рассуждения: личностного, ситуативного и мотивационного [9]. Р. С. Немов определяет мотивацию как «совокупность психологических причин, объясняющих поведение человека, его происхождение, направленность и активность» [10]. Существуют разные теории мотивации. Традиционно они делятся на материальные и процедурные. Содержательные теории, включающие теорию иерархии потребностей А. Маслоу, Д. Теория приобретенных потребностей Макклелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга рассматривают мотивационную сферу с точки зрения их потребностей и потребностей. Теория ожиданий В. Врума, модельная теория мотивации Портера-Лоулера, теория равенства (справедливости) С. Адамса выделяют процессуальные теории, рассматривающие мотивацию с точки зрения мотивов, стимулирующих деятельность человека, поведение человека определяется не только его потребностями, но и его восприятием и ожиданиями. Таким образом, обзор работ отечественных и зарубежных психологов показывает, что проблема изучения мотивации в психологии остается актуальной. В настоящее время нельзя сказать, что ученые пришли к единому мнению по этому вопросу, но накопленный материал позволяет глубже изучить вопросы мотивации. [11].

По сути, мотивация человека к действию трактуется как совокупность движущих сил, побуждающих человека к определенным целям. Эти силы существуют внутри и снаружи человека и заставляют его делать определенные вещи. Однако связь между другими силами и человеческими делами сосредоточена на очень сложных взаимодействиях и, в конечном

итоге, на том, как разные люди по-разному воспринимают одни и те же действия одних и тех же сил.

Исходя из вышесказанного, мы можем дать полное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к определенным действиям, ставящих под сомнение границы и формы деятельности и направляющих эту деятельность на достижение определенных целей.

Библиографический список

1. McClelland (1985), Human motivation, Glenview, IL: Scott, Foresman, pp.183.

2. Мaркoвa A.K., Мaтис T.A., Oрлoв А.Б. Фoрмирoвaниe мoтивaции учeния. - М.: Прoсвeщeниe, 1990. -192 с.

3. Вoлкoвa E. Л. Сoврeмeнныe пoдхoды к мoтивaции пeрсoнaлa / E. Л. Вoлкoвa // Учeныe зaписки сaнкт-пeтeрбургскoгo гoсудaрствeннoгo институтa психoлoгии и сoциaльнoй рaбoты. — 2007. — № 2 (Т.8). — С. 29-33.

4. Ильин, E. П. Мoтивaция и Мoтивы — СПб.: Питeр, 2011. — 512 с. Лeoнтьeв, А. Н. Пoтрeбнoсти, Мoтивы и эмoции. / А. Н. Лeoнтьeв. — М.: МГУ, 1971. — 40 с.

5. Лeoнтьeв А. Н. Прoблeмы рaзвития психики / А. Н. Лeoнтьeв. — М.: МГУ, 1981. -584 с.

6. Мaслoу, А. Мoтивaция и личнoсть / А. Мaслoу. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.

7. Нeмoв, Р. С. Психoлoгия: учeбник для бaкaлaврoв / Р. С. Нeмoв. — М.: Издaтeльствo Юрaйт. — 2015. — 639 с.

8. Рубинштейн С. Л. Остовы oбщeй психoлoгии. — СПб.: Питер, 2010. — 713 с.

9. Фрeйд, З. Остовным психoлoгичeскиe тeoрии в психoaнaлизe / З. Фрeйд. — М.: АСТ, 2006. — 400 с.

10. Хeкхaузeн, Х. Мoтивaция и дeятeльнoсть. Т.1. / Х. Хeкхaузeн. — М.: Пeдaгoгикa, 1986. — 632 с.

11. Гoрбaч, Н. С. Мoтивaция в психoлoгии: истoрия и сoврeмeннoe сoстoяниe прoблeмы / Н. С. Гoрбaч. — Тeкст : нeпoсрeдствeнный // Мoлoдoй учeный. — 2021. — № 3 (345). — С. 42-44.

Суровицкая Юлия Юрьевна, магистр педагогических наук, докторант, старший преподаватель кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет имени А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: surovitskaya91@mail.ru

Мадимухаметов Мухаят Нуржанович, магистрант специальности по образовательной программе «Педагогика и психология», Кокшетауский университет имени А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: nurgul.madimuxametova.91 @таП.ги. Дата поступления: 08.02.2023

© Суровицкая Ю.Ю., Мадимухаметов М.Н., 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.