Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ И ЕЕ ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ И ЕЕ ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диагностика / методы коррекции / психическое развитие / нейропсихология / дети / diagnostics / correction methods / mental development / neuropsychology / children

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Ксения Алексеевна, Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна

Нейропсихология представляет собой объективное и доказательное направление в исследовании внутреннего мира человека. Эта наука занимается изучением функционирования мозга и всех познавательных процессов, таких как память, внимание и воображение. Нейропсихология может помочь найти сбой в обработке информации в вашем мозге и предложить способы восстановления его нормальной работы. Таким образом, данное исследование может дать новые возможности для преодоления трудностей, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. В нижеизложенной статье рассматриваются: понятие о детской нейропсихологии и ее текущие тенденции развития; нейропсихологическая диагностики и ее цели; виды нейропсихологической коррекции; выводы о существующих методах исследования, диагностики и коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CHILD NEUROPSYCHOLOGY AND ITS CURRENT DEVELOPMENT TRENDS

Neuropsychology is an objective and evidence-based direction in the study of the inner world of a person. This science studies the functioning of the brain and all cognitive processes such as memory, attention and imagination. Neuropsychology can help identify informationprocessing glitches in your brain and suggest ways to restore normal functioning. Thus, this study may provide new opportunities to overcome the difficulties we face in everyday life. This article discusses: the concept of child neuropsychology and its current development trends; neuropsychological diagnostics and its purposes; types of neuropsychological correction; conclusions about existing methods of research, diagnosis and correction.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ И ЕЕ ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ И ЕЕ ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ

Некрасова Ксения Алексеевна, Студент магистратуры ОЧУ ВО «Московская международная академия» Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, канд., пед. наук, доцент ОЧУ ВО «Московская международная академия»

Аннотация. Нейропсихология представляет собой объективное и доказательное направление в исследовании внутреннего мира человека. Эта наука занимается изучением функционирования мозга и всех познавательных процессов, таких как память, внимание и воображение. Нейропсихология может помочь найти сбой в обработке информации в вашем мозге и предложить способы восстановления его нормальной работы. Таким образом, данное исследование может дать новые возможности для преодоления трудностей, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.

В нижеизложенной статье рассматриваются: понятие о детской нейропсихологии и ее текущие тенденции развития; нейропсихологическая диагностики и ее цели; виды нейропсихологической коррекции; выводы о существующих методах исследования, диагностики и коррекции.

Ключевые слова: диагностика, методы коррекции, психическое развитие, нейропсихология, дети

THE CONCEPT OF CHILD NEUROPSYCHOLOGY AND ITS CURRENT DEVELOPMENT TRENDS

Kseniia A. Nekrasova, Master's degree student of the Moscow International Academy Elmira M.Akhmedova, Ph.D., Pedagogist. Sciences, Associate Professor of the Moscow International Academy

Abstract. Neuropsychology is an objective and evidence-based direction in the study of the inner world of a person. This science studies the functioning of the brain and all cognitive processes such as memory, attention and imagination. Neuropsychology can help identify information-processing glitches in your brain and suggest ways to restore normal functioning. Thus, this study may provide new opportunities to overcome the difficulties we face in everyday life.

This article discusses: the concept of child neuropsychology and its current development trends; neuropsychological diagnostics and its purposes; types of neuropsychological correction; conclusions about existing methods of research, diagnosis and correction.

Keywords: diagnostics, correction methods, mental development, neuropsychology, children

Нейропсихология детского возраста представляет собой область исследования в рамках нейропсихологии, которая фокусируется на взаимосвязи между социальным функционированием (поведением и обучением) ребенка и формированием его психических функций и личности. Она также занимается изучением нормального и патологического развития мозга у детей и исследует возможности применения полученных знаний для коррекционно-развивающего обучения. В последние десятилетия во всем мире происходит

интенсивный рост исследований и публикаций, которые анализируют нормальное и аномальное развитие детей и описывают различные методы коррекционно-развивающего обучения. Этот рост объясняется несколькими факторами.

Во-первых, наблюдается общая тенденция демократизации общества, проявляющаяся в увеличении внимания к детям. Во-вторых, психологов и педагогов волнует увеличение числа детей с различными здоровотворными проблемами, а также тех, у кого нет явных медицинских отклонений, но которые сталкиваются с трудностями в процессе обучения в обычных школах и испытывают сложности в адаптации в семейной и учебной среде. Это означает, что психическое и социальное функционирование ребенка не соответствует его психофизиологическим возможностям и потребностям или условиям окружающей среды, и не соответствует требованиям микросоциального окружения.

Нейропсихология исследует взаимосвязь между мозгом и поведением человека, включая развитие навыков и способностей на протяжении жизни. Нейропсихологи изучают, как различные части мозга участвуют в выполнении различных функций и какие процессы происходят в мозге при выполнении определенных задач.

При повреждении определенных участков мозга могут возникнуть проблемы с соответствующими функциями. Например, повреждение зоны мозга, ответственной за зрение, может привести к нарушениям зрительных функций, а повреждение зоны, отвечающей за двигательные навыки, может вызвать проблемы с координацией движений.

Исследования в области нейропсихологии также позволяют предсказывать, какие участки мозга активизируются при определенных действиях у здоровых людей. Эта информация полезна не только для понимания нормального функционирования мозга, но и для помощи пациентам с различными неврологическими и психологическими состояниями. Однако стоит отметить, что мозг - очень сложный и гибкий орган, и способен к реорганизации функций. Пластичность мозга позволяет ему находить новые пути для выполнения функций, даже если некоторые участки были повреждены. Это особенно важно при реабилитации пациентов с повреждениями мозга, такими как инсульты или травмы головы, где восстановление функций может происходить благодаря тренировке.

Нейропсихологическая диагностика и ее цели. Нейропсихологическая диагностика -это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы. Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий ребенок, такой метод не будет являться результативным. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.

Основными признаками для проведения диагностики будут являться: Задержка психического развития, речевых, слуховых и моторных функций, расстройство аутистического спектра, нарушения чтения, письма, счета, синдром гиперактивности и дефицита внимания, последствия, вызванные травмой, опухолью или инсультом.

Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в своевременной диагностике и коррекционной помощи специалиста.

Обычно применяются две группы методов диагностики. В первую группу входят исследования для получения знаний:

-сравнительно-анатомический подход, который изучает взаимозависимость мозгового строения и нервной системы с особенностями в поведении и средой существования;

Некрасова К.А., Ахмедова Э.М.

-разрушающий метод, при котором специалист «отключает» часть головного мозга пациента и анализирует поведенческие изменения;

-методика раздражения, при которой проводится воздействие на точечные мозговые участки и наблюдение за сопутствующей реакцией.

Вторая группа методов - это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):

-электроэнцефалография;

-МРТ;

-исследования при помощи химических индикаторов;

-ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография)

-КТ.

Виды нейропсихологической коррекции. По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.

Основными видами нейропсихологической коррекции будут:

-Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).

-Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.

-Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.

Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию слаженной и координированной работы различных структур мозга. Простые двигательные упражнения и игры имеют положительное влияние на функционирование головного мозга, способствуя его переходу на правильный режим работы. В результате восстанавливается контроль над психической деятельностью, улучшается мелкая моторика, а также восприятие зрительной, слуховой и пространственной информации. Нейропсихологические занятия в комплексе способствуют формированию личности ребенка, развитию психоэмоциональной и интеллектуальной сфер, а также развитию коммуникативных навыков.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что нейропсихология детского возраста актуальна в рамках диагностики и устранения самых разнообразных психических и неврологических расстройств, но у этого метода терапии есть свои ограничения. При выборе способа коррекции нужно принимать во внимание особенности конкретной ситуации, а также обращаться за помощью к другим специалистам (психологам, психиатрам, педиатрам), которые могут высказать свое мнение по поводу наблюдаемой проблемы.

Литература

1. Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1982. —Т. 1. — С. 109— 132.

2. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1982. — Т. 1. — С. 168— 175.

3. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. — М., 2001

4. Дименштейн, Р.П. Основные принципы терапевтической работы с детьми, имеющими нарушения общения / Р.П. Дименштейн, А.В. Киселева // Конгресс по детской психиатрии. 2020

5. Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Применение метода сенсомоторной коррекции при работе с детьми с аутистическими расстройствами: методическое руководство. - М.: Институт бизнеса и политики, 2021. - 68 с

6. Лебединская К. С. Ранний детский аутизм. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема / К. С. Лебединская. - М. : НИИ дефектологии РАО, 2020. - 125с.

7. Майн, Н.В. Клиника и диагностика раннего детского аутизма / Н.В. Майн// Аутизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: psy-alfa.ru.

8. Никольская, О.С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы. Московский институт коррекционной педагогики РАО. - 2020. - №19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.