Научная статья на тему 'Понятие нормы в лингвистической категории количества'

Понятие нормы в лингвистической категории количества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
305
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛИЧЕСТВО / НОРМА / ОЦЕНКА / УМЕНЬШЕНИЕ / УВЕЛИЧЕНИЕ / ЭТАЛОН / QUANTITY / NORM / EVALUATION / DIMINUITION / AUGMENTATION / MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Буряковская А. А.

Проанализированы причины возникновения и условия реализации понятия «норма», предложено его определение в рамках лингвистической категории количества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of norm in linguistic category of quantity

The origin and the functional environment of the concept of norm are analyzed. Its definition in the framework of the linguistic category of quantity is introduced.

Текст научной работы на тему «Понятие нормы в лингвистической категории количества»

УДК 811

A.A. Буряковская, канд.филол.наук, доц., (4872) 351478, annjob@pochta.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПОНЯТИЕ НОРМЫ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ КОЛИЧЕСТВА

Проанализированы причины возникновения и условия реализации понятия «норма», предложено его определение в рамках лингвистической категории количества.

Ключевые слова: количество, норма, оценка, уменьшение, увеличение, эталон

Одной из важнейших составляющих категории количества в современных лингвистических исследованиях является понятие нормы, системно необходимое для исследования таких явлений, как диминутивность и аугментативность.

Л.Ю. Резниченко отмечает, что под

диминутивностью/аугментативностью... понимается обобщенное значение какой-либо уменьшенной/увеличенной величины предмета или степени проявления признака или действия, выраженное с помощью средств, относящихся к различным уровням языка (от лексемы до словосочетания), которые сопровождаются экспрессивными или

эмоциональными/оценочными оттенками, или теми и другими одновременно [1].

Уменьшительность (или диминутивность) также определяется как особое языковое значение, связанное, прежде всего, с указанием на уменьшение размера объекта относительного иного объекта или явления, и, как правило, выражающееся морфологически, т.е. путем прибавления определенного аффикса к именной основе [2].

Таким образом, во многих работах более или менее эксплицитно отмечаются изменения размеров и объёмов предметов или силы явлений, производится сравнение с каким-либо эталоном. В связи с этим возникает необходимость в определении того, что же является объектом сравнения, относительно чего следует проводить сравнение. Иногда этот вопрос решается путём введением понятий «норма» или «номинирующая норма»

[3].

Некоторые учёные отмечают, что количество неразрывно связано с качеством [3, 4], с интенсивностью его проявления [4]. Вслед за З.Я. Тураевой и Я.Г. Биренбаум, отметим, что «главная особенность количества - триада», т.к. оно касается предметов, процессов и признаков [4], поэтому и норма - понятие многосоставное, включающее эталонное количество предметов и эталонную интенсивность проявления признака.

Необходимость определения термина «норма» приводит нас к понятию оценки. Оценка различных фрагментов мира является одной из

важнейших составляющих когнитивной деятельности человека, поскольку когнитивный процесс оценивания «ориентирован на принятие решений» и «лежит в основе выбора тех или иных практических действий» [5]. Считается, что оценочность пронизывает всю речевую деятельность человека и оценка составляет компонент смысла любого высказывания. Оценка любого явления и предмета проводится на основании

существующей или устанавливаемой нормы и также участвует в формировании категории количества.

Исследователи указывают три вида оценочных суждений,

базирующихся на различных компонентах картины мира человека. Первый тип - суждения «внутренней оценки», являющиеся выражением чувства симпатии, антипатии, безразличия субъекта оценки к объекту. В основании оценочных суждений второго типа находятся представления субъекта о каких-либо образцах, идеалах, стандартах, т.е. нормах, принятых в конкретных языках и культурах. Акт оценки в таких суждениях состоит в сопоставлении с образцом, которому, по мнению субъекта, должен удовлетворять объект. Третий тип оценочных суждений состоит в приписывании оценки не объекту самому по себе, а объекту как средству достижения или устранения других вещей, оцениваемых положительно или отрицательно [6]. Для описания категории количества наибольший интерес представляет именно второй тип оценочных суждений,

позволяющий определить диминутивность/аугментативность относительно установленной нормы.

В когнитивной процедуре оценивания А.Н. Баранов выделяет следующие операции: «1) выбор объекта оценки, 2) выбор признака оценки, 3) сопоставление предмета оценки с оценочным признаком, 4) выбор значения признака оценки, 5) приписывание значения признака оцениваемому объекту, 6) ориентация акта приписывания значения оценочного признака на возможность участия в процессе принятия решения, включающего выявление альтернатив, выбор одной из них» [5]. Первый пункт - выбор объекта оценки - подразумевает наличие какого-либо эталонного объекта, который может быть принят за норму, лежащую в основе сравнения обсуждаемого объекта/явления.

Говоря о категории количества, необходимо, прежде всего, выделить оппозицию количества точного и приблизительного. Первая разновидность постулируется путем вычисления, измерения, счёта и выражения с помощью математического числа (например: 7 alberi, 12 giomi). Вторая разновидность количества определяется посредством сравнения с неким условно возникшим эталоном и имеющей приблизительный характер сравнительной или абсолютной оценкой данных этого сравнения, адресатом речевого акта. Выражение сравнения может быть эксплицировано (Tommaso e piu piccolo di Sofia) или имплицировано (Tommaso e molto piccolo).

Указанные виды количества носят наименование относительного и абсолютного. Следует подчеркнуть условность термина «абсолютное количество», поскольку в нём всё же содержится скрытое сравнение. Как относительное, так и абсолютное количество носят субъективнообъективный характер. Несмотря на это, индивидуальная оценка чаще всего лишена произвольности, поскольку использует личный и социальный опыт говорящего, то есть в большей или в меньшей степени ориентируется на объективные нормы. Вместе с тем, приблизительная количественная оценка отличается по своей оценочно-сравнительной сущности от точного и собственно объективного числового обозначения количества [3].

Так как «величина способна отражаться в языке как измеренная (конкретная, определённая, приблизительная) или субъективно определённая с помощью оценки, сравнения, ассоциации [4], возникает вопрос: как люди учатся воспринимать количество и соотносить

информацию о нём?

Ж. Пиаже считает, что ребёнок приобретает понимание о числе и количестве не в процессе обучения, а развивает самостоятельно, независимо и спонтанно. Ж. Пиаже выделяет следующие этапы формирования количественных отношений: стихийно осуществляемое соответствие и определение количественного значения множеств; сериация, качественное подобие и порядковое соответствие; определение ранга и количественного числа [4].

Представляется необходимым продолжить этот ряд понятием «градуирование», под которым понимается совокупность возможных градаций качества по интенсивности [7]. В лингвистике говорят об относительных градациях качества (при экспликации сравнения) и абсолютных (без экспликации сравнения). В этих случаях используются разные нормы. При абсолютных градациях норма постоянна для данного класса предметов-носителей признака, но несёт печать социальной и исторической обусловленности. При относительных градациях норма выбирается произвольно и базируется на принципе больше/меньше, однако оба сравниваемые объекта являются носителями сравниваемого качества. Абсолютная норма постоянна, поэтому она определяется как «эмпирическая норма», относительный эталон специфичен, поэтому определяется как «номинирующая норма». Некоторые исследователи выделяют понятие градуального эталона, определяя разновидности градуальных шкал в зависимости от качеств и точек отсчёта [7].

В таком случае возникает необходимость уточнить поставленный ранее вопрос: какой же именно размер какого предмета или какую интенсивность какого явления можно принять за норму, от которой измеряются уменьшение, т.е. диминутивность, и увеличение, т.е. аугментативность?

Обобщая различные исследования, можем отметить, что понимание нормы, используемое каждым говорящим, происходит из его апперцепционных, т.е. фоновых знаний. В том случае, если фоновые знания собеседников совпадают, то уменьшение/увеличение очевидно обоим. Если разница в фоновых знаниях существенна, то уменьшение/увеличение может пройти незамеченным или вызвать непонимание, привести к нарушению коммуникации и возникновению диалогических единств, целью которых является её восстановление.

В случае с явлениями нормой становится та интенсивность, которая свойственна данному явлению на территории постоянного проживания (особенно в период взросления и, следовательно, формирования основ картины мира) говорящего. В случае с предметом нормой может становиться не только предмет наиболее часто встречающегося размера, но и предмет, чьи размеры в качестве эталонных установлены обществом официально, например, палатой мер и весов, или неофициально (обычный, средний размер одного кирпича 12,5x25x6, следовательно, кирпичиком станет аналогичный, схожий объект, чьи линейные размеры меньше).

Иногда сравнение с нормой может быть закреплено в языке. Подобные случаи закрепляются в словаре и становятся узуальными, например cat - kitten, ковш - ковшик. Другие случаи в большой степени остаются окказиональными.

Таким образом, понятие нормы в лингвистической категории количества может быть определено как апперцепционно и ситуативно обусловленное представление о размере/количестве/интенсивности предметов/явлений, позволяющее определять и характеризовать коммуникативно релевантные изменения элементов окружающей действительности.

Список литературы

1. Резниченко Л.Ю. Прагматика диминутивности в английском и немецком языках: дис. ...канд. филол. наук. СПб: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2000. 176 с.

2. Исакова С.Ш. Средства выражения категории диминутивности в английском и русском языках (на материале английской и русской художественной прозы XIX-XX веков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2007. 19 с.

3. Шедогубова С.В. Структурно-семантический и прагматический аспекты категории диминутивности в современном немецком языке: дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. // Российская государственная библиотека [сайт] URL: http://diss.rsl.ru/diss/05/0303/050303008.pdf (дата обращения 05.10.2009).

4. Минаева Е.В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2000. 178 с.

5. Баранов А.Н. Аксиологические стратегии в структуре языка // Вопросы языкознания. 1989. №3. С. 73-75.

6. Максимова Т.В. Социолингвистический аспект изучения заимствованных терминов // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания: тезисы докл. науч. конф., Волгоград: ВГПУ, 1997. С. 92-94.

7. Шадеко В.П. Диминутивы и аугментативы немецкого языка в ряду градуальных оппозиций: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб.: НИИХ СПбГУ, 1998. 15 с.

А.А. Buryakovskaya

Concept of norm in linguistic category of quantity

The origin and the functional environment of the concept of norm are analyzed. Its definition in the framework of the linguistic category of quantity is introduced.

Key words: quantity, norm, evaluation, diminuition, augmentation, model

Получено 25.02.2011 г.

УДК 801

Л.Г. Васильев, д-р. филол. наук, проф., зав. кафедрой, +7-920-616-85-54, lev@kspu.kaluga.ru (Россия, Калуга, КГУ)

К ИСТОКАМ КОГНИТИВНОЙ СЕМАНТИКИ: ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ Р. ДЖЕККЕНДОФФА

Характеризуются особенности многоуровневого аддитивного подхода к семантике предложения, учитывающего достижения в пределах собственно интерпретивизма и падежно-ролевых теории в американской лингвистике; дается критика недостатков этого подхода.

Ключевые слова: интерпретирующая семантика; взаимодействие функциональной и модальной структур, кореференции фокуса и пресуппозиции.

Рэй Джеккендофф - один из крупнейших представителей американского лингвистического когнитивизма, оказавший наряду с Дж. Лакоффом мощное влияние на становление этого направления. При всей несхожести позиций и предельной сложности взаимоотношений этих двух ученых их место в развитии мирового когнитивизма трудно переоценить. Будучи оба учениками и изначально последователями Н. Хомского, эти лингвисты прошли очень непохожий путь к принятию когнитивизма: Р. Джеккендофф от приверженности интерпретативной семантике, Дж. Лакофф - от принятия на вооружение основного конкурента последней - порождающей семантики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.