Научная статья на тему 'Понятие насилия как философско-правовой категории'

Понятие насилия как философско-правовой категории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
628
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / АГРЕССИЯ / ПРИНУЖДЕНИЕ / ВРЕД (УЩЕРБ) / МОРАЛЬ / ЧЕЛОВЕК / VIOLENCE / AGGRESSION / COERCION / HARM (DAMAGE) / MORAL / PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Ольга Юрьевна,

В статье рассматриваются проблемы понятия насилия, его сущность и характерные черты, дается анализ данной категории. Насилие встречается на протяжении всего исторического развития человечества, свое начало берет из глубокого прошлого, проявляется в различных формах и сферах жизнедеятельности человека. Большинство уголовных преступлений совершается с применением насилия, в результате чего наступает уголовная ответственность. В науке уголовного права, а также естественных науках нет конкретного понятия «насилия». Определение категории «насилия» является актуальным в настоящее время, так как встречается достаточно часто.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of violence as a philosophical and legal category

The article discusses the problems of the concept of violence, its essence and characteristics, provides an analysis of this category. Violence occurs throughout the entire historical development of mankind, originates from the deep past, manifests itself in various forms and spheres of human activity. Most criminal offenses are committed with the use of violence, resulting in criminal liability. In the science of criminal law, as well as the natural sciences there is no specific concept of "violence". The definition of the category of "violence" is relevant now, as it occurs quite often.

Текст научной работы на тему «Понятие насилия как философско-правовой категории»

Понятие насилия как философско-правовой категории Concept of violence as a philosophical and legal category

Иванова Ольга Юрьевна

Студент 1 курса Факультет Юриспруденция Сибирский Федеральный Университет Россия, Красноярск e-mail: olga. 79135709640@yandex.ru

Ivanova Olga

Student 1 term Faculty of jurisprudence Siberian Federal University Russia, Krasnoyarsk e-mail: olga. 79135709640@yandex.ru

Научный руководитель Пономарева Валерия Владимировна

Доктор юридических наук Сибирский Федеральный Университет Россия, Красноярск

Scientific adviser Ponomareva Valeria Vladimirovna

Doctor of Law Siberian Federal University Russia, Krasnoyarsk

Аннотация.

В статье рассматриваются проблемы понятия насилия, его сущность и характерные черты, дается анализ данной категории. Насилие встречается на протяжении всего исторического развития человечества, свое начало берет из глубокого прошлого, проявляется в различных формах и сферах жизнедеятельности человека. Большинство уголовных преступлений совершается с применением насилия, в результате чего наступает уголовная ответственность. В науке уголовного права, а также естественных науках нет конкретного понятия «насилия». Определение категории «насилия» является актуальным в настоящее время, так как встречается достаточно часто.

Annotation.

The article discusses the problems of the concept of violence, its essence and characteristics, provides an analysis of this category. Violence occurs throughout the entire historical development of mankind, originates from the deep past, manifests itself in various forms and spheres of human activity. Most criminal offenses are committed with the use of violence, resulting in criminal liability. In the science of criminal law, as well as the natural sciences there is no specific concept of "violence". The definition of the category of "violence" is relevant now, as it occurs quite often.

Ключевые слова: насилие, агрессия, принуждение, вред (ущерб), мораль, человек.

Key words: violence, aggression, coercion, harm (damage), moral, person.

«Тирания - наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие» -писал Платон. Насилие встречается в различных формах во всех сферах жизнедеятельности как каждого конкретного человека, так и группы людей, общества на всех этапах исторического развития. Самыми распространенными формами проявления насилия являются войны, политические репрессии, вооруженные революции, геноцид, терроризм, что в настоящий момент встречается нередко, а значит, является актуальным.

Категория насилия известна давно, так как оно сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Еще Аристотель писал: «Насилие порождает насилие». К примеру, исследователями было подсчитано, что только за последнее десятилетие в мире произошло свыше 100 локальных войн [4, с. 41]. Это доказывает факт присутствия насилия в человеческой жизни и в настоящее время.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации уголовная ответственность наступает за насильственные деяния, предусмотренные соответствующей статьей, а значит, подавляющее количество уголовных преступлений совершается также с помощью насилия. Например, статья 206 УК РФ предусматривает совершение захвата заложника с применением насилия как неопасного для жизни и здоровья (часть 1 статьи 206 УК РФ), так и опасного для жизни и здоровья (пункт «в» части 2 статьи 206 УК РФ). Насилие также сопровождается агрессией, под которой понимают всегда объективную мотивированную (мотив может быть осознанным или неосознанным, но он, в любом случае, наличествует) форму взаимодействия всех живых существ (включая людей и их группы, вплоть до уровня всего общества), одним из обязательных результатов которого является угроза причинения и (или) само причинение агрессором объекту своего нападения - любым живым существам или неживым предметам, являющимся их «заменителями», любого вида физического и (или) психологического вреда (ущерба). Насилие и агрессия - это две составляющие одной человеческой жизни, существующие неразрывно друг от друга, как его биологическая и социальная стороны [10, с. 111].

Что же такое насилие и что следует понимать под этим жизненным явлением?

Данный вопрос интересует множество авторов. Представляется, для того, чтобы познать философский, политико-правовой смысл данной категории, необходимо установить точное значение понятия «насилия».

Во многих философских трудах насилие отождествляется со злом и считается не соответствующим нормам морали. Еще Аристотель в своих работах упоминал о насилие. В соответствии с его концепцией: «стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права» [6, с. 156]. А значит, использование силы не может привести к созданию идеального государства. Насилие рассматривается как отрицательное явление.

Насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы [3, с. 299]. Однако не всякое применение силы можно именовать насилием. Обычно насильственными считаются действия одних людей, непосредственно направленные против жизни и собственности других: убийства, увечья, ограбления, нападения, завоевания, угрозы, разбои и т.д. [3, с. 299].

Франц-фон-Лист давал довольно интересное понятие насилия. Он считал: «Насилие - это применение значительной силы для преодоления значительного сопротивления. При этом безразлично, пришлось ли преодолевать сопротивление человеческого тела, или предмета. Насилие всегда бывает насильственным воздействием на материю насильственной деятельностью и иногда само по себе воздействием на волю или принуждением» [5, с. 57]. А.А. Пионтковский в своих работах считал, что «насильственное воздействие состоит во всяком принуждении к действиям, противоречащим желаниям» [7, с. 761], соответственно, под насилием они понимали принуждение, которое противоречит желаниям потерпевшего.

Насилие или угроза его применения понуждает людей к такому поведению, которое не соответствует их желанию. Насилие может существовать только в такой общественной среде, где у людей уже существуют некие стандарты, нормы и идеалы, в соответствии с которыми живут люди и оценивают свое поведение сознательно. Оно представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которого одни индивиды и группы людей подчиняют себе других, узурпируют, т.е. подчиняют их свободную волю. Но как такое возможно? Ведь, говоря словами Гегеля, «свободная воля в себе и для себя принуждена быть не может» [2, с. 141]. Нельзя принудить того, кто не хочет, чтобы его принудили.

Однако, по словам русского мыслителя Л.Н. Толстого, «насиловать - значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие» [8, с. 190]. Соответственно, насилие есть действие, которое совершается без согласия, не может быть разрешено, одобрено, а значит и против воли. Принуждение Л.Н. Толстой считал большим злом. Насилие - внешнее, силовое воздействие на человека или группу людей с целью подчинить их

воле того (или тех), кто осуществляет такое воздействие. Оно представляет собой узурпацию человеческой свободы в ее наличном бытии, внешнем выражении [3, с. 303]. Таким образом, делая выводы, представляется, что механизм, технология насилия и состоит в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого физического воздействия. Именно с физическим воздействием связывают насилие многие юристы в теории уголовного права. То есть навязывая волю одних другим, насилие может быть истолковано как разновидность отношений господства, власти. Власть есть господство одной воли над другой, применительно к человеческим отношениям ее можно определить как принятие решения за другого [3, с. 302].

Шагако Д.С. в своей работе определяет: насилие есть всегда субъективно отрицательно оцениваемое агрессивное действие, т.е. такое действие, которое кем-то негативно оценивается, но объективно происходит в реальности, имеет определенный мотив, цель и обязательно приводит в качестве одного из текущих результатов к какому-либо виду ущерба, физическому (материальному) и (или) психологическому (духовному) [10, с. 111]. Но в таком случае возникает вопрос: может ли насилие оцениваться положительно? Имеет ли оно моральное оправдание? Очевидно: нет. По нашему мнению, мораль и насилие - это понятия взаимоисключающие. Сама мораль начинается там, где кончается насилие [3, с. 301]. Содержанием морали все же является добро. Насилие есть зло, возникает при конфликтных ситуациях, в случае отсутствия взаимопонимания субъекты становятся врагами и, соответственно, отсутствуют аргументы для оправдания насилия. Насилие издавна считается средством, наиболее трудно совместимым с нравственностью, связанным с «дьявольскими силами» [1].

Необходимо также отметить, что в основе рассматриваемой выше категории лежат субъект и объект насилия. Как субъект насилия следует анализировать отдельного индивида, группу людей, сообщество или же государство. Объектом насилия может выступать конкретный человек или группа лиц, на которых направлено соответствующее насилие. Взаимодействии объекта и субъекта между собой, так и друг с другом, как составляющих компонентов, характеризует наличие насилия.

Взаимодействие, что же под ним понимают? Данная категория также имеет важное значение при рассмотрении категории насилия. В случае, когда субъекты воздействуют на объекты и заставляют совершать действия, противоречащие их устремлениям, установкам, возникает «принуждение», т.е. недобровольное воздействие. На наш взгляд, такое «принуждение» выступает характеристикой насилия. Как замечал Л. Н. Толстой, насилие состоит в том, что «...одни люди могут силой заставить других людей жить по своей воле» [9, с. 200].

Таким образом, насилие - это действие, связанное с человеком, присуще только ему, которое существует в объективной реальности, имеет характерные признаки: цель, время, мотивы, место.

Насилие есть физическое принуждение. Оно применяется против воли объекта насилия, т.е. «недобровольно, без согласия, без желания».

Насилие никогда не соответствует законам и нормам морали, не может одобряться и всегда субъективно отрицательно оценивается объектом, оно является разрушающим и приводящим к страданиям явлением. Это что-то, что негативно вмешивается в сознательный вклад жизни.

Помимо всего, как признак, следует выделить негативный результат, как следствие насилия: вред, ущерб, увечья, психические переживания и т.п.

Необходимо отметить взаимосвязь агрессии и насилия, но агрессия есть, как нам представляется, результат его природного происхождения, инстинктивного, не зависящего от сферы сознания. Насилие есть понятие, созданное исключительно с помощью человеческого разума, акт сознательной воли человека, заключает в себе ценностный уровень осознания действительности бытия.

Список используемой литературы:

1. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер // - М., - 1992.

2. Гегель. Философия права. § 91 / Гегель // - М. : Мысль, - 1990. 524 с.

3. Гусейнов А.А. Понятие насилия / А.А. Гусейнов // Философия, наука, цивилизация. - М., 1999. С. 293

- 308.

4. Денисов В.В. Философия насилия / В.В. Денисов // Философия и общество. - 2008. -№ 1. С. 39-56.

5. Лист Ф. Учебник уголовного права. Особенная часть / Ф. Лист // - М., - 1905. 427 с.

6. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под. ред. В.С.Нерсесянца // - М : Норма, - 2004. 926 с.

7. Пионтковский А.А. Преступления против личности / А.А. Пионтковский // - М., - 1936. С. 761.

8. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. в 90 томах Т. 28 / Л.Н. Толстой // С. 190-191.

9. Толстой Л.Н. Путь жизни / Л.Н. Толстой. М.: Высшая школа, 1993. 527 с.

10. Шагако Д.С. Насилие как философская категория: сущность, характерные черты / Д.С. Шагако // Вестник Воронежского государственного технического университета. - В., 2010. С. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.