Панченко А.И. ©
Факультет юриспруденции и ювенальной юстиции, Российский государственный
социальный университет
ПОНЯТИЕ «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОДУКТ»
Аннотация
В статье исследуется понятие «мультимедийный продукт» в гражданском праве, его правовое обоснование, практическое применение термина «мультимедийный продукт».
Ключевые слова: мультимедиа, мультимедийный продукт, понятие. Keywords: multimedia, multimedia product, concept.
Мультимедийный продукт.
В наш быстроразвивающийся компьютерный век вокруг очень много различных новых слов, словосочетаний и терминов, точное определение которым сложно подобрать. Трудно это не только для обычного человека, но и для нашего законодательства, которое претендует на охрану и защиту этих новых слов и понятий.
Ярким примером является словосочетание «Мультимедийный продукт», которое используется в нашем гражданском законодательстве, но не имеет конкретного определения для понимания, что же именно следует считать Мультимедийным продуктом.
В пункте 1 ст. 1240 ГК РФ говорится, что сложный объект содержит несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.
К сложным объектам законодателем отнесены четыре вида произведений:
1) аудиовизуальные произведения;
2) театрально-зрелищные представления;
3) мультимедийные продукты;
4) единые технологии.
Данный перечень сформулирован как исчерпывающий, поэтому нормы ст. 1240 ГК РФ на иные охраняемые объекты не должны распространяться, даже если имеется «лицо, организовавшее создание сложного объекта».
Несмотря на довольно частое использование этого понятия, оно так и остаётся не имеющим точного юридического определения. Из-за отсутствия определения чаще и чаще возникают судебные споры, которые представляют трудность для их разрешения в связи с недостаточной правовой базой.
Эту проблему можно конечно обосновать тем, что это относительно новое явление в нашей жизни, однако сами эти понятия обязательно требуют обоснования правомерности их использования.
Для того, чтобы можно было в полной мере понять этот термин, нужно для начала обратиться к истории его появления, ведь без этого будет трудно сделать какие-либо выводы.
Делая небольшой исторический обзор можно сказать, что в 1965 году термин «мульти-медиа» был использован для обозначения шоу, совместившего в себе живую рок-музыку, кино, световые эффекты и нетрадиционное искусство. В течение сорока лет этот термин принимал различные значение, например, в 70х он означал графическую презентацию, совмещенную со звуковой дорожкой. И уже к 90м этот термин стал таким, каким сейчас мы с вами привыкли его понимать.
© Панченко А.И., 2012 г.
Технологии стали гораздо быстрее развиваться. Появились CD-ROM, интернет, сайты и другие компьютерные плоды. И тут мы видим, что возникает потребность в создании новой отрасли, новых слов и терминов, обозначающих данное направление. В итоге либо за неимением лучшего варианта, либо по старой привычке всё это называют мультимедией. Сейчас это понятие может заменить практически любую сторону компьютерной деятельности от аудиофайла до длинного и красочного видео.
Рассмотрим подробнее, что такое мультимедиа технологии и что они в себя включают:
Мультимедиа технологии - возможность представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:
- возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);
- возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;
- возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно- исследовательскими или познавательными целями;
- возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале "горячих слов (областей)", по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
- возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
- возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;
- возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;
- возможность подключения к глобальной сети Internet;
- возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);
- возможность создания собственных "галерей" (выборок) из представляемой в продукте информации (режим "карман" или "мои пометки");
- возможность "запоминания пройденного пути" и создания "закладок" на заинтересовавшей экранной "странице";
- возможность автоматического просмотра всего содержания продукта ("слайд-шоу") или создания анимированного и озвученного "путеводителя-гида" по продукту ("говорящей и показывающей инструкции пользователя"); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
- возможность "свободной" навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.
После всего вышенаписанного можно сказать, что мультимедийным продуктом можно назвать лишь ту программу мультимедийных технологий, которая включает в себя
текст, звук, видео, графическое изображение и анимацию одновременно. Иначе рассматривая эти технологии по отдельности их можно отнести к другим категориям сложного объекта.
Возможности технологии мультимедиа безграничны. Поэтому нужно оставить открытым список мультимедиа продуктов, так как современные компьютерные исследования не стоят на месте и постоянно появляются новые и новые технологии, которые следует изучать в контексте имеющихся и дополнять и корректировать уже имеющиеся списки.
Литература
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Экономическая информатика. Учебник под редакцией В. П. Косарева и Л. В. Ерёмина.-2002.-с594.
3. Статья доцента Байкальского государственного университета экономики и права, канд. юрид. наук С.В.Трофимова (г. Иркутск) посвящена проблемам идентификации интеллектуальных продуктов.
4. Сайт рефератов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru
5. Лекция по Базовым информационным технологиям [Электронный ресурс]. -http://ikit.edu.sfu-kras.rU/files/11/7.pdf