ПОНЯТИЕ МОТИВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ Т.В. Круглова
Кафедра уголовного права и процесса Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, б, I¡7198, Москва, Россия
В настоящее время в психологии, социологии и криминологии имеется много интересных работ, посвященных исследованию мотивации человеческого поведения, в частности, мотива преступления.
Уголовно-правовое понятие мотива преступления исходит из определения мотива, которое дается в общей психологии. Но на тему сущности понятия мотива имеется немало точек зрения. Это связано с тем, что психологи, которые непосредственно занимаются разработкой мотивации поведения, в понятие «мотив» вкладывают абсолютно разные явления. Мотивами называют потребности, влечения, побуждения, а также переживания, эмоции, интересы, желания, жизненные цели, идеалы. Но, несмотря на различия в интерпретации феномена «мотив», можно выделить несколько основных точек зрения понимания данной проблемы. Абсолютное большинство психологов единодушно считают, что «мотив как побуждение - это источник действия, его порождающий»1. Однако, если в данном вопросе они едины, то, подходя к исследованию изначального фактора, истока, который выступает двигателем воли человеческой (человека), мнения психологов расходятся. Одни считают, что воля человека подвластна только его осознанным потребностям, т.е. той нужде, которую он испытывает в определенный момент или в определенной ситуации2. Другие, помимо существования потребностей как основного побуждения, допускают существование и других побуждений, таких как влечения, эмоции, интересы3. Есть и другая категория, авторы которой считают, что эмоции и чувства имеют решающее значение в мотивации человеческого поведения. «Мотив - это эмоциональное состояние лица, выражающееся в проявлении воли, связанной с пониманием необходимости данного поведения и желанием его осуществления»4.
Что касается понимания данной темы за рубежом, то представители психологии вообще отрицают мотивацию поведения. Среди них - бихевиористы, которые игнорируют сознание и видят в поведении человека лишь проявление физиологического акта. Однако в настоящее время отмечается отход большинства групп психологов от бихевиористской схемы «стимул-реакция», которая объясняет побуждения человека. Рассматриваются новые подходы к изучению мотивации поведения;, больше внимания уделяется потребностям, хотя их, в основном, ассоциируют с физиологическими проявлениями либо излишне декларируют. И, что интересно, под мотивами обычно понимаются любые побуждения (как человека, так и животных). Излишне биологизируя личность, авторы этих теорий побуждения человека сводят к его рефлексам, тем самым, отрицая возможность целенаправленного формирования мотивов, их изменения в процессе общественного развития, что представляется суждением не совсем
1 Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Т. II. - М., 1989. - С.42.
2 См., например, Чхартишвили Ш.Ш. Место потребности и воли в психологии личности. -«Вопросы психологии», 1958, №2. С. 116; Кикнадзе Д.А. Потребность. Поведение. Воспитание. М.. 1968. С.ЗЗ; Ковалев А.И. Мотивы поведения и деятельности. М.,1988. С.48 и др.
3 См., например, Рубинштейн CJI. Основы общей психологии. М., 1946. С.564.
4 Харазишвили Б.В. Вопросы мотива поведения преступника в советском праве. Тбилиси, 1963. С.44; см. также: Кузнецова Н.Ф., Куринов Б.А. Отягчающие и смягчающие обстоятельства, учитываемые при определении меры наказания, - В кн. Применение наказания по советскому уголовному праву. М., 1958. С. 130.
оправданным жизнью и не логичным.
На протяжении жизненного пути у человека порой бывают такие ситуации, в результате чего его восприятие жизни, его жизненные ориентиры могут резко измениться. Но, как правило, это не происходит беспричинно. Каждое действ^ или деятельность подразумевают под собой нечто осознанное, а если и неоссзнаннс-;, то возникшее и живущее глубоко в подсознании. И естественно, что на любые изменения большой отпечаток накладывает окружающая среда, то есть те обстоятельства, в которых проходит жизнь индивида. И то или иное восприятие их человеком зависит от конкретной личности, конкретных обстоятельств, которые не всегда могут быть ему подвластны.
На каждом из этапов развития как раз и формируется свой мотив как осознанное (или неосознанное) побуждение, характерное для определенной деятельности или действия, в зависимости от того, как человек оценивает, учитывает, взвешивает те обстоятельства, в которых он находится и как видит ту цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности. «Мотив как побуждение - это источник действия, его порождающий; но чтобы стать таковым, он должен сам сформироваться»'.
Конечно, нельзя сказать, что между условиями жизни и содержанием мотивов существует жесткая определенная зависимость, равно как и совершением преступлений. Однако неблагоприятные условия формирования личности оказывают определяющее влияние на дальнейшую жизнедеятельность человека. Мотивы выражают наиболее важные черты и свойства, потребности и стремления личности. Поэтому верно утверждение, что, каковы мотивы, такова и личность, и наоборот.
Мотив находится в основе действий человека, является исходящим моментом в его деятельности. Для того чтобы понять конкретный мотив в мотивации поведения, необходимо обратить внимание, из каких представлений формируется деятельность. Непосредственное и прямое на нее влияние оказывает внутреннее психическое содержание субъекта, состояние которого всегда преломляется через объективную действительность, а именно необходимо учитывать окружающую среду и внутренний, духовный мир человека. Самые обычные потребности в психике любого индивида могут быть изменены под воздействием объективной действительности (вопрос только во времени: произойдет это быстро, внезапно или в течение какого-либо периода) и неизвестно к какому результату приведет изменческий акт в конкретной ситуации, будет ли это стимулом к действию, или, наоборот, усмирит внутреннюю потребность.
Все вышеназванные концепции, давая определение понятию «мотив» обязательно стараются отождествить или определенно свести его к другим психологическим понятиям (потребностям, интересам, эмоциям и др.), что не совсем адекватно. Представляется, что мотив - это самостоятельное психологическое явление, и когда он проходит этап формирования, действительно, соприкасается с указанными факторами, но они не являются его конечным результатом, а только лишь отдельными компонентами в процессе мотивации.
Итак, отдельные компоненты, а именно потребность, предпочтение которой отдается при формировании мотива, есть результат объективного и субъективного, которая растет, изменяется, принимает другую сущность в ходе всего исторического, социального развития и рассматривается в качестве мотива не как таковая сама по себе, потому что это еще не есть мотив, а непосредственно соприкасаясь с объекте:/ дель:а, орудиями и средствами совершения деяния и предвидением последствий, т.е. когда она осознана, эмоционально пережита и связана с конкретным поведением2.
Мотивы преступного поведения состоят как бы из двух уровней. Первый из них
1 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. - С. 42.
2 См.: Волков Б.С. Мотивы преступлений. Казань, 1982. С. 6.
можно назвать предметным, поскольку он выполняет функции непосредственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей, например, желание завладеть чужим имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние и т.п. Второй уровень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой. Здесь мотивация возникает, развивается и реализуется на бессознательном уровне, и ее содержанием является постоянное утверждение своего «я», защита своего биологического и социального существования. Теснейшим образом, переплетаясь, взаимодействуя, взаимодополняясь, эти уровни усиливают друг друга и мощно детерминируют преступное поведение.
В самом общем виде своеобразная схема криминальной активности выглядит так. Допустим, возникает определенная потребность, далее подразумевается ее удовлетворение, но не всегда представляется возможным ее .беспрепятственное удовлетворение, т.е. на пути возникает определенный барьер, препятствие в силу каких-либо внешних причин. Как следствие порождается мотив, побуждающая сила которого стремится выйти из создавшейся ситуации. На следующем этапе происходит взаимодействие получившегося мотива с теми свойствами личности, которые в большей степени характеризуют человека как «криминального типа» и в данной ситуации сыграют определенную роль, т.е. образуют соответствующую «криминальную» цель.
Мотив и цепь - это два сложных, но абсолютно самостоятельных понятия, которые «переплетают» друг друга. «Цель всегда опосредована мотивом, так же, как мотив опосредован целью»1.
Цель преступления - есть тот воображаемый и желаемый результат, к достижению которого стремится лицо, совершая противоправное, общественно опасное деяние. Нужно отметить, что соотношение мотива и цели понимается неодинаково как в психологии, так и в юридической науке. Многие психологи отождествляют понятия мотива и цели2. Их мнение разделяют и некоторые ученые-юристы3.
Однако большинство других выступают против такого слияния понятий, придавая им, хотя и взаимообусловленное значение друг друга, но, тем не менее, характеризующее абсолютно разные стороны проявления воли4. Думается, что вторая точка зрения представляется более разумной. «Осуществляя деятельность, побуждаемую и направленную мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной деятельности»5.
Мотив раскрывает сущность понимания причины побуждения к поступку в общем смысле и отвечает на вопрос, в силу чего совершен тот или иной поступок, почему человек в данной обстановке действует так или иначе, а цель непосредственно «просочившись» через мотив, характеризует его направление. В этом прослеживается различное проявление волевого процесса, что естественно исключает их тождественность. Цель не может возникнуть сама по себе, она получает свою реализацию вследствие появления мотива, а мотив, в свою очередь, воплощается благодаря цели, т.е. не действует «в виде совершенно слепого импульса, а
1 Волков Б.С. Указ. соч. С. 7.
2 См.: Стеркин А. Происхождение сознания. М.,1960. С. 447-448, и др.
3 См.: Орлов В.Н., Экимов А.И. Цель и норма советского права. - «Известия высших учебных заведений. Правоведение», 1968, №5. С. 26, и др.
4 См.: Волков Б.С. Проблема воли и уголовная ответственность. Казань, 1982. С. 83-84; Гольдинер В.Д. Мотив преступления и его значение в советском уголовном праве. - «Советское государство и право», 1958, №1. С. 44; Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и ее установление. Воронеж, 1974. С. 185-186, и др.
5 Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание/УВопросы философии. 1972, №12. С. 129-140.
опосредствованно через осознанную цель»1. Значение цели для характеристики мотивации преступного поведения настолько велико, что без ее выяснения и выявления невозможно будет проследить весь механизм волевого процесса индивида, в котором прервется связь потребности с совершенным преступлением и невозможно будет понять, когда чувства, переживания останутся просто чувствами и переживаниями, а когда объективно выразятся в преступном деянии.
Мотив преступного поведения - есть внутреннее побуждение, выражающееся в стремлении к желаемому результату (цели) путем совершения общественно опасного деяния.
По общему правилу, мотив преступления всегда является осознанным побуждением. Вернемся к психологии и проследим развитие такого понимания. Снова нужно отметить, что единого подхода не наблюдается. Существуют разные точки зрения.
Одна группа психологов считает, что мотив может выражаться только как осознанное побуждение, а признание неосознанных мотивов подвергается жесткой критике, мотивируя тем, что данный аспект трактовки подпадает под бихевиористскую схему «стимул - реакция»2. Среди ученых - юристов такой же позиции придерживались A.A. Пионтковский, С.А. Тарарухин, Д.Н. Котов, А.А. Ковалкин и другие3.
Другая группа, как психологов, так и юристов признает существование и неосознанных мотивов. IO.M. Антонян, В.В. Гульдан* «Проведённое нами изучение мотивов преступлений показало, что их личностный смысл обычно ускользает от сознания, слабо или вообще не охватывается им, нося бессознательный характер». А.Н. Леонтьев: «Мотивы актуально не осознаются». A.B. Петровский: «Мотивы могут осознаваться и могут не осознаваться. Мотивы далеко не полностью осознаются человеком»4.
Наиболее типичным представляется именно такой взгляд, потому что мотив преступления (любой мотив), а особенно такой мотив, как ревность, зачастую может и не отражаться в сознании субъекта. Но судить об этом однозначно пока не представляется возможным, так как проблема неосознанного еще достаточно не то, чтобы не разработана, но точно не разгадана. Она вызывала дискуссии еще у представителей различных философских школ, разных направлений научной мысли. Ее научной разработкой занимались Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауер, 3. Фрейд, И.М.
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, С. 564.
2 См.: Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. С. 42; Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. С. 137.
3 См.: Пионтковский A.A. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1961. С. 119-120; Тарарухин С.А. Установление мотива и квалификация пресгупления. Киев, 1977. С. 14; Ковалкин A.A. , Котов Д.Н. Мотивы хулиганства // Вопросы борьбы с преступностью. 1973. Вып. 18. С. 41.
4 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 304; Петровский A.B. Мотивация как проявление потребностей личности. /Общая психология./ Под ред. A.B. Петровского. М., 1970. С. 101-117; Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 141; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 121; Волков Б.С. Мотивы преступлений. Казань. 1982. С. 9-10; Шестаков Д.А. Супружеское убийство как общественная проблема. СПб., 1992. С. 37-38; Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991. С. 45-46; Зелинский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. Харьков, 1986. С. 41; Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности и преступное поведение. М., 1983. С. 47-48; Кузнецова Н.Ф. Мотивация преступлений и тенденции ее изменения // Вопросы советской криминологии: материалы научной конференции. М., 1976. 4.2. С. 3.: Костенко А.Н. Принцип отражения в криминологии: (Системное исследование психологического механизма криминального поведения). Киев, 1986. С. 76-91; Дженебаев У.С., Рахимов Т.Г., Судакова Р.Н. Мотивация преступления и уголовная ответственность. Алма-Ата, 1987. С. 39-101; Криминальная мотивация. М., 1986. С.156-188.
Сеченов, И.П. Павлов и многие другие. Свое выражение эта проблема находит и в настоящее время. В самом общем виде, неосознаваемое можно определить как совокупность психических процессов (или один процесс), которые каким-либо образом или по каким-либо причинам не находят своего адекватного отображения в психике человека (имеется в виду - в осознаваемой плоскости, то, что называется единым волевым процессом).
Подразумевается, что единый волевой процесс - это воля, разум, мотив и ряд некоторых других психологических понятий, которые «шагают в один ряд» и данный волевой процесс сформируется окончательно, пройдет свой психологический тест осмысления и осознания и подойдет к завершению определением желаемого результата. Но существуют некоторые поступки, мотив совершения которых не был предопределен осознанностью.
Думается, что это не должно пониматься буквально. Мотив любого поступка заранее осознан, хотя и может находиться на бессознательном уровне; у них одно «я», но располагаются они в разных плоскостях. «Даже когда мотивы не сознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его сознание, но только особым образом»1.
В отличие от сознания, неосознанные мотивы, когда проходят процесс формирования, не преломляются чрез речевое оформление и не знают об этом процессе и причине его возникновения. Неосознанное не предполагает также предварительного мысленного построения действий, предвидения их результатов и постановки цели, предвосхищения будущего2.
А.Н. Леонтьев считал, что «факт существования актуально несознаваемых мотивов вовсе не выражает собой особого начала, таящегося в глубинах психики. Несознаваемые мотивы имеют ту же детерминацию, что и всякое психическое отражение: реальное бытие, деятельность человека в объективном мире. Несознаваемые и сознаваемые мотивы не противостоят друг другу; это лишь разные формы и уровни психического отражения, находящегося в строгой соотнесенности с тем местом, которое занимает отражаемое в структуре деятельности, в движении ее системы3».
Теория А.Н. Леонтьева абсолютно оправдана, однако, цитируемое несколько можно покритиковать, в том плане, что, на наш взгляд, истоки бессознательного как раз таятся в глубинах психики, в тени. «Оно может отражать и не только реальное актуальное бытие, но и включать в себя ту часть коллективного бессознательного, которое присвоено, унаследовано психикой данного человека»4. Это первое, а второе, трудно согласиться с тем, что несознаваемое и сознательное не противостоят друг другу. Между ними в равной мере существует как тесное сотрудничество, так и активное противоборство. Например, бессознательные влечения в результате борьбы могут вытесняться, блокироваться, даже разрушаться моральными запретами, вписанными в сознание.
Но чем сложно понимание и разгадка неосознанного, так это тем, что грань между осознанным и неосознанным мало выражена, можно сказать труднораспознаваема. Ведь то, что на определенном этапе развития личности было неосознанным, по истечении некоторого периода времени или при наступлении определенного обстоятельства, после логического осмысления и реального восприятия, может принять форму осознанного. И наоборот, то, что приобретает характер отработанного и автоматического, может перейти в сферу неосознанного.
Чаще всего человеком не осознается психологическая структура своей личности.
1 Леонтьев А.Н. Потребность. Эмоции. Мотивы. М., С.85.
2 См.: Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев, 1978. С.83.
3 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1974. С. 204.
4 Антонян Ю.М. Насильственная преступность в России / Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М., 2001. С.62.
Если в этой структуре личности преобладают какие-то особенности, то они могут не только «срабатывать» в неадекватных для нее психотравмирующих или провоцирующих условиях, но и порождать соответствующие ситуации. Например, человек, в структуре личности которого преобладают паранойяльные черты, характеризующиеся подозрительностью и мнительностью, всегда найдет, например, повод для ревности и обиды. Можно полагать, что это закономерность функционирования данного типа, однако, наличие сего факта не ведет с неизбежностью только к преступным действиям.
Но совсем по иному можно рассматривать преступления, совершенные в состоянии аффекта, где преступник не осознает характера своих действий, в силу внезапно возникшего сильного душевного волнения.
Думается, что виновный в момент совершения преступления не задумывается и не анализирует побуждение вообще, и какое именно, в частности, его толкнуло к данным действиям. Решение о совершении преступления бывает мгновенным, под впечатлением увиденного, с позиции эмоций. То есть возникновение мотива уголовно наказуемого действия связано с наличием конфликтной ситуации, эти действия совершаются под непосредственным влиянием эмоционального возбуждения. Происхождение аффективной реакции, которая приводит к преступлению, связано с каким-либо психотравмирующим воздействием, что вызывает ярость, гнев, обиду. Увиденное производит на виновного неожиданное, сильное, субъективно значимое психотравмирующее воздействие, несущее уфозу типичным, общепринятым ценностям, достоинству личности, сопряженное, например, с безнравственным поступком потерпевшего. Необходимым условием возникновения аффективной реакции является также субъективное ощущение необходимости немедленных ответных действий против обидчика в сочетании с ощущением невозможности совершения таких действий, восприятием ситуации как безвыходной, невозможностью или заблокированностью рациональных способов ее разрешения.
И такие ситуации достаточно распространенны, сначала человек действует, не думая, а потом пытается понять и осознать случившееся, мотивировать причину своих действий, их побуждающую силу.
Также можно предположить, что преступник, не осознает подлинных мотивов своего поведения в силу определенной психологической самозащиты, сформировавшейся под влиянием вытеснения из сознания компрометирующих и нежелательных факторов, побуждающих к преступлению, тем самым как бы отгородив себя от всего негативного. И в силу образовавшейся этой самозащиты в сознании человека его поступки «окрашиваются в другой цвет», по крайней мере, для сознания субъекта они не кажутся столь ужасающими и низменными.
Можно сказать, что оба уровня мотивации — внешний осознанный и глубинный бессознательный - действуют одновременно, сложно переплетаясь и взаимодействуя друг с другом. Последний и является носителем смысла поведения, т.е. содержит в себе ответ, ради чего оно реализуется, но для его обнаружения необходимо обладать специальными методами и навыками.
Указанные уровни мотивации соответствуют существующей отечественной схеме мотивов, включающей в себя два образования: это смыслообразующие мотивы, которые непосредственно побуждают к деятельности и придают ей личностный смысл, и мотивы-стимулы, которые играют роль способствующих, побудительных факторов, по общему правилу не детерминирующих преступление. Однако их наличие позволяет констатировать факт существования некоего барьера при осознании подлинного ведущего мотива преступления, так как обе категории мотивов в определенный момент могут сыграть разную роль и обладать разной силой, в связи с чем, в сознании субъекта в силу его личностных психологических установок может отразиться как самый простой и приемлемый мотив, так и достаточно сложный для восприятия его самим субъектом преступления.
Связь осознанного и неосознанного неотвратима, и быть категоричным в чаю-тз одном представляется быть неправым; особенно наглядно наблюдается, как важна научная разработка мотивации преступного поведения, а именно мотива преступления, всех его внутренних составляющих.
NOTION OF A MOTIVE OF CRIME T.V. Kruglova
The Department of Penal Law and Procedure Russian University of People 's Friendship Mikluho-Maklay sir., 6, 117198, Moscow, Russia