УДК 316.4.06:159.9.072.5
DOI: 10.24151/2409-1073-2018-4-157-162
Понятие «личность» глазами современных студентов О. В. Шангина1, Ф. К. Романов2, Н. А. Думанова1
1 Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
Рассматриваются особенности восприятия современными студентами себя как личности. Делаются попытки раскрыть и проанализировать проблемы становления личности в современном российском обществе. Прослеживается связь между неоднозначной мотивацией со стороны общества по отношению к молодежи, выражаемой в призывах, подобных лозунгу «Бери от жизни всё», и угрозой выхолащивания понятия «личность». Подчеркивается, что эта угроза при отсутствии должного противодействия может привести к тому, что человек перестанет быть ценностью и уникальностью.
Ключевые слова: личность; студент; личностные качества; общество; экзистенциальная психология; психодиагностика; психодиагностическая методика.
Concept of Personality as Seen by the Eyes of Modern Students
O. V. Shangina1, F. K. Romanov2, N. A. Dumanova1
1 National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia
2 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
The authors consider particularities of modern students' self-perception as personality. They did attempt to expose and analyze personality development problems in contemporary Russian society. The authors map back the society's controversial motivation aimed at young people and expressed in slogans similar to formulas such as "Get the most out of life", and a threat to make the personality concept vapid. They have stressed out that in the absence of due countermeasure this threat could cause human being to lose value and uniqueness.
Keywords: personality; student; personal qualities; society; existential psychology; psycho-diagnostics; psycho-diagnostic technique.
Выдающийся российский ученый, доктор психологических наук профессор В. Н. Дружинин в своей книге «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии» [1, с. 52], написанной за год до трагической гибели, цитирует стихи отечественного
© Шангина О. В., Романов Ф. К., Думанова В. А.
поэта Евгения Евтушенко: «Не люди умирают, а миры... / Уходят люди... Их не возвратить. / Их тайные миры не возродить...»
Человек, индивид, личность — эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом изучения различных наук:
философии, психологии, педагогики, антропологии, биологии, социологии, экономики и др.
Среди этих понятий «личность» отражает наиболее сложный объект. Он находится на стыке двух миров — биологического и социального, вбирает в себя всю их многогранность, многоплановость и многомерность. Общество как социальная система не обладает такой степенью сложности, поскольку является сугубо социальным образованием, в нем присутствуют исключительно социальные черты.
На наш взгляд, в понятие «личность» необходимо включить и такой компонент, как «духовное Я», который возвратила в отечественную психологию доктор психологических наук Т. А. Флоренская [2, с. 41]. В данном контексте уместно говорить о том, что личность изучает и такая наука, как теология. Соответственно понятие «личность» становится трехмерным: включает в себя духовное измерение, наряду с биологическим и социальным.
Понять личность человека — задача не только психологов, педагогов и медиков. Ее ставят перед собой все люди без исключения, независимо от страны проживания, культуры, в которой они выросли, профессии, которой они занимаются. Современный мир создает для человечества реальную угрозу потеряться как во внешней информации, увеличивающейся в объеме все возрастающими темпами, так и во все умножающихся контактах людей между собой. В ходе взросления, развития своей личности человек расширяет взаимодействие с социальной средой, готовится к новым, более сложным и глубоким контактам. Но если раньше в традиционных институтах общества — семье, школе, различных спортивных секциях и кружках, высших учебных заведениях, производственных предприятиях — происходило постепенное и гармоничное расширение контактов человека, его как бы переводили с одной ступени готовности на другую, то сегодня молодые люди нередко вынуждены самостоятельно
определять, на какой ступени общения они находятся в данный момент. Разумеется, и до эпохи информационного взрыва молодому человеку приходилось самостоятельно давать себе оценку готовности к тем или иным жизненным переходам, но при этом старшему или наставнику принадлежала несомненно большая роль, чем сегодня.
Проблеме становления личности в современном обществе была посвящена Международная научно-практическая конференция, проведенная Томским политехническим университетом 20—22 сентября 2018 г.1 В ее работе приняли участие не только молодые ученые, преподаватели, студенты и аспиранты, но и представители духовенства. В выступлениях говорилось, что становление личности в современном мире — настолько существенная, многогранная и сложная проблема, что решить ее можно лишь с привлечением специалистов из различных областей. Процесс становления личности напрямую связан с поиском человеком той системы ценностей, которая определит и направление его дальнейшего развития, и весь последующий жизненный путь. Профессор Дружинин отмечает: «О проблемах "жизненного пути личности", "стиля жизни", "стратегиях жизни", "жизненной программе личности" и "жизненной перспективе" (можно перечислить еще немало терминов) заговорили в 70—80 годы. Первотолчком стала по-смертнаяпубликациякнигиС. Л. Рубинштейна "Человек и мир"» [1, с. 35]. Несмотря на то что исследователи отличаются своим видением особенностей формирования личности человека на различных этапах его жизни, по-разному оценивают степень влияния на формирование личности семьи, наследственных черт, социальной среды и других обстоятельств, они едины в том, что реализация личностью своего, независимого пути обусловлена наличием у человека тех качеств, которые определяют, насколько творчески он подходит к своей жизни, насколько может противостоять негативным тенденциям, всегда имеющимся в любом обществе.
1 Итоги Международной научно-практической конференции «Становление личности в современном обществе» // Юргинский технологический институт: [Сайт] / Томский политехнический университет. 01.10.2018. URL: http://uti.tpu.ru/novosti/itogi_mezhdunarodnoj_nauchnoprakticheskoj_konferencii_stanovlenie_lichnosti_v_ sovremennom_obshchestve/ (дата обращения: 1.11.2018).
Чем в большей степени человеку присущи эти качества, тем более он способен не только анализировать свои поступки, но и понимать причинно-следственную связь между теми обстоятельствами, в которых он не просто оказался, но к которым шел сам. Такой человек расценивает любые события, произошедшие с ним, не как игру случайных факторов, но как вехи, расставленные на всем пути его личностного развития. И в этом случае последовательность всего произошедшего и происходящего с ним в жизни он видит не как отдельные и разрозненные штрихи, а как целостную картину, как единую цепочку, составленную из звеньев-событий.
В психологии для раскрытия и изучения содержательных характеристик идентичности личности используется тест двадцати ответов на вопрос «кто я?». Эту методику, широко применяемую в психодиагностике личности, предложили психологи М. Кун и Т. Макпарт-ленд еще в 1954 г. Она не утратила актуальность и сегодня и имеет несколько модификаций на русском языке. Методика «Кто я?» представляет собой нестандартизированное самоописание с открытой формой и варьирующимся числом ответов в различных модификациях. Методика хорошо применима как для глубокого изучения личности в ходе психологического консультирования, так и для блиц-опроса больших групп.
Тест «Кто я?» создан на основе Я-кон-цепции М. Куна. Теоретической основой методики служат концепции социальных ролей и ролевого поведения, в рамках которых задается способ самовосприятия человека как носителя этих ролей. Этот факт находит отражение в самоописаниях испытуемых. Личности свойственно рефлексировать, пытаться осмыслить свои психологические характеристики, свое место не только в социальном мире, но и в мире в целом, поэтому методика охватывает не только ролевые аспекты, но все сферы представлений человека о своей личности и ее ядре — Я. Наиболее часто для анализа ответов испытуемых применяются следующие категории группировок: группы принадлежности, тип родства, основные занятия, черты характера, интерперсональный стиль, устремления и т. д. [3].
На протяжении последних десяти лет перед началом обсуждения темы «личность» студентам Национального исследовательского университета «МИЭТ» предлагается дать пят-надцать-двадцать (в зависимости от модификации методики) ответов на вопрос «кто я?». В психологии ответ на этот вопрос составляет суть понятия «Я-концепция» — динамической системы представлений человека о самом себе и своей роли в социуме. И за десять лет картина ответов, даваемых студентами, практически не изменилась [4].
Студенты называют себя личностью, человеком, индивидом, пишут, что они брат, сестра, дочь, сын, внучка, внук, а также друг или подруга. Но крайне редко респонденты вспоминают о том, что являются гражданами своей страны, и это — наглядное свидетельство того, сколь остра проблема воспитания патриотизма в современных реалиях. Мы попытались раскрыть данную проблему в докладе на международной научно-практической конференции «Пятые Декартовские чтения», прошедшей в НИУ МИЭТ в ноябре 2018 г. [4].
Одна из целей настоящей статьи — поднять вопрос утраты современной молодежью такого важного понятия, как «Я-концепция». На наш взгляд, это происходит среди прочего из-за утраты способности к рефлексии, как отмечалось ранее в статье «Проблема рефлексии в условиях современного экономического кризиса» [5]. По нашим наблюдениям, с каждым годом время на работу с методикой увеличивается, а количество данных студентами ответов уменьшается. И если изначально, в 1960-е гг., предполагалось, что тест М. Куна можно выполнить за 12 минут, дав 20 ответов на вопрос «кто я?», то сегодня картина совершенно иная: у современных студентов на эти ответы уходит 15—20 минут работы с методикой, и весьма значительное число опрошенных затрудняется определить себя двадцатью различными способами.
В опросе, проведенном в НИУ МИЭТ с применением этой методики в ноябре 2018 г., приняло участие 127 респондентов. Наиболее интересные данные опроса сведены в таблицу.
Результаты тестирования студентов по методике М. Куна
Психологическая характеристика Количество студентов, указавших эту характеристику Процент от общего количества респондентов
Личность 84 66
Человек 73 57
Друг 47 37
Сын, дочь, брат, сестра 62 49
Студент 64 59
Спортсмен, музыкант, кулинар 42 33
Добрый, отзывчивый, преданный 32 25
Читатель, писатель 54 43
Гражданин России 19 15
Религиозность 8 — православный 6
10 — атеист 8
Большинство опрошенных дали все 20 ответов, среди которых чаще всего встречается характеристика «личность». Отметим, что эту характеристику назвали и многие из тех студентов, которые не сумели ответить 20 раз на вопрос «кто я?». Среди ответов были и такие: креативный, хороший собеседник, созидатель, творец, волонтер, любитель поесть, сладкоежка. Примерно половина респондентов считают себя читателями, а 12 человек из 127 — писателями.
Как известно [6], широкое распространение методика М. Куна приобрела во второй половине XX в. Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет...», процитированное нами ранее, Евг. Евтушенко написал в 1961 г. — в тот же исторический период. Первая четверть XXI в. поставила перед учеными, наряду с вопросами познания, раскрытия и развития личности, и проблему ее сохранения. Сегодня остро стоит вопрос о том, каким будет каждое следующее поколение с точки зрения полноты развития личности и не утратит ли понятие «личность» своей значимости.
В статье 1910 г. «О современном состоянии русского символизма» поэт Серебряного века А. Блок признался: «Жизнь стала искусством. Я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо. <...> Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями
на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового» [7, с. 145]. До Первой мировой войны и революции, реальные события которой превзошли самое зловещее искусство, оставалось еще несколько лет, но гений поэта в самом расцвете Серебряного века усмотрел и его приближающуюся гибель: «Как сорвалось что-то в нас, так сорвалось оно и в России». В 1918 г., в этом «срыве», когда идеология массы заглушила даже попытки напомнить о том, что всякая личность уникальна, а потому и выше всего массового и материального, и что любая личность свята, Блок написал поэму «Двенадцать», где признался в уже очевидном ему итоге наступления «дьявольского сплава» не в искусстве, а в жизни: «.И идут без имени святого / Все двенадцать — вдаль. / Ко всему готовы, / Ничего не жаль.»
Такая заманчивая противоречивость идеального и обыденного, греховного и святого, массового и личностного, манящая своей непредсказуемостью и никогда не кончающейся игрой, к сожалению, ничему не научила живущих в XXI в. и знающих, чем закончился век Серебряный. И современный мир продолжает не замечать — или уже делает вид, что не замечает, не хочет замечать — разрушительности своей противоречивости. С одной стороны, он стремится провозглашать ценности общества потребления, бесскорбности и беспечальности,
избегает информации о смерти и боли, а с другой стороны, направляет на зрителей и слушателей поток насилия с экранов телевизоров, кинозалов и компьютеров.
Это привело к тому, что преподаватели психологии, социологии и ряда других гуманитарных дисциплин все чаще отмечают у студентов повышенный уровень агрессии по всем тестам. Причем сами студенты осознают свое состояние, ощущают озлобленность на весь мир, но предпочитают прибегать к деструктивным механизмам совла-дания, таким как уничтожение персонажей в антагонистических компьютерных играх.
Обесценивание чужой и своей личности прослеживается во всем. С одной стороны, провозглашаются и с помощью рекламы ежедневно внушаются слоганы «Бери от жизни всё», «Ты этого достоин», «Живи на яркой стороне», «Узнай, на что ты способен» и тому подобные, а с другой — происходит полное выхолащивание идей и ценностей, которые гуманистическая психология на протяжении последнего века пыталась привить в образовании, медицине, экономике, психологическом консультировании и других непосредственно связанных с обществом направлениях. Человек как он есть перестал быть целью, ценностью, уникальностью. Экзистенциальная психология, по определению В. Н. Дружинина, — «наука о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, равно — уникальны их жизненные пути» [1, с. 5]. Однако то, за что ратовала экзистенциальная психология, постепенно уходит из жизни современного общества.
Ранее мы цитировали поэта Серебряного века А. Блока. Серебряный век в русской литературе совпал с тем периодом отечественной психологии, когда психоанализ приобрел в России большую популярность, чем в других странах мира: «Взлет русской культуры в короткие полтора десятилетия между началом столетия и Первой мировой войной породил свои вершины и провалы в гуманитарных науках так же, как в политике и социальной мысли, живописи и поэзии. Россия Серебряного века была одним
из центров высокой европейской цивилизации. Хотя среди утонченных представителей культуры модерна не было недостатка в пророках, предвещавших скорый расцвет варварства, в столицах и провинциях развивались самые современные направления наук и искусств» [8, с. 3]. Известный советский психолог, кандидат психологических наук А. М. Эткинд в своей книге «Эрос невозможного. История психоанализа в России» далее пишет: «В истории психоанализа в России участвуют не только врачи и психологи, но и поэты-декаденты, религиозные философы и профессиональные революционеры». В этот период в России «любовь и смерть стали основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания» [8, с. 4]. Через эти два понятия — «любовь» и «смерть» — почти всегда можно было раскрыть глубину личности человека. Чем прекраснее любовь и чем достойнее смерть, тем глубже и величественнее была ушедшая личность. Из всего множества поэтов Серебряного века чаще всего вспоминают и приводят в пример расстрел Николая Гумилева — вечного соперника и антагониста Александра Блока. Оба поэта погибли в августе 1921 г. По воспоминаниям современников [9], в тюрьму Гумилев взял Евангелие и Гомера. На расстрел Гумилев шел так же мужественно, как и жил, он никого не предал и никого не оговорил, дабы спасти свою жизнь. Его поведение поразило даже чекистов, которые вели его на смерть — он «улыбался, докурил папиросу...» [10, с. 292]. И если о Серебряном веке говорили: уходит Личность, т. е. умирает человек, «уходят люди. Их не возвратить. Их тайные миры не возродить», то о веке сегодняшнем можно сказать: уходит понятие «личность», обесценивается суть личности, выхолащиваются ее глубина и содержание.
Литература
1. Дружинин В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М.: Per Se, 2005. 136 с.
2. Флоренская Т. А. Мир дома твоего: человек в решении жизненных проблем. М.: Русский Хроно-графъ, 2009. 480 с.
3. Кун М., Макпартленд Т. Тест «Кто Я?» / Модификация Т. В. Румянцевой // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре / Т. В. Румянцева. СПб.: Речь, 2006. С. 82—103.
4. Шангина О. В., Романов Ф. К., Думанова Н. А. Об особенностях патриотического воспитания сегодня // Пятые Декартовские чтения «Декартовский дуализм и современная картина мира»: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (15-16 нояб. 2018, Москва, Зеленоград) / Под общ. ред. А. И. Пирогова, Т. В. Растимеши-ной. Ч. 2. М.: МИЭТ, 2018. С. 57—64.
5. Шангина О. В. Проблема рефлексии в условиях современного экономического кризиса // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2016. № 2 (10). С. 50—51.
6. Kuhn M. H. Self-attitudes by age, sex, and professional training // The Sociological Quarterly. 1960. Vol. 1 (1). P. 39—55. https://doi.org/10.1111/j.1533-8525.1960. tb01459.x
7. Блок А. А. О современном состоянии русского символизма // Собрание сочинений: в 6 т. / А. А. Блок. Т. 4: Очерки, статьи. Речи, 1905—1921. Л.: Худож. лит., 1982. С. 141—151.
8. Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России. СПб.: Изд. дом «Медуза», 1993. 463 с.
9. Прокофьева Е. В. Лучшие истории любви XX века. М.: АСТ: Астрель, 2011. 538 с.: ил., табл. (Кумиры. Истории великой любви).
10. Мир Высоцкого: исследования и материалы / Сост. А. Е. Крылов, В. Ф. Щербакова. Вып. 5. М.: ГЦКМ В. С. Высоцкого, 2001. 712 с.
Поступила 19.11.2018
Шангина Ольга Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шоки-на, д. 1), [email protected]
Романов Федор Константинович — студент 3-го курса факультета экономической безопасности Института права и национальной безопасности (ИПНБ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82), [email protected]
Думанова Наталия Андреевна — старший лаборант кафедры физического воспитания Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), [email protected]
References
1. Druzhinin V. N. Varianty zhizni: ocherki ekzis-tentsial'noi psikhologii (Possible Options of Life: Essays on Existential Psychology), M., Per Se, 2005, 136 p.
2. Florenskaya T. A. Mir doma tvoego: chelovek v reshenii zhiznennykh problem (The World of Your Home: Man in Life Problems Solving), M., Russkii Khronograf", 2009, 480 p.
3. Kun M. (Kuhn M.), Makpartlend T. (McPart-land Th.) Test "Kto Ya?", Modifikatsiya T. V. Rumyan-tsevoi (The Twenty Statements Test (TST), Methodology Adaptation by T. V. Rumyantseva), Psikhologiche-skoe konsul'tirovanie: diagnostika otnoshenii v pare, by T. V. Rumyantseva, SPb., Rech', 2006, pp. 82—103.
4. Shangina O. V., Romanov F. K., Dumanova N. A. Ob osobennostyakh patrioticheskogo vospitaniya segodnya (On the Features of Today's Patriotic Education), Pyatye Dekartovskie chteniya "Dekartovskii dualizm i sovremen-naya kartina mira", Mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (15-16 noyab. 2018, Moskva, Zelenograd), Pod obshch. red. A. I. Pirogova, T. V. Rastimeshinoi, Ch. 2, M., MIET, 2018, pp. 57—64.
5. Shangina O. V. Problema refleksii v usloviyakh sovremennogo ekonomicheskogo krizisa (Reflection Problem in the Context of Modern Economic Crisis), Ekonomi-cheskie i sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya, 2016, No. 2 (10), pp. 50—51.
6. Kuhn M. H. "Self-attitudes by age, sex, and professional training". The Sociological Quarterly, vol. 1, no. 1, 1960, pp. 39—55. https://doi.org/10.1111/j.1533-8525.1960. tb01459.x
7. Blok A. A. O sovremennom sostoyanii russkogo simvolizma (On Contemporary State of Russian Symbolism), Sobranie sochinenii, v 6 t., A. A. Blok, T. 4, Ocherki, stat'i, rechi, 1905—1921, L., Khudozh. lit., 1982, pp. 141—151.
8. Etkind A. Eros nevozmozhnogo: Istoriya psikho-analiza v Rossii (Eros of the Impossible: History of Psychoanalysis in Russia), SPb., Izd. dom "Meduza", 1993, 463 p.
9. Prokofeva E. V. Luchshie istorii lyubvi XX veka (Best Love Stories of 20th Century), M., AST, Astrel', 2011, 538 p., il., tabl., Kumiry. Istorii velikoi lyubvi.
10. Mir Vysotskogo: issledovaniya i materialy (The World of Vysotsky: Research and Materials), Sost. A. E. Krylov, V. F. Shcherbakova, Vyp. 5, M., GTsKM V. S. Vysotskogo, 2001, 712 p.
Submitted 19.11.2018
Shangina Olga V., Candidate of Pedagogic Sciences, associate professor of Philosophy, Sociology and Politology Department, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]
Romanov Fedor K., 3rd grade student of Economic Security Faculty at Institute of Law and National Security, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, 119571, Moscow, Vernadskogo av., 82), [email protected]
Dumanova Natalya.A., seniorassistant ofPhysical Education Department, National Research University ofElectronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]