СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
RAR
ХДК 008 ББК71
DOI 10.34685/HI.2023.41.2.001
ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА ЖИЗНИ» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ И НАУЧНОМ
ДИСКУРСЕ 1
Дерябина Елена Дмитриевна,
кандидат культурологии, доцент руководитель отдела аспирантуры ФГБ НИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва»,
ул. Космонавтов, 2, Москва, 129366, e-mail: deryabina.ed@mail.ru
Аннотация
Анализируются подходы к понятию «культура жизни» — от религиозного, высказанного в 11-й энциклике Папы Римского Иоанна Павла II о нерушимости жизни, до сведения этого понятия к получению удовольствий, достижения успеха и материального благополучия.
Ключевые слова
Папа Римский Иоанн Павел II, 11-я Энциклика, культура жизни, культура смерти, биоразнообразие, защита жизни, качество жизни, достойная жизнь.
Работы по проблематике культуры жизни не- ческих и ценностных установок культуру жизни многочисленны. В зависимости от мировоззрен- исследователи понимают по-разному.
1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева» по теме «Культура жизни: опыт и уроки моделирования достойной жизни в советском государстве» Рег. № НИОКТР: 123011600027-5
3
Выражение "культура жизни" особое звучание приобрело в 1990-х годах, после опубликования 11-й энциклики Папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. «EVANGELIUM VITAE» [лат. — Евангелие жизни] о ценности и нерушимости человеческой жизни, в которой «культура жизни» противопоставлена «культуре смерти»: «В поисках глубочайших корней борьбы между "культурой жизни" и "культурой смерти" .... Нужно дойти до корней той драмы, которую переживает современный человек: у него притупилось восприятие Бога и человека, что типично в социально-культурном контексте, где обмирщение господствует настолько, что его влияние проникает даже внутрь христианских общин и подвергает их испытанию»1.
Энциклика состоит из 4 глав: 1-я посвящена современным опасностям, угрожающим человеческой жизни, во 2-й излагается христианское учение о ценности жизни, в 3-й предлагается трактовка заповеди «не убивай» (Исх. 20. 13; Втор 5. 17) в связи с проблемами биоэтики (в т. ч. аборта и эвтаназии), 4-я касается социального служения и обеспечения защиты жизни.
Культура жизни здесь понимается как образ жизни, основанный на убеждении, что человеческая жизнь на всех этапах от зачатия до естественной смерти священна.
В энциклике Папа Римский призывает к созданию культуры жизни, которая бы уважала и защищала каждую жизнь. Одним из главных аспектов культуры жизни является уважение к человеческой жизни и достоинству каждого человека.
Но в современном мире мы утратили знание, что каждый человек является образом Божьим и имеет неповторимую ценность, подчеркивает Папа Римский: «Замкнутый в узком кругу своей физической природы, он становится в некотором роде "вещью" и перестает понимать "трансцендентный" характер того, что он "существует как человек". Поэтому он больше не рассматривает жизнь как прекрасный дар Божий, вверенный его ответственности, чтобы он хранил этот
1 11-я энциклика Папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. «EVANGELIUM VITAE» п. 21. URL: https://cosb-mp.ru/dokumenty/rimsko-katolicheskoj-tserkvi/una-fides-evangelium-vitae-o-tsennosti-i-nerushimosti-chelovecheskoj-zhizni (дата обращения: 10.06.2023)
дар с любовью и "поклонялся" ему как "священной действительности". Жизнь становится для него попросту "вещью", которую он считает исключительно своей собственностью, полностью подлежащей его власти и любым манипуляциям. ...В действительности же, живя так, "как если бы Бога не было", человек утрачивает не только тайну Бога, но и тайну мира и своего собственного существования»2.
Понятие «культура жизни» в этом контексте приобретает концептуальный смысл призыва к защите жизни всех людей, включая не рождённых, больных, стариков и умирающих.
Из факторов, угрожающих человеческой жизни, в энциклике особо выделяется прерывание «зачатой жизни или жизни, близящейся к концу», так как в современном обществе оно зачастую рассматривается не только лишенным характера преступления, но и требующим законодательного признания со стороны государства. Основанием такой позиции служит все более распространяющаяся в современном европейском обществе «культура смерти» — социокультурная концепция, где определяющими критериями являются успех и материальное благополучие, поэтому «тот, кто своей болезнью, инвалидностью или просто самим фактом своего существования угрожает благоденствию либо жизненным привычкам более благополучных, оказывается врагом, от которого надо защищаться или которого надо уничтожать»3. По мнению Папы Римского, эта концепция приобретает глобальные масштабы «заговора против жизни», особыми чертами которого становятся пропаганда и распространение практики контрацепции, абортов, стерилизации и эвтаназии, требование их полной легализации и бесплатного осуществления работниками здравоохранения.
2 11-я энциклика Папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. «EVANGELIUM VITAE» п. 22. URL: https://cosb-mp.ru/dokumenty/rimsko-katolicheskoj-tserkvi/una-fides-evangelium-vitae-o-tsennosti-i-nerushimosti-chelovecheskoj-zhizni (дата обращения: 10.06.2023).
3 11-я энциклика Папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. «EVANGELIUM VITAE» п. 12. URL: https://cosb-mp.ru/dokumenty/rimsko-katolicheskoj-tserkvi/una-fides-evangelium-vitae-o-tsennosti-i-nerushimosti-chelovecheskoj-zhizni (дата обращения: 10.06.2023).
Именно этот смысл стал обсуждаться многими авторами, поддержавшими тему культуры жизни после публикации энциклики. Так, в своей книге "The Culture of Life: Ten Essential Principles for Christian Bioethics" Дэвид ДеАнджелис рассматривает различные аспекты культуры жизни и призывает к созданию общества, которое уважает жизнь каждого человека.
Другой автор, Роберт П. Джордан, в своей книге "The Culture of Life: A Catholic Perspective", обращаясь к теме культуры жизни, также подчеркивает важность защиты жизни всех людей. Он отмечает, что культура жизни не только призывает к защите не рождённых детей (зачатой жизни), но и к созданию условий достойной жизни для каждого человека. Разделяющие эту позицию авторы, видят её реализацию в создании общества, которое уважает и защищает жизнь каждого человека.
Осмысление понятия «культуры жизни» в России происходит в процессе деятельности ряда организаций и движений, которые призывают к развитию культуры жизни. Например, Общероссийское общественное движение «За жизнь», которое занимается защитой прав не рожденных детей и поддержкой материнства. Также существует Благотворительный Фонд "Защита жизни", который занимается просветительской деятельностью в области биоэтики и защиты прав человека на жизнь. Таким образом, тема культуры жизни является актуальной не только для западных стран, но и для России. Российские ученые и организации также призывают к уважению и защите каждой жизни, а создание общества, основанного на принципах биоэтики и уважении к каждому человеку, является важной задачей для современного общества.
Папская энциклика побудила к размышлению о культуре жизни в совокупности с проблемами качества жизни, экологии, биоэтики. В энциклике, в частности, говорится, что «особенно важное явление — оживление этических размышлений о жизни: возникновение и все более широкое развитие биоэтики способствует размышлению и диалогу — между верующими и неверующими, а также между людьми, исповедующими разные религии, — по основным этическим проблемам, связанным с человеческой жизнью»4.
4 11-я энциклика Папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. «EVANGELIUM VITAE» п. 27. URL: https://cosb-mp.ru/dokumenty/rimsko-katolicheskoj-tserkvi/una-fides-evangelium-vitae-o-tsennosti-i-
В энциклике фиксируется негативная с религиозной точки зрения тенденция сведения культуры жизни исключительно к проблеме материального качества жизни: «Единственной целью, принимаемой во внимание, становится собственное материальное благополучие. Так называемое "качество жизни" рассматривается чаще всего или даже исключительно в категориях экономической производительности, беспорядочного потребительства, удовольствий и развлечений, получаемых от физического существования, а более глубокие измерения бытия — реляционные, духовные и религиозные — предаются забвению»5.
Есть опыт включения в инструментарий культурологии концептов «культура жизни» и «жизнь культуры». В монографии Кругловой Л.К., «жизнь культуры» предстает как развертывающийся во времени процесс человеческой деятельности, а «культура жизни» как культура человеческой деятельности»6.
В .М. Розин рассматривает «культуру жизни» в модусах, производных от возрастного периода жизни человека7. По мнению Розина человек является единим только в биологическом плане, но не как культурное существо. Поэтому культура жизни состоит из нескольких культур жизни: культура детства, культура отрочества и юности и несколько культур взрослого человека. Каждая культура жизни человека характеризуется особенностями жизнедеятельности и мировосприятия. «Культуры жизни человека» автор рассматривает в категориях старость, возраст, смысл жизни, кризис, болезни, страх, здоровье, смерть и др.
nerushimosti-chelovecheskoj-zhizni (дата обращения: 10.06.2023).
5 11-я энциклика Папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. «EVANGELIUM VITAE» п. 23. URL: https://cosb-mp.ru/dokumenty/rimsko-katolicheskoj-tserkvi/una-fides-evangelium-vitae-o-tsennosti-i-nerushimosti-chelovecheskoj-zhizni (дата обращения: 10.06.2023).
6 Круглова Л.К. Жизнь культуры и культура жизни: концепты и реальность» / Жизнь культуры и культура жизни история и современность, монография. СПб: изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2015. 148 с.
7 Розин В.М. Завершение жизни и культура старости /
Культура культуры. № 1 2017. URL: http://cult-cult.ru/
zavershenie-zhizni-i-kulitura-starosti/ (дата обращения:
10.06.2023).
5
6
Ряд отечественных исследователей конструкт «культура жизни» интерпретируют в плоскости триадных коэволюционных взаимоотношений «человек-природа-общество», как объединение трех категорий: «жизнь», «человек» и «культура», «как биологически заданное, социально обусловленное, психологически обоснованное, духовно мотивированное воплощение объединения культуры общества и культуры человека»8.
Кракшина Л.И. так определяет культуру жизни. «Культура жизни» — это форма и способ существования человека в социальной среде, выбор оптимальных моделей поведения и наилучшей позиции для того, чтобы решать конкретные и специфические задачи, возникающие перед ним в процессе жизнедеятельности»9.
В отличие от религиозной (папской энциклики) интерпретации понятия «культура жизни», где акцент сделан на физической, биологической жизни, исходя из идеи её абсолютной ценности, — в светских теоретических разработках понятие «культура жизни», базируясь на ценности жизни как таковой, на первый план выдвигается содержание, сопряженное с социально-культурной, материально-предметной прагматикой жизни, выражающейся понятиями: качество жизни10, достойная жизнь11, достойное существование, среда и пространство жиз-
8 Е. Лысенко, О. Рагимова Культура жизни и культура здоровья / «Высшее образование в России». 2008. № 11. С. 139.
9 Кракшина Л.И. Культура жизни и стиль. URL: https:// www.deims.ru/lifestyle/ (дата обращения: 10.06.2023).
10 Щеткина И. А. Структура культуры качества жизни / Гуманитарный вектор. 2018. Т.13. № 3. С. 192-196; Богатырева Т. Г., Шачнев С. А. Культура как качество жизни. URL: https://viperson.ru/articles/tatyana-bogatyreva-kultura-kak-kachestvo-zhizni (дата обращения: 10.06.2023). Россошанский А.И. Методы измерения и инструменты повышения качества жизни населения России. Дисс. канд. экономических наук. Москва, 2018; Трофимова Н. В. Качество жизни населения региона: оценка и механизм управления. Дисс.канд. экономических наук. Челябинск, 2011; Шачнев С.А. Культурное измерение качества жизни: опыт проблемного анализа. Дисс. канд. культурологии. Москва, 2006.
11 Павлова И.Д. Формирование концепции достойного уровня жизни населения российской федерации. Дисс.канд. экономических наук. Саратов, 2015.
ни, образ жизни12 13, уклад жизни14, жизненные миры15, «дом»16, частная жизнь, повседневность17.
12 Мягченко Г.Ю. Повседневная культура в контексте образа жизни / Аналитика культурологии. Раздел Исторические аспекты культурологии. № 1(3). 2005. С. 195-198.
13 Авдеенко Е. В. Образ жизни как социальный феномен. Дисс...канд. философских наук. Воронеж, 2018.
14 Махалов С.А. Уклад жизни мордвы Саратовской области: историко-этнографическое исследование. Дисс. канд. исторических наук. Саранск, 2013.
15 Колчанова Ю.С. Жизненные миры советских инженеров в 1930-ые гг. (по материалам оборонных заводов Западного Урала). Дисс.канд. исторических наук. Екатеринбург, 2018.
16 Шуплецова Е. Ж. Феномен Дома в российской культуре: поиск сокровенного. Дисс. канд. философских наук. Тюмень, 2014.
17 Хмелевской А. В. Индустрия моды в повседневной жизни российской провинции ХХ века (по материалам Курского края). Дисс.канд. исторических наук. Тамбов, 2016; Плеханова В.А. Стиль и формообразование интерьера жилища в советский и постсоветский периоды как опыт эстетизации российской повседневности. Дисс.канд. искусствоведения. Владивосток, 2020; Ха-сянов О. Р. Повседневная жизнь советского крестьянства в послевоенное время. 1945-1953 гг. (На материалах Куйбышевской и Ульяновской областей). Дисс. доктора исторических наук. Самара, 2017; Чемодуров С.В. Повседневная жизнь сельского населения Курской области в конце XX— начале XXI вв. Дисс.канд. исторических наук. Курск, 2014; Кравченко Н.Н. Повседневная жизнь сельских жителей Нижнего Дона в 19601980-е гг. Дисс.канд. исторических наук. Нальчик, 2021; Рафикова С.А. Повседневная жизнь сибирских горожан в 1960-е годы. Дисс. доктора исторических наук. Новосибирск, 2013; Гуменюк А.А. Социальная стратегия советского государства и практики повседневности населения российской провинции во второй половине 1950-х — середине 1980-х гг. (на материалах Нижнего Поволжья). Дисс.доктора исторических наук. Саратов, 2019; Ашенова К. К. Советское детство: повседневная жизнь детей Омска (1961-1980 гг.). Дисс.канд. исторических наук. Тюмень, 2018; Сидорова Г. П. Советский тип хозяйственной культуры повседневности в массовом искусстве 1960-1980-х гг.: ценностный аспект. Дисс.докторская культурологии. С-Пб, 2013; Корнев В.В. Вещь в сфере повседневности: антропологический подход. Дисс. доктора философских наук. Томск, 2012; Елизов А. Г. Повседневная жизнь городского населения Красноярского края в середине 1940-х- середине 1960-х гг. Дисс. канд. исторических наук. Иркутск, 2012; Хатанзейская Е. В. Стратегии выживания населения в повседневной жизни советского города, 1929-1945 гг. (по материалам Архангельска) Дисс. канд. исторических наук. Архангельс, 2019.
В частности, с культурой жизни исследователя-ми18 сопрягаются следующие проблемы: культура повседневности как культура жизни; искусство и культура жизни; культура человеческих отношений как культура жизни; праздник как жизнь культуры и культура жизни; трудовая деятельность как жизнь культуры и культура жизни; общественно-политическая деятельность как жизнь культуры и культура жизни.
Современные исследователи вводят в тему культура жизни всё новые позиции19: Культура жизни и здоровье; Культура жизни и счастье; Культура жизни в контексте экономического развития; Культура жизни и социальная ответственность бизнеса; Культура жизни и экологическая безопасность.
В частности, Р. Фридман рассматривает проблему "Культура жизни и счастье» как психологическую и считает, что здоровый образ жизни, социальные связи и удовлетворение от работы существенно влияют на уровень счастья человека.
Среди российских ученых, занимающихся проблемами, сопрягающимися с темой культура
жизни, нужно выделить работы Г. А. Заварзи-на20 — академика, специалиста в области функционального разнообразия бактерий и их геохимической роли. Ученый выступает за сохранение биоразнообразия и защиту природы как неотъемлемой части культуры жизни, полагая, что биосистемы выполняют жизненно важные для человечества функции, оказывают огромное влияние на развитие всей культуры человечества, включая ее эстетические и этические аспекты.
Таким образом, поднятая в общественной жизни тема культуры жизни, в научно-исследовательском дискурсе становится всё более актуальной и понимается как глобальный подход к общественному существованию, который включает заботу о будущем нашей планеты и наших потомков. В этом контексте введение в научный оборот понятия «культура жизни» можно рассматривать как предложение комплексного подхода к изучению человеческого бытия в его целостности — человек-человечество-окружающая среда.
18 Круглый стол: "Жизнь культуры и культура жизни: история и современность" / 22 ноября 2013 г. Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусств.
19 Хаммонд, М. (2016). Культура жизни и здоровье: Перспективы для современной медицины. Journal of Health and Social Sciences, 1(1), 1-10; Фридман, Р. (2015). Культу-
ра жизни и счастье: Психологические аспекты. Journal of Happiness Studies, 16(2), 321-335; Черных, А. (2018). Культура жизни в контексте экономического развития: Сравнительный анализ стран Западной Европы и России. Economic and Social Development: Book of Proceedings, 1, 123-129; Баринова, О. (2017). Культура жизни и социальная ответственность бизнеса: Опыт компании Unilever. Journal of Corporate Social Responsibility, 2(1), 23-34; Го-лубева, Н. (2019). Культура жизни и экологическая безопасность: Взаимосвязь и перспективы развития. Journal of Environmental Protection and Ecology, 20(2), 665-674.
20 Заварзин, Г. А. Лекции по природоведческой микробиологии. — М., 2003; Он же. Индивидуализм и системный анализ — два подхода к эволюции // Природа. — 1999. — № 1.; Он же. Самоподдерживающееся разложение как антитеза развития // Ретроспектива. — М.,2006; Он же. Логика биологии и современное мировоззрение / Г. А. Заварзин // Науки о жизни и современная философия. — М., 2010.
7
THE CONCEPT OF "CULTURE OF LIFE" IN MODERN SOCIAL AND SCIENTIFIC DISCOURSE
Deryabina Elena Dmitrievna,
PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Head of the Department of Postgraduate Studies, D.S. Likhachev Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage, 2
Cosmonauts St., Moscow,129366, e-mail: deryabina.ed@mail.ru
Abstract
Approaches to the concept of "culture of life" are analyzed - from the religious, expressed in the 11th Encyclical of Pope John Paul II on the inviolability of life, to the reduction of this concept to pleasure, success and material well-being. Keywords
Pope John Paul II, Encyclical № 11, culture of life, culture of death, biodiversity, protection of life, quality of life, dignified life.
8