Научная статья на тему 'Суждение Римско-Католической церкви по вопросу эвтаназии'

Суждение Римско-Католической церкви по вопросу эвтаназии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1407
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Римско-Католическая церковь / эвтаназия / «Evangelium vitae» / папа Пии XII / папа Франциск / «пассивная эвтаназия». / Roman Catholic Church / euthanasia / Evangelium vitae / Pope Pius XII / Pope Francis / «passive euthanasia».

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андрей Андрианов

В статье излагаются основы официальной позиции Римско-Католической церкви по вопросу эвтаназии. Мнение католических богословов, начиная с середины XX века и до настоящего времени, не подвергается существенной корректировке. Однозначно-негативное отношение самих понтификов по данному вопросу находит отражение в ряде важных католических «Evangelium vitae», «Новый Катехизис Католической церкви» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROMAN CATHOLIC CHURCH OPINION ON THE QUESTION OF EVANTANUSIA

The article outlines the foundations of the official position of the Roman Catholic Church on euthanasia. The opinion of Catholic theologians, beginning from the middle of the twentieth century up to the present time, is not subject to any significant adjustment. The Pontiffs' unequivocally negative attitude on this issue is reflected in a number of important Catholic «Evangelium vitae», «New Catechism of the Catholic Church», etc.

Текст научной работы на тему «Суждение Римско-Католической церкви по вопросу эвтаназии»

УДК 282:177.7

DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17817

Священник Андрей Андрианов,

кандидат богословия, проректор по учебной работе КоДС E-mail: prorector44@mail.ru

СУЖДЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПО ВОПРОСУ ЭВТАНАЗИИ

В статье излагаются основы официальной позиции Римско-Католической церкви по вопросу эвтаназии. Мнение католических богословов, начиная с середины XX века и до настоящего времени, не подвергается существенной корректировке. Однозначно-негативное отношение самих понтификов по данному вопросу находит отражение в ряде важных католических «Evangelium vitae», «Новый Катехизис Католической церкви» и др. Ключевые слова: Римско-Католическая церковь, эвтаназия, «Evangelium vitae», папа Пии XII, папа Франциск, «пассивная эвтаназия».

Мнение Римско-Католической церкви по вопросу об эвтаназии базируется, главным образом, на библейском учении о человеке как творении Божи-ем, имеющим Его образ и подобие. Принимая во внимание особое значение жизни человека перед прочим созданием, католики также указывают на верховенство личности над обществом. Жизнь человека священна и не подлежит уничтожению ни по воле самого человека, ни по воле общества.

История развития взгляда Римско-Католической церкви на проблему эвтаназии насчитывает более полувека. Начиная с папы Пия XII и до ныне здравствующего понтифика, предлагаются суждения по рассматриваемой проблеме. Ряд официальных документов Римско-Католической церкви указывает на недопустимость эвтаназии.

Четко сформулированная позиция изложена в Окружном послании о ценности и нерушимости человеческой жизни от 25 марта 1995 года («Evangelium vitae») папы Иоанна Павла II. В документе предлагается определение термина: «Под эвтаназией в строгом смысле слова следует понимать действие или бездействие, которое по своей внутренней природе или по умыслу действующего лица вызывает смерть с целью снятия всех страданий. Эвтаназию, таким образом, следует рассматривать в контексте умысла и используемых методов»1.

1 Иоанн Павел II, Папа Римский. Evangelium Vitae (Евангелие жизни): Окружное послание епископам, священникам и диаконам, монахам и монахиням, верным мирянам и всем людям доброй воли о ценности и нерушимости человеческой жизни от 25 марта 1995 года. - Париж; Москва: Русская мысль, 1997. - С. 94 (III, §65). [Электронный ресурс]. - URL: http://www. unavoce.ru/library/evangelium_vitae.html (дата обновления: 2014-11-20).

Папа делает различие между эвтаназией и отказом от медицинских мероприятий, заведомо не принесших больному положительных результатов. «В таких обстоятельствах, когда смерть близка и неизбежна, можно в согласии со своей совестью отказаться от мер, которые способны вызвать лишь неустойчивое и болезненное продление жизни, однако не следует прерывать нормальное лечение, в котором нуждается больной в аналогичных случаях»1. Например, отказ от сильно завышенных доз сильнодействующих средств не отождествляется с самоубийством или эвтаназией. Напротив, здесь идет речь о смирении с человеческой природой на пороге смерти. Необходимо предпринимать действия, направленные на облегчение страданий пациентов. В связи с этим особое значение приобретают паллиативные методы лечения. Но тут же появляется другая проблема. Есть ли смысл в применении обезболивающих средств, которые могут привести к сокращению жизни?

Понтифик предлагал следующее решение: «Если можно считать похвальным поведение человека, который, желая сохранить полную ясность ума и сознательно - когда речь идет о верующем - участвовать в муках Христа, добровольно принимает страдание, отказываясь от лечения, умеряющего боль, то невозможно утверждать, что все обязаны вести себя так «героически»2. Применение в целях облегчения состояния тяжело больного наркотических средств, приводящих к ограничению сознания, допустимо. С другой стороны, медикам следует избегать значительных доз, несоразмерных со степенью боли, а потому предупреждать возможность эвтаназии в таком «скрытом» виде.

Разумеется, не следует отнимать сознание у умирающего без серьезных причин: на пороге смерти люди должны быть в состоянии исполнить свои нравственные и семейные обязанности, а главное - иметь возможность сознательно приготовиться к окончательной встрече с Богом. «Проведя эти различия, я (Иоанн Павел II - А. А.) в согласии с учительством моих предшественников и в общении с епископами Католической церкви подтверждаю, что эвтаназия есть серьёзное нарушение закона Божьего, как нравственно недопустимое умышленное убийство человеческой личности. Эта доктрина основана на естественном законе и на писаном слове Божием, передана церковным преданием и преподана в обычном и вселенском вероучении»3.

Несмотря на ясные указания Священного Писания и свидетельство богословской традиции католической церкви, имеются попытки оправдать эвтаназию не только мнимым состраданием к пациенту, но даже и утилитарными соображениями, предписывающими избегать нерационального расходования средств, которые ложатся бременем на платежеспособное общество. Следуя атеистической логике, «среди тех, кого предлагается лишать жизни, оказываются новорожденные с телесными уродствами, лица с тяжелыми заболеваниями, инвалиды, старики, особенно те из них, кто не способен жить самостоятельно, и смертельно больные. Мы не можем также умолчать о дру-

1 Там же. - С. 111 (III, §65).

2 Там же. - С. 112 (III, §65).

3 Там же. - С. 113 (III, §65).

Костромская духовная семинария

Ипатьевский вестник. № 1-2 (7-8), 2019

гих, более замаскированных, но не менее опасных и реальных формах эвтаназии. Они могут проявиться, например, в том случае, если с целью получить побольше органов для пересадки, станут брать эти органы у доноров еще до того, как они признаны умершими в согласии с объективными и адекватными критериями»1. Ввиду нависшей угрозы для общества, «Evangelium Vitae» однозначно высказывается против активной эвтаназии2.

Не признавая эвтаназии даже «пассивной», католическая мораль признаёт право на спокойную и достойную человека кончину. Поэтому она считает дозволенным прекращение использования самых современных медицинских средств, если пациент имеет повреждение организма, не сопоставимое с жизнью и, следовательно, когда результаты работы врачей не оправдывают возлагавшихся на лечение надежд. При этом обычный уход за больным обязательно продолжается (питание в любой возможной форме, утоление жажды, гигиена, поддержание дыхания)3.

Таким образом, Римско-Католическая церковь строго придерживается отрицательной позиции по вопросу допустимости проведения эвтаназии. В официальных речах римских понтификов, начиная с Пия XII и заканчивая ныне действующим папой Франциском, можно четко проследить преемственность в отношении данного вопроса (См.: Таблицу №1 «Основные католические документы, выражающие негативное отношение к эвтаназии»).

Таблица 1.

Основные католические документы, выражающие негативное отношение к эвтаназии

Пий XII (1939-1958) Речь, произнесенная в Медико-биологической ассоциации св. Луки 12 ноября 1944 г.

Речь, произнесенная перед участниками I Конгресса по гистопатологии нервной системы 14 сентября 1952 г.

Речь на Международном конгрессе католических врачей и католического Союза акушерок 29 октября 1951 г.

Павел VI (1963-1978) Пастырская конституция «Gaudium et Spes» 7 декабря 1965 г.

Иоанн Павел II (1978-2005) Энциклика «Evangelium Vitae» 25 марта 1995 г. (§ 64-67)

Бенедикт XVI (2005-2013) Энциклика «Сaritas in veritate» 29 июня 2009 г. (§ 75)

1 Там же. - С. 25 (I, §15).

2 См.: Документы Второго Ватиканского собора. Пастырская конституция. О церкви в современном мире «Gaudium et spes» Пер. с лат. А. Коваль. - М.: Паолине, 2004. - С. 473 (II, §27).

3 Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям А/О ИГ. Пер. с фр. Гаровникова Г. Д. - М.: «Прогресс», «Прогресс-Интер»,1992. - 102 с.

Франциск (2013 - наше время) Речь на XXVII Всемирном дне молодёжи 25 июля 2013 г.

Прочие документы «Новый Катехизис Католической церкви» (§ 2276-2279)

Декларация об эвтаназии Св. Конгрегации по вероучению от 5 мая 1980 г.

Хартия медицинских работников Папского совета по пастырской деятельности для медицинских работников 1994 г. (§ 147)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Документы Второго Ватиканского собора. Пастырская конституция. О церкви в современном мире «Gaudium et spes» Пер. с лат. А. Коваль. - М.: Пао-лине, 2004.

2. Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям А/О ИГ. Пер. с фр. Гаровникова Г. Д. - М.: «Прогресс», «Прогресс-Ин-тер»,1992.

3. Иоанн Павел II, Папа Римский. Evangelium Vitae (Евангелие жизни): Окружное послание епископам, священникам и диаконам, монахам и монахиням, верным мирянам и всем людям доброй воли о ценности и нерушимости человеческой жизни от 25 марта 1995 года. - Париж; Москва: Русская мысль, 1997. - С. 94 (III, §65). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.unavoce.ru/library/evangelium_vitae.html (дата обновления: 2014-11-20).

Priest Andrey Andrianov, candidate of theology, vice-rector for academic affairs E-mail: prorector44@mail.ru

THE ROMAN CATHOLIC CHURCH OPINION ON THE QUESTION OF EVANTANUSIA

The article outlines the foundations of the official position of the Roman Catholic Church on euthanasia. The opinion of Catholic theologians, beginning from the middle of the twentieth century up to the present time, is not subject to any significant adjustment. The Pontiffs' unequivocally negative attitude on this issue is reflected in a number of important Catholic «Evangelium vitae», «New Catechism of the Catholic Church», etc.

Key words: Roman Catholic Church, euthanasia, Evangelium vitae, Pope Pius XII, Pope Francis, «passive euthanasia».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.