ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ЭТАПЫ ЕГО ЭВОЛЮЦИИ Кутузова Ксения Юрьевна, старший преподаватель
Стерлитамакский филиал, Башкирский государственный университет, Россия
В статье анализируется понятие качества продукции, рассматриваются подходы к его определению, а также дается характеристика основным историческим этапам эволюции обеспечения качества товаров и услуг на уровне промышленных предприятий.
В последние годы мир бизнеса чрезвычайно усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Для этого каждый предприниматель, каждая организация должны иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стратегического видения» будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса.
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.
Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии, а также способствует расширению доли рынка.
Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские свойства товара. Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.
Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.
Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворяющее потребителя год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году, поэтому организации должны постоянно отслеживать ситуацию в мире, быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения, пожелания и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы
людей заставляют производителей искать новые пути для создания более совершенного продукта или услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
В условиях рыночных отношений в любых организациях актуальность проблемы управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
Чтобы продукция была конкурентоспособной, необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества. Любое предприятие, желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль, должно уделять большое внимание процессу управления качеством.
Вопросам управления качеством посвящены многие исследования ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Среди ученых, специалистов, занимающихся научными и практическими изысканиями в области качества, некоторых по праву стали считать «гуру» в вопросах качества - это Э. Деминг, А. Фейгенбаум, Дж. Джуран.
Среди других зарубежных специалистов в области качества необходимо отметить Уолтера А. Шухарта, Филиппа Б. Кросби, Каору Исикава, Гени-ти Тагути, Дж. Харрингтона.
Среди отечественных ученых и специалистов в области качества следует в первую очередь отметить А. В. Гличева, который является автором многих публикаций по проблемам в области качества. Его книга «Основы управления качеством продукции» - одна из самых значительных работ в этой области.
В. В. Бойцов рассматривал проблемы организации управления качеством изделий машиностроения и выделял возрастающее значение кибернетического подхода, сущность которого состоит в объединении разрозненных мероприятий в единую систему целеустремленных, постоянно осуществляемых действий на всех стадиях жизненного цикла изделий.
Еще в 1940-1950-х годах в России усиленно разрабатывались статистические методы контроля и анализа качества продукции. В развитие этой области значительный вклад внесли А. М. Длин, А. Я. Боярский, Я. И. Лу-комский, Я. Б. Шор и другие.
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества.
В соответствии со стандартом ISO 9000:1994:
Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Немецкое общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обуславливают степень их пригодности для использования по назначению. [1, С. 237].
Общество осознавало необходимость обеспечения качества во все времена, начиная с древнейших. В эволюции обеспечения качества продукции на уровне промышленных предприятий принято выделять шесть основных исторических этапов:
1) индивидуальный контроль качества;
2) цеховой контроль качества;
3) приемочный контроль качества;
4) статический контроль качества;
5) комплексное управление качеством;
6) обеспечение качества на основе стандартов ISO 9000.
При индивидуальном контроле качества, действовавшем в производстве до конца XIX в., один работник или небольшая группа работников несли ответственность за изготовление всего изделия, и, следовательно, каждый работник мог полностью контролировать качество результата своего индивидуального труда, обеспечивая тем самым качество изделия.
Начало XX в. знаменуется появлением цехового контроля качества, зарождение которого было обусловлено развитием промышленного производства и углублением внутрипроизводственного разделения труда. Для этого этапа характерно распределение функций и ответственности за качество, как между отдельными рабочими, так и цеховым руководителем или мастером. Цеховой мастер определял общие требования к качеству продукции и нес ответственность за качество выполненной цехом работы. Уже при своем зарождении цеховой контроль стал опираться на принципы научного менеджмента, разработанные известным американским специалистом Ф. Тейлором (1856-1915).
Накануне Второй мировой войны развитие массового производства, рост промышленных предприятий и увеличение объемов выпускаемой продукции привели к обособлению технического контроля от производственных операций, к его организационному оформлению в самостоятельный профессиональный вид деятельности. На промышленных предприятиях стали создаваться самостоятельные службы технического контроля со штатными контролерами во главе с начальником, который обычно подчинялся руководителю предприятия. Это положило начало этапу приемочного контроля качества (контроля качества при приемке продукции).
Новая организация работ по контролю предопределила постановку проблемы обеспечения качества производственных процессов. Решение данной проблемы связано с появлением четвертого этапа, который получил название «статистический контроль качества».
Наиболее существенной характеристикой статистического контроля качества явился переход от сплошного контроля к выборочному, при котором в процессе производства систематически отбираются в соответствии с заранее составленным планом контрольные данные для их обработки методом математической статистики.
Обострение конкуренции и действие факторов, связанных с ускорением темпов научно-технического прогресса, уже в конце 40-х годов подтолкнули руководителей промышленных фирм к «комплексному управлению качеством». Механизм комплексного управления качеством ориентировал всю систему предпринимаемых мер на достижение заданного уровня качества продукции. При этом комплексное управление дополняло ранее использовавшиеся статистические инструменты контроля качества методами метрологии, сбора информации о качестве, мотивации качества, стандартизации, сертификации и многими другими.
Конец 1980-х годов ознаменовался появлением новой методологии обеспечения качества продукции на основе международных стандартов ISO 9000. Согласно данной методологии создание на предприятии высокоэффективных и результативных систем менеджмента качества, отвечающих положениям стандартов ISO, является гарантией того, что требования потребителей будут действительно удовлетворены. Можно утверждать, что разработка и реализация концепции стандартов ISO 9000 стали очередным этапом работ по обеспечению качества на предприятиях. [2, С. 11].
Обеспечение качества, важнейшего показателя продукции, зависит от совместного действия многих внутрипроизводственных и внепроизводственных факторов:
- инженерные (технические), определяющие технический уровень, надежность и другие показатели конструкции выпускаемого изделия; состояние технической документации;
- производственные (технологические), определяющие уровень и состояние технологической подготовки производства (оборудование, оснастка, технологическая документация); состояние испытательного оборудования и качество средств измерения и контроля;
- снабженческие, определяющие обеспеченность и качество поставляемых сырья, материалов и комплектующих изделий;
- социальные, характеризующие квалификацию занятых в производственном процессе работников; подбор, расстановку и перемещение кадров; взаимоотношения в коллективе; жилищно-бытовые условия; организацию отдыха в нерабочее время;
- организационные, характеризующие состояние технологической дисциплины; соблюдение принципов и методов научной организации труда; глубину изучения рынка продукции; политику руководства по качеству; организацию информационного обеспечения; организацию питания и отдыха на предприятии;
- экономические, характеризующие соотношение между качеством продукции, себестоимостью и ценой; формы оплаты труда и величину зарплаты; организацию и проведение хозрасчета; порядок кредитования и финансирования средств на повышение качества; систему моральных и материальных стимулов изготовления качественной продукции. [1, С. 240].
Подводя итоги, необходимо отметить, что качество является комплексным понятием, поэтому дать ему однозначное определение довольно сложно. В связи с этим в литературе и практике приводятся самые различные его трактовки, которые можно объединить в шесть групп: 1) качество как абсолютная оценка; 2) качество как свойство продукции; 3) качество как соответствие назначению; 4) качество как соответствие стоимости; 5) качество как соответствие стандартам; 6) качество как степень удовлетворения запросов потребителей. В современном понимании, качество представляет собой степень удовлетворения определенных ожиданий и запросов потребителей относительно какого-либо товара или услуги.
Понятие «качество» включает в себя три составляющие, а именно: 1) техническое качество; 2) потребительское качество; 3) качество и общество.
Важнейшей составляющей всей системы качества выступает качество продукции, зависящее от совместного действия многообразных факторов, таких как: инженерные (технические), производственные (технологические), снабженческие, социальные, организационные, экономические.
Обеспечение качества продукции, включающее в себя поддержание его на необходимом уровне, а также постоянное, непрерывное совершенствование, возможно при внедрении и эффективном функционировании на предприятии системы менеджмента качества.
Таким образом, в современных рыночных условиях проблеме качества продукции уделяется особое внимание, т.к. качество выступает важнейшим фактором, оказывающим прямое, непосредственное влияние на уровень жизни и благосостояния общества, его социальной и экономической безопасности.
Список литературы
1. Кутузова К.Ю. Качество продукции как одна из важнейших экономических категорий // Перспективное развитие науки, техники и технологий, [Текст]: материалы 3-й Международной научно-практической конференции (18 октября 2013 года)/ редкол.: Горохов А.А.(отв. Ред.); Юго-Зап. гос. ун-т. В 3 томах, Том 2, Курск, 2013. . - С. 236240.
2. Смирнов В. В. Теоретические аспекты процесса обеспечения качества продукции// Вестник Чувашского университета. - 2009. - № 3. - С. 9-16.
3. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг, на которые не распространяется требование о раскрытии информации в форме ежеквартальных отчетов, Горохов А.А., Право и экономика. 2009. № 5. С. 42-46.
4. Роль представителя работников при рассмотрении дел о банкротстве, Горохов А. А., Право и экономика. 2008. № 11. С. 52-54.
5. Правовые основы договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг, Вавулин Д. А., Горохов А. А., Право и экономика. 2007. № 3. С. 45-49.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ Легостаева Любовь Валентиновна, к.э.н., доцент Муканова Айгерим Сабитовна, студентка Северо-Казахстанский государственный университет имени М.Козыбаева, Казахстан
Поиск путей снижение себестоимости является одной из главных целей деятельности любого предприятия. Основное условие снижения себестоимости оказываемых услуг заключается в эффективном использовании ресурсов, имеющихся у предприятия.
В данной статье рассматриваются мероприятия по снижению затрат на оказание услуг.
Динамичные условия развития нашей экономики требуют поиска путей повышения эффективности функционирования предприятий, конкурентоспособности, а также возможностей развития и расширения направлений деятельности, привлечения потенциальных клиентов. Следует отметить, что в процессе жизнедеятельности каждая организация нуждается в изыскания резервов рационального использования ресурсов, способных повлиять на ее развитие. Одним из решений данной проблемы является проведение мероприятий по снижению затрат.
Объектом исследования являются практические материалы действующего предприятия ТОО «Смирновский элеватор», основными видами деятельности которого являются приемка, сушка, подработка, хранение и от-