Научная статья на тему 'Понятие интонациии и ее функции в речи и музыке'

Понятие интонациии и ее функции в речи и музыке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
600
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николаева О. В.

В статье даетсяанализ исследований, посвященных интонации, ее определению, основным компонентам и функциям в речи и музыке, с целью обнаружения общности интонационных явлений. Особое внимание уделяется коммуникативной, эмоциональной и характеристической функциям интонации в речи и музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие интонациии и ее функции в речи и музыке»

7. Прядильникова Н.В. Эвфемизация речи в социокультурном аспекте // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. - 2006. - № 3 (11). - С. 143-149.

8. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.

9. Толстая Т. Политическая корректность / Т. Толстая, Н. Толстая // Двое: Разное. - М., 2001.

10. Трофимова З.С. Словарь новых слов и значений. - М., 1993.

11. Хазагеров Г.Г. Русская культура противится политкорректности // Известия. - 15.05.2003.

12. Шляхтина Е.В. Языковой аспект политкорректности в англоязычной и русской культурах. - Ярославль, 2009. - 24 с.

ПОНЯТИЕ ИНТОНАЦИИИ И ЕЕ ФУНКЦИИ В РЕЧИ И МУЗЫКЕ © Николаева О.В.*

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева г. Красноярск

В статье даетсяанализ исследований, посвященных интонации, ее определению, основным компонентам и функциям в речи и музыке, с целью обнаружения общности интонационных явлений. Особое внимание уделяется коммуникативной, эмоциональной и характеристической функциям интонации в речи и музыке.

Взаимосвязь речи и музыки уже долгое время вызывает интерес у исследователей разных областей науки. Музыка, являясь своеобразным языком, обладает многими характеристиками, которые могут быть исследованы в сравнении с речевыми. В данной статье будет сделана попытка найти одинаковые или схожие параметры и закономерности в музыке и речи на примере интонации, несмотря на то, что существуют и очевидные различия. Так, А. Пателвсвоейкниге «Music, Language, andtheBrain» отмечает три важнейших отличия музыкальной интонации от речевой: отсутствие интервалов в речи, постепенное падение тона в речи и нейрофизиологическое нарушение взаимосвязи ме^ду интонацией вречи и в музыке (люди, имеющие проблемы с музыкальным слухом, которые не могут, например, воспроизвести правильно мелодию песни, не имеют однако нарушений в речевой интонации) [21,с. 183-185]. Кроме перечисленных различий Л.К. Цепли-тис выделяет следующие: речевая мелодия не задерживается на определенном тоне, а беспрерывно совершает скользящее движение определенной

* Старший преподаватель кафедры Немецкого языка, аспирант.

гаммы; не имеет тонов определенной длительности; не обнаруживает регулярного ритма и такта; не следует схеме определенной гаммы [19, с. 107]. Целью данной статьи является выявление родствамузыкальной и речевой интонации, поэтому не будем более подробно останавливаться на существующих различиях.

Прежде чем начать анализ функций интонации, дадим определение понятия «интонация». Имея сложное строение, интонация представляет собой совокупность просодических средств, таких как: мелодика, интенсивность звучания, длительность, тембр и паузация. Определение интонации посредством ее основных компонентов предсавлены в работах Д.Н. Антоновой [1], Н.В. Черимисиной [20], Е.А. Брызгуновой [6], Л.Р. Зиндера [7] и других авторов. Пешковский А.М. [14] и Артемов В.А. [2] включают ритм в характеристики интонации. Цеплитис Л. К. разделяет компоненты на более дробные. Так, к интенсивным компонентам исследователь относит интонационную паузу, интонационную интенсивность, логическое ударение; к частотным - мелодию и диапазонную высоту; к темпоральным - интонационный темп и эмфатическую долготу; также выделяется спектральный компонент и интонационный тембр [19, с. 66].

В музыкознании проблеме интонации посвящены работы Л. А. Мазеля [9], Е.В. Назайкинского [12, 13], В.К. Медушевского [11, 12], В.К. Сухан-цевой [17] и многих других исследователей, основой для которых послужили работы Б.В. Асафьева. В музыке интонацию определяют через те же составляющие, что и в языке, однако Б.В. Асафьев помимо описанных выше компонентов выделил в интонации отражательный, коммуникативный, конструктивно-процессуальный и ценностный аспекты. Отражательный аспект означает способность музыканта отражать действительность через интонацию; коммуникативный основан на донесении результатов отражения до слушателя; конструктивно-процессуальный включает в себя совокупность всех сторон интонации; ценностный определяет интонацию как предельное обобщение художественной ценности каждой эпохи. Также ученый, занимаясь анализом оперной музыки, выявляет тесную взаимосвязь ме^ду музыкальной и речевой интонацией, отмечая при этом, что «... речевая интонация дает композитору материал, тесно связанный с проявлениями психической жизни ... происходит процесс выделения мелоса или, вернее, «выжимка из живой речи мелодического сока» ... речевая и чисто музыкальная интонация - ветви одного речевого потока» [4, 7]. Ученый даже выдвигает гипотезу, что интонация предшествовала музыке и речи. Согласно данной гипотезе интонация может пониматься как «осмысление тембра», что привело к появлению «осмысленно-напевной речи» [3, с. 240]. Кроме того, музыковеды вслед за Б.В. Асафьевым, который выдвинул понятие «ритмо-интонация», рассматривают интонацию в тесной взаимосвязи с ритмом. В.К. Суханцева отмечает, что ритм и интонация не сущест-

вуют сами в отдельности и что «распад ритмо-интонационных связей влечет за собой распад общих логических связей произведения искусства, уничтожение выразительного языка музыкального или поэтического про-изведениякаккомплексавыразительныхсредств...» [17, с. 136].

Интонация выполняет как в речи, так и в музыке различные функции. К основным функциям относятся следующие коммуникативная, выделительная, эмоциональная, организующая [16].

Рассматривая функции интонации, Н.В. Черемисина кроме вышеперечисленных выделяет делимитативную, смыслоразличительную, апелля-тивную и эстетическую функции [20], а Г.Н. Иванова - фонетическую, экспрессивно-эмоциональную, синтаксическую, стилистическую и смыслоразличительную функции [8], В.А. Артемов - характеристическую, логиче-ски-смысловую, побудительную, а также функции выявления плана мысли, речевой ситуации [2], Л.А. Мазель разграничивает музыкально-выразительные, музыкально-логические, конструктивные и формообразовательные функции, которые относятся и к интонации [9, 19]. Несмотря на разнообразие функций, основной все же является коммуникативная функция, в этом вопросе ученые сходятся во мнении. «Каждое оформляемое интонацией высказывание одновременно несет ту или иную коммуникативную установку и характеризуется определенными смысловыми отношениями между коммуникативными частями высказывания» [16, с. 117]. По словам

Н.В. Черимисиной, благодаря интонации, предложение превращается в минимальную единицу общения [20]. Такое же значение коммуникативная функция интонации играет и в музыке. Музыка, являясь своеобразным языком, скрывает в себе определенную информацию. Исполнитель музыки пытается донести до слушателя смысл, заложенный композитором в музыкальное произведение, но в то же время, «пропуская» его через себя, свой опыт (эмоциональная функция) [13].

Наряду с коммуникативной функцией отдельного внимания заслуживает связанная с ней эмоциональная функция, т.к. в ней отражается не только эмоциональное состояние говорящего, но и его отношение к содержанию речи. Рассматривая проблему эмоционального высказывания, Л.К. Цеп-литис [19], З.Е. Семенова [15], И.Г. Торсуева [18] исходят из понятия подтекста - «это совокупность значений высказывания, непосредственно не выраженных словами, но передающихся какими-то другими средствами» [19, с. 137] Подтекст передается главным образом через интонацию, а также посредствам жестов и мимики.

В музыке, как отмечает Е.В. Назайкинский, эмоциональная функция интонации не менее важна. Ученый указывает также на существующее противоположное мнение, говоря о том, что в речи именно слово заключает в себе смысл, а т.к. в музыке слов нет, а есть только интонация, то музыка не может передать смысл, передавая только эмоциональный подтекст. Оспа-

ривая данное мнение, Е.В. Назайкинский пишет: «... именно осмысленность человеческой эмоциональной интонации, ее непосредственная связь со смысловыми моментами речи, с ее конкретным содержанием, логикой и волевой направленностью отличает мелодию речи от крика животных. Эта особенность человеческой интонации сохранена и в музыке» [13, с. 293]. Кроме того, Е.В. Назайкинский, ссылаясь на А.М. Пешковского [13, с. 294] отмечает возможность замены части высказывания (как в речи, так, например, и в песенных жанрах) интонацией. В этом случае роль интонации возрастает в зависимости от того, какие органы чувств участвуют в восприятии. Так, например, если реципиент имеет возможность только слушать, не наблюдая за артикуляцией, жестикуляцией говорящего, то интонация высказывания будет более яркой, четкой, эмоциональной.

Остановимся также более подробно и на характеристической или характерологической функции интонации, которая заключается в способности интонации давать слуховую информацию о говорящем. Несмотря на то, что не только интонация, но и лексическая наполняемость высказывания, особенности произношения, стиля участвуют в формировании слухового представления о говорящем, в рамках данной статьи особое значение придаем именно интонации. В зависимости от ситуации, обстановки, в которой находится говорящий, его настроения, переживаемых эмоций голос может звучать по-разному, однако основные отличительные черты будут слышны, благодаря индивидуальному тембру. По словам Е.В. Назайкин-ского, человеческий голосовой аппарат схож с музыкальными инструментами и любыми предметами, способными издавать звук, а тембр отражает свойства предмета, являясь «портретным» качеством предмета. Сопоставляя в течение жизни различные звуковые и зрительные впечатления, тембр начинает ассоциироваться с конкретным человеком или музыкальным инструментом или предметом, при этом замещая сам объект. В качестве примера Назайкинский приводит симфоническую сказку «Петя и Волк» С.С. Прокофьева, где каждый инструмент воплощает одного из героя сказки. Интонация здесь играет роль раскрытия и постепенного развертывания особенностей звучания [13, с. 284-289].

В рамках данной статьи мы остановились только на трех основных функциях интонации в речи и музыке. Все оставшиеся функции тесно связаны с перечисленными. Так, выделительная функция заключается в выделении в потоке наиболее важных слов. Посредством интонации осуществляется членение предложения, подчеркиваются наиболее важные элементы. Помимо названных функций, интонация выполняет роль построения, организации высказывания, членение речевого или музыкального потока на отдельные отрезки и осуществления связи между ними (синтезирующая или организующая функция.) С помощью интонации высказывания организуются, происходит членение предложений, осуществляется связь между ними.

В рамках данной статьи нет возможности более подробно остановиться на родстве слухового восприятия интонации речи и музыки, на схожести и значении речевой и музыкальной артикуляции, на акустических составляющих интонации, нейрофизиологических процессах, связанных с восприятием и воспроизведением речи и музыки. Это послужит основой для последующих работ. Но, даже лишь коснувшись определения и функций интонации в речи и музыке,видится возможным сделать вывод о том, что, несмотря на различия, существует тесная взаимосвязь между музыкой и речью, между музыкальной и речевой интонацией.

Список литературы:

1. Антонова Д.Н. Фонетика и интонация. - М.: Русский язык, 1988. -176 с.

2. Артемов В.А. Психология речевой интонации: в 2-х ч. - М.: Мин-во высш. и средн. спец. Образования СССР, 1976. - 162 с.

3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971.

4. Асафьев Б.В. Речевая интонация. - 1965.

5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская Энциклопедия,1969. - 607 с.

6. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М.: Русский язык, 1983. - 239 с.

7. Зиндер Л.Р Общая фонетика. - М.: Высшая школа, 1979. - 315 с.

8. Иванова Г.Н. Ритмико-интонационное строение текста. Функционально-стилистический аспект: дисс. ... докт. филолог, наук. - М., 1990. - 407 с.

9. Мазель Л. А. О путях развития языка современной музыки // Советская музыка. - 1965. - № 6.

10. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976.

11. Медушевский В.К. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. музыка. - 1980. - № 9.

12. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.

13. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972.

14. Пешковский А.М. Интонация и грамматика // Избр. труды. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 177-191.

15. Семенова З.Е. Выразительные средсва звучащей речи. - Чебоксары: ЧЩ 1971. - 56 с.

16. Современный русский язык. Теоретический курс. Фонетика. - М.: Русский язык, 1985. - 160 с.

17. Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре. - К.: Лыбидь, 1990. - 184 с.

18. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. - М.: Наука, 1979. - 111 с.

19. Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. - Рига: Зинатне, 1974. -274 с.

20. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. - М.: Русский язык, 1982. - 207 с.

21. Aniruddh Patel, Music, Language, and the Brain. - Oxford University Press, 2008.

22. Storr A. Music and the Mind. - New York, 1992.

23. Dorrel Ph. What is Music. - 2005.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГРАММАТИЧНОСТИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ТИПА © Полянский С.Н.*

Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь

В статье описывается механизм трансформации предложений определительного типа и, с точки зрения пропозициональной семантики, теоретически обосновываются причины потери грамматичносги предложений в связи с усложнением синтаксических конструкций.

Грамматичность или (правильность) связывают, в первую очередь, с правильностью грамматической репрезентации. Так, в словаре лингвистических терминов О.С. Ахмановой приводятся следующие определения данного термина: 1) «соответствие законам данного языка, пригодность для такого выражения мысли средствами данного языка которое обеспечивало бы наиболее эффективное общение между его естественными носителями»; 2) «соответствие определенным моделям грамматического построения» [1, с. 116]. Упомянутые в словаре терминов средства для каждого отдельного языка являются специфичными, в то время, как логическая форма правильности изложения имеет универсальный характер. Различие между грамматическим и синтаксическим проявляется в том, что неграмматич-ность, в одном случае, имеет отношение к нарушениям норм конкретного языка, в другом, - к нарушению синтаксических ограничений.

Как пишет В. Ингве в работе «Гипотеза глубины», в языке существуют прогрессивные и регрессивные структуры. К регрессивным структурам следует отнести такие структуры, которые при синтаксическом анализе требуют возвращения назад к предыдущему этапу анализа в «естественной временной последовательности, то есть слева направо...» [2, с. 127].

* Преподаватель кафедры Лингвистики и межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.