Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОНЯТИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
397
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / EXPERIMENTAL RESEARCH ACTIVITY / PHYSICAL EXPERIMENT / INTERPRETATION / THEORETICAL INTERPRETATION / PRACTICAL INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филимонова Л.В.

Статья посвящена рассмотрению смысловых значений понятия «интерпретация» в контексте обработки результатов экспериментально-исследовательской деятельности (ЭИД). На основе сравнительного анализа различных трактовок данного понятия и системного подхода к ЭИД, одним из этапов которой является интепретационный этап, конкретизируются понимание и роль интерпретации полученных результатов экспериментального исследования. Результатом данной работы является разграничение понятий теоретической и практической интерпретации, а также показана возможность создания различных интерпретаций для разных прикладных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF INTERPRETATION OF EXPERIMENTAL RESEARCH RESULTS

The article is devoted to consideration of semantic meanings of the concept "interpretation" in the context of processing the results of experimental research activities (ERA). Based on the comparative analysis of different interpretations of this concept and the system approach to ERA, one stage of which is the interpretation stage, the understanding and role of interpretation of the obtained results of experimental research are specified. The result of this work is the differentiation of notions of theoretical and practical interpretation, and also shows the possibility of creating different interpretations for different applied tasks.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПОНЯТИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.В. Филимонова, канд. пед. наук, доцент

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(Россия, г. Елец)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11633

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению смысловых значений понятия «интерпретация» в контексте обработки результатов экспериментально-исследовательской деятельности (ЭИД). На основе сравнительного анализа различных трактовок данного понятия и системного подхода к ЭИД, одним из этапов которой является интепретаци-онный этап, конкретизируются понимание и роль интерпретации полученных результатов экспериментального исследования. Результатом данной работы является разграничение понятий теоретической и практической интерпретации, а также показана возможность создания различных интерпретаций для разных прикладных задач.

Ключевые слова: экспериментально-исследовательская деятельность, физический эксперимент, интерпретация, теоретическая интерпретация, практическая интерпретация.

Трактовка эксперимента — это дело вкуса.

Петр Капица

Точность и достоверность научных исследований немыслимы без ясного и единообразного понимания основных терминов. Использование естественного языка при описании полученных результатов неминуемо порождает различия в смыслах текста у разных личностей. Особенно актуальной становится проблема осмысления и понимания научных категорий и терминов в рамках профессионального образования при подготовке молодых научных кадров. Это обстоятельство послужило основанием углубленного исследования смыслов слова «интерпретация» в контексте исследовательской деятельности ученого-экспериментатора.

Далеко не все эмпирические данные современных научных поисков наглядно или логически понятны широкому кругу заинтересованных в них ученых. На примере современной физики высоких энергий можно видеть, что получаемая эмпирическая информация создается в сложных макроскопических установках (детекторных комплексах) и содержит исходные данные об исследуемых микрочастицах в форме, обусловленной конструкцией и принципами работы регистрирующей ап-

паратуры. Эти данные поступают далее в соответствующие специальные многоуровневые компьютерные системы для последующей обработки и анализа, откуда могут быть получены их различные представления.

Полученные результаты могут быть заданы в виде совокупности графиков, чертежей, диаграмм, таблиц, а также записаны на языке формул, статистических данных или описаны словесно [1]. Представление результатов ЭИД в словесной форме - самый неэффективный и проблематичный способ. Для большей части физических исследований это просто невозможно сделать. Читать и понимать информацию в ином виде может далеко не каждый, и такая цель «всеобщего понимания» не ставится. Ибо смысл сложных графиков, громоздких статистических показателей или формул может быть сформулирован в нескольких словах. Широкой аудитории более интересны получаемые на их основе выводы и интерпретации.

В широком смысле слова, результатами ЭИД, отраженными в выводах, могут быть:

- измеренное значение параметра или характеристики объекта исследования;

- установление факта наличия у объекта исследования некоторого свойства;

- установление факта наличия функциональной связи между двумя величинами;

- выяснение причинно-следственных отношений между явлениями;

- проверка и «подтверждение» (или опровержение) физического закона в количественной форме;

- введение в рассмотрение новых понятий, характеризующих изучаемый предмет или явление;

- принятие или отвержение гипотезы в ходе построения теории

- и многое другое, что составляет содержание нового научного знания [2].

Создание выводов и интерпретаций по полученным результатам это особая умственная работа, учитывающая связь теории и эмпирии. Замысел и планирование ЭИД уже осуществляются в рамках некоторой известной исследователю концепции (например, классической механики). Ее теоретические положения обуславливают и логику эксперимента, и выбор схемы экспериментальной установки, и другие этапы работы. Ожидается, что полученные результаты будут согласовываться с основами этой теории, подтверждая вытекающие из нее следствия, гипотезы или проверяя истинность ее оснований. Но в общем случае возможна и противоположная ситуация. Ярким примером служат эксперименты, послужившие толчком к сознанию новой квантовой физики и пересмотру всей физической картины мира.

После получения результатов встает вопрос: какие можно сделать выводы? При этом важно отличать формулировку выводов (логическую операцию импликации) от процедуры создания интерпретаций. Выводы в рассматриваемом контексте — это логически вытекающие их эмпирических фактов утверждения, независимо от того, кажутся ли они правдоподобными, ожидаемыми или приемлемыми с точки зрения той или иной теории или нет. Выводом, например, может быть утверждение: «закон Ома для участка цепи выполняется в рамках допустимых погрешностей», или «полученное в работе значение физической величины соответствует (не соответствует) ее расчетному (в

рамках такой-то теории) и/или табличному значению», или «метод такой-то определения такой-то величины позволяет получать искомые значения с достаточной точностью», или «результаты эксперимента противоречат такой-то теории» и т.д. [2].

Иногда перед формулированием выводов необходимо интерпретировать полученные результаты.

Латинское слово «mterpretatю» переводится как «разъяснение, истолкование». Приведем иные трактовки из информационной базы сети Интернет [3]:

- интерпретация символов - это приписывание им смысла, «осмысливание» элементов, выражений, формул; наделение смыслом знаков;

- толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо;

- творческое исполнение какого-нибудь музыкального, литературного произведения или роли;

- интерпретация - работа мышления по раскрытию значения и расшифровке смысла какого-либо явления, события или текста;

- в широком смысле слова истолкование, объяснение какой-либо реальной ситуации или идейной позиции;

- «объяснение вещи значимым образом»;

- интерпретация - это научный метод, основанный на приписывании знакам и словам определённых значений в рамках научной теории, при чётком различении ее формы и содержания.

Теория как система взглядов может быть обобщена до понятия «смыслового поля». Например, в каждой из теорий света (геометрической, волновой и квантовой оптиках) интерпретация факта прямолинейного его распространения содержит свое, отличное от других, объяснение и смысл. Тогда «интерпретация чего-либо в рамках некоторого смыслового поля - есть процедура приписывания ему некоторого смысла из этого поля». Другими словами, интерпретация - это перевод исконного смысла на какой-то иной язык, чем тот, на котором представлены исходные данные. Язык и является материальным носителем и выразителем смыслов.

Тогда можно говорить не только о теоретической интерпретации, как переходе от результатов, полученных на практике, к их теоретическому толкованию в рамках нужной научной концепции.

Существует и обратный переход (рис.), если результаты, подлежащие интерпретации изначально получены теоретическими методами. Например, многомировая интерпретация выводов квантовой механики.

Рис. Направления интерпретирования.

В случае рассмотрения результатов ЭИД можно говорить о разных вариантах их интерпретации, о разных интерпретациях результатов.

Интерпретация результатов ЭИД это научный метод перевода смысла (нового знания), заложенного в полученных результатах и представленного в некоторой исходной форме на язык некоторого выбранного смыслового поля. Иными словами, это — процесс творческого осмысливания, истолкования полученных и представленных в разной форме новых знаний, объясняющий их смысл в рамках известных или новых теоретических предпосылок и соотносящий его с исходными предположениями, ожиданиями, гипотезами. Последнее и поясняет смысл фразы «объяснение значимым образом», т.е. встраивание полученной информации в общее смысловое поле темы или всего направления исследований [2].

Результатам ЭИД предшествуют эмпирические данные в словесной форме имеющие вид высказываний о

- существовании или отсутствии признака (факта),

- ступени выраженности свойства у предмета,

- частоте появления события и т.п.

На основе теории выдвигаются гипотезы, которые можно подтвердить или опровергнуть в ходе обработки первичных

данных. Здесь отчетливо проявляется зависимость эксперимента от теории. Исследователь-экспериментатор может:

1) строить интерпретацию результатов в рамках известной теории (чьи логические следствия допускают эмпирическую проверку, а понятия и утверждения могут быть практически интерпретированы), через сопоставление высказываний (утверждений), выражающих данные ЭИД с выводами этой теории (сравнить ИЗВ коэффициента вязкости воздуха с его значением, полученным на основе формул, выведенных в молекулярно-кинетической теории газов).

2) создавать новую интерпретацию в рамках иных оснований новой теории, если он не располагает готовой теорией для объяснения результатов своей экспериментально-исследовательской работы, или если эти результаты противоречат принятым теоретическим представлениям. Примером служат многочисленные результаты экспериментов конца XIX - начала XX в., которые явно не укладывались в рамки старых классических представлений физики, но сегодня легко интерпретируются с позиций новой (иной) квантовой физической теории.

Второй сценарий таков:

- констатация принципиальной невозможности объяснения полученных данных

с точки зрения известных теоретических концепций,

- выдвижение нового гипотетического предположения, как основы новой теории,

- объяснение своих результатов и результатов многих других опытов на этой основе,

- укрепление уверенности в несостоятельности старых теоретических понятий и подходов к объяснению новых данных,

- создание новой концепции (или как минимум пересмотр и модификация старой) и включение ее в систему научных знаний.

При этом неверно будет рассматривать старую теорию как ложную, т.к. роль теорий - это двигать человеческое познание вперед. Любая теория не всемогуща, но если с ее помощью удается что-то понять, объяснить и предсказать (эвристическая сила теории), то она полностью оправдывает свое существование.

Также можно рассматривать как разные интерпретации в рамках одной теории, так и разные интерпретации в рамках разных теорий и подходов к пониманию объекта исследования. Интерпретация, таки образом, понимается как действие «переводчика» с одного языка представления знаний, данных, информации, смыслов на иной требуемый язык.

Поэтому итоговый этап ЭИД можно назвать «созданием интерпретаций», таких

рых они могли бы быть полезными, могли дать почву для новых исследований, или что-то прояснить в их проблемном поле.

Очевидно, что без знания точности проведенных измерений и без корректной статистической обработки данных невозможно делать обоснованные выводы, невозможно подтверждать или опровергать теоретические основания, законы, следствия и гипотезы, невозможно открывать новое в науке.

В заключение приведем очень полезный для ученых, занимающихся экспериментальными исследованиями, методологический принцип (закон достаточного основания):

- «не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости» или

- «то, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» или

- «если два объяснения одинаково хорошо объясняют явление, то предпочтение следует отдавать тому, которое проще (имеет меньшее число оснований)».

Научное знание, полученное в нарушении этого принципа, рано или поздно будет отброшено. Этот процесс исключения из науки излишних гипотез называют образно «бритвой Оккама». Именно в этом смысле следует понимать слова И. Ньютона: «Гипотез не измышляю».

переводов в иные области смысла, в кото-

Библиографический список

1. Шенк Х. Теория инженерного эксперимента. Перевод с англ. Е.Г. Коваленко. - Москва: Изд-во «МИР», 1972. - 380 с.

2. Филимонова Л.В. Практическое руководство по экспериментально-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. - 112 с.

3. Философская энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 28.11.2020).

THE CONCEPT OF INTERPRETATION OF EXPERIMENTAL RESEARCH RESULTS

L.V. Filimonova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Bunin Yelets State University (Russia, Yelets)

Abstract. The article is devoted to consideration of semantic meanings of the concept "interpretation" in the context of processing the results of experimental research activities (ERA). Based on the comparative analysis of different interpretations of this concept and the system approach to ERA, one stage of which is the interpretation stage, the understanding and role of interpretation of the obtained results of experimental research are specified. The result of this work is the differentiation of notions of theoretical and practical interpretation, and also shows the possibility of creating different interpretations for different applied tasks.

Keywords: experimental research activity, physical experiment, interpretation, theoretical interpretation, practical interpretation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.