Научная статья на тему 'Понятие института приостановления досудебного расследования как временного прекращения уголовной процессуальной деятельности'

Понятие института приостановления досудебного расследования как временного прекращения уголовной процессуальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / ВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ / ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUSPENDING OF PRE-TRIAL INVESTIGATION / RECESS / CESSATION OF CRIMINAL PROCEDURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кривонос Ирина Сергеевна

Проанализирован институт приостановления досудебного расследования. Рассмотрены разные точки зрения учёных-процессуалистов по поводу определения понятия указанного института. Предложено собственное определение приостановления досудебного расследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кривонос Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION OF SUSPENDING OF PRE-TRIAL INVESTIGATION INSTITUTION AS A SUSPENSION OF CRIMINAL PROCEDURAL ACTIVITIES

Institution of pre-trial investigation’s suspending is analyzed. Different points of view of scientists about the definition of this institution are considered. Own definition of pre-trial investigation’s suspending is offered.

Текст научной работы на тему «Понятие института приостановления досудебного расследования как временного прекращения уголовной процессуальной деятельности»

И.С. Кривонос,

Харьковский национальный университет внутренних дел

ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ КАК ВРЕМЕННОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE NOTION OF SUSPENDING OF PRE-TRIAL INVESTIGATION INSTITUTION AS A SUSPENSION OF CRIMINAL PROCEDURAL ACTIVITIES

Проанализирован институт приостановления досудебного расследования. Рассмотрены разные точки зрения учёных-процессуалистов по поводу определения понятия указанного института. Предложено собственное определение приостановления досудебного расследования.

Institution of pre-trial investigation’s suspending is analyzed. Different points of view of scientists about the definition of this institution are considered. Own definition of pre-trial investigation’s suspending is offered.

Украина присоединилась ко многим международным правовым актам, в которых определены основные права и свободы человека, инструменты их защиты. Среди них Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам и т .п. Ратификация данных документов лишний раз подчеркивает, что построение правового государства в Украине осуществляется на принципах обеспечения прав и законных интересов человека.

Демократические преобразования и

стремление к укреплению правового государства привели к проведению в Украине судебноправовой реформы, результатом которой стало принятие Верховной радой Украины 13 апреля 2012 года нового Уголовного процессуального кодекса Украины. 14 мая 2012 года, после положительной оценки документа

международными экспертами, кодекс подписан Президентом Украины. Следовательно, приоритетной задачей в настоящее время

является изучение и осознание основных

положений нового законодательства, а также проведение мероприятий, направленных на приведение в соответствие с новым Уголовным процессуальным кодексом Украины практики уголовного производства.

Разнообразные аспекты института приостановления досудебного расследования исследовались в работах Б.Г. Алимджанова, Ю.Н. Белозерова, В .М. Быкова, В.Е. Гущева, А.Я. Дубинского, М.М. Михеенко, В. В. Шимановского, М.А. Якубовича и других. В то же время некоторые актуальне аспекты его

требуют

дополнительного

применения рассмотрения.

Конституция Украины гарантирует защиту прав и свобод гражданина, прав и законных ин -тересов юридических лиц, интересов общества и государства. Согласно ст. 3 Конституции, человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство признаются важнейшей социальной ценностью. Утверждение и обеспечение прав и свобод чело -века является главной обязанностью государства. Согласно ст. 2 Уголовного процессуального ко -декса Украины, задачей уголовного производст -ва является охрана прав, свобод и законных ин -тересов участников уголовного судопроизводст -ва, а также обеспечение быстрого, полного и беспристрастного расследования и судебного разбирательства. Таким образом, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина вследствие преступных действий их восстановление происходит посредством уголовного судопроизводст -ва, которое является одним из инструментов за -щиты личности и общества от противоправных посягательств [1. — С. 242].

Однако на практике возникают обстоятель -ства, препятствующие достижению указанных выше задач уголовного судопроизводства и яв -ляющиеся основаниями для его приостановле-ния. В соответствии с новым уголовным процессуальным законодательством Украины, та -кие обстоятельства могут быть связаны с не -возможностью участия подозреваемого в досудебном расследовании или со случаями, когда возникает необходимость в выполнении про -цессуальных действий в рамках международно -го сотрудничества.

Возникновение института приостановления досудебного расследования связано с объектив -ными причинами, которые делают невозмож-ным выполнение следователем обязанности быстрого и полного раскрытия преступления; изобличения виновных лиц.

Между учеными-процессуалистами нет единого мнения по поводу того, составляют ли нормы, регламентирующие приостановление досудебного расследования, самостоятельный правовой институт. Так, Ф .Ю. Бердичевский относит его нормы к составу досудебного расследования и судебного разбирательства [2. — С. 51], Э. Ф. Закирова и К .А. Сергеев считают, что это самостоятельный правовой институт [3.

— С. 12; 4. — С. 13]. Мы считаем, что этот дис -куссионный вопрос разрешил законодатель, объединив нормы, которые регламентируют основания и процессуальный порядок приоста -новления и возобновления досудебного рассле -дования, в отдельную главу 23, таким образом подчеркнув самостоятельный характер данного процессуального института.

В Уголовно-процессуальном кодексе УССР 1960 года отсутствовало разъяснение понятия «приостановление досудебного следствия». По -этому неудивительно, что раскрытие данного термина является предметом постоянных дис -куссий ученых. В Уголовном процессуальном кодексе Украины 2012 года законодатель заме -нил понятие «приостановление досудебного следствия» на «приостановление досудебного расследования». Однако определение новой дефиниции также не сформировал, ограничив -шись лишь исчерпывающим перечнем оснований для приостановления расследования, которые закрепил в ст. 280. Данный факт осложняет правоприменительную практику, а также при -водит к ошибочному пониманию сущности ука -занного термина.

Юридическая энциклопедия так определяет понятие «приостановление производства по де -лу»: «подтвержденный процессуальным решением временный перерыв в выполнении процессуальных действий на досудебных стадия и рассмотрении судебного дела по существу, обусловленный объективными причинами, препят-ствующими дальнейшему выполнению процессуальных действий и принятию процессуальных решений по делу» [5. — С. 648].

Анализируя понятие института приостанов -ления досудебного расследования, А.А. Нечаев, М.С. Егорова и Э.Ф. Закирова пришли к выводу, что это «совокупность уголовно-процессуальных норм» [6. — С. 7; 7. — С. 10; 3. — С. 7]. Анало -гичный тезис выдвигает также И .А. Малютин, который указывает, что «приостановление дела как правовой институт представляет собой совокупность норм уголовно-процессуального права, регламентирующих основания, условия и про-

цессуальный порядок приостановления досудеб-ного расследования» [8. — С. 7].

«Вынужденным временным прекращением следователем или органом дознания процессуальной деятельности» считают приостановление расследования Р.И. Балагута, Ю.В. Гуцуляк, В .О. Кучер, А .Я. Хитра [9. — С. 95].

Однако абсолютное большинство ученых связывают определение института приостанов -ления досудебного расследования с термином « перерыв » .

Так, российский процессуалист Л.М. Репкин трактует институт приостановления как «регла -ментированный законом перерыв в производстве дела, в течение которого орган дознания, следо -ватель и прокурор в пределах своей компетенции принимают активные меры по устранению обстоятельств, вызвавших приостановление» [10.

— С. 12].

По мнению В.М. Быкова, «приостановление досудебного следствия — временный перерыв в производстве по уголовному делу по основаниям, указанным в уголовно-процессуальном законе» [11. — С. 106].

Как «временный перерыв в производстве следственных действий» определяют приоста -новление досудебного следствия В. Молдован и Р. Кацавец [12. — С. 61].

Б.Т. Безлепкин определяет термин приостановление досудебного расследования как «временный перерыв в производстве по уголовному делу по причинам, указанным в Уголовно -процессуальном кодексе» [13. — С. 287].

Соглашаясь с таким определением, В.В. Ван-дышев добавляет, что приостановление досу-дебного расследования — это « временное пре -кращение производства следственных дейст-вий по сбору, проверке и оценке доказа-тельств» [14. — С. 100].

Анализируя термин «приостановление досудебного расследования», необходимо отметить тот факт, что данное решение не является окон -чательным по делу, ведь задача уголовного производства, касающаяся быстрого и полного расследования, не достигнута. А поэтому оно носит временный характер и продолжается до момента, пока не будут устранены препятствия для даль -нейшего производства.

Соглашаясь с временностью как характерным признаком института приостановления, мы не разделяем мнение авторов, которые в опреде -лении даной дефиниции используют словосочетание «временный перерыв». Ведь термин «перерыв» уже содержит в себе указание на временность данного состояния и трактуется как временное прекращение какого-либо действия [15.

— С. 755]. Указанный недостаток обосновал в своей работе В .Д. Ломовский еще в 1971 году [16. — С. 6]. Однако в современной науке уголовного процесса определения института приос-

тановления производства как «временного перерыва» преобладают над всеми остальными.

Мы считаем, что более целесообразным будет использование термина «временное прекращение процессуальной деятельности». Та -ким образом, с одной стороны, подчеркивается временный характер приостановления рассле-дования, а с другой — ликвидируется стилисти -ческая неточность.

Следует отметить также, что принятие решения о приостановлении досудебного расследова -ния является вынужденным. Из -за объективно существующей невозможности продолжить и в надлежащей форме закончить досудебное расследование следователь или прокурор вынужден вынести постановление о приостановлении. Основаниями, которые могут заставить орган расследования приостановить производство, в соот -ветствии с Уголовным процессуальным кодек -сом Украины, могут быть заболевание подозреваемого тяжелой болезнью, сокрытие подозреваемого от органов следствия и суда, а также наличие необходимости выполнения процессуальных действий в рамках международного сотрудничества. Указанные основания для приостановления досудебного расследования закреп -лены в ст. 280 Уголовного процессуального ко -декса Украины. Данный перечень является ис-черпывающим. В проекте Уголовно -

процессуального кодекса № 1233 от 13.12.2007 г., внесенном В.Р. Мойсиком и С.В. Киваловым, в

ч. 2 ст. 283 указывалось на то, что производство по делу также может быть приостановлено в других случаях, не предусмотренных частью первой настоящей статьи, если окончанию производства по делу препятствуют существенные обстоятельства, устранение которых невозможно следственным путем. Считаем, что такая формулировка была бы целесообразной, ведь преду-смотреть все обстоятельства, которые могут помешать нормальному ходу расследования и при которых может возникнуть необходимость приостановить расследование, довольно трудно.

Полное и своевременное выполнение задач уголовного судопроизводства возможно только при условии четкого соблюдения законодатель -ства. Эта аксиома относится и к применению норм, регламентирующих основания и порядок приостановления досудебного расследования. Именно в Уголовном процессуальном кодексе должны быть закреплены случаи, когда следо-ватель имеет право временно прекратить про -цессуальную деятельность и приостановить расследование. Указанное решение должно но -сить исключительный характер. В каждом слу -чае досудебное расследование должно быть ло -гически завершено, каждое преступление долж -но быть раскрыто, а виновные — понести спра -ведливое наказание. Приостановление рассле -дования препятствует выполнению указанных

функций уго ловно го процесса и переносит их реализацию на неопределенный срок. Именно поэтому основания для временного прекраще-ния процессуальной деятельности в пределах досудебного расследования должны быть каче -ственно сформулированы и законодательно за -креплены, чтобы не допустить случаев, когда следователи приостанавливают расследование необоснованно, по надуманным мотивам. Таким образом, еще одной характерной чертой инсти -тута приостановления досудебного расследова -ния является четкая регламентация его основа -ний в законе.

Процессуальным выражением принятия ре -шения о приостановлении расследования явля-ется вынесение соответствующего постановле -ния. Уголовный процессуальный кодекс Украи -ны 2012 года ввёл новеллы, касающиеся в том числе и процессуального порядка составления указанного процессуального документа. В соот -ветствии с нормами Уголовно -процессуального кодекса 1960 года, следователь имел право са -мостоятельно выносить постановление о приос -тановлении досудебного следствия. Согласно ч. 4 ст. 206 Уголовно -процессуального кодекса 1960 года, прокурору посылалась копия указан -ного постановления. В уголовном процессуаль -ном кодексе 2012 года законодатель наделил прокурора правом выносить постановление о приостановлении расследования и лишил сле-дователя самостоятельности в решении указан -ного вопроса, обязав его согласовывать данное решение с прокурором. Соответствующая нор -ма закреплена в ч. 4 ст. 280 Уголовного процес -суального кодекса Украины: «досудебное расследование приостанавливается мотивирован -ным постановлением прокурора или следователя по согласованию с прокурором». С одной стороны, указанное нововведение позволит прокурору тщательно осуществлять контроль над вынесением постановления о приостанов -лении расследования; не допустить безоснова -тельного приостановления производства. Сле -дователи уже не смогут выносить формальные постановления о приостановлении и возобнов-лении расследования задним числом, пытаясь таким образом найти потерянное время и мани -пулировать сроками расследования. Каждое постановление о приостановлении расследова -ния будет согласовываться с прокурором, кото -рый проверит, действительно ли выполнены все необходимые и возможные процессуальные действия. С другой стороны, необходимость получения резолюции прокурора заставит сле -дователя тратить дополнительное время на посещение прокуратуры. А там сначала необхо-димо дождаться помощника прокурора, кури -рующего определенный следственный отдел, предоставить ему для ознакомления материалы уголовного производства, обосновать свое ре-

шение о приостановлении расследования, после этого необходимо встретиться с прокурором или его заместителем и предоставить ему аналогичные объяснения. Следует также иметь в виду, что, возможно, придется неоднократно переделывать постановление о приостановле-нии досудебного расследования, поскольку его содержание может не устроить помощника про -курора или прокурора. Процедура приостанов -ления досудебного расследования на основании норм Уголовно -процессуального кодекса 1960 года занимала от 1 часа до одного дня (в случае, если необходимо было составить опись много -томного уголовного дела.) Кроме того, как по -казывает практика, прокуроры неохотно согла -шаются на вынесение постановления о приос -тановлении расследования. Почти 80% приос -тановленных дел возвращаются в следственный отдел с отмененным постановлением о приос -тановлении.

По нашему мнению, в результате указанных выше нововведений уменьшится количество приостановленных уголовных производств, но увеличится количество производств, по кото -рым сроки расследования продлеваются. Мы считаем, что данная новелла законодателя не -целесообразна. Следователь, осуществляющий производство досудебного расследования, более детально владеет информацией о ситуации, ко -торая сложилась в процессе следствия, а также способен планировать время и целесообраз -ность проведения тех или иных процессуальных действий. Именно поэтому следователь должен иметь право самостоятельно принимать такое важное решение, как приостановление досудеб -ного расследования.

Некоторые процессуалисты, среди которых Л.М. Репкин, Г.П. Химичева, А.М. Попов, считают, что характеристика института приостанов -ления досудебного расследования не будет пол -ной без анализа деятельности следователя после вынесения постановления о приостановлении [10. — С. 11; 17. — С. 185; 18. — С. 8].

Так, в своей работе Г.П. Химичева указыва -ет на то, что «понимание приостановления только как перерыва в уголовно -

процессуальной деятельности, по сути, поощря -ет бездействие и пассивность следователя» [17.

— С. 182]. Аналогичную точку зрения высказы -вает также А.М. Попов. Он отмечает, что ин -ститут приостановления досудебного расследо -вания «призван обеспечить выполнение основ -ной задачи расследования путем возложения на следователя и орган дознания обязанности по принятию мер непроцессуального характера для устранения обстоятельств, послуживших осно-ванием для приостановления предварительного следствия. Приостановление уголовного дела означает переход к выполнению задач следст-вия другими методами [18. — С. 8].

Мы согласны с тем фактом, что принятие решения о приостановлении расследования не означает, что уголовное производство должно быть положено в сейф и забыто до тех пор, пока не исчезнут основания для приостановления. Деятельность следователя не прекращается полностью. Речь идет о запрете на проведение процессуальных действий. Деятельность следо -вателя и работника оперативного подразделения видоизменяется и перерастает из процессуаль -ной в непроцессуальную. Однако в ракурсе ана -лиза Уголовного процессуального кодекса Ук -раины 2012 года очевидно, что необходимость в проведении процессуальных действий после приостановления расследования может иметь место, как правило, лишь в случае приостанов -ления на основании п. 2 ч. 1 ст. 280, когда по -дозреваемый скрывается от органов следствия и суда. Только в данном случае следователь име -ет возможность посредством проведения опре -деленных процессуальных и непроцессуальных следственных (розыскных) действий устранить обстоятельства, послужившие основанием для приостановления досудебного расследования (установить место нахождения подозреваемого), с целью его возобновления и окончания в предусмотренной законом форме. В то же время в ч. 5 ст. 280 указано, что после приостановле -ния досудебного расследования проведение следственных (розыскных) действий не допус-кается, кроме тех, которые направлены на установление местонахождения подозреваемого. Таким образом, исходя из содержания указан -ной статьи, можно сделать вывод о том, что в случае, когда расследование приостановлено на основании п. 2 ч. 1 ст. 280 УПК Украины 2012 года, законодатель предоставил следователю и работнику оперативного подразделения право на проведение мероприятий по осуществлению розыска подозреваемого с помощью процессу -альных средств.

Что касается деятельности следователя в случае приостановления досудебного расследо -вания на основании п. 1 ч. 1 ст. 280 УПК Ук -раины 2012 года, если подозреваемый заболел тяжелой болезнью, препятствующей его участию в уголовном производстве, то в данной ситуации факт совершения преступления имен -но подозреваемым уже должен быть доказан следователем. В то же время Г. П. Химичева в своем исследования отметила, что «не прекра-щает своей деятельности следователь также по делам, приостановленным в связи с временным тяжелым заболеванием обвиняемого. К задачам, которые стоят перед ним в таком деле, следует отнести устранение причин, вызвавших приос -тановление производства, путем пресечения возможных попыток со стороны подозреваемого или обвиняемого затянуть болезнь или укло -ниться от лечения, скрыться от следствия; под -

держание контакта с лечащим врачом обвиняе -мого для своевременного возобновления произ -водства» [17. — С. 185]. По нашему мнению, контролировать состояние болезни подозревае -мого возможно с помощью официальных запро -сов, а также путем проведения бесед с лечащим специалистом. Данные действия не являются процессуальными, их проведение возможно без вынесения постановления о возобновлении до -судебного расследования.

Все необходимые процессуальные действия должны быть выполнены до временного прекращения процессуальной деятельности. Об этом прямо указано в ч. 2 ст. 280 УПК Украины 2012 года: «до приостановления досудебного расследования следователь обязан выполнить все след -ственные (розыскные) и другие процессуальные действия, проведение которых необходимо и возможно ». В противном случае приостановле -ние досудебного расследования будет противо-речить закону.

Приостановление процессуальной дея -тельности — это право следователя, а не обя -занность. В каждом конкретном случае необ -ходимо взвешенно подходить к решению ука -занного вопроса, таким образом, чтобы при -остановление расследования не повлекло не -гативные последствия для уголовного произ -водства. Мы полностью согласны с мнением Е .К. Черкасовой, которая указывает на то, что

«никто из ученых, которые рассматривали приостановление досудебного расследования как перерыв в производстве по уголовному делу, никогда не утверждал, что при приоста -новлении прекращается любая деятельность по раскрытию преступления и розыску обвиняемого, который скрылся... Резервы повышения эффективности работы по раскрытию преступлений и розыску пропавших обвиняе -мых следует искать в области совершенство -вания правового регулирования института приостановления производства по делу и практики его применения» [19. — С. 31—32]. Таким образом, мы считаем, что указание на активную деятельность следователя не явля-ется обязательным при определении понятия приостановления досудебного расследования.

Исходя из вышеизложенного, приоста -новление досудебного расследования — это вынужденное временное прекращение уголов-ной процессуальной деятельности следовате-ля, прокурора, вызванное предусмотренными в законе объективными обстоятельствами, связанными с невозможностью продолжать досудебное расследование, выраженное в со -ответствующем постановлении, вынесенном прокурором или следователем по согласова-нию с прокурором, в течение которого при -останавливается течение сроков досудебного расследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стахівський С. М. Проблеми реформування кримінально-процесуального законодавства. — К.: Бізнес Медіа Консалтінг, 2010. — 276 с.

2. Бердичевский Ф. Ю. Работа следователя по приостановленному делу // Социалистическая законность. — 1973. — № 4. — С. 50—52.

3. Закирова Э. Ф. Приостановление предварительного следствия в случае, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ижевск, 2004. — 30 с.

4. Сергеев К. А. Приостановление предварительного расследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2002. — 33 с.

5. Юридична енциклопедія: в 6 т. — Т. 2 /

відп. ред. Ю. С. Шемшученко. — Київ:

Видавництво «Українська енциклопедія» імені М.П. Бажана, 1999. — 744 с.

6. Нечаев А. А. Приостановление предварительного расследования в уголовном процессе России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2007. — 25 с.

7. Егорова М. С. Институт приостановления производства по уголовному делу и обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса при реализации его норм: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Волгоград, 2004. — 24 с.

8. Малютін І. А. Зупинення досудового

розслідування: навч.-метод. посіб. — К.:

Національна академія внутрішніх справ України, 2003. — 140 с.

9. Благута Р. І. Кримінальний процес:

порушення кримінальної справи, досудове розслідування (альбом схем). — Львів:

Львівський державний університет внутрішніх справ, 2006. — 124 с.

10. Репкин Л. М. Приостановление предварительного следствия: учебное пособие.

— Волгоград: Изд -во ВСШ МВД СССР, 1971. — 127 с.

11. Быков В. М. Основания приостановления предварительного следствия по УПК РФ // Государство и право. — 2004. — № 5. — С.

106—108.

12. Молдован В. В., Кацавець Р. С. Кримінальний процес України. Процесуальні документи: навч. посібник. — К.: Алерта; ЦУЛ, 2008. — 376 с.

13. Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России. — М., 2004. — 480 с.

14. Вандышев В. В. Уголовный процесс: курс лекций. — СПб.: Питер, 2002. — 528 с.

15. Великий тлумачний словник сучасної української мови / Кер. вид. проекту П.М.

Мовчан, В.В. Німчук, В.Й. Клімчак. — Київ: Дніпро, 2009. — 1332 с.

16. Ломовский В.Д. Приостановление

производства по уголовному делу в советском уголовном процессе: автореф. дис. . канд.

юрид. наук. — Ленинград, 1971. — 19 с.

17. Химичева Г. П. Досудебное

производство по уголовным делам: концепція совершенствования уголовно-процессуальной де яте ль нос ти: дис . . д-ра юрид. наук. —

Москва, 2003. — 399 с.

18. Попов А. М. Приостановление и возобновление предварительного следствия: методи -ческие рекомендации. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ин-та, 2005. — 56 с.

19. Черкасова Е. К. Правовое регулирование

приостановления и возобновления

предварительного расследования: дис. ... канд. юрид. наук. — Омск, 2004. — 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.