УДК: 005
ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ВАЖНОСТЬ ДЛЯ
СТАРТАПОВ
Минчукова А.Н., магистрант Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. Инновации являются предпосылкой успеха компании на современном рынке, а также основным из способов конкуренции с другими бизнес-единицами. В настоящее время большинство компаний предпочитают действовать не в одиночку, а сотрудничать со своими конкурентами и партнерами для создания уникальных ценностей и получению большей прибыли. Поэтому за последние несколько лет видна тенденция к организации определенного вида отношений между компаниями. Особое влияние таких отношений на деятельность стартапов. Особые взаимодействия между компаниями помогают создавать не только инновационные продукты, но и возможность стартапам ускорить свое развитие. Цель исследования - выявить важность инновационной системы для стартаов. В статье рассматривается понятие «инновационной системы», ее основные компоненты и игроки. Выделены проблемы и барьеры, с которыми могут сталкиваться компании при разработке инновационной стратегии. Изучены основы инновационной экосистемы, а также ее влияние на деятельность стартапов, а также партнеров, с которыми они взаимодействуют. Согласно данным, полученным из исследований консалтинговых фирм, отчетов и кейсов были отмечены положительные результаты внедрения инновационных экосистем. Предложены основные инструменты, с помощью которых можно создать инновационную систему, а также активно поддерживать ее.
Ключевые слова: Инновация, инновационный процесс, инновационная система, стартап, устойчивое развитие, сотрудничество.
CONCEPT OF INNOVATION SYSTEM AND ITS IMPORTANCE FOR
STARTUP
Minchukova A.N., master Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. Innovation is a prerequisite for the company's success in the modern world, as well as the main way to compete with other businesses. Nowadays, most companies prefer not to act alone, but to work with their competitors and partners to create unique values and get more profit. Therefore, over the past few years there has been a tendency to organize specific relations between companies. There are special influence of such relationships on the action of startups. Special interactions between companies help to create not only innovative products, but also the opportunity for start-ups to accelerate their development. The purpose of the study is to identify the importance of the innovation system for startups. The article discusses the concept of "innovation system", its main components and players. The problems and barriers that companies may encounter when developing an innovation strategy, are highlighted. The basics of the innovation ecosystem were studied, as well as its impact on the activities of start-ups, and partners with whom they interact. According to the data obtained from the research of the consulting firms, reports and case studies, positive results of the introduction of innovative ecosystems were noted. The basic tools have been proposed with which a company can create an innovative system and maintain.
Key words: Innovation, innovation process, innovation system, startup, sustainable development, cooperation.
Как национальные инновационные системы, меняющейся глобальной конкурентной среды. так и региональные разработчики изо всех сил Страны, регионы и города во всем мире пытаются удовлетворить требования постоянно претерпевают серьезные структурные
изменения, поскольку экономика переходит от производства к услугам и волны социально-технического развития формируют
инновационный ландшафт. Чтобы управлять структурными изменениями и поддерживать инновации настолько эффективно, насколько это возможно, необходимо развивать и укреплять местную инновационную среду.
Инновации требуют особой экосистемы, в которой есть университеты и исследовательские институты высшего уровня, достаточное финансирование и местный рынок, квалифицированная рабочая сила,
специализация и сотрудничество между компаниями и глобальными сетями. Необходимо дать определение термину «инновационная система», а также выявить полезность для стартапов.
Основу методологии составляет обзор теоретических и практических работ и трудов многих иностранных и российских исследователей, стратегический анализ стартапов и крупных компаний, отчеты консалтинговых компаний.
Термин «инновационная экосистема» относится к динамичной интерактивной сети, которая порождает инновации. На практике этот термин может относиться к локальным концентраторам, глобальным сетям или технологическим платформам. Она имеет корни в промышленности и бизнес-кластерах, в концептуальном развитии инноваций и в подходе Triple Helix к региональному развитию и национальным инновационным системам. Во многих исследованиях акцент был сделан на местных и региональных экосистемах и их развитии [3]. Экосистемный подход подчеркивает позицию и роль местных и общественных субъектов в развитии инновационной деятельности. Особую роль инновационные экосистемы играют для стартапов, так как такие компании чаще всего взаимодействуют с другими бизнес-единицами и создают корпоративные инновации при сотрудничестве. Инновационная экосистема -это сеть отношений, через которые информация
и талант перетекают через системы совместного создания устойчивых ценностей [5]. На основе обзора теоретических исследований следует выявить, почему инновационные системы так важны и как они могут быть полезны стартапам?
Благодаря изученным отчетам крупных консалтинговых фирм следует отметить, что компании, которые еще не создали инновационные системы, могут столкнуться с множеством барьеров. Эти барьеры имеют крайне негативный эффект на инновационную деятельность бизнес-единицы. Согласно исследованию БСО [3], основанном на анализе множества крупных компаний и стартапов, опросах и интервью, были выделены 9 барьеров:
1. Недостаток времени для инновационных проектов;
2. Слишком много текущих проектов в компании;
3. Нет согласованности стратегии компании и инновационной стратегии;
4. Недостаток инновационных возможностей среди персонала;
5. Недостаточное внедрение инновационной культуры в связи с провалом проектов;
6. Неэффективное управление процессами инновационных проектов;
7. Отсутствие четкой инновационной карты;
8. Недостаток финансовых ресурсов;
9. Отсутствие готовности рисковать в отношении инновационных проектов.
Таким образом, компании, которые, так или иначе, связаны с инновационной деятельностью, скорее всего, будут сталкиваться с проблемами, представленными выше. Поэтому в настоящее время видна тенденция к созданию инновационных экосистем, которые компании используют для разделения задач и создания совместной инновации.
«Инновационная экосистема» - это термин, используемый для описания различных игроков, заинтересованных сторон и членов сообщества, которые имеют решающее значение для инноваций [2].
Инновационная экосистема включает в себя университеты, правительство, корпорации, ускорители стартапов, венчурные капиталисты, частных инвесторов, фонды, предприниматели, наставники и средства массовой информации. Каждый из них играет значительную роль в создании ценности в большей экосистеме путем преобразования новых идей в реальность посредством доступа и финансовых инвестиций. Местные, штатные и федеральные организации могут и должны сыграть свою роль в развитии экосистемы [1].
Подобно экосистеме профессора Уэбстера, где организмы поддерживают друг друга, чтобы они могли функционировать вместе (и выживать), игроки в инновационных экосистемах также помогают друг другу. Такое сотрудничество происходит различными способами, включая мероприятия, перекрестную рекламу и обмен ресурсами. Совместная работа в этом качестве демонстрирует силу сотрудничества и создает сообщество, которое поддерживает цели, миссии, видения и ценности друг друга.
Инновационные экосистемы создают активный поток информации и ресурсов для воплощения идей в реальность. Благодаря этим экосистемам компании выстраивают процесс, с помощью которого все больше новаторов и предпринимателей могут разрабатывать и внедрять решения для более быстрого решения реальных проблем. Этот процесс создает опыт в новых областях, помогает диверсифицировать экономику и позволяет предприятиям встречать своих клиентов там, где они есть. Кроме того, инновационная экосистема предоставляет средства для создания экономической стабильности и совместного использования ресурсов [10].
Для стартапов такие экосистемы формируют новые рабочие места и возможности. Однако необходимо помнить, что стартапы занимаются созданием новых технологий, которые применяются в различных отраслях и аудиториях [8]. Стартапы строят отношения со всеми игроками в экосистеме, определяют своих
ключевых партнеров и превращают эти натуральные и финансовые инвестиции в материальные продукты.
Ценность инновационной экосистемы заключается в доступе к ресурсам для стартапов и потоку информации для заинтересованных сторон экосистемы. Этот информационный поток создает больше инвестиционных возможностей для правильных учреждений, чтобы связать их с правильными идеями для их бизнеса и портфелей, в нужное время, по правильным причинам [3].
В центре внимания инновационных экосистем находятся создатели ценностей -новаторы и стартапы, создающие рабочие места и решающие проблемы. Экосистема вкладывает свою энергию в изучение того, кто является лучшим новатором, что обеспечивает глубокую ценность для корпораций и спонсоров.
В зарубежной практике такие инновационные системы очень распространены. К примеру, были исследованы 3 американские компании, которые создали единый венчурный фонд. В 2018 году также был проведен Глобальный саммит, на котором собрались эксперты по экосистемам, чтобы обсудить все вопросы инноваций. Саммит был совместным усилием Bridge to MassChallenge, программы REAP MIT и Boston Consulting Group. Акцент был сделан на корпоративном сотрудничестве с региональными предпринимателями,
университетами и правительствами для изучения и использования преимуществ своих регионов и дальнейшего их развития [3].
Крупные компании считают, что успешная инновационная экосистема - это хорошая инвестиция. Это приводит к созданию большего количества рабочих мест и услуг и обеспечивает стимул для местной экономики. Более того, хорошая экосистема, учитывая ее местный талант и способность привлекать более квалифицированных и талантливых людей, может стать следующей штаб-квартирой корпорации. Хороший пример тому - Google открывает свою штаб-квартиру в Тель-Авиве или в Цюрихе. Кроме того, очень активная
инновационная экосистема запуска стимулирует рост МСП и повышение уровня инноваций благодаря перекрестному удобрению [4].
Экосистема может зарекомендовать себя как лучшее место для инноваций, определяемое уровнем инвестиций или тем, насколько быстро стартапы финансируются венчурными капиталистами, корпорациями и ангелами по сравнению с аналогами. Экосистема может создать более прозрачную коммуникацию от стартапов до инвесторов и повысить осведомленность о соответствующих
возможностях и полезной информации для более широких инвестиционных пулов. Другим показателем успеха может быть то, сколько стартапов и инноваций финансируется из венчурных капиталистов штата (по сравнению с государством) и сколько остается в государстве после того, как их профинансировали.
Каким бы ни был КР1, предпосылка состоит в том, чтобы установить четкое видение и цель и привязать к ним обоснованные показатели. Это поможет лидерам экосистем знать, идет ли речь о том, идет ли речь о том, как и как правильно двигаться по пути, чтобы оставаться в соответствии с более широким видением. Важным моментом является то, что показатели каждой экосистемы зависят от зрелости экосистемы [2].
Когда компания преобразует практическую информацию о потоках и ускоряет превращение идей в реальность - посредством инвестиций и поддержки - это ведет к результатам повышения квалификации, ускоренного роста рабочих мест, увеличения диверсификации и ускорения инвестиций с течением времени [3].
Ключевые инструменты, которые сделают инновационную систему лучше:
• Прозрачные средства коммуникации от стартапов до инвесторов, включая ангелов, венчурных капиталистов и корпоративных клиентов.
• Подготовка новаторов (как университетов, так и новичков) к тому, чтобы они были более опытными в жизненном цикле стартапа и в процессе финансирования, чтобы
сделать взаимодействие с инвесторами более продуктивным и значимым.
• Помощь крупным корпорациям в определении критически важных технологий для пилотирования, партнерства, приобретения, проектов или инвестиций, чтобы помочь им быстрее вводить новшества.
• Помощь венчурным инвесторам в поиске лучших компаний для своих портфелей, чтобы инвестировать более своевременно и эффективно.
• Создание экосистемы, которая стимулирует и диверсифицирует экономику, позволяя компаниям переходить от концепции к основам развития.
В целом, в настоящее время можно заметить, что многие крупные и малые компании, которые нацелены на создание новых продуктов и услуг, стараются образовать инновационную систему. Инновационная система - система, которая нацелена на объедение талантов и создание совместного продукта. Такие системы очень важны для стартапов, так как позволяют при небольших затратах взаимодействовать с крупными игроками, тем самым наращивать большую прибыль. Такие системы сейчас очень ценятся и крупными компаниями. Для таких игроков это возможность проникнуть на рынки как можно глубже и создавать множество новых продуктов, используя внешние ресурсы.
Список используемых источников
[1] Дрейпер, У. Стартапы: профессиональные игры Кремниевой долины /У. Дрейпер; предисл. Э. Шмидта; пер. с англ. В. Егорова. - Москва: Эксмо, 2012. - 378 с.
[2] Abuzyarova, M. Corporate innovation system management as a competitiveness factor: Methodological approaches / M. Abuzyarova // Espacios. - 2017. - № 12. - 18 p.
[3] Anding, M. Overcoming Corporate Innovation Barriers and Saving on costly Startup Investments - with Excubation [Электронный ресурс]. URL: https://www.excubate.de/insights/overcoming-
corporate-innovation-barriers/ (дата обращения: 10.05.2019)
[4] Chesbrough, H. Open innovation: The new imperative for creating and profiting from technology / H. Chesbrough // Boston: Harvard Business School Press. - 2003. - 272 p.
[5] Dahlander, L. One Foot in, One Foot out: How Does Individuals' External Search Breadth Affect Innovation Outcomes? / L. Dahlander, S. O'Mahony, D. Gann // Strategic Management Journal. - 201б. - №37 (2). - 15-34p.
[6] Dedehayir, O., & Seppänen, M. Birth and Expansion of Innovation Ecosystems: A Case Study of Copper Production. Journal of Technology Management & Innovation, 2015. -10(2). 145-153р.
[7] Edquist, C. Institutions and organizations in systems of innovation / C. Edquist // In Edquist. - 1997. - № 2. - 41-63p.
[8] Gassmann, O. Opening up the innovation process: towards an agenda. / O. Gassmann // R&D Management. - 2006. - № 36 (3). - 223-228p.
[9] Oksanen, K., & Hautamäki, A. Sustainable Innovation: A Competitive Advantage for Innovation Ecosystems. Technology Innovation Management Review, 2015. - 5(10). - 24-30p.
[10] Pellikka, J., & Ali-Vehmas, T. Managing Innovation Ecosystems to Create and Capture Value in ICT Industries. Technology Innovation Management Review, 2016. - 6(10). - 17-24p.
[11] Spigel, B. The Relational Organization of Entrepreneurial Ecosystems. Entrepreneurship Theory and Practice, 2017. - 41(1). - 49-72p.
V V