Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ'

ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2291
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ДИСКУРС / ОБЩНОСТЬ / КЛАССЫ / ИЕРАРХИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магомедалиева К.М.

В статье рассматривается идеология как система ценностных ориентаций, идей, взглядов, представлений, а также как рационально-эмоциональное восприятие и оценка мира, что позволяет выявить связи между мировоззренческими установками и нормами поведения людей, определяет систему ценностей и идеалов общества и стратегию его развития. Идеология может выступать как нормативно-символическая система, которая позволяет социуму определиться в социокультурном пространстве. Обращается внимание на то, что идеология включает в себя социальные настроения, духовные конструкции в виде определенных идей, стереотипов, мнений, предрассудков и, таким образом, «вживает» в себя компоненты общественного сознания и является его своеобразной формой. Идеология объединяет различные социальные группы с помощью общего языка смыслов и символов, пропагандирующего и отстаивающего их интересы, мобилизует широкие социальные слои для участия в политической жизни общества. Поэтому понятие идеология является одним из ключевых в социальной теории и практике. В XXI веке вновь стал открытым вопрос о необходимости идеологии для функционирования государства и современного общества. В статье обозначены различные подходы в понимании категории идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF IDEOLOGY IN THE SOCIO-PHILOSOPHICAL DISCOURSE

Ideology as a system of value orientations, ideas, views, perceptions, as well as a rational-emotional perception and assessment of the world, made it possible to establish links between worldview attitudes and norms of human behavior at all times determined the system of values and ideals of society and the strategy of its development. Ideology can act as a normative-symbolic system that allows society to define itself in the socio-cultural space. Ideology takes into itself social moods, spiritual constructions in the form of certain ideas, stereotypes, opinions, prejudices and, thus, "takes root" in itself the components of social consciousness and is a kind of form of social consciousness. Ideology, fulfilling a unifying role, gives various social groups a common language with meaning and symbols, allowing to promote and defend their interests, mobilizes broad social strata to participate in the political life of society. Therefore, the concept of IDEOLOGY is one of the key concepts in social theory and practice. In the 21st century, we deal with the newly discovered question of the need for ideology for the functioning of the state and modern society. The article outlines various approaches to understanding the category of ideology.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ»

УДК 101.3/316.75

DOI: 10.21779/2500-1930-2021-36-4-125-131

К.М. Магомедалиева

Понятие идеология в социально-философском дискурсе

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Га-джиева, 43а; karina557@mail.rH

В статье рассматривается идеология как система ценностных ориентаций, идей, взглядов, представлений, а также как рационально-эмоциональное восприятие и оценка мира, что позволяет выявить связи между мировоззренческими установками и нормами поведения людей, определяет систему ценностей и идеалов общества и стратегию его развития. Идеология может выступать как нормативно-символическая система, которая позволяет социуму определиться в социокультурном пространстве. Обращается внимание на то, что идеология включает в себя социальные настроения, духовные конструкции в виде определенных идей, стереотипов, мнений, предрассудков и, таким образом, «вживает» в себя компоненты общественного сознания и является его своеобразной формой.

Идеология объединяет различные социальные группы с помощью общего языка смыслов и символов, пропагандирующего и отстаивающего их интересы, мобилизует широкие социальные слои для участия в политической жизни общества. Поэтому понятие идеология является одним из ключевых в социальной теории и практике. В XXI веке вновь стал открытым вопрос о необходимости идеологии для функционирования государства и современного общества.

В статье обозначены различные подходы в понимании категории идеологии.

Ключевые слова: идеология, дискурс, общность, классы, иерархичность.

Понятие идеология всегда было сложно определить, да и сегодня оно не получило законного научного статуса. В этом отношении А.В. Жукоцкая пишет, что «неясность -основное свойство идеологии» [3], а степень идеологической наполненности понятий и концептов нередко обусловлена пониманием самого явления идеологии, которое рождает больше вопросов, чем ответов.

Может ли функционировать человек полноценно в отсутствии идеологии? Есть ли границы идеологии? Если - да, то каковы ограничения, накладываемые ею на человека? Каковы пути принятия идей, почему люди легко следуют идеологическому дискурсу, в том числе и ложному? Культурный кризис ведет к распаду идеологии или к укреплению? Какое место занимает идеология в общественном развитии и на уровне личности? Много вопросов возникает при мысли об этом феномене.

Существуют разные концепции в социально-философской среде, интерпретирующие феномен идеологии. А.Р. Тузиков считает, что идеология в современных обществах рассеяна в информационном поле, а также фигурирует в деятельности социальных институтов. Время, когда идеология пребывала только в пространстве пропагандистских материалов, ушло. Информация, пронизывающая сегодня все отношения в мире, включающая в себя «идеологический набор», влияет на массовое сознание, и люди исторически сложившиеся отношения в обществе, свое социальное положение и роль воспринимают как норму. В этом плане идеология в процессе социализации влияет на формирование познавательной структуры и ее дальнейшее функционирование,

определяющее интерпретацию социальных явлений. Например, во II веке до н. э. учение Конфуция стало официальной идеологией Китая (до 1912 года), а сегодня оно является духовной составляющей культуры. И.А. Самолыга исследовала возникновение идеологии в Древней Руси (XI век), в период становления государства российского, условиями выживания которого были национальное единство и независимость.

В XXI веке отношение к идеологии изменилось под влиянием глобальных трансформаций в обществе. Наступило время конвенционального в науке, в философии наряду с рационалистическим дискурсом стал осмысливаться дискурс безумия, в эстетике -дух эклектизма, а требование быть толерантным стало важной ценностью общественного бытия, что выразилось в крайнем неприятии тотальных доктрин. Новая среда диктует иные формы идеологического, что делает идеологию сложным объектом познания для исследователей в данных обстоятельствах. Но социальный мир подвижен, а с ним и его фундаментальные понятия. Интерпретация феноменов общественного бытия неизбежна, поэтому мы рассмотрим классические толкования определения идеологии.

Понятие идеология было впервые введено Пьером Кабанисом, Дестютом де Траси и их близким окружением. Д. де Траси называл ее учением об идеях. К. Маркс в идеологии видел выражение интересов и идей буржуазии, представляемых как олицетворение всеобщей справедливости и свободы. Ф. Энгельс писал, что «родовой строй не знал никаких средств принуждения, кроме общественного мнения» [10], а общественное мнение содержит в себе идеологический компонент, формирующий соответствующую ценностную установку. Автор новой социологии К. Маннгейм под идеологией понимал своеобразие и характер общей структуры сознания определенной эпохи или социальных групп.

Существует огромное количество определений понятия идеология в современной отечественной и иностранной литературе. Так, например, в социологическом контексте идеологию исследовали М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маннгейм, В. Парето. Они проводили сравнительно-сопоставительный анализ, рассматривали идеологию в соотношении с религией, наукой и истиной. М. Вебер считал идеологию феноменом, возникшим в области веры, а в сравнении с наукой он охарактеризовал ее как ненаучную, не способную производить познавательно-ценной информации, поэтому в гносеологическом контексте назвал ее бесплодной. Согласно Э. Дюркгейму, идеология играет интегрирующую и организующую роль в обществе, а также формирует стремление человека достичь социального благополучия и создает чувство уверенности. В обществе всегда существует определенная идеология. Она регулирует социальное поведение людей и ориентирует их на достижение ценностей и идеалов. Он мыслил идеологию как необходимый компонент для укрепления консолидирующих начал общественного бытия. Методологически важные концепции К. Маркса, Э. Дюркгейма определяли идеологию как последствие совместной жизни людей. К. Маркс отводил идеологии социально-политическую роль, видел в ней средство удержания антагонистических отношений в общественном развитии. Дальнейшее развитие позиций сторонников социоцентрист-ской теории направлено в сторону признания идеологии неотъемлемой частью общественной системы. Это мы можем наблюдать во взглядах марксистски ориентированных философов К. Маннгейма и А. Грамши, которые подводят нас к мысли, что психологическое устройство человека и социальная среда есть источники идеологии.

В. Парето писал, что основные функции идеологии - это убеждать, влиять на умы и заставлять действовать. Элита управляет массами посредством идеологии, используя методы насильственного характера или разные манипуляции, реже разъяснения.

В книге «Ideology: An Introduction» известный британский политолог, литературовед Терри Иглтон предлагает всесторонний анализ понятия идеология, отслеживая основные линии его истории - от момента возникновения в работах поздних просветителей до появления в современной политической науке и социологии, «от Маркса к Лу-качу и Грамши, от Адорно к Альтюссеру и Бурдье, от Ницше к современному постструктурализму» [7]. Он считает бесполезным делом фиксировать смысл идеологии в одном определении ввиду его богатого содержания. Л.В. Солодовник выделила основные определения термина идеология, существующие в философии: а) процесс производства идей, знаний, знаков и ценностей в социальной жизни; б) совокупность идей, характерных для отдельных социальных групп и классов; в) система идей, которые позволяют узаконить государственную политическую власть; г) система ложных идей, помогающих узаконить государственную политическую власть; д) систематически искажаемые сообщения; е) форма мысли, мотивированной социальными интересами; ж) необходимые социальные иллюзии; з) действенно-ориентированная направленность веры, убеждений; и) конъюнктура рассуждений и власть; к) процесс превращения социальных идей в действительную реальность [9]. Это разнообразие определений продиктовано многоаспектностью социальной реальности, которая расширяет границы понятия идеология, и чем сложнее эта реальность, тем больше толкований.

Луи Альтюссер, в отличие от принятого в марксизме представления об идеологии как фиктивном отражении реальности в сознании человека, включал в идеологию бессознательный механизм социального воображения, посредством которого индивидуумы «претерпевают» свое отношение к реальным условиям их существования. Вырастает человек как субъект социального действия, мышления и восприятия. Содержание идеологии в этом отношении состоит не только из теории, ей подчинены и символические средства, отраженные в обыденных представлениях, образах и текстах, обращаясь к которым индивидуум осмысливает свою дорогу в социальной реальности, фиксирует идентичность, приобретает мотивацию к общественной деятельности, наконец, формируется как социальный субъект. Образ идеологии в сознании индивидуума, согласно Альтюссеру, воспринимается как уже предзаданный, проживаемый мир, идущий по пути непрестанного воспроизводства, подчиненного общественной формации как идеологической подструктуре. Когда идеология функционирует при помощи идеологических аппаратов, она является условием репрезентации антагонистического социального порядка и, следовательно, классового господства: «... с точки зрения классов, то есть с точки зрения классовой борьбы, можно понять существующие в некоей общественно-экономической формации идеологии» [1].

Согласно Альтюссеру, цель идеологии состоит в репрезентации условий производства в обществе, то есть в том, чтобы непрестанно воссоздавать определенный тип мышления и сознания. В своей статье «Идеология и идеологические государственные аппараты» он выдвигает два тезиса, один из которых называет негативным, другой - позитивным: «Тезис I: идеология представляет собой воображаемые отношения индивидуумов с реальными условиями их существования. Тезис II: идеология обладает материальным существованием (идеология всегда существует в некоем аппарате, в его практической деятельности или практиках)» [1]. Идеология, направленная на индивидуумов как на конкретных субъектов, «.всякий "субъект", обладающий сознанием и верящий в те "идеи", которые внушает ему собственное сознание и которые он свободно принимает, должен "действовать в согласии со своими идеями", т. е. должен вписывать в свою материальную практическую деятельность собственные идеи свободного субъекта. Если этого не происходит, "это не хорошо"» [1].

Глава школы структурного функционализма, американский социолог Т. Парсонс рассматривает идеологию как комплекс идей, убеждений, установок и ценностей, возникающих в определенной социальной общности и служащих апологией целей и задач ее членов, их социального поведения. Таким образом, система ценностей этой общности, рассматриваемая в качестве универсально заданного вектора социальной деятельности субъектов действия, составляет идеологию. «Идеология служит одной из главных основ для когнитивного узаконивания стандартов ценностной ориентации коллектива и его акторов [5]. Она берет на себя задачи социальной адаптации своих носителей, снимая социально-психологическую тревожность, а также позволяет противопоставлять поведенческие акты носителей действиям других общностей.

К. Маннгейм в работе «Идеология и утопия» под идеологией понимает систему «идей и убеждений господствующих групп, а также бессознательные факторы, скрывающие реальное положение дел в обществе и выполняющие консервативную функцию» [1]. Идеологическое здесь встроено в процесс социального приспособления к новым условиям. М. Дюверже и Д. Истон характеризуют идеологию как систему ценностей и предпочтений. Ценностное измерение в этом отношении стимулирует человеческие действия с помощью дифференциации и иерархизации объектов по степени их важности.

В современной социально-философской риторике также много интерпретаций идеологии. Одна из них представлена в статье «Новой философской энциклопедии»: Идеология - система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений, - и выступает формой санкционирования существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии) или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений) [6]. Это определение характеризует политический дискурс идеологии.

Отечественный автор Ю.Г. Волков определяет идеологию как систему философских, научных, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире, обществе и человеке, формирующую личность и общественное развитие в целом. Идеология носит мировоззренческий характер, содержит в себе идеи, связанные со смыслом жизни человека, для нее характерно стремление к гармоничному устройству общественного бытия, к которому должны тяготеть все граждане. Она содержит в себе ценностное знание, преобразовывающее и направляющее деятельность людей в различных сферах жизни общества, выступая апологетом единства и целостности определенной общности или всего человечества. Это относится к гуманистической интерпретации идеологии.

О.Ю. Малинова, российский политолог и философ, исходит из того, что прежде идеологии возникают и пребывают в среде противоречивых мировоззренческих часто взаимоисключающих установок. Они представляют собой структуры смысловых значений, сложившиеся в некую картину мира с доступным отражением многообразия жизни. Идеологии, согласно Малиновой, не просто мировоззренческие системы, - это идеи, стремящиеся к власти. Продуцируя антагонистические отношения, идеологии обладают мощной критической базой, способной соревноваться с конкурентами за влияние.

В социально-философском дискурсе принято выделять три уровня идеологии. Первый - теоретический уровень, на котором разрабатываются основополагающие знания и ценности, являющиеся фундаментом той или иной идеологии и воздействующие на сознание человека. На этом уровне основная деятельность связана с профессиональными идеологами, которые создают базовые идеи и принципы. На втором уровне разрабаты-

ваются и внедряются знания и ценности идеологического учения, влияющего на сознание людей. На третьем этапе идеологические ценности должны функционировать на уровне повседневных дел, представлений и взглядов. Здесь внедряется идеологическая психология.

Современный словенский философ С. Жижек в своих работах глубоко развил тему идеологии. Идеологи прошлого, как отмечает Жижек, считали идеологические иллюзии производными знания. В этом отношении современное общество постидеологическое: народ больше не доверяет идеологическим истинам, не воспринимает их положения всерьез, общество выглядит циничным. «Однако фундаментальный уровень идеологии - это не тот уровень, на котором действительное положение вещей предстает в иллюзорном виде, а уровень (бессознательного) фанатизма, структурирующего саму социальную действительность. А на этом уровне наше общество вовсе не является постидеологическим» [2, с. 20]. Общественный цинизм в отношении идеологии есть одно из проявлений защиты, попытка спрятаться от проглядывающего из завесы бытия идеологического фанатизма.

В работе «Возвышенный объект идеологии» Жижек пишет: «Идеология - это не просто "ложное сознание", иллюзорная репрезентация действительности, а скорее идеология есть сама эта действительность, которая уже должна пониматься как идеологическая [2, с.14]. В любом обществе идеология наличествует всегда, но носители не видят в социальной действительности идеологического, так устроены идеология и человек в своем восприятии этого феномена. «"Идеологическое" не есть "ложное сознание" (социального) бытия, но само это бытие - в той мере, в какой это бытие имеет основание в "ложном сознании"» [2, с. 14].

Социальный философ А. Зиновьев оперирует понятием идиосфера, осмысляя понятие идеология. Роль идеологии в жизни человека многообразна и глубока. Зиновьев выделяет три наиболее ценных сюжета для осмысления этой роли. Во-первых, идеология способствует осознанию человеком себя, смысла жизни, своей природной и социальной среды, так как идеология представляет собой совокупность образов, понятий, суждений, ценностей, учений и взглядов на этот мир. Во-вторых, идеология вбирает в свой механизм общность людей, учреждений, занимающихся также производством идеологических товаров и услуг, распространяя и делая доступным потребителю их теоретические и практические решения для развития социального будущего. И третий, иллюстративный, момент идеологии - это связь сознания человека и идеологического состояния среды, в которой он пребывает: сознание формируется не только под влиянием одной идеологии, на него воздействует все многообразие фактической жизни человека.

Идеолог как вершитель сознания людей у Зиновьева призван творить когнитивную культуру определенным образом, как того требует предзаданный образец. «Они участвуют в производстве человеческого материала, адекватного условиям и потребностям общества, обслуживая один аспект этого производства - аспект менталитета» [4]. В далеком прошлом функции идеологов брали на себя колдуны, шаманы, затем пришла жреческая культура, а потом и служители религии. «Сегодня, - пишет Зиновьев, - идеологии создают и обогащают философы, социологи, писатели, художники, журналисты и все те, кто причастен к производству духовного знания для всего человечества. Таким образом, идеология - это совокупность понятий, идей, убеждений и т. п. людей обо всем, что имеет ценность для осознания человеком самого себя и своего природного и социального окружения».

При всем многообразии приведенных нами определений их объединяет то, что идеология является особым теоретическим выражением действительных, возможных, иллюзорных идеалов, интересов, ценностей людей, образа желаемого будущего. «Как только человек, общность или общество уподобляется во что-либо уверовать, автоматически возникает идеологическая ситуация, само идеологическое. В этом смысле идеология неустранима» [8]. Поэтому идеология - это жизненно важный атрибут любого общества. Без идеологии невозможна никакая общность и отдельно взятый человек.

Идеология является духовной основой идентичности общества, ее социального единодушия, придает личности высокий смысл существования, мотивируя и организовывая на согласованное служение общему делу. Идеология призвана формировать у человека картину, соответствующую определенным идеям и ценностям, которая вовлекает его в связь с конкретной общностью, в интересах которой он готов действовать.

Литература

1. Альтюссер П.Л. Идеология и идеологические аппараты государства // Неприкосновенный запас. - 2011. - № 3. - Режим доступа: https://magazines.gorky.media/nz/2011/3/ideologiya-i-ideologicheskie-apparaty-gosudarstva.html (дата обращения: 15.04.2021).

2. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. Художественный журнал. - М., 1999.

- 114 с. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/jijek-vozv_o_ideologii-8l.pdf (дата обращения: 17.04.2021).

3. Жукоцкая А.В. Феномен идеологии. - М., 2012. - Режим доступа: https://kk.convdocs.org/docs/index-55276.html (дата обращения: 12.04.2021).

4. Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. Идиосфера общества / Центр гуманитарных технологий. - М., 2003. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/basis/5623/5629 (дата обращения: 17.04.2021).

5. Зуйков Р.С. Идеология мирового общества: политико-системный анализ // Век глобализации. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/glob2-2014/25182-ideologiya-mirovogo-obschestva-politiko-sistemnyy-analiz.html (дата обращения: 16.04.2021).

6. Идеология // Новая философская энциклопедия / Электронная библиотека ИФ РАН. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHbb6fc2dd8032798c2096bb.

7. Научно-образовательный портал ВШЭ // Т. Eageton. Ideology: An Introduction // -Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/19186795/ (дата обращения: 13.05.2021).

8. Рубцов А.В. Иллюзии деидеологизации. Идеологический вакуум / ИФ РАН. - 2010.

- С. 8-31.

9. Солодовник Л.В. Идеологическая безопасность российского общества в контексте трансформационных вызовов современности. - Ростов н/Д: Антей, 2012. - С. 12.

10. Энгельс Ф. Возникновение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Ф. Энгельс. Соч. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1962. - Т. 21. - С. 168.

Поступила в редакцию 9 ноября 2021 г.

UDC 101.3/316.75

DOI: 10.21779/2500-1930-2021-36-4-125-131

The Concept of IDEOLOGY in the Socio-Philosophical Discourse

K.M. Magomedalieva

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M.Gadzhiev st., 43a; kari-na557@mail.ru

Ideology as a system of value orientations, ideas, views, perceptions, as well as a rationalemotional perception and assessment of the world, made it possible to establish links between worldview attitudes and norms of human behavior at all times determined the system of values and ideals of society and the strategy of its development. Ideology can act as a normative-symbolic system that allows society to define itself in the socio-cultural space. Ideology takes into itself social moods, spiritual constructions in the form of certain ideas, stereotypes, opinions, prejudices and, thus, "takes root" in itself the components of social consciousness and is a kind of form of social consciousness. Ideology, fulfilling a unifying role, gives various social groups a common language with meaning and symbols, allowing to promote and defend their interests, mobilizes broad social strata to participate in the political life of society. Therefore, the concept of IDEOLOGY is one of the key concepts in social theory and practice. In the 21st century, we deal with the newly discovered question of the need for ideology for the functioning of the state and modern society. The article outlines various approaches to understanding the category of ideology.

Keywords: ideology, discourse, community, classes, hierarchy.

Received November 9, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.