Научная статья на тему 'Понятие и значение принципов правового регулирования в управлении деятельностью контрольно-медицинских подразделений следственных органов МВД России на региональном уровне'

Понятие и значение принципов правового регулирования в управлении деятельностью контрольно-медицинских подразделений следственных органов МВД России на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ МВД РОССИИ / PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES OF THE MINISTRY FOR INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / КОНТРОЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ПРИНЦИП / CONTROL-METHODICAL UNITS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильяш А.В.

В статье раскрывается понятие и значение принципов правового регулирования в управлении деятельностью контрольно-методических подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильяш А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition and Meaning of Legal Principles of Operations Management of Control-Methodical Units of Investigation Bodies of the Ministry for Internal Affairs Operated at the Regional Level

The paper gives the definition and meaning of the legal principles of operations management of control-methodical units.

Текст научной работы на тему «Понятие и значение принципов правового регулирования в управлении деятельностью контрольно-медицинских подразделений следственных органов МВД России на региональном уровне»

А.В. ИАЬЯШ,

1 « адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлении

(Академия управления МВД России)

A.V. ILYASH,

Adjunct2, Department of Command of Investigation Divisions (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 347.934

понятие и значение принципов правового регулирования в управлении деятельностью контрольно-методических подразделений следственных органов мВд россии на региональном уровне

Definition and Meaning of Legal principles of operations management of control-methodical units of investigation Bodies of the ministry for internal Affairs operated at the Regional level

В статье раскрывается понятие и значение принципов правового регулирования в управлении деятельностью контрольно-методических подразделений.

Органы предварительного следствия МВД России, контрольно-методические подразделения, принцип, правовое регулирование.

The paper gives the definition and meaning of the legal principles of operations management of control-methodical units.

Preliminary investigation bodies of the Ministry for Internal Affairs of Russia, control-methodical units, legal principles.

Общественные отношения, складывающиеся в процессе управления следственными органами, можно условно разделить на процессуальные, регулируемые уголовно-процессуальным правом, и непроцессуальные [3], регулируемые ведомственными нормативными правовыми актами и управленческими решениями, облаченными в иную правовую форму. Природа данных общественных отношений определяет характер прямых и обратных связей, складывающихся между их субъектами (управляемой и управляющей подсистемами), а также правовые формы воздействия на эти отношения.

Так, субъект управления, получив информацию о негативных тенденциях в работе подчиненного следственного органа посредством осуществления функций управления (прогнозирование, планирование, организация, корригирование, контроль, помощь, учетная, отчетная, оценочная), оказывает воздействие на деятельность следственного органа как с помощью процессуальных средств (дает указания, отменяет процессуальные решения, изымает из производства уголовные дела и передает в вышестоящий следственный орган, изымает и передает уголовные дела внутри следственного органа, создает следственные группы), так и непроцес-

о

и

О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш

s

а H

95

1 Ранее - заместитель начальника отдела методического, информационного и ресурсного обеспечения следственного управления УМВД России по Калужской области.

2 Early - Deputy Chief, Section of Methodological, Information, Resource Support, Investigation Department, Office for Internal Affairs of Kaluzhskaya Oblast.

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

96

суальных: откомандировывает в следственный орган сотрудников из других следственных органов или (и) аппарата управления, которые, в свою очередь, расследуют уголовные дела и (или) оказывают практическую и методическую помощь; устанавливает контроль за расследованием отдельных уголовных дел; проводит рабочие и оперативные совещания с выработкой управленческих решений; проводит занятия со следователями и руководителями следственного органа. Например, указание, подготовленное и данное руководителем следственного органа любого уровня следователю в соответствии и в порядке ст. 39 УПК РФ, является формой управленческого решения, возникшего в результате отношений, складывающихся между управляемой и управляющей подсистемами и урегулированных уголовно-процессуальным правом. Однако обратная связь, возникающая между субъектами рассматриваемых общественных отношений, не всегда будет укладываться исключительно в процессуальную форму. Так, рапорт следователя о ходе и результатах выполнения данных в определенном УПК РФ порядке указаний, заслушивание его на рабочем совещании, направление спецсообщений согласно приложению № 24 к приказу МВД России от 4 января 1999 г. № 1 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422» [1] не являются следствием процессуальных отношений, а образуются в результате выстраивания административных отношений.

В то же время анализ функций управления показывает, что в результате их осуществления возникают как процессуальные, так и непроцессуальные отношения между управляющей и управляемой подсистемами, то есть информационная, аналитическая, учетная, отчетная, оценочная функции, прогнозирование, планирование, организация, корригирование, контроль, помощь [4] имеют универсальный характер. Названная нами черта функций управления, общая для любых социальных систем, проявляется в том, что посредством выполнения субъектом управления в органах предварительного следствия регионального уровня одних и тех же прав и обязанностей строятся как процессуальные, так и непроцессуальные правоотношения между их участниками.

Двойственность рассматриваемых общественных отношений обусловливает специфику управления деятельностью контрольно-методических подразделений. Контрольно-методическое подразделение, осуществляя функции управления по отношению к подчиненным следственным органам, по каналам обратной связи получает от них информацию о потребностях, а быть может, о неправильном развитии того или иного направле-

ния оперативно-служебной деятельности, отрицательных результатах этой деятельности, вносит в свою работу изменения, способные удовлетворить потребности управляемой подсистемы. Например, выявив проблемы в расследовании схожих видов, типов, категорий преступлений и исполняя возложенные на него служебные обязанности, отдельный сотрудник контрольно-методического подразделения производит сбор информации об этих проблемах, положительном опыте их расследования, обобщает и формирует полученную информацию, после чего реализует ее посредством внедрения положительного опыта в деятельность всех следственных органов. Но на данном этапе потребность не может считаться удовлетворенной, поскольку необходимо получить обратную информацию об эффективности принятых мер, о том, как они повлияли на деятельность по расследованию преступлений, при необходимости разработать и внедрить другие формы управленческих решений, способных устранить проблему.

Именно на данном этапе возникает предпосылка для воздействия соответствующего руководителя на управление деятельностью контрольно-методического подразделения. Например, это может быть выражено в выделении руководителем отдельной линии в деятельности контрольно-методического подразделения, поручении ведения этой линии конкретному сотруднику, разработке и принятии управленческого решения, внесении изменений в должностные инструкции сотрудника или в статутный документ подразделения (положение). Такое воздействие может быть реализовано посредством выработки и реализации управленческого решения, не содержащего норм права, либо издания нормативного правового акта, рассчитанного на более длительное применение и регулирование неопределенного круга схожих общественных отношений. Вопрос, в каком случае должен запускаться процесс правового регулирования, порождающий нормативные правовые акты для управления деятельностью контрольно-методических подразделений, является ключевым в данной статье, а принципы правового регулирования призваны служить руководителю сигналом и ориентиром для своевременного и эффективного правового регулирования.

Под процессом правового регулирования мы понимаем нормотворческий процесс, то есть процесс разработки и издания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность контрольно-методического подразделения. Механизм правового регулирования включает в себя норму права, правоотношения и, как следствие, акты применения норм права. Рассматривая механизм правового регулирования в динамике, мы исходим из того, что это есть воздействие на об-

щественные отношения правовыми средствами с целью их упорядочения.

Правовое регулирование в сфере управления деятельностью контрольно-методического подразделения осуществляется посредством издания субъектом управления (начальником ГСУ, СУ, СО) нормативных правовых актов. Таким образом, лицом, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере управления деятельностью контрольно-методическими подразделениями на рассматриваемом уровне, выступает начальник ГСУ, СУ, СО, что согласуется с принципом единоначалия и выражается в принятии им нормативных правовых актов с этой целью. Во многом этот процесс зависит от опыта конкретного начальника, его знаний и профессиональной подготовки, что может повлиять на правильность выбора им формы управленческого решения, а также включения механизма правового регулирования. В результате правовое регулирование может отличаться значительным субъективизмом. Последствия неправильно принятого управленческого решения, имеющего целью правовое регулирование управления деятельностью контрольно-методического подразделения, разумеется, не проявятся сразу после его принятия. Они дадут плоды лишь после длительного применения в виде отсутствия положительного результата такого регулирования в том случае, когда в желании упорядочить все направления служебной деятельности контрольно-методического подразделения исключительно правовыми средствами создается чрезмерный массив нормативных правовых актов, либо (в худшем случае) в виде системных нарушений деятельности как самого контрольно-методического подразделения, так и подчиненных следственных органов.

Учитывая, что важными свойствами государственного управления являются устойчивость и стабильность, нельзя полагаться только на усмотрение начальника ГСУ, СУ, СО, а следует опираться на специальные принципы правового регулирования в этой сфере.

Под принципами в науке понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления отражают наиболее существенные стороны организации и управления [2].

В теории государственного управления принцип определяется как закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления, выраженная в виде определенного научного положения, закрепленного правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению [5].

Несмотря на то что рассматриваемая проблема управления деятельностью контрольно-ме-

тодических подразделении ограничена рамками подразделений регионального уровня, с учетом принципа централизованного управления во всей системе органов предварительного следствия в системе МВД России нам видится правильным рассматривать Следственный департамент МВД России в качестве субъекта, устанавливающего нормы-принципы правового регулирования управления деятельностью контрольно-методических подразделений. Делегирование этих полномочий на региональный уровень может привести к отсутствию единообразного их определения, формулирования, применения, а в итоге — к утрированию и профанации.

В то же время практика правового регулирования в сфере управления органами предварительного следствия в системе МВД России показывает отсутствие единой позиции Следственного департамента МВД России по этому вопросу. В частности, анализ типового положения о главном следственном управлении (следственном управлении, отделе) при Министерстве внутренних дел, при главном управлении (управлении) внутренних дел субъекта Российской Федерации, следственном управлении (отделе) при управлении внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, следственном управлении (отделе, отделении) при управлении (отделе) внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах МВД России [2] позволяет констатировать, что в настоящее время деклари-рируются (формулируются) и регламентируются общие правовые принципы осуществления деятельности: уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями, а также организационно-правовые принципы управления, в первую очередь предметно-зональный.

Исходя из сказанного выше, предлагаем авторское определение принципов правового регулирования управления деятельностью контрольно-методических подразделений: это руководящие идеи, выраженные в формах требований, критериев, правил, условий для создания и применения норм права с целью упорядочения этой деятельности, закрепленные в нормативном правовом акте вышестоящего следственного органа.

В завершение отметим, что отсутствие централизованно принятых и имеющих общеобязательный характер принципов правового регулирования управления деятельностью контрольно-методических подразделений предполагает отсутствие единых оснований, критериев, границ осуществления правового регулирования, то есть такое регулирование бессистемно, а следовательно, неэффективно.

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

97

Список литературы:

1. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422: приказ МВД России от 4 января 1999 г. № 1 // СПС КонсультантПлюс.

2. Коренев А.П. Административное право России: учебник: в 3 ч. М., 1999. Ч. 1.

3. Организация расследования преступлений органами внутренних дел: монография / под ред. Б.Я. Гаврилова. М., 2013.

4. Организация управленческой деятельности в органах предварительного следствия территориальных органах МВД России на региональном уровне: учеб.-практ. пособ. М., 2013.

5. Прокопов Б.И. Закономерности и принципы формирования государственного управления регионом // Проблемы современной экономики. 2009. № 4 (32).

E-mail: meiistoiil80@list.ru

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.