Научная статья на тему 'Понятие и значение государственных гарантий на гражданской службе'

Понятие и значение государственных гарантий на гражданской службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4028
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственные гарантии / гарантии государственных служащих / цели и причины предоставления гражданским служащим специализированных государственных гарантий / state guarantees / guarantees of civil servants / purposes and reasons of granting for civil servants of specialized state guarantees

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов Александр Алексеевич, Кулакова Надежда Геннадьевна

В статье анализируются понятия государственных гарантий, гарантий государственных служащих; определяется их значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронов Александр Алексеевич, Кулакова Надежда Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND VALUE OF THE STATE GUARANTEES ON CIVIL SERVICE

In article concepts of the state guarantees, guarantees of civil servants are analyzed; their value is defined.

Текст научной работы на тему «Понятие и значение государственных гарантий на гражданской службе»

УДК 342.922 ББК 67.401

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Воронов Александр Алексеевич,

доктор юридических наук, профессор (г. Воронеж), Кулакова Надежда Геннадьевна

кандидат юридических наук (г. Воронеж)

Аннотация. В статье анализируются понятия государственных гарантий, гарантий государственных служащих; определяется их значение.

Ключевые слова: государственные гарантии, гарантии государственных служащих, цели и причины предоставления гражданским служащим специализированных государственных гарантий.

Voronov A.A., Kulakova N.G.

(Voronezh)

CONCEPT AND VALUE OF THE STATE GUARANTEES ON CIVIL SERVICE

Abstract. In article concepts of the state guarantees, guarantees of civil servants are analyzed; their value is defined. Key words: state guarantees, guarantees of civil servants, purposes and reasons of granting for civil servants of specialized state guarantees.

Права и обязанности гражданского служащего только тогда имеют социальный смысл и значимость, если они обеспечены экономическими и правовыми гарантиями. В гл. 10 и 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сформулированы и зафиксированы данные гарантии [1].

Для обеспечения социальной и правовой защищенности гражданских служащих, повышения мотивации в эффективном исполнении ими своих должностных обя-

занностей, стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим федеральным законом и иными федеральными законами, гражданским служащим предоставляются государственные гарантии.

Слово гарантия происходит от французского «garantie», что означает ручательство, условие, обеспечивающее что-либо. В качестве гаранта-поручателя высту-

шш —

-?РР- 117-

Берегиня *777 • Сова, 2012, № 2 (13)

пает государство, учреждение или лицо, дающее в чем-либо гарантию [2].

Энциклопедический социологический словарь определяет социальные гарантии как «материальные и юридические механизмы, обеспечивающие реализацию конституционных, социально-экономических и социально-политических прав» [3].

Установление для государственных служащих гарантий по сути своей не является привилегией, а является составной частью служебного статуса. Эффективность деятельности государственного служащего по обеспечению конституционных гарантий прав и свобод гражданина России во многом зависит от того, насколько целесообразны, действенны и социально справедливы его личные гарантии.

В рамках системы государственной службы существует несколько подходов к пониманию гарантий. Так, по мнению Д. М. Овсянко, к гарантиям применяются «меры экономического, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностей государственного служащего» [4].

По мнению Ю. Н. Старилова, гарантии - это «установленные в законодательстве основные положения, характеризующие социально-правовую сторону статуса государственно служащего» [5]. По мнению Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявского, гарантии представляют собой «механизмы защиты и качественного исполнения госслужащими своих прав, должностных обязанностей и являются важнейшими условиями, предпосылкой, факторами, предопределяющими эффективную и нормальную деятельность государственных служащих» [6]. По мнению А. И. Тучи-нова, гарантии государственных служащих - это средства, способы и условия, обеспечивающие предоставление им прав в области социально-трудовых отношений [7].

Гарантии государственных служащих - это комплекс финансовых, организационных, социальных и стимулирующих мероприятий государства, направленных на обеспечение государственным служащим условий для эффективного исполнения своих обязанностей и закрепление на государственной службе в течение всего периода работы [8].

Также гарантиями государственного служащего признаются установленные и законодательные средства косвенного административно-правового воздействия на поведение государственного служащего, которые призваны, с одной стороны, обеспечивать материальное благополучие государственного служащего, а с другой, защищать его от внешних посягательств и произвола руководителя государственного органа, содействуя тем самым осуществлению государственным служащим своих должностных прав и обязанностей, а также реализации его прав и обязанностей как гражданина и человека [9].

Существует еще одно понятие гарантий на государственной службе, данное Охотским Е.В., согласно которому, гарантиями на государственной службе признается

совокупность мер правового, социально-экономического, организационно-управленческого и морально-психологического характера, которые создают благоприятные условия для эффективного исполнения государственной должности, усиливают привлекательность государственной службы, обеспечивают стабильность социального и правового статуса государственного служащего [10].

И.Н. Панин и Л.В. Вагина считают, что государственные «гарантии государственных служащих - это средства, способы и условия, которые реализуют служебные права и обеспечивают исполнение обязанностей кадрами госслужбы» [11].

Г.П. Зинченко и A.M. Старостин дают следующее определение гарантий для госслужащих - это «меры, обеспечивающие социально-правовую защищенность госслужащего и членов его семьи, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» [12]. Для сравнения можно привести цитату из Трудового кодекса РФ: «Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений» [13]. Как следует из приведенных высказываний и положения статьи ТК РФ, все эти определения касаются отдельных частей формулируемого понятия. Ни в научной литературе, ни в законодательных актах формулировки понятия «государственные социальные гарантии государственных служащих» автором не обнаружено. По мнению авторов, понятие «государственные социальные гарантии государственных служащих» нуждается в уточнении и расширении. По этой причине авторы дают свое определение данного понятия. Государственные социальные гарантии государственных служащих - это комплекс финансовых, организационных, социальных и стимулирующих мероприятий государства, направленных на обеспечение государственным служащим условий для эффективного исполнения своих обязанностей и закрепление на государственной службе в течение всего периода работы (соотносимого со стажем, необходимым для назначения государственной пенсии за выслугу лет), а также удовлетворение потребностей государственных служащих и их интересов.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: ученые-юристы единодушны в том, что гарантии являются неотъемлемым элементом специального-правового статуса гражданских служащих. Аналогичной позиции придерживается и законодатель, поскольку закрепляет перечень гарантий государственного гражданского служащего в главе XI Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, которая называется «Государственные гарантии на гражданской службе».

Среди основных принципов построения и функционирования системы государственной службы назван принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

Как отмечает Г.В. Атаманчук, «в формировании и развитии государственной службы все, что касается ее профессионализма, должно быть поставлено на первое место. И здесь важно осознать, в чем же состоит современное понимание профессионала. Для него мало иметь высшее образование (одно или два) или степени кандидата либо доктора наук. Подобная подготовка есть лишь предпосылка профессионализма в государственной службе. К этому необходимо еще добавлять: комплексное развитие сознания, обеспечивающее государственный подход к любому делу; достаточный политический опыт, формирующий характер и волю; коммуникабельное дарование, благоприятствующее общению с людьми; значительную информационную подготовку, развивающую способности быстро схватывать, систематизировать и оценивать управленческую информацию» [14].

Без надлежащих усилий со стороны государства принцип профессионализма и компетентности государственных служащих так и останется лишь декларацией. Ведь профессионализм государственных служащих, их служение интересам государства являются целями реформирования системы государственной службы, достижение которых требует выполнения государством целого ряда предварительных условий, позволивших бы привлечь на государственную службу людей, обладающих перечисленными выше качествами. Среди этих условий одним из главных является обеспечение привлекательности государственной службы по сравнению с работой в частном секторе экономики, конкурентоспособности государства как работодателя.

Речь идет о социальной защищенности государственных служащих, сбалансированности установленных для государственного служащего ограничений и предоставляемых ему государственных гарантий, стабильности государственной службы, достойном вознаграждении за службу, поддержании авторитета государственной службы. Только обеспечив корпусу государственных гражданских служащих возможность стать частью формирующегося в Российской Федерации среднего класса, государство будет иметь не только моральное право требовать от них профессионального и честного исполнения своих обязанностей, но и широкую возможность выбора при замещении должностей государственной службы.

Понимание приведенных выше подходов к государственной службе находит отражение и в российском законодательстве. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые перечислены конкретные цели и причины предоставления гражданским служащим специализированных государственных гарантий. В качестве таковых в п. 1 ст. 52 этого закона названы:

1) обеспечение правовой и социальной защищенности гражданских служащих;

2) повышение мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей;

3) укрепление стабильности профессионального состава кадров гражданской службы;

4) компенсация ограничений, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Таким образом, система гарантий на государственной гражданской службе должна выполнять не только задачу компенсации экономических ограничений, налагаемых на государственных служащих, но и задачу привлечения и удержания на государственной службе профессионалов. Как отмечал В.В. Лазарев, для наиболее эффективного выполнения обязанностей, в которых заинтересовано общество и государство, устанавливаются меры поощрения, необходимые для того, чтобы стимулировать подобное осуществление путем обещания за данные постоянные социально полезные действия соответствующих благ, ценностей [15].

Примечания:

1. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008) // СПС КонсультантПлюс.

2. Тараканов, А. Гарантии для государственных служащих: понятие и соотношение с другими категориями // Государственная служба. - 2003. - № 1. - С. 127.

3. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. 1995. - С. 109.

4. Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации. - М., 1996. - С. 93.

5. Старилов, Ю.Н. Служебное право. - М., 1996. - С. 344.

6. Габричидзе, Б.Н., Чернявский, А.Г. Служебное право. - М.,

2003. - С. 195.

7. Управление персоналом: Учебник / Общ. Ред. А.И. Турчи-нова. М.: Изд-во РАГС, 2003.

8. Панин, И.Н., Вагина, Л.В. Социальная защита кадров в процессе реформирования госслужбы. //Труд и социальные отношения. - № 2, 2003. - С. 47.

9. Смагина, И. А. Гарантии как элемент административно-правового статуса государственного и муниципального служащего: Автореф. дисс. ... канд. юр. наук. - Саратов. - 2001. - С. 12.

10. Охотский, Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации / // Государство и право. - 2003. - № 9.

11. Панин, И.Н., Вагина, Л.В. Социальная защита кадров в процессе реформирования госслужбы // Труд и социальные отношения. - № 2, 2003. - С. 47.

12. Государственная кадровая политика, Ростов-н/ Д.: СКАГС.

2004. - С. 312.

13. Трудовой кодекс РФ. - М.: Дело. - 2002. - С. 70.

14. Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы. - М., 2002. - С. 154.

15. Лазарев, В.В. Применение советского права. - Казань, 1972. -С. 24.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.