собственников при приватизации, как это предусмотрено ст. 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ведь ребенок не может быть бывшим членом семьи своих родителей - собственников жилого помещения. Ребенок связан семейными отношениями с родителями, в т. ч. расторгнувшими брак, независимо от того, с кем ребенок проживает.
Таким образом, в случаях, когда было нарушено право на участие в приватизации члена семьи, являвшегося несовершеннолетним, в частности, при невозможности оспаривания результатов приватизации жилого помещения по сроку давности, право пользования жилым помещением за несовершеннолетним (а также независимо от достижения им совершеннолетия) должно сохраняться бессрочно, поскольку на момент приватизации жилого помещения такой член семьи должен был в обязательном порядке включаться в число собственников жилого помещения. Прекращение семейных отношений такого лица с членами его семьи - собственниками жилого помещения не должно прекращать право пользования жилым помещением, такое право должно сохраняться и при отчуждении жилого помещения собственником.
В настоящее время дифференцированное регулирование в нормах ГК РФ и ЖК РФ природы вещного права членов семьи собственника жилого помещения пользоваться жилым помещением не обеспечивает защиту прав несовершеннолетних и предупреждение нарушений и злоупотреблений в отношении детей со стороны их родителей, иных родственников и третьих лиц, что для регулирования института вещных прав, на наш взгляд, является недопустимым и противоречит принципам гражданского и жилищного права.
1.
Литература
http://oblsud.yar.ru/Vestnik/Chronik/2012/1206284.
html
2. Тарасова А.Е. Новая модель жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа // Административное право. 2013. № 2.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой» // Консультант плюс.
Понятие и защита имущественных прав детей, воспитывающихся в семье
Definition and protection of property rights of children, living in a family
Басова Ирина Олеговна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Ставропольский филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Конституционный принцип охраны и защиты семьи, материнства и детства, принцип равенства прав и обязанностей родителей и их равной ответственности в области воспитания детей свидетельствуют о значимости вопросов защиты прав и интересов несовершеннолетних в реализации социальной составляющей государственной политики и национальном законодательстве.
Изучая вопросы международно-правового регулирования защиты прав детей и анализируя оте-
Basova Irina Olegovna
candidate of jurisprudence, associate professor of civil disciplines Stavropol branchof Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
чественное законодательство, исследователи указывают на сложный характер имущественных прав ребенка и неоднозначность подходов в понимании сущности этих прав в юридической литературе [1].
Правовое регулирование имущественных прав несовершеннолетних нашло отражение в таких законодательных актах, как Гражданский кодекс РФ [2], Семейный кодекс РФ [3], Жилищный кодекс РФ [4].
Однако возникает вопрос, что понимать под имущественным правом ребенка?
Если общие положения об имущественных правах несовершеннолетнего закреплены в Гражданском кодексе, то Семейный и Жилищный кодексы содержат специальные нормы об имущественных правах ребенка.
При определении имущественного статуса ребенка следует обратить внимание на ст. 60 Семейного кодекса РФ, где законодатель закрепляет три вида прав:
- право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
- право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
- право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании.
Обязанность родителей по воспитанию и содержанию детей предполагает заботу о благополучии ребенка в целом, включая физическое, духовное, нравственное развитие ребенка, создание наиболее комфортных жилищных условий его проживания, а также создание условий для получения ребенком достойного образования. Данная обязанность не может быть надлежащим образом исполнена без вложений определенных материальных средств (имущественной базы), в этой связи следует говорить об имущественной обязанности родителей. Гарантии защиты имущественных прав несовершеннолетних просматриваются в нормах семейного законодательства об имущественных отношениях супругов. Так, механизм правового регулирования совместной собственности супругов, направлен на охрану прав и интересов всех членов семьи, в том числе и несовершеннолетних.
Законодатель определяет имущество, находящееся в общей совместной собственности супругов, как имущество, нажитое во время брака:
- доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности;
- полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие);
- приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредит-
ные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов внесены денежные средства.
Особо остро вопрос о защите имущественных прав несовершеннолетних проявляется при расторжении брака и разделе имущества супругов, где основным средством защиты имущественного права ребенка на получение содержания от родителей выступают алиментные обязательства.
С целью обеспечения имущественного равенства супругов, законодатель исходит из принципа равенства долей супругов при разделе общего имущества и устанавливает бездолевой характер их совместной собственности, однако супруги вправе отступить от принципа равенства и установить размеры долей по соглашению, но при этом интересы несовершеннолетнего не должны ущемляться. Важная роль в защите интересов детей в данном случае отводится суду, так как при разделе общего имущества супругов в судебном порядке суд исходя из интересов несовершеннолетних детей так же вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе. Однако, как отмечается в юридической литературе, в данном случае происходит только увеличение доли одного из супругов, а за ребенком остается лишь право пользования выделенным имуществом, но не право собственности на него. Полагаем, что целесообразно в ходе бракоразводных процессов предусмотреть именно выделение доли ребенку в общем имуществе супругов.
В рамках обозначенной темы достаточно актуальным является рассмотрение вопроса о распоряжении материнским (семейным) капиталом с учетом прав несовершеннолетних. Некоторая неопределенность и недосказанность правовых позиций законодателя дает почву для констатации явного нарушения прав несовершеннолетних в семье. При определении права на получение материнского капитала выстраивается следующая последовательность: во-первых, право на получение зависит от рождения и жизни второго (и последующего ребенка), во-вторых, мать является первоочередным обладателем права на получение именного сертификата, в-третьих, семья может использовать материнский капитал по своему усмотрению в рамках целевого назначения, определенного законом, в-четвертых, только обладатель сертификата может распоряжаться денежными средствами (в рамках закона [5]).
Следует заметить, что в юридической литературе достаточно внимания уделялось изучению
вопросов, касающихся материнского (семейного) капитала, но нам бы хотелось выделить проблемы, которые касаются защиты прав несовершеннолетних и обозначить пути их решения. Так, при использовании материнского капитала на улучшение жилищных условий все члены семьи, в том числе и несовершеннолетние дети, являются, в конечном счете, обладателями имущественного права на материнский (семейный) капитал, т.е. имеют право собственности на долю (или увеличение доли) в приобретаемом жилье. Но вопрос об использовании материнского капитала на получение образования неоднозначен, так как денежные средства могут быть направлены родителями на получение образования только одного ребенка, и соответственно интересы всех остальных детей в данном случае ущемляются. В этой связи стоит рекомендовать законодателю предусмотреть распределение данных средств на всех детей в равных долях.
Неясна позиция законодателя относительно судьбы неиспользованного материнского (семейного) капитала (или его части), если брак расторгается. В этом случае возможна ситуация, когда образуются две семьи (мать с ребенком (или детьми) и отец с ребенком (или детьми)) или, когда дети после развода родителей остаются жить с отцом. Учитывая то, что материнский (семейный) капитал - это бюджетные средства, предоставляемые государством семье в целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, этот капитал не может по гражданскому законодательству являться
общей собственностью супругов, а соответственно, и учитываться при разделе имущества. Полагаем, что в этой ситуации законодателю следует расширить перечень условий, при которых право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к отцу или ребенку; принимая во внимание, что за счет средств материнского капитала может измениться имущественная база ребенка, также предусмотреть обязательное участие органа опеки и попечительства в ходе судебного разбирательства по бракоразводному процессу.
Литература
1. Семейное право на рубеже XX - XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции / И.Ф. Александров, О.С. Алферова, З.А. Ахметьянова и др.; отв. ред. О.Н. Низамиева. М., 2011. 446 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. 3.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
5. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 19.