Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4
Право
УДК 34.03
Понятие и виды юридических гарантий реализации субъективных прав и свобод
в научно-технической сфере
Гумеров Л.А.
Кандидат юридических наук, доцент,
заведующий кафедрой теории и истории права и государства Казанского филиала Российского государственного университета правосудия
В статье исследуются юридические гарантии реализации прав и свобод индивидов в научно-технической сфере, дается определение юридических гарантий, приводятся их основные классификации, обозначаются проблемы применения юридических гарантий.
Ключевые слова: правовое регулирование, научно-техническая сфера, юридические гарантии, права и свободы человека.
Эффективность развития современного правового государства, провозгласившего курс на построение инновационной экономики, основанной на научных знаниях, напрямую зависит от условий, созданных для реализации естественных духовных и материальных потребностей индивида в научнотехнической сфере общества. При этом право является ключевой нормативной системой в определении юридического статуса индивида, включающего его права, свободы и обязанности. В связи с тем, что основная роль в создании норм позитивного права принадлежит государству, его обязанностью является не только провозглашение прав и свобод в научно-технической сфере, но и определение условий, гарантий, необходимых для их реализации. От того, насколько точно в законодательстве отражена правовая природа гарантий, а также их виды, зависит перспектива инновационного развития государства. Вышеотмеченное обуславливает актуальность темы исследования. Целью данного исследования является определение понятия юридических гарантий реализации прав и свобод в научно-технической сфере, а также их классификация.
Реализация прав и свобод зависит не только от наличия эффективных правовых механизмов, позволяющих обеспечить реальность их осуществления, но и от факторов, имеющих экономический, политический, идеологический, нравственный и иной характер. В связи с этим государственная политика, краеугольным камнем которой является 132
всеобщее уважение прав и свобод человека, должна носить системный характер, гарантирующий прогресс в различных сферах жизнедеятельности общества. Следует согласиться с мнением о том, что общественно-политические и социальные процессы развития государства и общества оказывают влияние на государственную политику, которая обуславливает динамизм содержания гарантий [1, с. 167]. Важно отметить, что в отличие от естественных прав и свобод, объем содержания которых не должен зависеть от усмотрения государства, конкретные юридические гарантии их реализации определяются государством. Каждое государство должно предпринимать меры для обеспечения эффективной реализации, охраны и защиты прав и свобод, но объем этих мер и их содержание будет зависеть от воли государства, обусловленной рядом факторов, в том числе уровнем развития общественных отношений.
Правовая природа юридических гарантий достаточно подробно исследована в трудах ученых [2; 3]. По нашему мнению, под юридическими гарантиями следует понимать установленную в законодательстве совокупность условий, правовых средств и способов, направленных на обеспечение эффективной реализации, а также охрану и защиту прав и свобод каждого (индивида и их объединений).
Все многообразие юридических гарантий прав и свобод в научно-технической сфере можно классифицировать на имеющие общий и специальный характер. К юридическим гарантиям, имеющим об-
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4
Право
щий характер, следует отнести такие законодательно установленные средства и способы обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод, которые наряду с научно-технической сферой применяются в иных областях жизнедеятельности общества. К их числу, прежде всего, относятся действующий в государстве политико-правовой режим законности, сформированный на строгом соблюдении субъектами права законодательства, закрепившего основополагающие естественно-правовые начала, а также возможность самозащиты, административно-правовой и судебной защиты прав и свобод [4, с. 49; 5]. Необходимость указанных гарантий для эффективной реализации прав и свобод в научнотехнической сфере очевидна и вряд ли требует доказательств. Очевидно также и то, что вышеуказанные общие юридические гарантии закладывают основу существования общества в целом и, конечно, требуют конкретизации специальными юридическими гарантиями, учитывающими специфику реализации прав и свобод в научно-технической сфере на современном этапе развития общества. В целях нашего исследования особый интерес представляют юридические гарантии, имеющие специальный характер, т.е. направленные непосредственно и исключительно на обеспечение реализации и охрану прав и свобод в научно-технической сфере. Следует отметить, что в отличие от общих юридических гарантий, перечень которых будет в целом одинаковым для всех демократических государств, содержание специальных юридических гарантий варьируется в зависимости от объективных условий и потребностей того или иного государства.
Действующая правовая система государства в зависимости от закрепления в формах международного или внутригосударственного права включает два уровня гарантий: международные правовые гарантии, которые, в свою очередь, подразделяются на универсальные (всемирные) и региональные, а также внутригосударственные правовые гарантии.
В настоящее время, к сожалению, на международном универсальном уровне отсутствует правовой акт, регламентирующий общие вопросы в научно-технической сфере, в том числе относительно юридических гарантий реализации прав и свобод. Вместе с тем отдельные гарантии предусмотрены международными договорами, имеющими общий характер (не направленными напрямую на научно-техническую сферу), например, Международным пактом о социальных и экономических правах 1966 г., а также некоторыми отраслевыми международными договорами.
В отличие от универсальных региональные международные правовые акты содержат более полный перечень гарантий. Вызвано это тем, что помимо общих и отраслевых актов, предусматривающих отдельные гарантии прав и свобод в научно-техни-
ческой сфере, например, действующего в Европейском Союзе Лиссабонского договора 2007 г., имеются специальные отраслевые акты, направленные исключительно на правовое регулирование научнотехнической сферы. В актах подобного рода гарантии находят более подробное отражение. К их числу следует отнести Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств-участников СНГ 1995 г., положения которого устанавливают обязанности государств, направленные на: создание эффективного организационного механизма координации интеграционных процессов в области науки и технологий; гарантированный уровень государственного финансирования; отмену таможенных ограничений при обмене результатами научных исследований, передаче научной литературы, приборов и т.д.; обеспечение свободного доступа к открытой научно-технической информации и данным, не имеющим коммерческого характера; взаимное предоставление национального режима для научно-исследовательских организаций, ученых и специалистов и др. [6, с. 33].
Наиболее полное отражение специальные юридические гарантии прав и свобод в научно-технической сфере получают во внутригосударственном законодательстве. Применительно к Российской Федерации такие гарантии закрепляются в актах общего характера, в числе которых основное место отведено Конституции Российской Федерации, в отраслевых актах, например, Гражданском кодексе Российской Федерации, а также в специализированных актах, основным из которых является Федеральный закон № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Федеральный закон «О науке и ГНТП») [7].
Как указывалось выше, набор юридических гарантий зависит от объективных условий и приоритетов конкретного государства. Исходя из содержания норм права, все многообразие специальных юридических гарантий прав и свобод в научно-технической сфере в зависимости от их целевого назначения может быть классифицировано на юридические гарантии:
- имущественного характера;
- неимущественного характера;
- организационные.
Специальные юридические гарантии имущественного характера связаны с финансированием научно-технической сферы и ее материально-техническим обеспечением, предоставлением экономических привилегий, в том числе налоговых и таможенных льгот. Не менее важными представляются неимущественные юридические гарантии, к числу которых следует отнести: обеспечение свободы выбора предмета и методов исследования, право на обоснованный риск, информационное обеспечение, защиту от недобросовестной конкуренции,
133
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4
Право
повышение квалификации субъектов научно-технической деятельности. Организационные гарантии представляют собой разветвленную систему государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на создание условий для реализации прав и свобод в научно-технической сфере.
Учитывая ограниченный объем настоящего исследования, остановимся на рассмотрении некоторых проблемных аспектов специальных юридических гарантий, имеющих существенное, зачастую методологическое значение.
Российский исторический опыт конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. убедительно доказал взаимосвязь между финансированием науки и ростом показателей научно-технической сферы [8]. В современных условиях практикуются два основных подхода к финансированию деятельности в научно-технической сфере. Первый подход основан на финансировании организаций, осуществляющих научно-техническую деятельность, второй - на целевом финансировании конкретных научно-технических программ и проектов. На наш взгляд, наиболее эффективно целевое финансирование проектов, которое, с одной стороны, в условиях конкурса позволяет определить наиболее авторитетного и подготовленного исполнителя, а с другой - позволит избежать дублирования научно-технических разработок. Однако здесь следует отметить, что цена контракта, предлагаемая участниками конкурса, не должна играть решающую роль при определении победителя - исполнителя контракта.
Наибольшую обеспокоенность вызывает вопрос финансирования фундаментальных исследований. К сожалению, частные инвесторы, нередко само государство в значительной степени заинтересованы в быстром возврате денежных средств, вложенных в научно-технические разработки, который обеспечивают только прикладные научно-технические разработки. Поэтому возникают сложности с финансированием фундаментальных исследований, направленных на решение теоретических задач, закладывающих основу для развития науки в целом. В этой связи необходимо отметить п. 3 ст. 15 Федерального закона «О науке и ГНТП», предусматривающий, что гарантированным источником финансирования фундаментальных научных исследований являются средства федерального бюджета [7]. К сожалению, существенным недостатком указанного положения является отсутствие установленного минимального предела финансирования со стороны федерального бюджета.
Реализация творческой составляющей научно-технической деятельности невозможна без предоставления свободного выбора направлений и методов проведения исследований и разработок. Закрепляя данную гарантию, государство умышлен-
но ограничивает свои полномочия, равно как и возможности иных субъектов права, связанных с вмешательством в осуществление научно-технического творчества. Однако в этой связи следует указать на существенную особенность, имеющую методологическое значение. Государство не располагает возможностью с помощью правовых средств оказать решающее влияние на свободу выбора направлений и методов проведения исследований и разработок, т.к. они определяются внутренними установками творческого субъекта. Тем не менее механизмы косвенного влияния имеются. Следует отметить воздействие через систему поощрений, механизм применения которых разнообразен, но суть его сводится к тому, что субъект права, исходя из предоставляемых преференций, добровольно выбирает те направления и методы проведения исследований и разработок, в которых имеется заинтересованность государства на современном этапе. Например, государство определяет приоритетные направления развития науки и техники и обеспечивает гарантированное финансирование разработок по данным направлениям, а также признание заслуг в данной сфере.
Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы. Под юридическими гарантиями реализации субъективных прав и свобод в научно-технической сфере следует понимать установленную в законодательстве совокупность условий, правовых средств и способов, направленных на обеспечение эффективной реализации, а также охрану и защиту прав и свобод каждого (индивида и их объединений) в научно-технической сфере. Все многообразие юридических гарантий реализации субъективных прав и свобод в научно-технической сфере можно классифицировать на международные и внутригосударственные, на общие (режим законности, судебная защита прав и т.д.) и специальные, которые, в свою очередь, по целевому назначению могут быть классифицированы на имущественные, неимущественные и организационные. Проведенное исследование также позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения правовой природы, оснований применения и последствий реализации юридических гарантий прав и свобод в целях повышения эффективности правового регулирования отношений в научно-технической сфере.
134
Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4
Право
Литература:
1. Францифорова С.Ю. Понятие и назначение правовых гарантий личности // Публичное и частное право. - 2010. - № 1. - С. 165-173.
2. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ; Инфра-М - Норма, 1997. - 304 с.
3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. - М.: Норма, 2008. - 448 с.
4. Чхиквадзе В.М. Гарантировано Конституцией. -М.: Молодая гвардия, 1979. - 206 с.
5. Матвеев В.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и их реализация в современной уголовной политике России // Право и жизнь. -2009. - № 9. - URL: http://www.law-n-life.ru/arch/
n135.aspx, свободный. Дата обращения: 30 октября 2014 г.
6. Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств-участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - 1995. - № 3. - С. 33-38.
7. Федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.96 г. «О науке и государственной научно-технической политике» // Российская газета. - 1996. - 3 сентября.
8. Огурцов А.П. Академия наук СССР // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под общ. ред. И.Т. Красавина. - М.: Канон Плюс, РООИ «Реабилитация», 2009. - 1248 с.
The Notion and Types of Legal Guarantees of Exercise of Legal Rights and Freedoms in Scientific-Technical Sphere
L.A. Gumerov
The Kazan branch of the Russian state university of justice
The paper deals with legal guarantees of exercise of individual rights and freedoms in scientific-technical sphere. The author presents the definition of legal guarantees, their main classification and problems connected with application of legal guarantees.
Key words: legal regulation, scientific-technical sphere, legal guarantees, human rights and freedoms.
135