Научная статья на тему 'Подходы к систематизации конституционно-правовых гарантий свободы преподавания'

Подходы к систематизации конституционно-правовых гарантий свободы преподавания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА ПРЕПОДАВАНИЯ / ACADEMIC FREEDOM / ГАРАНТИИ / GUARANTEES / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев Сергей Юрьевич

В статье предложено авторское определение понятия «система юридических гарантий свободы преподавания», а также систематизированы гарантии свободы преподавания с учетом их нормативной и организационной разновидностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE SYSTEMATIZATION OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL GUARANTEES OF FREEDOM OF TEACHING

In article the author’s concept of system of legal guarantees of freedom of teaching is offered, and also guarantees of freedom of teaching, taking into account their standard and organizational versions are systematized

Текст научной работы на тему «Подходы к систематизации конституционно-правовых гарантий свободы преподавания»

УДК 342.733 ББК 67

С. Ю. Зайцев

ПОДХОДЫ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ СВОБОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

В статье предложено авторское определение понятия «система юридических гарантий свободы преподавания», а также систематизированы гарантии свободы преподавания с учетом их нормативной и организационной разновидностей.

Ключевые слова: свобода преподавания, гарантии, права и свободы человека.

APPROACHES TO THE SYSTEMATIZATION OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL GUARANTEES

OF FREEDOM OF TEACHING

In article the author's concept ofsystem of legal guarantees of freedom of teaching is offered, and also guarantees offreedom of teaching, taking into account their standard and organizational versions are systematized.

Keywords: academic freedom, guarantees, human rights and freedoms.

Права и свободы человека и гражданина только тогда становятся реальностью, когда они гарантированы. Более полное претворение в жизнь субъективных прав и свобод личности зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантии прав и свобод.

Подчеркнем, что ценность прав заключена в их гарантированной реализации - в «непосредственном получении человеком определенных прав» [1, с. 16].

В широком смысле понятие «гарантия» охватывает всю совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод человека и гражданина, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления, а также защиту прав от нарушений. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов, методов правильного его осуществления. Поэтому объективно под гарантиями следует понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого [2, с. 29].

Следовательно, гарантии можно разделить на две группы: условия и средства. Для того чтобы претворить в жизнь закрепленные в Конституции России права и свободы, нужна, прежде всего, благоприятная обстановка (благоприятный режим), которая складывается из объективных и субъективных факторов [3, с. 229].

В связи с этим уточним, что условия - это совокупность объективных факторов, создающих благоприятную обстановку для реализации прав и свобод личности, а средства - специально предпринимаемые меры (способы, приемы, методы) по обеспечению и охране прав и свобод личности.

Вместе с тем в каждом конкретном случае один и тот же фактор может быть как условием, так и средством защиты прав, свобод и законных интересов личности. Это касается тех прав и свобод, которые могут выступать в качестве гарантий осуществления других прав и свобод. Например, право каждого на получение квалифицированной юридической помощи есть одновременно гарантия от судебного произвола.

Юридической науке всегда имманентен интерес к дефиниции гарантий субъективных прав и свобод личности. Поэтому указанное выше определение является не единственным. Гарантии прав человека и гражданина также представлены как создание необходимых условий государством, органами государства, юридическими и физическими лицами для обеспечения каждому конкретному индивидууму возможности пользоваться наиболее важными благами и условиями безопасного и свободного существования внутри государства и за его пределами, закрепленными в правовых актах, принадлежащими ему от рождения, приобретенными в процессе становления личности. Как видим, данная интерпретация содержательно более объемна. При этом «на права человека должны распространяться эффективные механизмы и процедуры, которые гарантировали бы

их, обеспечивали их защиту и предусматривали соответствующие санкции» [4, с. 9].

Объективным представляется и подход А. С. Мордовца к определению гарантий как системы социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов [5, с. 275].

По сути, гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государства в сфере реализации прав личности. Думается, что объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных и неимущественных благ и интересов граждан.

Множественность и разнообразие факторов, выступающих в качестве гарантий прав и свобод, обусловливают потребность проведения систематизации и классификации гарантий. Это также необходимо применительно к заявленным гарантиям свободы преподавания. Уточним, что представленные нами ниже подходы к классификации полностью применимы к гарантиям свободы преподавания.

Итак, по сфере действия гарантии можно классифицировать на внутригосударственные и международные.

Внутригосударственные гарантии - это система общесоциальных, юридических, организационных условий, средств (способов, приемов и методов), выработанных в конкретном государстве для реализации, защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина.

В федеративном государстве можно выделить централизованные и автономные гарантии. Централизованные гарантии - это система средств и условий, обеспечивающая и защищающая права и свободы человека и гражданина на федеральном уровне. Автономные гарантии прав и свобод человека и гражданина обеспечиваются не только федерацией, но и ее составными частями (штатами, республиками, областями, землями, провинциями, кантонами).

Международные гарантии - это система общесоциальных, юридических, организационных условий, средств (способов, приемов, методов), направленных на реализацию, защиту и охрану прав, свобод и законных интересов личности коллективными мерами мирового сообщества. Дан-

ные гарантии можно классифицировать на универсальные (распространяются на каждого человека, где бы он ни находился) и региональные (действуют в рамках конкретного региона).

Традиционным считается деление гарантий на общесоциальные, юридические и организационные.

Под общесоциальными гарантиями прав и свобод человека и гражданина понимаются объективно существующие политические, социально-экономические и идеологические условия, создающие возможность для реализации прав и свобод. К юридическим гарантиям относятся средства (способы, приемы, методы) обеспечения, защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина. Под организационными гарантиями понимается наличие организационных структур и их специальная организационная, техническая, информационная и иная деятельность, направленная на содействие процессу реализации прав и свобод человека и гражданина, эффективному функционированию общесоциальных и юридических гарантий.

Общесоциальные гарантии, как правило, делятся на политические, социально-экономические, идеологические (духовные), то есть в соответствии с основными сферами общественной жизни.

При этом обратим внимание на идеологические (духовные) гарантии, к которым относятся:

- высокий уровень развития духовной культуры и правосознания;

- идеологическое многообразие;

- запрет на монополизацию идеологии;

- запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

- развитие духовных традиций;

- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и т. п.;

- общедоступность культурных ценностей.

Идеологические (духовные) гарантии - это,

прежде всего, уровень культуры общества, его научный и творческий потенциал, образованность, нравственные установки его членов.

Важной составной частью гарантий прав личности являются духовные гарантии, которые представляют собой определенную систему культурных ценностей, основанных на любви и уважении к отечеству, вере в добро и справедливость, общественную сознательность и образованность (на наш взгляд, и юридическую) человека. К числу духовных гарантий можно отнести «идеологическое многообразие, запреты на

монополизацию идеологии, разжигание национальной, расовой и социальной вражды, свободу творческой деятельности и другие» [5, с. 275].

Составной частью духовно-идеологических гарантий являются общественное и индивидуальное правосознание, политико-правовая культура общества, отдельных граждан, включая должностных лиц, обязанных обеспечивать защиту прав.

Неотъемлемым условием реальности прав и результативности их осуществления выступают знание их людьми, осмысление их высокой ценности, умение правильно использовать и защищать права окружающих.

В данной связи высока роль правового воспитания граждан в соответствии с духом законности и правопорядка.

В настоящее время наметилась позитивная тенденция, направленная на изучение проблем прав личности в рамках высшего и среднего образования, распространение общих знаний в этой сфере среди населения.

Общественность узнает о состоянии дел с субъективными правами и свободами человека в стране из официальных докладов парламентского уполномоченного и специализированных периодических изданий (например, «Права человека в России: международное измерение», «Белая книга России», «Российский бюллетень по правам человека» и другие).

Необходимо отметить, что общесоциальные факторы становятся гарантиями прав и свобод личности благодаря их организационно-правовому обеспечению, поэтому общесоциальные гарантии неразрывно связаны с юридическими и организационными.

Как уже отмечалось, юридические гарантии представляются средствами обеспечения, защиты и охраны прав и свобод личности. Они подразделяются на две группы: гарантии реализации, то есть юридические средства, обеспечивающие их правомерную реализацию, и гарантии защиты и охраны прав и свобод - юридические средства, которые обеспечивают их защиту и охрану.

Юридические гарантии осуществления человеком и гражданином своих субъективных прав нацелены на создание оптимальной социально-правовой среды их реализации. В отличие от гарантий защиты и охраны они непосредственно не связаны с правонарушениями. По существу, такая градация, принятая в правовой науке, проявляется на практике и не вызывает принципиальных дискуссий.

Уточним, что в рамках юридических гарантий типично обособление нормативной разновидности, предполагающей наличие правовых норм, положений, которые способствуют реализации, охране и защите субъективных прав и свобод.

Существуют гарантии прав и свобод человека и гражданина, специфика которых не позволяет рассматривать их в одном ряду с общими условиями и юридическими средствами гарантирования. Прежде всего это относится к организационным гарантиям, которые понимаются как специальная организационная, техническая, информационная и иная подобная деятельность компетентных субъектов, направленная на содействие реализации прав и свобод личности, эффективное функционирование их общесоциальных и юридических гарантий. Здесь также сделаем ремарку, что организационные гарантии все-таки следует рассматривать в рамках юридических как целое и часть ввиду того, что институты и механизмы их функционирования предусмотрены нормативными правовыми актами.

К организационным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относятся:

1) наличие системы организационных структур (государственных и общественных органов), обеспечивающих реализацию, защиту и охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

2) организационная, техническая, информационная деятельность различных структур по обеспечению прав человека и гражданина;

3) наличие материально-технических средств, обеспечивающих эффективность данной деятельности (здания, транспорт, средства связи, оргтехника; специально оборудованные помещения и технические средства для проведения голосования и т. п.).

Организационная деятельность, в целом основанная на законе, типична, не опосредована жестким, детальным нормативным регулированием, не реализуется непосредственно через правотворчество, правоприменение, хотя и «пронизывает» их. Несомненно, например, то, что каждый государственный орган (учреждение, организация), должностное лицо должны добросовестно осуществлять собственные функции, во всем соответствовать своему статусу. Немаловажными здесь при этом являются качества лиц, от которых зависит реализация и защита прав, то есть их профессионализм, ответственность, честность, оперативность, чуткость. Они противопоставляются неграмотности, бюрократизму, мздоимству, неисполнительно-

сти, бездушию, сводящим к нулю любые юридические и общесоциальные гарантии правового статуса личности.

Можно выделить и конкретные разновидности организационных гарантий реализации прав и свобод:

а) информационное обеспечение граждан (события общественной жизни, расписание движения транспортных средств, прогноз погоды, время и так далее);

б) помощь в осуществлении отдельных прав (трудоустройство, обмен жилья, выдача справок и так далее);

в) внедрение технических средств (совершенствование систем коммуникации, компьютеризация процесса обучения, установка систем охранной сигнализации в квартирах и другое);

г) поддержание элементарного порядка в общественных местах, должного санитарного состояния и так далее.

Разумеется, за рамками гарантий прав и свобод остаются отдельные негативные факторы в той или иной сфере общественных отношений, однако их анализ и учет крайне важны для решения вопросов совершенствования механизма реализации прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии прав личности «тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике не разделимы» [6, с. 230]. При этом следует заметить, что «собственно гарантиями они становятся лишь через юридическую форму и организационные усилия государства и общества» [7, с. 24, 165].

Безусловно, все приведенные выше многообразные виды гарантий прав и свобод человека и гражданина применимы и к свободе преподавания. Вместе с тем в связи со спецификой ее проявления в конституционно-правовом закреплении в негативном и позитивном аспектах (с акцентуацией и превалированием последнего) полагаем, что целесообразно именно с формальной точки зрения сформулировать систему гарантий, которая будет эффективна именно для данной свободы.

Система юридических гарантий свободы преподавания, на наш взгляд, представляет собой упорядоченную совокупность условий, способов, средств и методов, заключенных в нормативной и организационной разновидностях, позитивно влияющих на реализацию свободы преподавания.

При этом нормативные гарантии включают в себя международные (универсальные и региональные), федеральные и региональные.

Что же касается организационных, то мы таковым отводим главную роль и считаем, что они включают в себя следующие виды: общественные, властно-публичные, локально-специальные, смешанные, информационные.

Более подробная характеристика общественных, локально-специальных и смешанных видов гарантий, а также их дефинирование обусловлены спецификой свободы преподавания.

Следует уточнить, что властно-публичные гарантии свободы преподавания представляют собой совокупность государственных органов общеотраслевой и специальной компетенции федерального и регионального уровней, функционал которых позитивно влияет на реализацию свободы преподавания.

К таким органам следует отнести Федеральное Собрание Российской Федерации - представительный орган государства, принимающий различного рода законы, в том числе относящиеся и к заявленной тематике.

В качестве органа общей компетенции также уместно назвать Правительство России, которое в соответствии с законодательными установлениями о нем организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации, осуществляет регулирование социально-экономической сферы, обеспечивает единство системы исполнительной власти в России, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует предоставленное ему право законодательной инициативы (ст. 13) [8].

Безусловно, здесь следует указать Министерство образования и науки Российской Федерации [9; 10], которое решает ключевые вопросы в сфере образования, утверждает федеральные государственные образовательные стандарты, оказывающие немалое влияние на свободу преподавания.

Данные органы, на наш взгляд, имеют стратегическое значение, однако более важными в сфере гарантирования свободы преподавания являются самоуправляющиеся организации инициативного характера либо же специально предусмотренные структуры непосредственно в образовательных учреждениях.

Литература

1. Ростовщиков И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.

2. Витрук Н. В. О юридических средствах обеспечения реализации и охраны прав советских граждан // Правоведение. 1964. № 4.

3. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

4. Бутрос-Бутрос Гали. Права человека: общий язык человечества // Всемирная конференция по правам человека: ООН. Нью-Йорк, 1995.

5. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997.

6. Общая теория права: курс лекций. Н. Новгород, 1993.

7. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.

8. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013) // Российская газета. 1997. 23 декабря.

9. Указ Президента России от 4 марта 2010 года № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» (ред. от 21.05.2012) // Российская газета. 2010. 10 марта.

10. Постановление Правительства России от 3 июня 2013 года № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» (ред. от 31.01.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 23. Ст. 2923.

УДК 340.15 ББК 67

А. А. Дендиберя

КОНСЕРВАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

В статье подчеркивается роль консервативных ценностей в государственно-правовой истории России. Автор уходит от релятивистского понимания консерватизма, отмечая, что основное наполнение политического и правового консерватизма определено православным мировоззрением.

Ключевые слова: государственность, правовая культура, традиционные ценности, государственный и правовой консерватизм.

CONSERVATIVE VALUES IN THE STATE AND LEGAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

The summary: in article the role of conservative values in a state and legal history of Russia is underlined. Author leaves from understanding of relativistic conservatism. The basic filling of political and legal conservatism is defined by orthodox outlook.

Keywords: statehood, legal culture, traditional values, state and legal conservatism.

Затянувшийся период либеральных рыночных реформ в значительной степени дестабилизировал российское общество, что негативно сказалось на правовой культуре, правосознании россиян. Западная модель государственно-правового развития, внедряемая последние два десятилетия, не только не оправдала возложенных на нее надежд, но и опровергла тезис об оптимальности и универсальности либерально-демократического правового государства. Россия до сих пор не имеет единого и цельно воспринимаемого всеми идеала государственного и общественного строя, государственной идеологии, что, несмотря на соответствие Конституции РФ, вызывает тревогу у многих ученых [ 1, с. 3-8]. Рассматривая идеологию государства как важнейший элемент его механиз-

ма, исследователи предлагают ориентироваться не на либеральный идеологический и ценностный проект, а на нравственно-консервативный как на наиболее приемлемый в условиях современных угроз и модернизации Российского государства [2, с. 10-13].

Примечательно, что государственные лидеры сами обращают внимание на идейный вакуум в России. Например, В. В. Путин выступил сторонником консервативных устоев как базы развития Российского государства и права. В одном из своих интервью Президент России сравнил себя с «прагматиком с консервативным уклоном», обозначив две основные черты политического консерватизма - опора на традиционные институты общества и ценности, а также акцент на дальнейшее развитие государства [3]. «Справедливое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.