Научная статья на тему 'Понятие и виды регулятивов в дискурсе покаяния'

Понятие и виды регулятивов в дискурсе покаяния Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
385
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВ / РЕГУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСКУРС / DISCOURSE / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / DIALOGUE COMMUNICATION / ПОКАЯНИЕ / REGULATIVE UNIT / REGULATIVE ACTIVITY / CONFESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Платонова Елена Владимировна

В предлагаемой статье рассматриваются понятие и виды регулятивов, используемых в русскоязычных и англоязычных примерах дискурса покаяния. Важность изучения данного вопроса диктуется тем, что выбор верных регулятивных действий в ходе дискурса позволяет добиться конструктивного развития и завершения диалога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notion and Kinds of Regulators in Discourse of Confession

The article under consideration analyses the problems of the notion and kinds of regulative units, used in Russian speaking and Englishspeaking examples of confession discourse. The questions prove to important because the choice of correct regulative actions in the course of discourse allows to achieve the constructive development and the end of a dialogue.

Текст научной работы на тему «Понятие и виды регулятивов в дискурсе покаяния»

Lingua mobilis № 4 (30), 2011

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕГУЛЯТИВОВ В ДИСКУРСЕ ПОКАЯНИЯ

Е. В. Платонова

В предлагаемой статье рассматриваются понятие и виды ре-гулятивов, используемых в русскоязычных и англоязычных примерах дискурса покаяния. Важность изучения данного вопроса диктуется тем, что выбор верных регулятивных действий в ходе дискурса позволяет добиться конструктивного развития и завершения диалога

Ключевые слова: регулятив, регулятивная деятельность, дискурс, диалогическое общение, покаяние.

Регулятивность принято считать разновидностью целенаправленной деятельности, более того, некоторой системой, способной к функционированию в заданных пределах целевого содержания речевой коммуникации, т.е. в виде набора речевых функций с их отношением друг к другу [8. С. 6].

Регулятив понимается как содержащаяся в уме (в ментальном пространстве или, по В. Гумбольдту, в «психосфере») говорящей личности (участника диалогического общения) единица информации, которая, влияя на ход определенных событий в процессе общения, способствует как возникновению своих «копий» в умах участников общения, так и генерированию всей системы регулятивных единиц, используемых собеседниками в диалогическом взаимодействии, развивающемся по типовому (фреймовому) сценарию.

Материальными проявлениями регулятива в речевом общении являются средства его распространения как на уровне языковой системы (языковые единицы), так и за ее пределами (на уровне языкового сознания). Другими словами, регулятив как единица диалогического общения реализует себя в коммуникативном процессе комплексно: на поверхностном уровне она репрезентирует себя в виде определенных (иногда готовых, шаблонных) языковых конфигураций и в виде типовых моделей речевого и неречевого поведения, а на глубинном уровне - в виде структурированного в психике функционально-семантического представления (ФСП) знаний об опыте (опытных образцах) реализации этих форм речевого и нерече-

60

Языкознание

вого поведения в соответствующих (складывающихся, сложившихся) ситуациях реального мира.

Этапы интеракции покаяния представляют собой не что иное, как совокупность операций или действий партнёров, характеризующихся качественной определённостью и отражающих закономерную для конкретного типа целевого воздействия последовательность их осуществления. Выбранные языковые средства для осуществления целевого воздействия и есть регулятивы.

В качестве материала исследования были выбраны русскоязычные и англоязычные дискурсы, иллюстрирующие покаяние (30 русскоязычных и 30 англоязычных ДП из художественной литературы).

Анализ корпуса примеров дискурса покаяния позволил сделать следующий вывод: в дискурсе покаяния используются регулятивы стимулирующие, восприятия и согласия, корректирующие (регулятивы коррекции) и регулятивы несогласия.

Стимулирующие регулятивы являются прямой основой для регуляции типового взаимодействия в рамках ФСП иллокутивного фрейма и выработки стратегических приемов по совместному общению с целью упорядочения и соответствия типовым интерактивным ходам-цепочкам. Стимулирующие регулятивы призваны отражать стратегический поиск компромиссов между партнерами, если обнаруживаются определенные коммуникативные рассогласования или сбои.

К1: Хорошо. Но я скажу снова: прошу прощения. Можешь не принимать мои извинения. Но все, что я хочу сказать, Луис: я прошу простить меня. (стимулирующий/сатисфактив) (С. Кинг).

Регулятивы восприятия предназначены, главным образом, для выражения ответной реакции адресата на предложенное говорящим сотрудничество с определенной, несколько нейтральной долей оценки такого сотрудничества.

К1: Простите глупую, дурную, избалованную девушку, и будьте уверены, что все мы безмерно вас уважаем. А если я осмелилась обратить в насмешку ваше прекрасное... доброе простодушие, то простите меня как ребенка, за шалость; простите, что я настаивала на нелепости, которая, конечно, не может иметь ни малейших последствий...

61

Lingua mobilis № 4 (30), 2011

К2: Зачем вы так говорите, зачем вы... просите... прощения... (восприятие/сатисфактив) (Достоевский).

Регулятивы согласия выражают ответную реакцию адресата на предложенное сотрудничество с определенной положительной оценкой, которая может распространяться как на сам факт предложения о сотрудничестве, так и на тематическое содержание акта взаимодействия. Регулятивная роль согласия сводится к организации успешного, приемлемого для каждого из участников хода взаимодействия, в котором намечены четкие границы интерактивных ходов-цепочек в ФСП. В этом случае регулятивы согласия отражают степень управления инициатором процесса речевого воздействия, успешность которого подтверждается наличием обратной связи с партнером, маркируемой регулятивными действиями согласия.

К1: Простите, ваше высокопреосвященство, я нечаянно оговорился!

К2: Ничего, Дэн. (согласие/сатисфактив) (Маккалоу).

Роль регулятивных действий коррективного плана сводится к тому, чтобы обеспечить своим ответом на инициирующий шаг дальнейший ход общения, который в зависимости от конкретных ответных действий - подтверждающих или отрицающих - будет показывать либо успешный переход к новому этапу (фазе) в совместной реализации цели, либо возврат к исходной точке взаимодействия (этапу или фазе, а может быть к отдельным моментам ее).

K2: Oh, you don’t go, my darling. I can’t live without you. I shall kill myself. If I’ve done anything to offend you I beg you to forgive me. Give me another chance. I’ll try harder still to make you happy.

K1: Get up, Dirk. You’re making yourself a perfect fool. (коррек-ция/инъюнктив) (Моэм).

Регулятивы несогласия в определенной степени характеризуют вклад инициатора в успешную реализацию поставленных задач и целей и используются для оценки содержательной стороны инициативного шага. Как правило, оценка такого шага носит негативный характер и может охватывать не только уместность появления такого шага в программной последовательности ФСП, но и его соответ-

62

Языкознание

ствие предыдущему этапу взаимодействия, не допуская своеобразных перескоков в программной последовательности реализующихся интерактивных ходов. Кроме того, регулятивы несогласия побуждают говорящего постоянно следить за уровнем обратной связи с партнером и поддерживать ее на должном уровне, максимально эксплицируя свою деятельность для ее упрочения.

K1: Oh, Arthur! Forgive me! In all things else, I have striven to be true!

K2: Woman, woman, thou art accountable for this! -1 cannot forgive thee! (несогласие/сатисфактив) (Готорн).

В процессе анализа примеров дискурса покаяния было также выявлено, что использование в интеракции покаяния стимулирующих регулятивов является исключительной прерогативой кающейся личности. Это объясняется специфическими коммуникативными целями, которые ставит перед собой кающийся - добиться конструктивного развития и завершения диалога и получить прощение.

Для личности адресата покаяния характерно использование в дискурсе регулятивов восприятия, согласия, несогласия и коррекции.

Список литературы

1. Алефириенко, Н. Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие [Текст] / Н. Ф. Алефиренко. - М. : Флинта, Наука, 2005. - 204 с.

2. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика [Текст] / Ю. Д. Апресян.

- М. : Наука, 1974. - 368 с.

3. Арутюнова, Н. Д.

Лингвистический энциклопе-

дический словарь [Текст] / Н. Д. Арутюнова. - М. : Советская Энциклопедия, 1990. - 587 с.

4. Арутюнова, Н. Д. Типы языковых знаний: Оценка. Событие. Факт [Текст] / Н. Д. Арутюнова.

- М. : Наука, 1988. - С. 152-181.

List of Literature

1. Alefirienko, N. F. Sovremen-nye problemy nauki o jazyke: uchebnoe posobie [Tekst] / N. F. Alefirenko. - M. : Flinta, Nauka, 2005. - 204 s.

2. Apresjan, Ju. D. Leksicheskaja semantika [Tekst] / Ju. D. Apresjan. - M. : Nauka, 1974. - 368 s.

3. Arutjunova, N. D. Lingvis-ticheskij jenciklopedicheskij slo-var' [Tekst] / N. D. Arutjunova. - M. : Sovetskaja Jenciklopedija, 1990. - 587 s.

4. Arutjunova, N. D. Tipy jazyk-ovyh znanij: Ocenka. Sobytie. Fakt [Tekst] / N. D. Arutjunova. - M. : Nauka, 1988. - S. 152-181.

63

Lingua mobilis № 4 (30), 2011

5. Белоус, Н. А. Коммуникативный статус конфликтного дискурса [Текст] / Н. А. Белоус // Языковая личность в дискурсе: полифония структур и культур. Материалы НПК. - М. ; Тверь : Агросфера, 2005. - С.112-122.

6. Белоус, Н. А. Структурносемантические аспекты конфликтного дискурса в коммуникативном пространстве: монография [Текст] / Н. А. Белоус.

- М. : Ин-т языкознания РАН, УлГУ, 2007. - 210 с.

7. Миронова, Н. Н. Дискурсанализ оценочной семантики [Текст] / Н. Н. Миронова. - М.,

1997. - 158 с.

8. Романов, А. А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения [Текст] / А. А. Романов. - М. : Ин-т языкознания АН ССР, 1988. - 183 с.

9. Романов, А. А. Лингвистическая мозаика [Текст] / А. А. Романов. - М. : Агросфера, 2006.

- 536 с.

5. Belous, N. A. Kommunika-tivnyj status konfliktnogo diskursa [Tekst] / N. A. Belous // Jazykova-ja lichnost' v diskurse: polifonija struktur i kul'tur. Materialy NPK.

- M. ; Tver' : Agrosfera, 2005. -S.112-122.

6. Belous, N. A. Strukturno-se-manticheskie aspekty konflik-tnogo diskursa v kommunika-tivnom prostranstve: monografija [Tekst] / N. A. Belous. - M. : In-t jazykoznanija RAN, UlGU, 2007.

- 210 s.

7. Mironova, N. N. Diskurs-analiz ocenochnoj semantiki [Tekst] / N. N. Mironova. - M.,

1997. - 158 s.

8. Romanov, A. A. Sistemnyj analiz reguljativnyh sredstv dialog -icheskogo obwenija [Tekst] / A. A. Romanov. - M. : In-t jazykoznanija AN SSR, 1988. - 183 s.

9. Romanov, A. A. Lingvis-ticheskaja mozaika [Tekst] / A. A. Romanov. - M. : Agrosfera, 2006.

- 536 s.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.