Научная статья на тему 'Понятие и виды объектов предпринимательской деятельности, подлежащих судебной охране'

Понятие и виды объектов предпринимательской деятельности, подлежащих судебной охране Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1081
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА НАРУШЕННОГО ПРАВА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ВЕЩНЫЕ ПРАВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надежин Н. Н.

Объектом правовой и судебной защиты являются различные проявления жизнедеятельности предпринимателя, которые выражаются как его интересы. Эти интересы сводятся к одному приумножение и сбережение собственного материального достояния предпринимателя. Именно этот интерес и подлежит защите со стороны правовых норм, созданных для обеспечения рыночной экономики и охраны ее устоев. С точки зрения требований закона интересы предпринимателей охраняются всей системой права, т.е. нормами различных отраслей права. Если же деятельность предпринимателя неправомерно нарушается или существует угроза посягательства на его права и интересы, то могут быть применены конкретные правовые способы защиты, благодаря которым происходит восстановление нарушенных прав и интересов и тем самым создается возможность для продолжения предпринимательской деятельности, что и является для предпринимателя-потерпевшего главным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и виды объектов предпринимательской деятельности, подлежащих судебной охране»

Надежин Н.Н.

Понятие и виды объектов предпринимательской деятельности,

подлежащих судебной охране

Объектом правовой и судебной защиты являются различные проявления жизнедеятельности предпринимателя, которые выражаются как его интересы. Эти интересы, будь то производственная, финансовая, социальная, культурная, благотворительная или иная сферы деятельности предпринимателя, при любых обстоятельствах и в любых ситуациях сводятся в конечном счете только к одному - сохранению и приумножению собственного материального достояния предпринимателя. В легальном определении предпринимательской деятельности (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ) сказано, что она направлена «на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Получение конкретной прибыли - это ближайшая цель предпринимательской деятельности при совершении каждой коммерческой операции, но полученную прибыль можно использовать по-разному, в том числе на благотворительность или другие некоммерческие цели, либо вообще не использовать. Для предпринимателя же главное, можно сказать, стратегическое направление его деятельности - увеличение своих капиталов. В этом состоит его концентрированный или обобщенный интерес. Ради этого в конечном итоге и осуществляется предпринимательская деятельность, вкладываются в дело жизненные силы и имеющиеся средства, принимаются на себя возможные риски. Именно этот интерес - интерес в приумножении и сбережении своих капиталов - и подлежит защите со стороны правовых норм, созданных для обеспечения рыночной экономики и охраны ее устоев.

В нормах гражданского права говорится, как правило, о защите нарушенного права. Например, в ст. 11 ГК РФ о судебной защите гражданских прав или в ст. 15 ГК РФ, дающей понятие убытков, возмещения которых может потребовать лицо, «право которого нарушено». В ряде правовых норм говорится об обеспечении интересов участников правоотношений, например, в ст. 405 ГК РФ о последствиях просрочки должника, а также в п. 2 ст. 417 ГК РФ о прекращении обязательств на основании акта государственного органа в п.п. 3 п. 2 ст. 451 ГК РФ об условиях изменения договора. А в некоторых защитительных нормах называются в одном ряду гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица как, например, в ст. 13 ГК РФ о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В лексике закона не может быть ничего случайного или тем более ошибочного. Употребление в правовых нормах понятий «нарушенное право» и «охраняемый законом интерес» означает, что интерес, как и право, охраняется законом [1, с. 39].

Включая те или иные интересы предпринимателей в сферу правового регулирования, закон тем самым предоставляет этим интересам правовое обеспечение и судебную защиту. Субъективные имущественные права предпринимателя всегда подлежали и подлежат правовой охране. Что касается неимущественных прав предпринимателей, то они не сразу попадают в правовое поле, а по мере осознания законодателем необходимости правового обеспечения определенных неимущественных прав и интересов граждан и юридических лиц, связанных с их предпринимательской деятельностью. Так, если законодательство 60-х годов относило к нематериальным охраноспособным благам честь и достоинство как граждан, так и юридических лиц (ст. 7 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.), то по Основам гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. наряду с честью и достоинством на тех же условиях охранялась деловая репутация граждан и юридических лиц (ст. 7 Основ). Ныне действующее законодательство защищает деловую репутацию юридических лиц (п. 7 ст. 152 ГК РФ). О чести и достоинстве юридических лиц в ГК РФ 1994 г. не говорится, поскольку эти качества присущи только человеку как персонифицированной в своей абсолютной неповторимости личности. Так, постепенно происходит эволюция законодательства относительно охраны конкретных объектов предпринимательской деятельности, что находит свое выражение и в судебной практике.

Все виды объектов правовой охраны в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности могут быть разделены на три группы:

- имущественные права и интересы;

- неимущественные права и интересы;

- организационно-предпосылочные права и интересы предпринимателя.

К первой группе относятся, прежде всего, вещные права предпринимателя: право собственности (ст. 209 и 213 ГК РФ), право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ), право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ), сервитуты (ст. 274 и 277 ГК РФ). В эту же группу входят обязательственные права-требования предпринимателей, возникающие из участия в учреждении коммерческих организаций, из заключаемых ими договоров, совершаемых сделок и других оснований, например, вследствие

причинения предпринимателю имущественных убытков вне договорных отношений. К этой же группе охраноспособных объектов относятся и непосредственные имущественные интересы предпринимателей, выражающиеся в стремлении получить прибыль, нажить, приумножить и сохранить свои капиталы.

В зарубежных капиталистических государствах нередки случаи обращения предпринимателя в судебные инстанции за защитой своих прав на получение прибыли против различных органов управления или даже других предпринимателей, нарушающих не только конкретные правовые нормы, но и принципиальные положения законодательства: принцип договорной свободы, свободы от незаконной конкуренции, коммерческой свободы слова. Аналогичные иски возможны сейчас и у нас на основании общих положений российского гражданского права [2, с. 83].

Вторая группа охраноспособных объектов - нематериальные блага. Неимущественные интересы предпринимателя-гражданина объективируются во всех правах, перечисленных в ст. 150 ГК РФ. Круг неимущественных интересов коммерческих организаций, естественно, уже. Это - деловая репутация, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности. К этой же группе следует отнести право на охрану служебной и коммерческой тайны.

В первой части Гражданского кодекса Российской Федерации нормы об интеллектуальной собственности (ст. 138) и служебной и коммерческой тайне (ст. 139) включены в гл. 6 «Общие положения» подраздела 3 «Объекты гражданских прав», а не в гл. 8 «Нематериальные блага и их защита». Это объясняется стремлением законодателя разграничить два вида неимущественных отношений в зависимости от их взаимосвязи с имущественными отношениями, что получило отражение в легальной характеристике предмета гражданского права, закрепленной в ст. 2 ГК РФ. Как сказано в п. 2 ст. 2 ГК РФ, «неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ», т.е. «защищаются», а не «регулируются» (сравни абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Но именно с точки зрения гражданско-правовой защиты все неимущественные права и интересы предпринимателя могут быть объединены в одну группу по следующим соображениям.

Во-первых, далеко не всегда в сфере неимущественных отношений какие-либо материальные компенсации являются для предпринимателя оптимальным средством защиты. В ряде случаев нарушения его неимущественных прав предпринимателю важнее, чем получить какую-то пусть даже значительную денежную компенсацию, добиться восстановления его персонифицированных интересов другими средствами: путем публичного извинения, опубликования опровержения в средствах массовой информации, а в случаях нарушения его прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности - официального признания его исключительных прав и пресечения действий, их нарушающих. Взыскание денежной компенсации за моральный вред, причиненный предпринимателю, служит скорее способом воздействия на причинителя, нежели средством полного удовлетворения охраноспособных интересов предпринимателя.

Во-вторых, результаты деятельности предпринимателя, получение им прибыли зависят от спроса на его товары, работы или услуги, и не последнюю роль в формировании спроса играет деловая репутация предпринимателя, признание общественностью его авторитета и квалификации - престиж, реноме. Поэтому все объекты неимущественных прав предпринимателя, относящиеся как к нематериальным благам, так и к интеллектуальной собственности, неразрывно связаны между собой и в комплексе обеспечивают необходимые предпосылки успешной работы предпринимателя.

В-третьих, в рыночной экономике объекты неимущественных прав получают при определенных условиях стоимостную оценку. Так, согласно абз. 1 п. 2 ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах» оплата акций и иных ценных бумаг общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Под словами «иными правами» в данном контексте имеются в виду неимущественные права. Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 01.07.96 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», «вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или “ноу-хау”. Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством» (абз. 2 п. 17). Это означает, что вклад в уставный капитал акционерного общества может быть внесен путем передачи обществу права на объект промышленной собственности. При этом его денежная оценка согласно абз. 1 п. 3 ст. 34 Закона «Об акционерных обществах» производится по соглашению между учредителями [3, с. 67].

В случаях обращения предпринимателя к суду с просьбой о защите деловой репутации размер денежной компенсации в соответствии с п. 7 ст. 152 и ст. 151 ГК РФ определяется судом в каждом конкретном случае.

Эти примеры показывают, что денежная оценка любых объектов неимущественных прав в судебном разбирательстве возможна, а в случаях их защиты от нарушений - необходима. Но в отличие от оценки материальных объектов, которая предопределяется конъюнктурой и другими объективными факторами, в механизме денежной оценки объектов неимущественных прав преобладают субъективные факторы: усмотрение суда и сложившаяся судебная практика, согласование позиций партнеров, самооценка предпринимателя [4, с. 48].

В третью группу охраняемых объектов могут быть выделены права и интересы предпринимателя, которые являются организационно-предпосылочными, поскольку речь идет о том, что на основе общего конституционного права на предпринимательскую деятельность, закрепленного в п. 1 ст. 34 Конституции РФ, граждане и организации вправе начать предпринимательскую деятельность определенного вида, организовать ее и осуществлять в установленном порядке. К необходимым предпосылкам предпринимательской деятельности относятся государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ) и социального образования в качестве юридического лица (ч. 1 п. 1 ст. 51 ГК РФ), получение квалификационных сертификатов и лицензий на те виды деятельности, которые согласно закону подлежат обязательному лицензированию (ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Согласно ч. 3 п. 1 ст. 51 ГК РФ отказ компетентного органа в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы предпринимателями в суде. И хотя в законе не говорится об оспаривании отказа в выдаче лицензии или уклонения в ее выдаче, право предпринимателя на получение лицензии на определенный вид деятельности должно судебно защищаться так же, как и право на государственную регистрацию.

С точки зрения требований закона интересы предпринимателей охраняются всей системой права, т.е. нормами различных отраслей права: государственного, административного, трудового, уголовного, гражданского и всех остальных. Правовые нормы различных отраслей права охраняют, т.е. с точки зрения законодательства обеспечивают нормальное осуществление предпринимательской деятельности. Если же деятельность предпринимателя неправомерно нарушается или существует угроза посягательства на его права и интересы, то могут быть применены конкретные правовые способы защиты, благодаря которым происходит восстановление нарушенных прав и интересов и тем самым создается возможность для продолжения предпринимательской деятельности, что и является для предпринимателя-потерпевшего главным. Эти цели достигаются применением гражданско-правовых способов защиты либо других способов, иной юридико-отраслевой природы, но в сочетании с гражданско-правовыми.

Литература

1. Вершинин А.П. Способы защиты прав предпринимателей в арбитражном суде. СПб., 1996.

2. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995.

3. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994.

4. Борисова Е.А. Апелляция в гражданском и арбитражном процессе. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.