Ракова О.Б. ©
Магистрант, кафедра управления и административного права,
Российский государственный социальный университет, г. Сургут
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В данной статье, изучены понятие и сущность местного самоуправления. Конституция РФ 1993 года создала правовые основы для нового этапа развития местного самоуправления в России. По своей правовой природе, органы местной публичной власти, призваны разрешать вопросы местного значения. У государства существует необходимость исполнять на уровне муниципалитетов ряд своих функций. Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Положения данной нормы Конституции РФ конкретизированы в Федеральном Законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". [1 ]
Ключевые слова: самоуправление, местное самоуправление, конституция РФ, закон, власть, государство.
Keywords: government, local government, the Constitution, the law, the power of the state.
Термин «самоуправление» появился изначально в Англии в конце XVII века, после английской революции и отражал, прежде всего, состояние английского общества, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников. Из Англии этот термин был заимствован в 50-х годах прошлого века Германией и в 60-х годах Россией. [2]
Самоуправление - это улаживание дел. Вид управленческой деятельности, заключающийся в сознательном воздействии на волю людей, с целью направления их поведения. В Конституции РФ «местное самоуправление» - это самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Владение, распоряжение, пользование муниципальной собственностью.
Документом, более подробно излагающим понятие местного самоуправления, считают Европейскую хартию о местном самоуправлении. Принятую Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г.: «под местным самоуправлением, понимается право и реальная способность, органов местного самоуправления, регламентировать значительную часть публичных дел. Управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».
Термин «местное самоуправление» (МС) в России появился во второй половине XIX века. Понятие охватывало совместную деятельность общины по решению вопросов локального характера.
Согласно Закону 1995 года «местное самоуправление» - это признаваемая и
гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная деятельность населения, по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Конституция РФ исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением. Через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.
Развивая конституционные положения, ФЗ в ред. от 6 октября 2003 г. закрепил: «Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от
© Ракова О.Б., 2014 г.
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» (ст. 3).
Определяя сущность местного самоуправления, следует обратить особое внимание на следующие положения:
- МС - это уровень власти, наиболее приближенный к населению, к конкретным людям и их проблемам.
- МС развивает в гражданах самодеятельность, энергию, предприимчивость и ведет к высокому развитию общественных сил.
- общественная жизнь при наличии МС распространяется по всему государству и не сосредотачивается искусственно в центре.
- МС связывает государственные и общественные интересы.
- МС предоставляет населению действительную возможность самоорганизации и самоуправления, осуществления публичной власти.
- МС не только признается, его функционирование гарантируется, как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это даёт гарантии экономические, юридические и организационные. Наличие МС подразумевает, что в стране, с интересами личности и интересами государства признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы - интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
К пониманию сущности местного самоуправления сложились различные подходы.
С точки зрения традиционного подхода, сущность «местного самоуправления» проявляется в его соотношении с государственной властью. В основе этого подхода лежат сложившиеся еще в XIX веке концепции местного самоуправления:
- теория свободной общины,
- общественная и государственная теории.
Методологическое значение для понятия сущности местного самоуправления, с позиций данного подхода, имеют определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 236-О. Положение о том, что местное самоуправление реализуется на основе сочетания государственных и общественных начал. Не изменяет природу местного самоуправления. Не затрагивает право граждан, на самостоятельное решение вопросов местного значения. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 года N 3-П, в котором Конституционный Суд указал, что понятие «органы власти» само по себе не свидетельствует об их государственной природе. Публичная власть может быть и муниципальной.
Таким образом, МС - это институт гражданского общества. Местное самоуправление -это главнее, чем организация, выполняющая основные услуги населению. Осуществляя предоставленное им право, жители муниципальных образований делают местный демократический выбор. Через участие в местной политике, граждане, реализуются как полноценные личности, обеспечивающие механизмы самоуправления и самоорганизации местной власти. Свойство самоорганизации содержит в себе социальную энергию, которая может стать ресурсом для развития государства. С другой стороны, местное самоуправление -это еще и разновидность публичной власти.
Литература
1. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. - М.: 2005.
2. Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е. Муниципальное право России: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2007.
3. Акмалова А. А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2003.
Электронные ресурсы:
[1] http://knowledge.allbest.ru/law/3c0b65635a2bd78b5d53b88421316c37_0.html
[2] http://www.superinf.m/view_helpstud.php?id=2149