Научная статья на тему 'Понятие и сущность феномена этнизации'

Понятие и сущность феномена этнизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность феномена этнизации»

от русофобии, противопоставления себя русскому во всем.

Список литературы

1. Матвеев О.В. Крым в украинском кризисе: история и политика // Историческая социально-образовательная мысль, 2014. № 2. С. 25 - 32.

2. Казарин П. Настоящую Украину только предстоит создать // Росбалт, 2012. - Октябрь.

3. Бутченко М. Дети капитализма. За 21 год Украина проделала путь от голодного коммунизма до капитализма с человеческим лицом // Корреспон-дент.пе^ 2012. №33, 24 августа. Электронный ресурс: URL: http://finance .bigmir.net/news/economics/20610-Korrespondent-Deti-kapitalizma-Za-21 -god-Ykraina-prodelala-pyt-ot-golodnogo-kommynizma-do-kapitalizma-s-chelovecheskim-licom (дата обращения - 8.04.2014 г.)

4. Белая книга нарушений прав человека и верховенства права на Украине. М.: МИД, 2014. Книга 1, книга 2.

5. Матвеев О.В. Трагедия украинского народа: история и политика // Историческая социально-образовательная мысль, 2014. № 3. С.17-29.

6. http://www.1tv.ru/ news/world/256044 (дата обращения 8.04.2014 г.).

7. http://ru-lenta.com/news/turchinov-sbu-i-armiya-nachinayut-specoperaciyu-na-vostoke-ukraini-0000132999.html (дата обращения - 13.04.2014 г.).

8. http://vv.com.ua/news/28658 (дата обращения -

26.04.2014 г.).

9. http://rt-russian.livejournal.com/4086506.html (дата обращения - 2.06.2014 г.).

10. http://flb.ru/info/57441.html (дата обращения -8.04.2014 г.).

11. Климов А.А., Баранов В.П., Беркутов А.С. и др. История внутренних войск. В 5 т. Т. 4, Ч. 1: 1945-1966 гг. М.: Изд-во ГКВВ МВД России, 2012.

12. Матвеев О.В. Трагедия украинского кризиса год спустя: история и политика // Национальная ассоциация ученых, 2015. № 2 (7), часть 6. С.153-159.

13. http://www.rg.ru/2015/03/07/otvod-site.html (дата обращения - 7.03.2015 г.).

14. http ://thekievtimes.ua/politics/404815 -novyj -parlament-vosmogo-sozyva.html (дата обращения -1.12.2014 г.).

15. http://vichivisam.ru/?p=62208# (дата обращения -

27.02.2015 г.).

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА ЭТНИЗАЦИИ

Мусаев Абдурашид Идрисович

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии, кафедра конфликтологии, г. Санкт-Петербург

Проблема этнических конфликтов является одной из наиболее острых и злободневных проблем современности. Значительная часть современных государств полиэт-нично, поскольку все проживающие на земле этнические группы входят в состав чуть более 200 стран, поэтому вполне закономерно вся эта неоднородная мозаика этнической структуры порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами. В настоящее время практически все государства мира в той или иной степени вовлечены в процесс межэтнических и межнациональных противоречий, которые зачастую перерастают в деструктивные конфликты с тяжелыми последствиями. Этнические конфликты и процессы обладают потенциалом, способным легитимизировать и делигитимизировать любой политический режим, интегрировать и дезинтегрировать любое полиэтническое государство. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда многие государств мира столкнулись с подобного рода конфликтами, что делает вполне закономерным тот пристальный интерес к изучению проблем природы феномена этничности, различных форм межэтнического взаимодействия и факторов этнических конфликтов. В этой связи, автором предпринимается попытка проанализировать актуальный в настоящее время феномен этнизации, который прослеживаться во многих современных этносоциальных структурах и может играть весомую роль в каузации различного рода этнических конфликтов и противоречий.

Понятие этнизации было достаточно эффективно разработано Иммануилом Валлерстайном. В своих работах Валлерстайн доказывает, что длительная миграция населения (как принудительная, так и добровольная) сопровождалась процессом этнизации рабочей силы, в результате чего население в той или иной местности оказывается представленным как разделенное на различные этнические группировки, при этом маркером этничности может выступать цвет кожи, язык, религия или любой другой культурный конструкт [1, с. 146].

Согласно Валлерстайну, существует устойчивая степень взаимосвязи между локально определенной этнической стратой и профессиональным и классовым положением этнических групп. Элементы определения этнических границ, а также соотношение этнических групп с определенной профессиональной стратой регулярно изменяются, однако принцип стратификации воспроизводит себя в качестве стабильного признака капиталистической экономики, что, в свою очередь, способствует снижению общих издержек труда и защищенности легитимации государственных структур. Для Валлерстайна, процесс этнизации непосредственно связан с классовой борьбой и колебаниями в мировой экономике. Он создает структурное основание для перманентной борьбы между этническими стратами как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне. Во время циклических спадов в, так называемой, мир-экономике данная борьба в значительной степени обостряется, часто принимая насильственные формы [1, с. 146].

Несмотря на очевидную взаимосвязь процесса эт-низации с классовой и мировой экономикой, не вызывает сомнения также связь данного процесса с расизмом. Вал-лерстайн акцентирует внимание на том, что этнизация рабочей силы потребовала создания идеологии расизма, согласно которой большие кластеры мирового населения идентифицируются как низшие классы, заслуживающие любой доли, которая им выпадает в ходе политической и социальной борьбы. В XX веке количество антагонизмов только увеличилось, поражая при этом своей небывалой ожесточенностью и смертоносностью [1, с. 147].

Другими авторами также была предпринята попытка разработки понятия этнизации, но немного с другими акцентами. Так, например, Филомена Эссид считает этнизацию на рынке труда репрессивной формой толерантности. Сравнивая США и Нидерланды, она утверждает, что образец мультикультурализма в случае с Нидерландами предполагает, что господствующая группа относиться терпимо к этническим меньшинствам, в то время как группы, занимающие низкое положение, должны верить в доброжелательность доминирующей группы. Однако такого рода гипотеза не всегда находит подтверждение, поскольку, согласно теории американского социолога Льюиса Козера в социальных структурах, обеспечивающих высокую социальную мобильность, присутствует как взаимная вражда между слоями, так и влечение низших слоев к высшим. В этом случае чувства враждебности низших слоев принимают форму рессанти-мента, где враждебность сочетается с влечением, и подобные структуры обладают высоким конфликтным потенциалом [2, с. 57-59].

Рынок труда структурируется согласно параметрам процесса этнизации, с целью обеспечить организацию экономики, системы социального обслуживания населения и соответствующей политики для каждой этнической группы посредством воздействия членов группы, которая способствует объективации этнических меньшинств доминирующей группой и представления «белого цвета» как нормы [3, р. 189-210]. Эссид также указывает на меняющиеся формы расиализации, в контексте постоянного присутствия этого феномена, и проводит параллели между расиализацией и этнизацией, используя эти понятия синонимично. Наличие системы расовых значений есть перманентная черта европейской культуры, которая постоянно актуализировалась в США на протяжении последних веков, а также в Нидерландах в последнее время. Социальные отношения подвергаются расиализации (или этниза-ции), когда они представляют расово или этнически идентифицированные различия во власти или социальном положении. В силу того, что «раса» есть организующий принцип множества социальных отношений, для Эссид, фундаментальные социальные отношения в обществе суть расиализованные отношения. Однако это происходит в том случае, когда активизируется расовое или этническое измерение социальных отношений, посредством конструирования, усиления и воспроизводства расовых и этнических практик. Другими словами, даже если определенные отношения расиализованы и эти отношения начинают выполнять интегральную функцию в структурировании ткани социальных отношений, расизм не всегда находит открытое выражение [3, р. 52].

Понимание феномена этнизации как процесса, который структурирует и стратифицирует рынок рабочей силы, близок по своему содержанию к альтернативной концепции расизма, представленной в работах Роберта Майлса и Малькома Брауна. Майлс определяет расизм как потенциальный идеологический элемент сигнификации, который задает параметры отбора и узаконивания определенного массива населения, рабочая сила которого будет эксплуатироваться в определенной совокупности несвободных производственных отношениях. Процессы расиализации и этнизации, в этой связи, оказывают существенное воздействие на экономическую инфраструктуру капиталистического способа воспоизводства [6, p. 99].

Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что этни-зация не является исключительно экономическом процессом. В силу того, что этничность обозначает культурные характеристики группы, процесс этнизации является также процессом культурной дифференциации и последующего образования и воспроизводства группы. Этот процесс, как правило, осуществляется, так называемым, этни-зированным большинством, и представляет собой процесс гетеро-этнизация. Так, например, согласно Алеку Хар-гривсу, членство в группе этнического меньшинства определяется фактом общего происхождения вне территории того государства, на котором проживает данная группа, а также существованием в рамках этого государства групп, которые занимают главенствующее положение. Иностранные корни могут быть прямыми (как в случае с иммигрантами) или непрямыми (как в случае с их потомками). Обладает ли данное территориальное или биологическое наследие реальной значимостью, зависит в большой степени от того, как оно воспринимается различными социальными акторами. В групповых меньшинствах, подвергнутых процессу этнизации, члены этих групп рассматриваются большинством населения как изолированные от национальной общности [4, p. 36].

Таким образом, можно определить этнизацию как диалектический процесс, при котором смысловое содержание присваивается социокультурным знакам людей, в результате чего индивидов причисляют в определенные к определенной категории людей, которая воспроизводит себя биологически, культурно и экономически. Там, где биологические или соматические характеристики абсолютизируются, следует говорить о расиализации как о специфичной модальности этнизации [6, p. 99-103].

Список литературы

1. Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 176 с.

2. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. -208 с.

3. Essed P. Understanding Everyday Racism: An Interdisciplinary Theory. London: Sage, 1991. - 336 p.

4. Hargreaves A.G. Immigration, 'Race' and Ethnicity in Contemporary France. London: Routledge, 1995. -288 p.

5. Miles R. Capitalism and Unfree Labour: Anomaly or Necessity? London: Tavistock. - 256 p.

6. Miles R., Brown M. Racism. London and New York: Routledge, 2003. - 197 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.