Научная статья на тему 'Понятие и социально-экономическое значение приватизации государственного и муниципального имущества'

Понятие и социально-экономическое значение приватизации государственного и муниципального имущества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / ИМУЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО / ПРОДАЖА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДОХОДЫ / ЭКОНОМИКА / КАПИТАЛ / ПРЕДПРИЯТИЕ / PRIVATIZATION / PROPERTY / SOCIETY / SALE / LEGISLATION / EFFICIENCY / INCOME / ECONOMY / CAPITAL / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нафикова Гульнара

В статье раскрывается понятие и социально-экономическое значение приватизации государственного и муниципального имущества, формулируется цель приватизации, ее сущность, содержание. Определяя воздействие норм о приватизации на общество, подводятся результаты приватизации с точки зрения социально-экономических последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND SOCIAL AND ECONOMIC VALUE OF PRIVATIZATION OF THE STATE AND MUNICIPAL PROPERTY

In article the concept and social and economic value of privatization of the state and municipal property reveals, the privatization purpose, its essence, contents is formulated. Defining impact of norms on privatization on society, the results of privatization, in terms of social and economic consequences are summed up.

Текст научной работы на тему «Понятие и социально-экономическое значение приватизации государственного и муниципального имущества»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Гульнара Нафикова,

Доцент кафедры таможенного дела Казанский кооперативный институт Ассистент кафедры биомедэтики, медицинского права и истории медицины, кафедры ЮНЕСКО по биоэтике Казанский государственный медицинский университет Кандидат юридических наук, доцент E-mail: pravovoy-status.kzn@yandex.ru

Gulnara Nafikova,

Head of the department of humanitarian disciplines and foreign languages

Kazan cooperative institute Assistant to department of biomedical ethics, medical right and stories of medicine, UNESCO department on bioethics

Kazan state medical university Associate professor, candidate of Law Sciences E-mail: pravovoy-status.kzn@yandex.ru

ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

CONCEPT AND SOCIAL AND ECONOMIC VALUE OF PRIVATIZATION OF THE STATE AND MUNICIPAL PROPERTY

Аннотация. В статье раскрывается понятие и социально-экономическое значение приватизации государственного и муниципального имущества, формулируется цель приватизации, ее сущность, содержание. Определяя воздействие норм о приватизации на общество, подводятся результаты приватизации с точки зрения социально-экономических последствий.

Ключевые слова: приватизация, имущество, общество, продажа, законодательство, эффективность, доходы, экономика, капитал, предприятие.

Abstract. In article the concept and social and economic value of privatization of the state and municipal property reveals, the privatization purpose, its essence, contents is formulated. Defining impact of norms on privatization on society, the results of privatization, in terms of social and economic consequences are summed up.

Key words: privatization, property, society, sale, legislation, efficiency, income, economy, capital, enterprise.

Синтезируя социально-экономические процессы, можно раскрыть инновационные практики и традиции тех или иных явлений, происходящих в обществе. Многообразие форм собственности является одним из основополагающих принципов рыночной экономики, поэтому одной из

главных задач при переходе от одной экономической системы к другой в России было разгосударствление и приватизация собственности.

Важно понять насколько экономические последствия данных процессов получили правовую оценку и выражение в

N 5. Август 2019 г.

социуме. Двунаправленность исследования имеет целью восполнить существенную особенность экономического института приватизации государственного и муниципального имущества и определить насколько данное явление имеет в праве институциональную форму и значение. Необходима обратная связь экономики и права, состоящая в изучении экономического смысла в совершенствовании регулирования экономики правом.

Рассматривая социально-экономическое значение приватизации, необходимо исходить из конструкции «экономико-правового института», которая смогла бы проанализировать выгоду от процесса приватизации государственного и муниципального имущества в виде положительного эффекта - разгосударствления государственного и муниципального имущества, и отрицательного - в виде применения санкций в случае неправомерных действий со стороны субъектов, участвующих в правоотношениях данного рода.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества следует понимать переход государственной и муниципальной собственности к физическим или юридическим лицам. Термин приватизации был определен Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [1] и далее Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [3]. С этих законодательных актов начинается отсчет положительных и отрицательных последствий приватизированного имущества огромного количества россиян. Стоит отметить, что в 90-е годы были допущены многочисленные нарушения прав, особенно несовершеннолетних.

Формулируя цель приватизации - разгосударствление, в государственных документах преследовались следующие задачи:

- обеспечить равноправие различных

_ 7

форм собственности;

- демонополизировать производство;

- урегулировать и гармонизировать доходы различных групп и слоев населения;

- перераспределить доходы и имущество, создать класс собственников;

- развить фондовый рынок.

Все это достигалось различными способами проведения приватизации:

- продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;

- продажа предприятий на аукционе;

- продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);

- выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

Сущность приватизации можно выразить через эффективность законодательства различных и дополняющих друг друга смыслов. Во-первых, следует рассматривать теории и методы оценки эффективности законодательства о приватизации, во-вторых, оценить эффективность реализации долгосрочных программ, поставленных государством. С одной стороны, приватизация является явлением, которое замедляет темпы расширения государственного сектора экономики, с другой же стороны, это передача (полная или частичная) права собственности на средства производства или имущественные ценности в собственность частных лиц или организаций.

Фактически эффективность законодательства квалифицируется юридическими фактами, имеющими эпохальное значение для экономического развития страны.

Приватизация должна оказаться инструментом по повышению эффективности объектов хозяйствования, а также механизмом усиления конкуренции экономики.

Содержанием приватизации является объем прав и обязанностей производителей и предприятий, которые имеют своей целью строительство рыночной экономи-

8 _

ки. В связи с этим социально-экономические задачи приватизации можно сформулировать следующим образом:

- реализовать решения по эффективной работе предприятий;

- перенести бремя правительственных расходов на налогоплательщиков;

- отказаться от государственной монополии и создать условия гражданского общества, правового и социального государства, бороться с монополиями;

- повысить инициативность населения как реальных собственников и катализаторов развития экономики;

- увеличить доходы населения и, соответственно, платежеспособность;

- привлечь работников предприятий и организаций к управлению капиталами;

- поддержать малое предпринимательство и т.д.

В современном мире можно выделить по крайней мере два типа приватизации, различие между которыми обусловлено наличием (отсутствием) системных преобразований с точки зрения перехода от одной конкретной системы хозяйства к другой. Полнота осуществления поставленных задач в разных типах приватизации, реализация управленческих решений имеет ключевое значение.

Нормы закона о приватизации должны предусматривать возможные проблемы реализации права в отношении процессов разгосударствления и варианты оценки правомерного решения проблем. Российское законодательство колеблется между крайностями - от нормоустановлений од-новариантного безальтернативного исполнения до правомочий, исполняемых в произвольном порядке.

Определяя воздействие норм о приватизации на общество, следует оценить правовые, финансовые и экономические последствия для прав, интересов, экономических выгод и возможностей лиц, физических и юридических, а также последствия для органов публичной власти

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

вследствие действия нормы [4].

Результатами приватизации с точки зрения социально-экономических последствий следует выделить следующие:

1. Массовая продажа государственной собственности по минимальным ценам.

2. Обесценивание приватизированной собственности.

3. Продажа имущества в отдельные руки.

4. Отсутствие механизма защиты владельцев незначительных пакетов - миноритарных акционеров.

5. Уменьшение ВВП страны из-за занижения стоимости активов приватизированных предприятий.

6. Недополучение федеральным бюджетом средств за проданное имущество из-за неверного установления цены.

7. Фактический отказ от проведения оценки эффективности деятельности большей части предприятий.

8. Проблемы в реализации права на приватизацию, коррупционные схемы.

9. Создание узкой прослойки богатых собственников, усиление внутренних противоречий, расслоение общества.

Вследствие вышеуказанного были созданы частные монополии, которые пришли на смену централизованному планированию. Отсутствие системного подхода в проведении приватизации в России, короткие сроки, установление цели как выработки рыночных механизмов хозяйствования привели к социальной и экономической неэффективности приватизации в стране.

Результатом стали неучтенные интересы большинства населения, неравенство, сопровождаемое снижением доходов. В 2018 году, согласно Росстату, доходы сократились на 0,2 %, это означает, что россияне в реальном выражении продолжают беднеть. Что значит в «реальном выражении»? Другими словами, фактический рост зарплаты или иного дохода обесценивается инфляцией, в результате товары

N 5. Август 2019 г.

и услуги дорожают быстрее. То есть номинальная (без учета инфляции) зарплата растет, а количество и качество товаров, которые можно купить за данную сумму, падают. Зачастую зарплата не растет, и возможность покупать различные товары

_ 9

снижается еще сильнее, поэтому приходится переходить на дешевые продукты и отказываться от некоторых услуг.

Динамика падения реальных доходов с 2014 по 2018 год выглядит следующим образом:

0 о

-1 — --—_ -0

-4 .9

-6 \

-а \

-10 \ &__

-12 ---:1 1

2013

201 А

2015

201 6

2017

201В

Диаграмма 1. Динамика падения реальных доходов (2014 - 2018 г.). Итого за 5 лет — 11 % падения.

С 2000 по2018 год статистика по росту реальных доходов в % выглядит так:

15 10

5

а

-5 -10

ИЛИ 1111111111

2000 2002 2004 2000

200В

2010 2012 2014 2016

201В

Диаграмма 2. Статистика по росту реальных доходов о % (2000-2018 г.).

По итогам 2018 годт доходы населения находятся на ур2вне 2009-2010 годов. Рост относительно р999 года чуть более, чем в 2 раза.

_____« *——

.1 1-»•*-"*" '—-•

Л .—' _— •

/

7*

Ш Г

/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У ►

¿И* # # # ^ ^ ^ ^ # # ^ ^ ^ ^

Диаграмма 3. Статистические данные Росстата (1999 - 2018 гг.).

10 _

Хотя цифры падения до уровня 2009 года выглядят достаточно драматичными сами по себе, некоторые экономисты 11 % называют слишком оптимистичным, ссылаясь на то, что Росстат часто завышает «бумажные» цифры.

К примеру, цифры средней зарплаты в 42 тыс.рублей по стране выглядят не соответствующими объективной реальности и не сходятся со статистикой других ведомств, равно как и официальный показатель инфляции в 4 % по 2018 году вызывает большие вопросы.

При этом в 2019 году реальные доходы мало того, что продолжат падать, но и ускорят свое падение. Из-за повышения НДС до 20 % ЦБ ожидает «существенного

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

повышения инфляции» [2].

По итогам приватизации можно отметить, что у большинства населения не было капитала для приобретения акций предприятий по рыночным ценам, отсутствовала социальная защищенность работников предприятий, снизился рост развития социальной инфраструктуры. В ряде случаев было намеренное разорение предприятий и, как следствие, переход акций в руки определенных слоев населения.

Таким образом, благодаря приватизации был преодолен дефицит товаров в стране и обеспечена конвертация рубля, однако усиления конкуренции в экономике не произошло.

Список литературы

1. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - N 28. - Ст. 959

2. Сайт Школа инвестора [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mvestorschool. ru/realnye-doxody-naseleniya-rossii-dinamika-s-2000-po-2017 (дата обращения: 15.07.2019)

3. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. - 2002. - N 16

4. Экономико-правовые институты регулирования регионального развития Российской Федерации: монография / Н.М.Казанцев, Е.М. Бухвальд, А.Р.Бахтизин и др.; под ред. Н.М.Казанцева. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ЗАО «Гриф и К», 2013. С. 160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.