УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10171
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ
Улюмджи Константинович БОЛДЫРЕВ, старший преподаватель кафедры организации деятельности ОВД ЦКШУ Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Александр Сергеевич СТУДНЕВ, слушатель Академии управления МВД России
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса о понятии и природе правоохранительной деятельности, осуществляемой различными органами государственной власти Российской Федерации, и прежде всего должностными лицами территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Сформулировано понятие и содержание правоохранительной деятельности территориальных органов внутренних дел.
Ключевые слова: территориальный орган МВД России, правоохранительная деятельность, сотрудник полиции, должностное лицо территориального органа МВД России, субъекты правоохранительной деятельности, общественный порядок.
Annotation. The article is devoted to consideration of the concept and nature of law enforcement activities carried out by various State bodies of the Russian Federation, and especially officials of the territorial bodies of the Ministry of the interior of the Russian Federation.
Formulated the concept and content of law enforcement, local internal affairs agencies.
Keywords: territorial body of the Russian Ministry of internal affairs, law enforcement, police officer, officer of the territorial authority of the Russian interior Ministry, law enforcement, public order.
В современный период приходится отметить, что как в теоретических, так и в практико-правоприменительных кругах однозначного, единого взгляда на понятие правоохранительной деятельности до сих пор не сформировано1.
Как отмечает Л.И. Полтавцева, известные в современных научных кругах научные теории, раскрывающие сущность правоохранительной деятельности, далеко не в полной мере соответствуют перманентно происходящим не только в социальной, но в политико-правовой сфере общества изменениям и трансформациям2.
Основной закон Российской Федерации не дает прямого ответа на вопрос от том, что представляет собой правоохранительная деятельность в России. Конституция РФ к вопросу пра-
воохранения в государстве подходит с точки зрения раскрытия ее содержательной стороны.
Пункт «б» ст. 72 Конституции России определяет, что к правоохранительным функциям государства относима деятельность по обеспечению и поддержанию законности, общего правопорядка, а, кроме того, общественной безопасности на всей территории, на которую распространяется суверенитет РФ.
Исследуя в своих трудах генезис теоретических воззрений на природу правоохранительной деятельности, Ю.В. Степаненко приходит к выводу, что, подходя к раскрытию вопроса понятийного содержания данной деятельности государственно-властных органов, исследователям необходимо отталкиваться от важнейшего предназначения правоохранения как процесса, а
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019
именно, от обеспечения общественной безопасности и системы правовых норм3.
С такой позиции важнейшим предназначением правоохранительной деятельности необходимо рассматривать именно охрану и практическую защиту законодательных и подзаконных правовых предписаний.
Необходимо коснуться вопроса содержания такой категории, как общественная безопасность. Ее понятие конструируется из двух разновеликих составляющих:
■ основополагающие приоритеты индивидов, социума и государства;
■ отношения взаимообусловленности и ответственности индивидов, социума и государства за поддержание состояния безопасности в стране.
Главной составляющей в системе общественной безопасности практически все исследователи вопросов безопасности признают охрану общественного порядка. В качестве таковой позиционируется совокупность отношений, складывающихся и реализующихся в обществе, которые урегулированы не только нормами правовых актов, но и нормами морали, устоявшимися в обществе традициями, правилами. Данные общественные отношения выполняют обязанность регулирования общественно-правового статуса участников отношений, гарантии осуществления прав населения, охраны всех форм и видов собственности, а, кроме того, обеспечение стабильности системы ординарного жизнеобеспечения общества и составляющих его индивидов.
По мнению И.А. Кузнецова, базовым элементом процесса охраны общественного порядка в общей системе правоохранительной деятельности выступает практическая деятельность различных субъектов по охране отношений, складывающихся в российском обществе4.
При упоминании о правоохранительной деятельности в общественном сознании, прежде всего, возникает мысль о том, что это важнейшее направление деятельности Министерства внутренних дел России и его территориальных органов.
Вместе с тем традиционное не означает абсолютно верное. Правоохранительная деятельность, являясь чрезвычайно широким и «многослойным» понятием, не может быть уделом одного или даже нескольких федеральных органов исполнительной власти. Правоохранительная деятельность территориальных ОВД входит в совокупность разновидностей государственно-властной деятельности, осуществляемой поми-
мо МВД РФ и его территориальных органов иными государственными органами, учреждениями и организациями, имеющими отношение и подчиненность различным конституционно определенным ветвям власти, а также видам государственной службы5.
Существуют различные точки зрения на несомненный приоритет государства и территориальных ОВД в осуществлении правоохранительной деятельности.
С.М. Петровым, Г.А. Тумановым высказывалось и обосновывалось мнение, что идеальной может считаться такая ситуация, когда все органы, относящиеся к системе правоохранения, будут выведены из подчинения государственно-властных структур, которые правомочны оказывать в отношении указанных правоохранительных органов исполнительно-распорядительные полномочия вне связи с поддержанием режим законности6.
Неоспорим тот факт, что деятельность государственных органов, их должностных лиц, в том числе правоохранительная деятельность территориальных ОВД, должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и в порядке, определенном подзаконными нормативными правовыми актами. В связи с этим необходимо в рамках рассмотрения вопроса внутреннего наполнения правоохранительной деятельности территориальных ОВД упомянуть и ведомственное правотворче-ство7. Одновременно с этим проверка действующих нормативных правовых актов на предмет их законности и соответствие требованиям Конституции РФ являет собой одну из разновидностей правоохранительной деятельности.
Основополагающей идеей, принципом правоохранительной деятельности территориальных ОВД, равно как и иных видов государственно-властной деятельности, выступает законность, под которой понимается безусловное обеспечение правовых предписаний Основного закона РФ и иных законодательных актов государства8.
Исходя из общей правоохранительной направленности практической деятельности территориальных ОВД и нормативно определенных основных направлений деятельности МВД РФ и его территориальных органов их правоохранительная деятельность подразделяется на несколько разновидностей:
■ осуществление противодействия и борьба с правонарушениями в рамках охраны правопорядка на территории оперативного обслуживания;
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019
■ обеспечение на территории оперативно-служебной деятельности общественной безопасности;
■ выявление, раскрытие и расследование уголовно наказуемых деяний в рамках общего противодействия преступности;
■ осуществление административно-надзорной деятельности в рамках общего поддержания законности в установленной сфере деятельности;
■ исполнение вынесенных судом постановлений по делам об административных правонарушениях в установленной для территориальных ОВД сфере деятельности;
■ реализация государственной политики в сфере внутренних дел в пределах, определенных требованиями законодательств, указов Президента РФ и подзаконных нормативных правовых актов;
■ профессиональное оказание гражданам правовой помощи в рамках защиты их нарушенных прав в пределах полномочий территориальных ОВД.
Мы можем сделать вывод, что осуществляемая территориальными ОВД профилактическая деятельность, несомненно, является системообразующей частью правоохранительной деятельности как деятельность, предназначенная для полноценного поддержания режима законности на территории оперативного обслуживания.
Руководствуясь изложенным, полагаем возможным рассматривать в качестве правоохранительной деятельности организованное единство различных по правовой природе, но взаимосвязанных в практическом плане опосредованных нормами права мер, реализуемых как государственными (муниципальными), так и общественными организациями и объединениями, в целях профилактики и пресечения противоправных деяний, выявления и ликвидации условий, способствующих таким явлениям, создания благоприятной среды для полноценной реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Анализ результатов профилактического воздействия дает основания утверждать, что наиболее действенно профилактикой правонарушений сотрудники территориальных ОВД занимаются в тесном взаимодействии не только с субъектами профилактики, предусмотренными ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ9, но и с общественными объединениями, гражданами.
1 Тарасов А. Правоохранительная деятельность: ее понятие и сущность // Рос. следователь. 2002. № 4. С. 34—36.
2 Полтавцева Л.И. Правоохранительная деятельность как предмет исследования: попытка систематизации тематики диссертаций // Юрист-Правоведъ. 2012. № 6. С. 5—8.
3 Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: эволюция теоретических взглядов // Совр. юрист. 2013. № 3. С. 60—87.
4 Кузнецов И.А. Правовые формы осуществления функций охраны правопорядка, собственности, прав и свобод граждан // Формирование правового государства и вопросы предварительного следствия. Волгоград, 1992. С. 47.
5 Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ 924b1adb1992d9007eb2f5003df8ff7f1884a337/ (Дата обращения: 02.02.2019)
6 Петров С.М., Туманов Г.А. Категория интереса в советском государственном управлении // Сов. гос-во и право.1990. № 8. С. 19.
7 Приказ МВД России от 27.06.2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» //http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 111807/ (Дата обращения: 02.02.2019)
8 Гулягин А.Ю. Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности // Рос. юстиция. 2012. № 11. С. 40—44.
9 Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_199976/ 573608e476 6f8ebb9 8a27a8e9de7750312cb54ee/ (Дата обращения: 02.02.2019)
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019