Научная статья на тему 'Понятие и система органов социального партнерства в сфере труда: законодательные решения и их теоретико-правовой анализ'

Понятие и система органов социального партнерства в сфере труда: законодательные решения и их теоретико-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1861
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА / УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / ТРЕХСТОРОННИЕ КОМИССИИ / SOCIAL PARTNERSHIP / BODIES OF SOCIAL PARTNERSHIP / LEVELS OF SOCIAL PARTNERSHIP / THE TRIPARTITE COMMISSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молотилина Алёна Геннадьевна

В статье исследуется правовое понятие «орган социального партнерства», а также предусмотренной Трудовым кодексом РФ многоуровневая система органов социального партнерства в сфере труда. С теоретико-правовых позиций оцениваются имеющиеся на этот счет нормы и фактический опыт коллективно-договорного регулирования труда. Проводится классификация органов социального партнерства в сфере труда в зависимости от целей их создания и содержания принимаемых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Context and System of Bodies of Social Partnership in the Labor Sphere: Legislative Decisions and Their Theoretical Analyses

The article is devoted to research of legal meaning of the term of bodies of social partnership and multilevel system of social partnership in the labor sphere, created by Labor Code of RF. Factual experience of labor-contractual regulations of labor is evaluated from the theoretical legal points of view. Bodies of social partnership in labor sphere are classified according to aims of their creations and contexts of the decision they admit.

Текст научной работы на тему «Понятие и система органов социального партнерства в сфере труда: законодательные решения и их теоретико-правовой анализ»

А.Г. Молотилина

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И ИХ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Социальное партнерство, включая участие работников, работодателей, а также их представителей в коллективно-договорном регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений — одно из важнейших направлений современной международной1 и национальной правовой политики в сфере труда, принцип российского трудового права (ст. 2, 24 Трудового кодекса РФ2 (далее — ТК РФ)).

Органы социального партнерства в сфере труда — источник формирования и проведения этой политики в жизнь. Они являются правовой формой взаимодействия социальных партнеров, в рамках которой осуществляется согласование их позиций и выработка взаимоприемлемых решений по наиболее важным и имеющим коллективное значение вопросам организации труда, управления трудом, установления и применения труда работников. Органы социального партнерства, создаваемые и действующие на уровне Российской Федерации, субъекта РФ во многом определяют содержание мер социально-правовой защиты работников, а зачастую и населения тех или иных регионов, территорий.

Заметим, что, признавая фундаментальную роль органов социального партнерства в трудовой сфере жизни общества, а также, предоставляя данным органам серьезные полномочия в части влияния на принимаемые в этой сфере правовые решения, российский законодатель до настоящего времени не определил само понятие «орган социального партнерства в сфере труда».

Анализ ст. 35 и 35.1 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что органами социального партнерства в рассматриваемой сфере признаются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемые для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации и осуществления контроля за их выполнением.

Избранный законодателем подход к формальному определению интересующих нас органов представляется чересчур узким. Вряд ли правильно понятие и соответственно систему органов социального партнерства ограничивать исключительно рамками коллективных переговоров. Очевидно, предназначение органов социального партнерства как коллективных субъектов трудового права не сводится к указанным выше функциям и затрагивает куда более широкий спектр отношений, в т. ч. регулируемых нормами трудового права.

Нормы ТК РФ, ориентированные на принятие тех или иных трудоправовых решений не единолично государственным органом или работодателем, а с паритетным участием работников (представителей работников), убеждают в том, что социальное партнерство не сводится к согласованию позиций сторон при принятии тех или иных правовых актов. Это существенно меняет и понимание, и место органов социального партнерства в трудовом праве России.

Поскольку деятельность органов социального партнерства в сфере труда не ограничивается собственно коллективно-договорным регулированием трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а включает и участие в формировании направлений (программ, концепций, стратегии) правовой регламентации труда и занятости, охватывает и область применения норм трудового права и социально-партнерских соглашений, разрешения возникающих при этом разногласий, носящих не индивидуальный характер, само понятие «орган социального партнерства в сфере труда» объективно не может быть ограничено лишь трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.

Широкое понимание роли (места) органов социального партнерства в сфере труда, объективно вытекающее из смысла и содержания трудового права, позволяет считать таковыми все созданные социальными партнерами на добровольных и паритетных началах форми-

© Молотилина Алёна Геннадьевна, 2012

Аспирант кафедры трудового права (Саратовская государственная юридическая академия).

рования, призванные регулировать труд и устанавливать меры социальной защиты работников (населения), а также участвовать в решении иных вопросов организации и применения труда работников.

В целях законодательного определения исследуемого понятия «орган социального партнерства в сфере труда» можно предложить норму следующего содержания: «Орган социального партнерства в сфере труда — это коллегиальный орган, образованный из числа представителей работников, работодателей (объединений работодателей), органов государственной или муниципальной власти (коллективный субъект трудового права) для участия в формировании и реализации государственной политики в сфере труда, ведения коллективных переговоров, разработки и заключения коллективных договоров и соглашений, контроля за их выполнением, а также для решения иных неиндивидуальных вопросов организации труда, установления, применения условий труда и социальной защиты сторон социально-партнерских отношений, включая разрешение коллективных трудовых споров путем проведения установленных законом примирительных процедур. Орган социального партнерства в сфере труда создается на добровольной и паритетной основе в соответствии с принципами социального партнерства, предусмотренными настоящим Кодексом. Органы социального партнерства в сфере труда могут создаваться (создаются) в форме комиссий, комитетов, советов и иных формально обособленных образований, осуществляющих полномочия, указанные в части первой настоящей статьи и иные полномочия по выработке и реализации актов социального партнерства в отношениях, регулируемых нормами трудового права Российской Федерации».

В развитие предлагаемой нами концепции формально-юридического определения «орган социального партнерства», система такого рода органов включает: во-первых, органы социального партнерства в сфере труда общей компетенции,участвующие в решении не ограниченного законодателем круга вопросов, касающихся формирования направлений правового регулирования труда; во-вторых, органы социального партнерства специальной компетенции, которые обеспечивают взаимодействие социальных партнеров либо в рамках одного или нескольких конкретизированных законом или решением об их создании видов отношений, либо в той или иной степени осуществляют правоприменительные функции в сфере организации и (или) применения труда работников. Органами социального партнерства общей компетенции являются трехсторонние или двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, общие правила создания и деятельности которых предусмотрены ст. 35, 35.1 ТК РФ и нормами иных законодательных актов РФ, а также субъектов РФ3.

Комиссии, обладающие общей компетенцией, в соответствии с нормами ТК РФ создаются и действуют на следующих уровнях социального партнерства: федеральном, межрегиональном, региональном,территориальном,отраслевом, локальном.

И.И. Бородин справедливо указывает на отсутствие логики в данном разграничении, поскольку названы уровни, одновременно дифференцированные по двум, не связанным между собой классификационным признакам (основаниям): территориальному и отраслевому4.

Более последовательной представляется система органов социального партнерства, учитывающая все создаваемые на практике социально-партнерские структуры, дифференцированные с учетом уровня социально-партнерских отношений и степени общности того или иного социально-партнерского объединения.

На уровне Российской Федерации создаются и реально участвуют в социально-трудовых отношениях федеральные общероссийские, межотраслевые, отраслевые комиссии, на региональном — общерегиональные, межотраслевые, отраслевые комиссии, на территориальном — общетерриториальные и отраслевые комиссии, на локальном — обычно создается одна комиссия для разработки коллективного договора либо одновременно с ней могут быть образованы иные органы социального партнерства для решения частных внутриорганизаци-онных вопросов труда и социальной защиты работников.

Отраслевые органы социального партнерства создаются в большинстве случаев на двух уровнях: российском и субъекта РФ. Отраслевые комиссии могут создаваться как на двух, так и на трехсторонней основе, т. е. с участием представителей соответствующих органов государственной исполнительной власти. Однако, как показывает практика, представители исполнительной власти, хотя формально и участвуют в таких органах (ст. 45 Тк РФ), но в боль-

шинстве случаев не принимают на себя каких-либо достаточно конкретизированных дополнительных обязательств, предусматривающих соответствующее бюджетное финансирование5.

Анализ ныне действующих отраслевых соглашений, заключенных, как на уровне РФ, так и субъекта РФ, показывает, что они в большинстве случаев проходят процедуру утверждения либо во властных структурах, либо в отраслевых профсоюзных объединениях6.

Совершенно очевидно, что такое «санкционирование» противоречит природе и юридически закрепленным принципам социального партнерства в сфере труда (ст. 24 ТК РФ). Все акты, принимаемые органами социального партнерства — результат взаимного соглашения сторон, оформленного подписями полномочных представителей и они, разумеется, не могут и не должны утверждаться кем бы то ни было дополнительно.

Статья 35 Тк рФ, называя виды комиссий, не согласуется с положениями ст. 26 того же Кодекса, поскольку не предусматривает создание комиссии на межрегиональном уровне социального партнерства. Представители сторон социального партнерства вправе принять решение о создании такой комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта межрегионального соглашения и организации контроля за его выполнением7.

Также не предусмотрены законодателем социально-партнерские отношения на уровне объединения организаций. Это органы социального партнерства, создаваемые для принятия соглашений по социально-трудовым вопросам, действие которых охватывает нескольких работодателей. Такого рода органы образуются в холдингах, финансово-промышленных группах и иных структурах, централизовавших все или несколько функций совместной производственной или иной деятельности.

С.Ю. Чуча предлагает включить в перечень социально-партнерских отношений международный уровень. Правовое регулирование отношений социального партнерства на этом уровне осуществляется преимущественно международными договорами Российской Федерации с учетом норм коллизионного трудового права8.

И.И. Бородин отмечает появление на практике двух- или трехсторонних соглашений, отражающих единые направления трудо-правовой политики в том или ином федеральном округе, и на этой основе предлагает предусмотреть в законе федерально-окружной уровень социального партнерства в сфере труда9.

Не комментируя приведенные мнения, заметим, что более плодотворным представляется вариант недополнения закона новыми элементами системы социального партнерства, а легализация отрытого перечня уровней социального партнерства в ст. 26 ТК РФ. Полагаем, что стороны вправе создавать органы социального партнерства, вести коллективные переговоры и принимать соответствующие решения, не выясняя вопроса, какому законодательно предусмотренному уровню их взаимоотношения соответствуют.

К группе органов социального партнерства специальной компетенции следовало бы отнести:

а) координационные комитеты содействия занятости населения, деятельность которых регламентируется Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 22 июля 2010 г.)10 а также иными нормативно-правовыми актами РФ. Координационные комитеты содействия занятости создаются в целях выработки и осуществления политики занятости населения. Городские и районные координационные комитеты содействия занятости созданы во многих регионах России11. Координационный комитет содействия занятости населения действует в г. Саратове12;

б) комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ), организующие совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда; осуществляющие сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда13;

в) комиссии по социальному страхованию, образуемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (в ред. от 19 ноября 2008 г.)14 для обеспечения контроля за правиль-

ным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий. Фондом социального страхования РФ по согласованию с Министерством труда РФ разработано Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию15;

г) примирительные комиссии (ст. 401, 402 ТК РФ), создаваемые в целях разрешения коллективного трудового спора. С.Ю. Чуча относит к органам социального партнерства также посредников и трудовые арбитражи16, что вряд ли правильно, поскольку отсутствует признак паритетности представительства, и как таковые коллективные переговоры в отношениях с участием посредника или трудовых арбитров не осуществляются. Также вряд ли можно считать органами социального партнерства комиссии по трудовым спорам. Хотя они и образуются из представителей работников и работодателей (ст. 384 ТК РФ), но принимают решения большинством голосов и обладают юрисдикционными полномочиями в отношении работодателя.

В связи с изложенным предлагаем предусмотреть в гл. 5 ТК РФ широкое, учитывающее любые виды коллективно-договорной деятельности понятие «орган социального партнерства в сфере труда», а также более точно определить систему таких органов, оставив открытым перечень уровней, форм социального партнерства в сфере труда, наименований интересующих нас органов.

1 См., в частности: Конвенция № 150 Международной организации труда «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 50, ст. 4651.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 3.

3 См.: Сафонов В.А. Комментарий к главе 5 Трудового кодекса Российской Федерации // Головина С.Ю., Гребенщиков А.В., Иванкина Т.В. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. 2-е изд., доп. М., 2007. С. 68.

4 См.: Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // Трудовое право. 2006. № 1. С. 18.

5 См.: Нуртдинова А.Ф. Комментарий к главе 5 Трудового кодекса Российской Федерации // Абрамова О.В., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. 5-е изд., испр., перераб. и доп. М., 2009. С. 39.

6 См.: Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2009-2011 годы: утв. 13 февраля 2009 г. (в ред. от 15 июля 2010 г.). Регистрационный номер 123/09-11 от 16 апреля 2009 г. // Труд и страхование. 2009. № 5-6; Федеральное отраслевое соглашение по радиоэлектронной промышленности Российской Федерации на 2009-2011 годы. Регистрационный номер 120/09-11 от 13 марта 2009 г. // Труд и страхование. 2009. № 5-6.

7 См.: Сафонов В.А. Указ. соч. С. 69.

8 См.: Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 19.

9 См.: Бородин И.И. Указ. соч. С. 18.

10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. -1996. -№ 17, ст. 1915.

11 См.: Нуртдинова А.Ф. Объединения работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства. Материал подготовлен для справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», 2003.

12 См.: Постановление мэра г. Саратова от 2 сентября 1999 г. № 739 «О координационном комитете содействия занятости населения города» (в ред. от 8 октября 1999 г.). Материал подготовлен для справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», 2009.

13 См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2006. № 6.

14 Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 8, ст. 599.

15 См.: Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию (утв. Фондом социального страхования РФ от 15 июля 1994 г. № 556а) // Образование в документах. 1997. № 16.

16 См.: Чуча С.Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации // Москва: Вердикт-1 М, 2001. С. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.