Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 4. С. 57-65.
УДК 347
Б01 10.24147/1990-5173.2023.20(4).57-65
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Е. В. Соломонов
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Введение. В российском и зарубежном законодательстве отсутствует как единое понимание сущности искусственного интеллекта, так и единый подход к его легальному определению. Цель. Цель статьи -проанализировать существующие дефиниции искусственного интеллекта, выделить признаки искусственного интеллекта как правовой категории, сформулировать определение искусственного интеллекта. Методология. В качестве методологической основы исследования применены всеобщие принципы научного познания (всесторонность, системность, объективность), общефилософский метод (диалектический), общенаучные методы познания (сравнение, восхождение от абстрактного к частному), общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, классификация, абстрагирование), специально-юридические методы (формально-юридический, метод толкования норм права, догматический). Результаты. Проанализированы различные аспекты понимания искусственного интеллекта, различия и противоречия между ними. Выделены признаки искусственного интеллекта, имеющие юридическое значение. Сформулировано авторское определение искусственного интеллекта. Заключение. Искусственный интеллект - явление новое, сложное, требующее комплексного изучения, чем обусловлена необходимость выработки единого, легального определения понятия искусственного интеллекта.
Ключевые слова: искусственный интеллект; признаки искусственного интеллекта; сильный искусственный интеллект; машинное обучение.
1. Введение
Мир стремительно входит в новую технологическую действительность, связанную с цифровизацией всех сфер деятельности, внедрением совершенно новых технологий (большие объёмы данных, искусственный интеллект, квантовые технологии, системы распределённого реестра, нейротехнологии, сенсорика и др.). В нашей стране также сложились предпосылки для становления и развития цифрового общества как общества нового типа, основанного на цифровом способе производства и обращения товаров, работ и услуг, для становления и развития цифровой экономики.
Ещё есть шанс «заскочить в последний вагон» этого уходящего поезда. Сейчас, как и 100 лет назад, когда проблема догоняющего развития, индустриализации и быстрого ухода от аграрного уклада экономики в нашей стране была критической, положение примерно такое же, только на новом витке истории.
В настоящее время в правовой сфере перед государством стоит задача определить
правовые основы государственного управления в условиях цифровизации, выработать государственную политику, механизмы принятия решений, мониторинга и оценки результатов управления, модернизировать законодательство, регулирующее отношения, которые возникают в условиях развития современных цифровых технологий, в том числе отношения, связанные с созданием и использованием систем искусственного интеллекта (далее - ИИ).
На отрицательное состояние правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, влияет и отсутствие единообразного понятийного аппарата, это касается и понятия искусственного интеллекта.
Как и в случае с большинством явлений цифровой экономики, правовая природа отношений с использованием искусственного интеллекта не является очевидной. В то же время применение этой технологии распространяется практически во все сферы общественной жизни, включая образование, меди-
цину, транспорт и другие. Развитие искусственного интеллекта диктует необходимость поиска решений правового регулирования такой технологии.
2. Правовое регулирование искусственного интеллекта в РФ
Начало правовому регулированию рассматриваемой сферы было положено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1, в соответствии с которым также была сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Далее был принят Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года», поставившей задачу выработки подходов к нормативному регулированию взаимодействия человека с ИИ и выработки этических норм такого взаимо-действия)2.
Первым федеральным законом в сфере искусственного интеллекта 1 июля 2020 г. был запущен пятилетний эксперимент по внедрению технологий искусственного интеллекта на территории Москвы в рамках Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных ») .
Указанный закон делает попытку сформулировать понятийный аппарат, регламентирует условия для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, а также возможность последующего использования результатов его применения. Возможно, аналогичные правовые условия будут использоваться и в других субъектах РФ.
Второй важный для развития сферы искусственного интеллекта закон - Федераль-
ный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»4. Он предполагает введение так называемых регуляторных песочниц, в рамках которых можно регулировать общественные отношения, ещё не урегулированные законодательством, временно ограничивая или устраняя ряд нормативных требований, мешающих развитию инноваций. Компании, занимающиеся разработкой новых продуктов и услуг, остро необходимых для развития в данном случае цифровой экономики, могут достаточно свободно разрабатывать их, тестировать и внедрять без риска нарушить стандартно действующие нормы.
3. Проблемы дефиниции искусственного интеллекта
Что касается использования технологий искусственного интеллекта, то круг правовых проблем, требующих скорейшего решения, является весьма обширным. Поскольку поиск оптимальных моделей правового регулирования немыслим без проработки теоретических оснований, более чем актуальным является обращение юридических исследований к проблемам дефиниции ИИ.
Отметим, что определение понятия ИИ непосредственно связано с другой, не менее важной проблемой - правосубъективностью искусственного интеллекта. Согласимся, что точка зрения о необходимости наделения ИИ статусом субъекта права, в том числе нормативном закреплении субъектности ИИ, вполне актуальна и может иметь в будущем практическую реализацию [1, с. 23].
В целом можно констатировать, что существующие пробелы в правовом понимании как понятия ИИ, так и его гражданской правосубъектности, включая вообще понимание феномена искусственного интеллекта, порождает массу других, сопряжённых с этим проблем, в числе которых, например, вопросы о правах на результаты интеллектуальной деятельности, созданные системами ИИ (вопрос о творчестве); технических регламентах работы ИИ; ответственности за вред, причинённый при использовании ИИ; «праве людей» в соотношении с правами роботов и другие.
Выработка легальной дефиниции ИИ, раскрытие его понятия и признаков невоз-
можны, на наш взгляд, также без понимания общей цели развития ИИ. Имеются различные точки зрения и подходы, но обобщённое видение - появление систем, нейросетей, «юнитов», которые могут самостоятельно обучаться, делать прогнозы, строить гипотезы, иметь признаки разумного поведения, то есть вести себя как люди - думать, обучаться, ставить и решать задачи. Причём решение задачи, предложенное ИИ, может быть совершенно не очевидно для внешнего наблюдателя, может быть непонятен алгоритм принятия именно такого решения (мы часто совершенно не понимаем, почему другой человек принял то или иное решение).
Что касается сферы юриспруденции, развития правового регулирования цифровых технологий, в том числе ИИ, то мы видим очевидное противоречие между существующими правовыми институтами и экономической потребностью быстрого внедрения таких технологий.
Понятие «искусственный интеллект» является новым, причём не только для права, но и для других наук. При этом не только нет единого подхода к понятию ИИ, но и отсутствует базовое, единое понимание «естественного», человеческого интеллекта, что не способствует выработке единых подходов и к ИИ.
Проблема правового регулирования искусственного интеллекта осложняется также тем, что не определены понятия смежных с ним явлений, например, нет понимания, что представляет собой «носитель искусственного интеллекта», т. е. «какой-либо предмет, управление которого полностью или частично зависит от самообучаемого программного обеспечения» [2, с. 43]. Или, например, часто употребляют термин «агент искусственного интеллекта» («интеллектуальный агент»), под которым некоторые авторы понимают «то, что может рассматриваться как воспринимающее свою среду с помощью датчиков и воздействующее на эту среду с помощью исполнительных механизмов» [3, с. 48]. Аналогичные дискуссии обусловлены проблемой соотношения понятий «робот» и «ИИ», тем более неискушённые пользователи часто эти термины просто путают.
Важнейшее значение приобрело понятие «машинное обучение», употребляемое едва
ли не чаще, чем понятие самого искусственного интеллекта. Отмечают, в частности, что машинное обучение «является подгруппой искусственного интеллекта, отвечающей за получение информации опытным путём и её дальнейшее использование» [4].
Прежде чем рассматривать ИИ как юридическую категорию, считаем необходимым рассмотреть существующие различные аспекты понимания ИИ. Классический подход предполагает, что, во-первых, это алгоритмическая или иная программа, которая, благодаря обучению на массивах больших данных, способна создавать независимые от человека результаты.
Во-вторых, это комплекс технологических решений, имитирующий когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и позволяющий при выполнении задач достигать и превышать результаты интеллектуальной деятельности человека.
В европейских странах ИИ, по сути, является синонимом любых сложных экспертных систем, в основе которых лежит поиск, обработка и анализ информации. В Японии под ИИ понимаются программы, которые могут выполнять интеллектуальные функции человека вне зависимости от сферы их применения.
В XX в. философ Джон Серл ввёл понятие сильного и слабого искусственного интеллекта. Сильный искусственный интеллект может осознавать себя и мыслить подобно человеку, он обладает сознанием, чувствительностью, разумом и принимает решения более чем в одной конкретной области [5]. Слабый на это не способен, он решает узко специализированные задачи (например, в области программного обеспечения беспилотного транспортного средства).
В связи с этим существует деление искусственного интеллекта на четыре типа: реактивные, или реагирующие, системы; системы с ограниченной памятью; разумные системы; системы с искусственным самосознанием, способные формировать представление о себе. Первые два типа относятся к слабому интеллекту. Системы этих типов активно развиваются в настоящее время. Появление «разумных систем» и «систем с самосознанием» будет знаменовать создание сильного
искусственного интеллекта, который на данный момент ещё не создан либо создан, но в силу многих причин такая информация не раскрывается.
Другой подход проводит дифференциацию на основании сфер применения интеллектуальных способностей. Выделяются четыре группы:
1) механический интеллект - касается способности системы автоматически выполнять рутинные, повторяющиеся задачи;
2) аналитический интеллект - это способность системы обрабатывать информацию для решения проблем и извлекать из неё уроки;
3) интуитивный интеллект - это способность системы творчески мыслить и эффективно приспосабливаться к новым ситуациям;
4) эмпатический интеллект - это способность системы распознавать и понимать эмоции других людей, адекватно реагировать на них, влиять на эмоции других [6].
Встречается разделение искусственных интеллектуальных систем на группы в зависимости от специализации. Например, выделяются системы генерации текста, распознавания речи, дополненной реальности, управления решениями, глубокого обучения и многие другие [7].
Вместе с тем существование массы различных аспектов понимания ИИ существенно мешает формированию единого подхода к определению понятия ИИ.
Рассмотрим понятие «искусственный интеллект» в контексте уже выработанных подходов и определений, в том числе техническими науками.
Многие исследователи придерживаются существующего определения, которое содержится в ГОСТ Р 43.0.8-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Искусственно-интел-лектуализированное человекоинформацион-ное взаимодействие. Общие положения» [8, с. 83]. В соответствии с п. 3.14 данного стандарта искусственный интеллект определяется как моделируемая (искусственно воспроизводимая) интеллектуальная деятельность мышления человека5.
П. М. Морхат предлагает определение искусственного интеллекта с учётом авто-
номности, носителя, способностей и возможностей. По его мнению, это «полностью или частично автономная самоорганизующая (самоорганизующаяся) компьютерно-аппаратно-программная виртуальная (virtual) или киберфизическая (cyberphysical), в том числе биокибернетическая (biocybernetic), система (юнит), наделённая / обладающая определённым автором перечнем возможностей и способностей» [9, с. 69]. Обратим внимание, что здесь появляются такие характеристики, как автономность и самоорганизация. То есть система ИИ способна не просто моделировать (искусственно воспроизводить) интеллектуальную деятельность мышления человека, но и, по сути, самостоятельно эволюционировать, самообучаться и самосовершенствоваться. При этом данная система способна генерировать результаты, которые не могут быть понятыми сторонним человеческим наблюдателем, так как в сравнении с ним система обладает колоссальными вычислительными ресурсами и «большими данными», доступными для обработки. Это может иметь далеко идущие последствия как во всех областях человеческой деятельности (замена людей роботами, доминирование искусственных систем на рынке труда), так и в юридической области (несанкционированный доступ к личным данным, большой объём дезинформации в информационном пространстве, нелегальное использование крип-товалюты и подобных ей финансовых систем, повышение опасности и динамики, усложнение структуры киберпреступности) [10, с. 16].
Е. А. Ерахтина и В. А. Тирранен придерживаются следующей позиции: в широком смысле «искусственный интеллект - это свойство интеллектуальных систем (в том числе компьютерных программ, включая нейросети) выполнять функции и решать задачи, в том числе специально не оговоренные в системе изначально, обучаться и адаптировать своё поведение под конкретные условия, а также принимать решения исходя из этих условий и поставленных целей» [11, с. 37].
И. А. Каляев сформулировал такое определение искусственного интеллекта: «Это свойство искусственных систем решать интеллектуальные задачи, для которых отсутствует алгоритм решения» [12, с. 9].
Л. С. Болотова определяет искусственный интеллект как «искусственную систему, способную имитировать интеллект человека, то есть способность получать, обрабатывать, хранить информацию и знания и выполнять над таковыми разные действия, совокупно называемые мышлением» [13, с. 28].
М. Г. Щербаков указывает, что искусственный интеллект представляет собой «человекоподобную систему, имитирующую деятельность человека» [14, с. 74].
По мнению В. Н. Ручкина и В. А. Фули-на, искусственным интеллектом следует считать совокупность метапроцедур - представления знаний, рассуждений, поиска релевантной информации в среде имеющихся знаний, их пополнение, корректировку и тому подобное, имитирующих деятельность человека [15, с. 27].
По мнению В. Н. Синельниковой и О. В. Ревинского, искусственный интеллект -это компьютерная программа, созданная человеком и способная создавать новую информацию или выраженные объективно результаты своей деятельности [16, с. 22].
Мы видим, что единое понимание сущности искусственного интеллекта отсутствует, а между предлагаемыми дефинициями имеются значительные различия и противоречия, которые касаются всех признаков.
Вместе с тем для понимания природы искусственного интеллекта обратим внимание на наличие либо отсутствие определений в правовом поле.
Отметим, что в зарубежном законодательстве существуют аналогичные пробелы -законодатель не спешит урегулировать рассматриваемые вопросы и нормативные дефиниции искусственного интеллекта также почти не встречаются. В Японии, например, под данным термином понимается технология для реализации таких интеллектуальных функций, как обучение, умозаключение и суждение, воплощаемых с помощью искусственных средств и использования соответствующих функций, реализуемых с помощью искусственных средств [9, с.67].
В отечественном законодательстве на ведомственном уровне действует ранее упомянутый ГОСТ Р 43.0.8-2017, п. 3.14 которого максимально кратко раскрывает понятие «искусственный интеллект».
С 1 июля 2020 г. более полное определение появилось в приведённом выше Федеральном законе от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации -городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"».
В рамках этого закона ИИ - «это комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений».
По нашему мнению, данное определение достаточно полно охватывает суть рассматриваемого феномена. Мы видим попытку «найти» совокупность признаков ИИ, позволяющих получить детальную дефиницию, учитывая разные подходы к архитектуре искусственного интеллекта и его «интеллектуальным способностям». Однако, на наш взгляд, с учётом распространения технологии ИИ и её проникновения в новые сферы общественных отношений всё большую актуальность приобретает необходимость дальнейшей разработки определения «искусственный интеллект», позволяющего охватить все сферы отношений и избежать возникновения коллизий.
4. Признаки и понятие искусственного интеллекта
Рассмотрим возможные признаки ИИ.
По мнению Н. И. Новиковой, его основным признаком является «способность анализировать информацию, находить закономерности и тем самым решать определённые
задачи, которые определяют поведение человека» [17, с. 42].
К. Хьюбиг отмечает, что, для интеллектуальных машин характерно отсутствие прямой урегулированной последовательности действий, времени, интенсивности и других этапов деятельности. Вместо этого система сама решает, что и в каком случае необходимо предпринять [18].
Похожие свойства выделяют и другие зарубежные авторы, например, указывается, что искусственный интеллект предназначен для решения каких-либо проблем. В ходе этой деятельности интеллектуальная система должна уметь строить планы, основанные на имеющейся информации, новой информации и предполагаемой в будущем информации [19, с. 198].
И. В. Понкин и А. И. Редькина выделяют следующие свойства искусственного интеллекта:
- «субстантивность (включая определённую субъектность, в том числе как интеллектуального агента) и в целом автономность, а также элаборативная (имеющая тенденцию совершенствования) операциональ-ность»;
- «высокоуровневые возможности воспринимать и моделировать окружающие образы и символы, отношения, процессы и обстановку, самореферентно принимать и реа-лизовывать свои решения, анализировать и понимать свои собственные поведение и опыт, самостоятельно моделировать и корригировать для себя алгоритмы действий, воспроизводить когнитивные функции, в том числе связанные с обучением, взаимодействием с окружающим миром и самостоятельным решением проблем»;
- «способности самореферентно адаптировать своё собственное поведение, автономно глубинно самообучаться, осуществлять омологацию себя и своих подсистем, субстантивно выполнять определённые антропоморфно-эмулирующие когнитивные функции, учитывать, накапливать и воспроизводить опыт» [20, с. 95].
Представляется, что необходимо выявление и актуализация тех признаков ИИ, которые имеют или в перспективе будут иметь юридическое значение.
По нашему мнению, такими признаками ИИ являются:
1) автономность и самоорганизация без участия человека (квазисубъектность);
2) способность к обучению, самообучению и самосовершенствованию (эволюция);
3) способность к самостоятельному поиску, анализу, обобщению информации и выработке интеллектуальных решений на основе изученных данных (самосознание, мышление);
4) способность иметь признаки разумного поведения - ставить и решать интеллектуальные задачи, для которых отсутствует заранее заданный алгоритм решения (вероятности совершения действий, не предусмотренных создателем или программистом изначально);
5) способность при выполнении задач достигать и превышать результаты интеллектуальной деятельности человека вне зависимости от сферы применения ИИ.
На основе изложенных признаков предлагаем следующее определение ИИ. Искусственный интеллект - это автономная система (технологическое решение), обладающая способностью к обучению, самообучению и самосовершенствованию, осуществляющая самостоятельный поиск, анализ и обобщение информации, имеющая признаки разумного поведения - возможность ставить и решать интеллектуальные задачи, для которых отсутствует заранее заданный алгоритм решения (высокая вероятность совершения действий, не предусмотренных создателем или программистом изначально), достигая и превышая при этом результаты интеллектуальной деятельности человека вне зависимости от сферы применения.
В заключение добавим, что явление ИИ новое, сложное, требующее комплексного изучения, чем и обусловлено в том числе отсутствие до настоящего времени на доктри-нальном и законодательном уровне его общепринятого определения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 // СЗ РФ. -2018. - № 20. - Ст. 2817.
2 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 № 490 // СЗ РФ. - 2019. - № 41. - Ст. 5700.
3 О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» : Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ // СЗ РФ. - 2020. - № 17. -Ст. 2701.
4 Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ // СЗ РФ. - 2020. - № 31 (ч. I). -Ст. 5017.
5 ГОСТ Р 43.0.8-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Искусственно-интеллектуализированное челове-коинформационное взаимодействие. Общие положения (утв. и введён в действие Приказом Рос-стандарта от 27.07.2017 № 757-ст). - М. : Стан-дартинформ, 2018.
6 Национальная стратегия ОАЭ по искусственному интеллекту 2017 г. - URL: http://www.uaeai.ae/en (дата обращения: 29.09.2023).
7 European Parliament resolution of 16 February 2017 with recommendations to the Commission on Civil Law Rules on Robotics // European Parliament. - URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/ document/TA-8-2017-0051_EN.html (дата обращения: 29.09.2023).
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев А. А., Шпопер Д. Искусственный интеллект: правовые аспекты // Известия Алтайского государственного университета. - 2018. - № 6 (104). - С. 23-26.
2. Камышанский В. П., Корецкий А. В. Понятие и правовой статус носителя искусственного интеллекта // Власть закона. - 2019. - № 1 (37). - С. 42-50.
3. Мелихова О. А., Вепринцева О. В., Чумичев В. С. и др. Понятие агента в системах искусственного интеллекта // Технические науки - от теории к практике. - 2015. - № 53. - С. 44-50.
4. Bini S. A. Artificial intelligence, machine learning, deep learning, and cognitive computing: what do these terms mean and how will they impact health care? // The Journal of arthroplasty. - 2018. - Vol. 33, iss. 8. -P. 2358.
5. Siau K., Yang Y. Impact of artificial intelligence, robotics, and machine learning on sales and marketing // Twelve Annual Midwest Association for Information Systems Conference (MWAIS 2017). - 2017. -Available at: https://aisel.aisnet.org (accessed 29 September 2023).
6. Huang M. H., RustR. T. Artificial intelligence in service // Journal of Service Research. - 2018. - Vol. 21, iss. 2. - P. 155-172.
7. Lu H. et al. Brain intelligence: go beyond artificial intelligence // Mobile Networks and Applications. -2018. - Vol. 23, № 2. - P. 368-375.
8. Лаптев В. А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - № 2. - С. 79-102.
9. Морхат П. М. Искусственный интеллект: правовой взгляд : монография. - М. : Буки Веди, 2017. - 257 с.
10. Васильев А. А., Печатнова Ю. В. Искусственный интеллект и права: проблемы, перспективы // Российско-Азиатский правовой журнал. - 2020. - № 2. - С. 14-19.
11. Ерахтина Е. А., Тирранен В. А. Преступления, совершаемые с использованием искусственного интеллекта: проблемы квалификации и расследования // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2019. - № 2 (35). - С. 36-41.
12. Каляев И. А. Искусственный интеллект: Камо грядеши? // Экономические стратегии. - 2019. -№ 5 (163). - С. 6-15.
13. Болотова Л. С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях : учебник. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 664 с.
14. Щербаков М. Г. Проблемы правового регулирования трансформации правового статуса искусственного интеллекта: постановка проблемы // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2019. - № 3. - С. 73-82.
15. Ручкин В. Н., Фулин В. А. Универсальный искусственный интеллект и экспертные системы. - СПб. : БХВ-Петербург, 2009. - 240 с.
16. Синельникова В. Н., Ревинский О. В. Права на результаты искусственного интеллекта // Копирайт. Вестник Российской академии интеллектуальной собственности. - 2017. - № 4. - С. 17-27.
17. Новикова Н. И. Искусственный интеллект: риски и угрозы // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении : сб. статей по материалам IV Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) (Ялта, 21-23 мая 2019 г.). - Ялта : Ариал, 2019. - С. 41-44.
18. Hubig C. Benefits and Limits of Autonomous Systems in Public Security // European Journal for Security Re-search. - 2019. - Vol. 5. - P. 13.
19. Somasundaram M. S., Jaidev. A perspective on natural and artificial intelligence // The Information Society. - 1989. - Vol. 6, iss. 4. - P. 197.
20. Понкин И. В., Редькина А. И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2018. - № 1. - С. 91-109.
Информация об авторе
Соломонов Евгений Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected] SPIN-код: 7786-5877, Author ID: 440767
Информация о статье
Дата поступления - 29 сентября 2023 г. Дата принятия в печать - 10 октября 2023 г.
Для цитирования
Соломонов Е. В. Понятие и признаки искусственного интеллекта // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 4. С. 57-65. й01: 10.24147/1990-5173.2023. 20(4).57-65.
CONCEPT AND SIGNS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE
E.V. Solomonov
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Introduction. Russian and foreign legislation lack a common understanding of both the essence of artificial intelligence and a unified approach to the legal definition of the concept of AI. Purpose. Analyze existing definitions of artificial intelligence, highlight the characteristics of artificial intelligence as a legal category. Formulate a definition. Methodology. The general principles of scientific knowledge (comprehensiveness, systematicity, objectivity), the general philosophical method (dialectical), general scientific methods of knowledge (comparison, ascent from the abstract to the particular), general logical methods (analysis, synthesis, induction, deduction, generalization, classification, abstraction), special legal methods (formal legal, method of interpretation of legal norms, dogmatic). Results. Various aspects of understanding AI, differences and contradictions between them are analyzed. Signs of AI that have legal significance are identified. The author's definition of AI is formulated. Conclusion. AI is a new, complex phenomenon that requires a comprehensive study, which determines the need to develop a unified, legal definition of the concept of AI.
Keywords: artificial intelligence; signs of artificial intelligence; strong artificial intelligence; machine learning.
REFERENCES
1. Vasiliev A.A., Shpoper D. Artificial intelligence: legal aspects. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta = News of Altai State University, 2018, no. 6 (104), pp. 23-26. (In Russ.).
2. Kamyshanskii V.P., Koretskii A.V. Concept and legal status of a carrier of artificial intelligence. Vlast' zakona = The rule of law, 2019, no. 1 (37), pp. 42-50. (In Russ.).
3. Melikhova O.A., Veprintseva O.V., Chumichev V.S. et al. The concept of an agent in artificial intelligence systems. Tekhnicheskie nauki - ot teorii k praktike = Technical sciences - from theory to practice, 2015, no. 53, pp. 44-50. (In Russ.).
4. Bini S.A. Artificial intelligence, machine learning, deep learning, and cognitive computing: what do these terms mean and how will they impact health care? The Journal of arthroplasty, 2018, vol. 33, iss. 8, p. 2358.
5. Siau K., Yang Y. Impact of artificial intelligence, robotics, and machine learning on sales and marketing. Twelve Annual Midwest Association for Information Systems Conference (MWAIS 2017), 2017. Available at: https://aisel.aisnet.org (accessed 29 September 2023).
6. Huang M.H., Rust R.T. Artificial intelligence in service. Journal of Service Research, 2018, vol. 21, iss. 2, pp. 155-172.
7. Lu H. et al. Brain intelligence: go beyond artificial intelligence. Mobile Networks and Applications, 2018, vol. 23, no. 2, pp. 368-375.
8. Laptev V.A. The concept of artificial intelligence and legal responsibility for its work. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki = Law. Journal of the Higher School of Economics, 2019, no. 2, pp. 79-102. (In Russ.).
9. Morhat P.M. Artificial intelligence: legal view, monograph. Moscow, BukiVedi Publ., 2017. 257 p. (In Russ.).
10. Vasiliev A.A., Pechatnova Yu.V. Artificial intelligence and rights: problems, prospects. Rossiisko-Aziatskii pravovoi zhurnal = Russian-Asian legal journal, 2020, no. 2, pp. 14-19. (In Russ.).
11. Erakhtina E.A., Tirranen V.A. Crimes committed using artificial intelligence: problems of qualification and investigation. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, no. 2 (35), pp. 36-41. (In Russ.).
12. Kalyaev I.A. Artificial Intelligence: What's Coming? Ekonomicheskie strategii = Economic strategies, 2019, no. 5 (163), pp. 6-15. (In Russ.).
13. Bolotova L.S. Artificial intelligence systems: models and technologies based on knowledge, textbook. Moscow, Finansy i Statistika Publ., 2012. 664 p. (In Russ.).
14. Shcherbakov M.G. Problems of legal regulation of the transformation of the legal status of artificial intelligence: statement of the problem. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki = Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Legal sciences, 2019, no. 3, pp. 73-82. (In Russ.).
15. Ruchkin V.N., Fulin V.A. Universal artificial intelligence and expert systems. Saint Petersburg, BHV-Petersburg Publ., 2009. 240 p. (In Russ.).
16. Sinelnikova V.N., Revinsky O.V. Rights to the results of artificial intelligence. Kopirait. Vestnik Rossiiskoi akademii intellektual'noi sobstvennosti = Copyright. Bulletin of the Russian Academy of Intellectual Property, 2017, no. 4, pp. 17-27. (In Russ.).
17. Novikova N.I. Artificial intelligence: risks and threats, in: Information systems and technologies in modeling and management, collection of articles based on materials from the IV All-Russian Scientific and Practical Conference (with international participation) (Yalta, May 21-23, 2019). Yalta, Arial Publ., 2019, pp. 41-44. (In Russ.).
18. Hubig C. Benefits and Limits of Autonomous Systems in Public Security. European Journal for Security Re-search, 2019, vol. 5, p. 13.
19. Somasundaram M.S., Jaidev. A perspective on natural and artificial intelligence. The Information Society, 1989, vol. 6, iss. 4, p. 197.
20. Ponkin I.V., Redkina A.I. Artificial intelligence from the point of view of law. Vestnik RUDN. Seriya: Yuridicheskie nauki = Bulletin of RUDN University. Series: Legal sciences, 2018, no. 1, pp. 91-109. (In Russ.).
About the author
Solomonov Evgeniy - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law Dostoevsky Omsk State University Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected] SPIN-code: 7786-5877, Author ID: 440767
Article info
Received - September 29, 2023 Accepted - October 10, 2023
For citation
Solomonov E.V. Concept and Signs of Artificial Intelligence. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2023, vol. 20, no. 4, pp. 57-65. DOI: 10.24147/1990-5173.2023.20(4).57-65. (In Russ.).